Rambler's Top100

№ 235 - 236
20 февраля - 5 марта 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Демографический путь Узбекистана

Население Узбекистана неуклонно растет

Рождаемость в сельской местности снижается быстрее, чем в городе

Плюсы и минусы снижения рождаемости в Узбекистане

Смертность снижается?

Сельская семья устойчивее городской

Миграция: выезд из сел в города еще впереди?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Александр Волков. Гранатовая чайхана. Alexander Volkov. The pomegranate chaikhana (1924)

Демографический путь Узбекистана Людмила МАКСАКОВА

Над темой номера работала Людмила МАКСАКОВА

Смертность снижается?

Важнейшей составляющей демографической ситуации и демографического развития страны является уровень смертности. В Узбекистане он всегда был относительно низким, что обусловлено особенностями возрастной структуры населения, благоприятным соотношением молодых и старших возрастов. За последние 15 лет произошли достаточно заметные количественные и качественные изменения в смертности населения республики. В целом их можно расценивать как позитивные. Общий коэффициент смертности (ОКС) снизился с 6,2 до 5,3 промилле16. Под воздействием социально - экономических факторов он изменялся неравномерно и скачкообразно (рис. 6). В первые годы независимости ОКС формировался под достаточно сильным воздействием трудностей стартового периода. Не случайно в начале 90-х годов в численности умерших стала проявляться тенденция к росту. Только за 1991-1994 годы она увеличилась на 13,9%, соответственно с этим ОКС поднялся с 6,2 до 6,6 промилле. Однако во второй половине 90-х годов и в последующие годы проявилась четкая тенденция снижения, что отразилось на динамике как абсолютных, так и относительных показателей. За последние 10 лет количество умерших в Узбекистане уменьшилось на 9,2%, а общий коэффициент смертности сократился с 6,6 до 5,3%17.

Рисунок 6. Общие коэффициенты смертности городского и сельского населения, на 1000 человек

Источник: Демографический ежегодник Узбекистана, с. 109-110.

Начиная с середины 90-х годов, снижение смертности происходит практически во всех возрастных группах населения. Так, в возрасте 30-34 года он уменьшился с 2,14 до 1,78 промилле, 45-49 лет - с 7,40 до 5,04 промилле, 55-59 лет - с 16,06 до 14,0 промилле18 и т.д. Особенно заметное снижение возрастных коэффициентов смертности произошло во всех детских контингентах: в возрасте 0-4 лет - с 6,26 до 5,39 промилле, до 1 года (младенческая смертность) - с 28,2 до 16,4 промилле19. Сократилась также смертность населения трудоспособного возраста: с 3,2 промилле в 1996 году до 2,5 промилле в 2003 году. Эта тенденция особенно заметно обозначилась среди мужчин (снижение с 4,0 до 3,3 промилле) при относительной стабилизации этого показателя у женщин трудоспособного возраста в пределах 1,7-1,8 промилле20.

В селах уровень смертности населения - как мужчин, так и женщин - почти во всех возрастах в 1,3-1,4 раза ниже, чем в городах. Лишь в отдельных возрастах (10-14 и 15-19 лет) более низкие возрастные показатели смертности имеют место в городах.

Основными причинами смерти являются болезни системы кровообращения, на которые приходится более половины всех умерших (54,7% против 41,7% в 1991 году). Сохраняется относительно высокой также смертность от болезней органов дыхания (9,3% всех умерших) и новообразований (7,1%), а также от инфекционных, паразитарных заболеваний и от внешних причин. После 1991 года заметно увеличился стандартизованный коэффициент смертности от болезней системы кровообращения - с 259,3 случаев на 100 тысяч населения до 289,7 на 100 тысяч, в то время как коэффициент смертности от новообразований снизился с 53,6 до 37,4, то есть в 1,4 раза.

Несмотря на позитивную динамику уровня смертности населения, в Узбекистане в этой сфере имеется немало проблем. Среди них - сохранение относительно высокой смертности от устранимых причин, в том числе в трудоспособных возрастах, рост уровня смертности населения самых старших возрастных групп. Младенческая смертность при всех позитивных сдвигах значительно превосходит уровень, достигнутый в наиболее развитых странах. Сохраняется актуальность снижения смертности младенцев в перинатальном периоде. Недостаточными темпами сокращается материнская смертность. Имеет место мужская "сверхсмертность", особенно в самых старших возрастах. В последние годы растет смертность от таких болезней, как туберкулез, увеличивается количество ВИЧ-инфицированных21.

На уровень смертности населения негативно влияют сложности переходного периода. Сокращение бесплатного медицинского обслуживания, несбалансированность цен на лекарства и стоимости медицинских услуг со среднемесячной заработной платой особенно заметно сказываются на состояние здоровья и уровне смертности малообеспеченных слоев населения, пожилых людей, одиноких пенсионеров и т.д. Все эти проблемы требуют более эффективного решения.

За годы независимого развития в Узбекистане, по данным официального учета, существенно снизилась младенческая смертность: с 40-44 промилле в советское время до 16-18 промилле в 2000-е годы (рис. 7).

Рисунок 7. Коэффициент младенческой смертности (оба пола) на 1000 родившихся

Источник: Демографический ежегодник Узбекистана, с. 204.

В настоящее время это самый низкий коэффициент младенческой смертности во всем Центральноазиатском регионе. Однако, несмотря на значительную позитивную динамику, уровень младенческой смертности остается достаточно высоким, это особенно наглядно видно в сравнении с наиболее развитыми странами мира. В настоящее время в целом по Северной Европе она составляет 5 промилле, в Западной Европе - 4 промилле, в странах Восточной Европы - 12 промилле, в России - 13 промилле, на Украине -10 промилле, а в Японии она снизилась до 3 промилле22.

Приведенные данные показывают, что резервы для улучшения ситуации с младенческой смертностью в Узбекистане немалые. Тем более если учесть, что в последние годы темпы снижения ее в отдельных регионах стали заметно падать. В Республике Каракалпакстан, например, расположенной в самой неблагоприятной среде обитания, в зоне Аральского моря, в отдельные годы неблагоприятная динамика прослеживается в показателях как общей, так и младенческой смертности - от болезней органов дыхания, инфекционных и паразитарных и других заболеваний. Основными причинами младенческой смертности являются болезни органов дыхания, поэтому в регионах с неблагоприятной внешней средой уровень ее оказывается значительно выше средних показателей.

Численность умерших младенцев в сельской местности значительно больше, она составляет почти 64% от общего количества. Однако коэффициент младенческой смертности, рассчитанный по отношению к численности родившихся, в селах оказывается ниже, чем в городах, такая закономерность прослеживается, начиная с 1993 года.

Дальнейшее снижение младенческой смертности - приоритетное направление деятельности на национальном уровне, вытекающее из Программы действий, принятой на Международной Каирской Конференции по народонаселению. В Узбекистане это также является основным приоритетом социальной политики в области здоровья и смертности городского и сельского населения.

Сложившийся уровень смертности населения по половозрастным группам обеспечивает стабилизацию и некоторый рост ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин. За годы независимого развития она увеличилась с 69,2 до 71,6 года, в т.ч. у мужчин она составляет 69,4, у женщин - 73,8 года (2003 год)23. В то же время, по этому показателю Узбекистан значительно отстает от более развитых стран. В Чехии, например, она находится на уровне 75 лет, в Австрии - 78,3 лет, в республиках Закавказья и Прибалтики - 71-72 года24.

У женщин ожидаемая средняя продолжительность жизни выше, чем у мужчин. Это - общемировая закономерностью, но общий уровень различий по этому показателю мужчин и женщин в странах с переходной экономикой значительно отличается от развитых стран. Узбекистан в этом отношении не составляет исключения, хотя гендерный разрыв здесь меньше, чем во многих странах и имеет тенденцию к уменьшению. В 2003 году он составлял 4,4 года против 4,8 в 2000 году, 5,1 в 1997 году и т.д. Наметилась тенденция некоторого ускорения роста ожидаемой продолжительности жизни мужчин. За 1991-2003 годы у мужчин она увеличилась с 66,1 до 69,4 года, у женщин - с 72,4 до 73,8, соответственно с этим за все годы независимого развития гендерный разрыв сократился с 6,3 до 4,4 лет25, что также является благоприятным показателем демографической ситуации.

Приведенные выше данные свидетельствуют о достаточно скромных успехах Узбекистана в увеличении ожидаемой продолжительности жизни. Тем не менее, немалым социально-демографическим достижением республики является то, что в сложных условиях переходного периода здесь имеет место не ухудшение, а стабилизация и даже некоторый рост средней продолжительности жизни населения, являющейся достаточно важным показателем качественного развития населения.

Средняя продолжительность жизни в значительной мере зависит от экономического развития, поэтому, в Узбекистане, как и в других странах, в предстоящие годы динамика ее напрямую будет зависеть от возможностей наращивания экономического роста, рационального использования природных ресурсов, правильно выбранной стратегии инвестиционной политики. Потенциальные возможности для этого в республике имеются вполне достаточные.


16 - Там же, с.109
17 - Там же.
18 - Там же, с. 175-178.
19 - Там же, с.204.
20 - Там же, с. 197.
21 - Доклад о человеческом развитии. Узбекистан - 2005. Center for economic research.Ташкент, UNDR, 2005, c. 56.
22 - World population data sheet. 2004.
23 - Доклад о человеческом развитии, c. 105.
24 - Демографический ежегодник, с. 256.
25 - Демографический ежегодник Узбекистана, с. 131; Социальный мониторинг 2003. UNISEF, с. 78-79.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.