Rambler's Top100

№ 307 - 308
29 октября - 11 ноября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Доступно ли россиянам жилье?

Программа: «Доступное жилье»

Что определяет рост цен на жилье в России?

Что показывает коэффициент доступности жилья…

И с какими оговорками им можно пользоваться

Какая доля семей может решить жилищную проблему, пользуясь собственными средствами и кредитами

Сколько семье копить на квартиру, если отказывать себе во всем

Насколько доступны ипотечные кредиты?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Александр Лактионов. В новую квартиру. Alexandre Laktionov. New apartment. (1952) Доступно ли россиянам жилье?

Над темой номера работали:

Надежда КОСАРЕВА Андрей ТУМАНОВ

Надежда
КОСАРЕВА1

Андрей
ТУМАНОВ2

Программа: "Доступное жилье"

Разработка и реализация методов и механизмов повышения доступности жилья для различных категорий населения - главная цель приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Ее достижение требует как создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье через развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и других форм жилищного финансирования, так и предложения жилья через развитие жилищного строительства.

В конце 2004 года в России была сформирована законодательная база, которая обеспечила основные правовые условия:

  • развития института долгосрочного жилищного кредитования граждан (ипотечного кредитования на цели приобретения жилья, кредитования индивидуального жилищного строительства, других форм жилищного кредитования);
  • увеличения объемов жилищного строительства через внедрение открытых конкурентных процедур предоставления застройщикам прав на сформированные земельные участки, упрощение процедур согласования и государственной экспертизы проектной документации, развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства, а также установление прозрачных и эффективных процедур финансирования развития коммунальной инфраструктуры для объектов нового жилищного строительства;
  • повышения эффективности функционирования рынка жилья за счет снижения транзакционных издержек на рынке, защиты прав граждан – добросовестных приобретателей жилья, оптимизации системы налогообложения участников жилищного рынка с целью повышения его прозрачности и стимулирования развития эффективных институциональных форм организации.

Основной инструмент решения задач приоритетного национального проекта - федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы3. Достижение намеченных программой целей требует постоянного мониторинга ранка жилья с целью количественного и качественного обоснования принимаемых решений. Программой предусмотрены целевые индикаторы ее реализации (рис. 1). Ключевыми при мониторинге рынка жилья должны стать индикаторы, отражающие изменение доступности жилья для населения, то есть возможностей улучшать жилищные условия.

Рисунок 1. Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»: индикаторы решения основных задач

Национальный проект привлек внимание не только к самому термину «Доступное жилье», но и к поиску более адекватных методов оценки доступности жилья для населения. Среди целевых индикаторов реализации ФЦП «Жилище» предложено два показателя, отражающие повышение доступности жилья для населения:

(а) коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек);

(б) доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств.

Планируется, что к 2010 году первый коэффициент будет иметь значение 3 (то есть стоимость стандартной квартиры будет равна среднему годовому денежному доходу семьи за три года), а второй – 30% (то есть для 30% семей будет доступно приобретение стандартного жилья с помощью собственных и заемных средств).

В настоящее время 77% жилищного фонда в стране находится в частной собственности4, и преобладающая доля населения ориентируется на приобретение жилья в собственность (49,3% домохозяйств хотели бы улучшить жилищные условия путем приобретения (строительства) жилья на рынке, в том числе с частичной государственной поддержкой – см. рис. 2). Поэтому мы делаем акцент на рассмотрении показателей доступности приобретения жилья в собственность.


Рисунок 2. Жилищные потребности населения в 2004 году (% от всех домохозяйств)

Источник: Оценка масштабов и динамики изменения платежеспособного спроса на жилье и объемов жилищного строительства в России. М.: Фонд «Институт экономики города», 2004.


1 Президент фонда «Институт экономики города», к.э.н.
2 Руководитель проекта фонда «Институт экономики города», к.э.н.
3 С изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865.
4 См.: Социальное положение и уровень жизни населения России. 2006 : Стат. сб. / Росстат. М., 2006. С. 292

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.