Rambler's Top100

№ 259 - 260
2 - 15 октября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

«Эксперт» о демографических проблемах России на глобальном фоне
«Трибуна» о мужчинах, женщинах проблемах семьи в России
«Open Democracy» о демографических проблемах России
«Gazeta.kz» о демографических проблемах стран СНГ
«Независимая газета» о конференции «Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи как ключевые факторы решения демографической проблемы России»
«Московские новости» о взглядах РПЦ на демографические проблемы России
«Трибуна», «Известия», «Вечерняя Москва», «Бизнес» и «Российская бизнес-газета» о налоге на бездетность
«Российская газета» об освобождении матпомощи по рождению ребенка от налогов
«Труд» о новых подходах к отпуску по уходу за больным ребенком
«Вечерний Петербург» о проблемах экстракорпорального оплодотворения
«Зеркало недели» о проблемах установления отцовства
«Gazeta.kz» о «чайлдфри»
«Парламентская газета» о демографической политике в Кузбассе
«Российская газета», «Коммерсантъ», «МиК», «Профиль» и «Gazeta.kz» о программе по переселению соотчественников


«Политический журнал» о новых зарубежных согражданах
«Коммерсантъ» и «Новые известия» об экономике миграции
«Бизнес журнал» о нелегальной трудовой миграции
«Казинформ» о миграции в Казахстане
«Der Standard» об иммиграции в Австрии
«REGNUM» о политике по переселению Грузин в Джавахк
«Российские вести» о проблемах Восточной Европы
«Независимая газета» о национальных проблемах России
«Le Monde» о фашизме в России
«Московская правда» о качестве жизни в регионах России
«Российская газета» о ситуации на рынке труда в России
«Новые известия» о производительности труда в России
«The Financial Times» о работе и здоровье
«Время новостей» о секрете «испанки»
«The Times» об отношении к СПИДу в Британии
«Gazeta.kz» о массовом заражении детей ВИЧ в Южном Казахстане
«Коммерсантъ» о госпрограмме дополнительного лекарственного обеспечения
«Время новостей» о МРОТ и платном здравоохранении
«Коммерсантъ-Власть» о соотношении населения и дорог в России

… о «чайлдфри»

Жизнь в кайф - без чайлд?

Бездетность бывает двух видов - вынужденная и добровольная. Про вынужденную вздыхают в прессе частенько: ну, жизнь не сложилась, ну, здоровье потеряли…
А вот явление (уже заимствованное у дикого Запада и активно осваиваемое россиянами) чайлдфри - пока еще мало известно среднестатистическому казахстанцу.
Меж тем, в России начались нешуточные баталии как в прессе, так и в Интернете сторонников и противников нового движения. Что ж это такое?

Свобода для работы или от работы
В общем-то нетрудно догадаться, зная азы английского, что childfree в переводе с "языка международного общения номер один" означает свободу от детей, или как чаще это называют, - добровольную бездетность.
Чайлдфри утверждают, что их жизнь насыщенна и без потомства. Некоторые из них могут любить детей, некоторые к ним безразличны, кто-то испытывает неприязнь. Общее для всех чайлдфри одно - отсутствие ребенка и нежелание становиться родителем.
Предполагают, что само слово ввела в 70-х годах прошлого столетия Национальная Организация для Не-Родителей США.
В английском языке это слово стало частью обыденной речи, часто его произносят как "CF". Популярность и слово и движение приобрели в 1990-е, когда появилась одна из первых современных групп - The Childfree Network (США). Преподаватель средней школы Лесли Лафайет из Калифорнии создала общественную сеть ChildFree Network (CFN): более 5 тысяч участников, 33 отделения по всей стране, политические и социальные претензии к обществу, поощряющему исключительно "детные" семьи.
Одним из требований CFN было - отмена привилегий для тех, кто имеет детей. Хотя появление такой организации было встречено в американском обществе неоднозначно, однако организация возымела успех, от нее отпочковались новые и распространились по Европе и Австралии.
Некоторые чайлдфри предпочитают противозачаточным средствам стерилизацию. Однако, далеко не все врачи соглашаются сделать такую операцию, особенно, когда "пациенту" 20-30 лет (и из-за ограничений в некоторых законодательствах и, главное - боязни судебного процесса с пациентом, который впоследствии может изменить убеждения).
Эти проблемы побудили многих чайлдфри создавать группы поддержки (где люди общаются между собой и становятся увереннее, зная, что они не одиноки), а также сообщества, подобные No Kidding!, стремящиеся обеспечить социальное взаимодействие, свободное от требования иметь детей.
Перепись 2003 года в США обнаружила рекордное количество бездетных, таковыми были 44% женщин в возрасте от 15 до 44 лет. Национальный Центр Статистики Здравоохранения утверждает, что процент американских женщин детородного возраста, которые определяют себя как "добровольно бездетных", быстро растет: 2,4% в 1982 году, 4,3% в 1990-м, 6,6% в 1995 году.
Незамужние белые женщины по уровню бездетности более чем вдвое превосходят афроамериканок.
Утверждают, что чайлдфри-пары более образованы, более востребованы как профессионалы и руководители, имеют больший доход, склонны жить в городах, менее религиозны, менее склонны к соблюдению традиционных обычаев.
Более того, американские ученые говорят, что женщины хотят быть чайлдфри ради свободы работать, мужчины - ради свободы от работы. Многие исследователи отмечали, что чайлдфри в большей степени свойствен эгоизм и индивидуализм.

За и против
Объясняют свое поведение чайлдфри-женщины и чайлдфри-мужчины по-разному. Это и желание жить в комфорте, иметь много свободного времени для досуга, хобби, друзей, упиваться собственным саморазвитием, эмоциональной и физической близостью с партнёром, иногда несовместимым с появлением ребенка.
Кто-то переживает за свой карьерный рост, которому может навредить рождение ребенка. Другой или другая не желают тратить время, финансы и силы на дитя, которое однажды вырастет и окажется неблагодарным. Женщины могут так сильно переживать за свою фигуру, бояться родов, бессонных ночей, грязных попок и сопливых носиков, что раз и навсегда сказать себе или партнеру: "Ни за что!".
Иногда стать чайлдфри "помогают" воспоминания о травмирующем или бедном детстве, об оскорбляющих, угнетающим или отсутствующих родителях. Или даже - вера в то, что "приносить" новых людей в этот мир безнравственно, потому что каждый рождённый должен… умереть.
Одна из приверженцев этого движения призналась: "Я вышла замуж в 32 года и только тогда начала жить для себя. До этого училась и работала только на свою семью, одна обеспечивала всех: маму-пенсионерку, брата-инвалида, который не работает, оплачивала квартиру, дачу. Лучшие годы потратила на других людей. И что же мне, сейчас начать рожать детей и опять забыть о себе?".
Окружающие иногда высмеивают чайлдфри, как больших эгоистов. Те, в свою очередь, парируют нападки своими аргументами: детей часто желают по не менее эгоистичным причинам. Чтобы было кому подать стакан воды на смертном одре, позаботиться о родителях на старости лет. Служители церкви подходят к ним так же осуждающе, как к геям, гомосексуальным парам и однополым бракам. Они называют чайлдфри "зараженными" и "бесплодными язычниками".
Однако, есть и новые церкви, сформированные движением чайлдфри. Например, Кибер-Церковь Иисуса Христа - группа христиан, которые не чувствуют желания иметь потомков, подобно тому, как не имел их Иисус. Думается, уместно вспомнить в связи с этим о монахах, дающих обет безбрачия и соответственно без-отцовства.
В последние годы чайлдфри становятся все более политизированными. В книгах и статьях приверженцев этого движения доказывается, что чайлдфри перед лицом не только социальной, но и политической дискриминации.
Растущее недовольство часто сосредоточивается на налоговых льготах для семей с детьми, переходит на трудовое законодательство, облегчающее жизнь родителям, касается попыток правой и клерикальной цензуры на основании "семейных ценностей".
Многие чайлдфри сожалеют, что вынуждены финансировать общественные школы через единое для всех налогообложение. В Австралии предлагалось создать политическую партию, поддерживающую образ жизни чайлдфри как противоположность семейному. Растущая политизация движения и внимание СМИ привели к появлению второй волны организаций чайлдфри, являющихся политическими во всех отношениях.
Хотя множество неудачных попыток создать группу влияния предпринимались в США, первой появилась британская организация "Kidding Aside". Движение чайлдфри пока еще имеет незначительный политический вес и борется за то, чтобы его воспринимали серьезно.

Где вы, наши "Иные"?
В России виртуальное сообщество чайлдфри появилось 20 декабря 2004 года и объединило в своих рядах почти 500 человек. Теперь у сторонников добровольной бездетности есть свой сайт http://community.livejournal.com/ru_childfree/profile, где чайлдфри активно общаются между собой, высказывают недовольство в адрес внешнего мира, который часто не понимает и не принимает взгляды бездетных по убеждению.
"Безопасный секс, выбор, гедонизм, контрацепция, неполиткорректность, свобода, секс, тишина", - таков в сжатом виде девиз по жизни. Большинство людей здесь имеют семью, но эта семья состоит из двух человек. Иногда семья состоит из трех членов - мужа, жены и… собаки (черепахи, попугая и далее по списку).
В Казахстане, конечно же, тоже есть последователи этого движения, которые сознательно отказываются от появления детей в своей жизни. Но пока (!) любители всяческих объединений еще не успели сплотиться в клуб по интересам.
Во всяком случае, те общественные организации, в которые мы обращались (в том числе и Феминистская лига), ничего о таком движении не слышали.
Как сообщают корреспонденты Института по освещению войны и мира, в Узбекистане существует принудительная массовая стерилизация женщин. Государство буквально навязывает своим согражданам возможность становиться чайлдфри в рамках программы планирования семьи. Как уверяет IWPR, женщинам насильно делают гистерэктомию и вживляют противозачаточные средства. Таким образом, власти пытаются снизить рождаемость и контролировать рост населения страны. А все потому, что не справляются с высокой рождаемостью и одновременно низким материальным уровнем жизни людей. Чем меньше рожают женщины, тем лучше для экономики страны. Вот где чайлфри разгуляться можно и получить государственную поддержку. Есть, по крайней мере еще одно государство по соседству с Казахстаном, в котором чайлдфри наверняка встретят сочувствие к своим идеям добровольной бездетности, - Китай.

Не судите, а пожалейте!
Психологи утверждают, что стремление не иметь детей, иными словами избегать ответственности, под какими бы предлогами об этом ни говорилось - верный признак инфантилизма. Он проявляется в ориентации на вечную молодость, в моде на яркую молодежную одежду, в культе развлечений.
Женщины-чайлдфри поглощены работой, стремятся к свободному сексуальному поведению. А рождение ребенка этому явно мешает. Мужчинам-чайлдфри нравится ничего-не-деланье по жизни, жизнь в кайф: мало работы, много денег и развлечений.
В демонстративном, публичном отрицании своих собственных мотивов и те, и другие находят некое успокоение. Впрочем, не все то черно, что вымазали соответствующей краской. Среди сторонников этого движения на Западе есть и люди, которые занимаются благотворительностью, в том числе и помогающие детским домам, бедным людям, старикам…
Теперь можно признаться. С самого начала подготовки материала боялась сбиться на тон судьи, выступить в роли ментора, но, в конце концов, не стерпела. Не время и не место говорить в статье о демографических проблемах или об ущемлении отдельных граждан в их личных правах. Но полностью дистанцироваться и посмотреть на это явление свысока, наверное, ни у кого не выйдет. Либо ты стремишься к отцовству-материнству, либо - нет. Тут трудно занять позицию "где-то между" (примерно, как быть немножко беременной)...
Жалеть можно и нужно всех бездетных. Одним здоровья бог не дал, другим - ума. Или наделил ущербным отцовско-материнским инстинктом. В любом случае - жалко.
Ясно одно, пока чайлдфри отстаивают только свое право выбора образа жизни, отличное от "детолюбивого" большинства, с такими соседями вполне можно мирно уживаться.
При худшем варианте событий - попытках "подправить" законодательство, вещать о нуждах и ущемлении чайлдфри с высоких трибун парламента или исполнительной власти - жаркие дебаты в будущем неизбежны.
А у меня в связи со всем возникает только один вопрос: кто-нибудь из чайлдфри хотя бы раз задумывался - а смог бы он сейчас иметь и высказывать свои убеждения и претензии, если бы его отец и/или мать были такими же как он?

Марина ВЕНЕДИКТОВА. «Gazeta.kz», 21 сентября 2006 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.