Rambler's Top100

№ 235 - 236
20 февраля - 5 марта 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Демографический путь Узбекистана

Население Узбекистана неуклонно растет

Рождаемость в сельской местности снижается быстрее, чем в городе

Плюсы и минусы снижения рождаемости в Узбекистане

Смертность снижается?

Сельская семья устойчивее городской

Миграция: выезд из сел в города еще впереди?

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Александр Волков. Гранатовая чайхана. Alexander Volkov. The pomegranate chaikhana (1924)

Демографический путь Узбекистана Людмила МАКСАКОВА

Над темой номера работала Людмила МАКСАКОВА

Плюсы и минусы снижения рождаемости в Узбекистане

Снижение рождаемости, как и всякое другое важное социально-демографическое явление, нельзя расценивать однозначно. В Узбекистане оно имеет и позитивные, и негативные последствия. Выделяя позитивные, следует подчеркнуть следующее.

  1. Снижение уровня рождаемости усиливает тенденцию улучшения здоровья матери и ребенка. Этому способствует увеличение интервалов между родами, что можно расценивать как дополнительные возможности для восстановления здоровья матери и ухода за новорожденным и другими малолетними детьми.
  2. Позитивные последствия снижения рождаемости целесообразно рассматривать и в экономическом аспекте, т.е. с позиций уменьшения демографической нагрузки на трудоспособное население. По расчетам, только за последние 6 лет коэффициент нагрузки детьми до 16 лет на трудоспособное население (в расчете на 1000 человек трудоспособного возраста) уменьшился на 178 человек, в т.ч. в городах - на 132 человека, в сельской местности - на 217 человек.
  3. Новые тенденции в демографическом поведении населения, несмотря на относительно небольшой срок проявления, уже оказывают благоприятное воздействие на возрастную структуру населения. Прежде всего, возрастает удельный вес трудоспособных контингентов - с 49,15 в 1991 году до современных 56,1%.Одновременно с этим доля детей и подростков в возрасте до 16 лет в общей численности жителей последовательно снижается. Так, в 1991 году она составляла 43,1%, в 1995 году - 43,0%, в 2000 году - 40,6%, в 2004 году - 36,7%8. При этом, начиная с 2001 года, численность детей и подростков стала уменьшаться не только относительно, но и абсолютно, в среднем в год на 0,2-0,3%. Такие структурные тенденции прослеживаются по всем регионам республики. Даже в Республике Каракалпакстан, где уровень рождаемости всегда был и остается традиционно самым высоким в Узбекистане, доля детей и подростков только за последние 5 лет снизилась с 42,8% до 36,9%.

В перспективе это воздействие может быть более ощутимым. Половозрастная структура населения будет по-прежнему смещаться в сторону старших возрастов. По расчетам, доля детей и подростков в общей численности населения республики, постепенно снижаясь, к концу 2010 года будет приближаться к 31,0-31,1%, а удельный вес населения трудоспособного возраста - непрерывно возрастать (до 60% к 2010 году против 54% в 2004 году). При этом, в соответствии с международной классификацией, Узбекистан будет оставаться страной с молодым населением, что свидетельствует о достаточно большой жизнеспособности и определенном динамизме нации.

Как показывает мировой опыт, аналогичные сдвиги в возрастной структуре населения открывает своеобразное "демографическое окно" экономических возможностей. Сущность этого феномена заключается в том, что при наличии меньшего числа иждивенцев относительно населения трудоспособного возраста страны получают возможность производить дополнительные инвестиции, способствующие ускорению экономического роста и снижению уровня бедности. "Демографическое окно" может оказать благоприятное воздействие как на социально-экономическое развитие страны в целом, так и на уровень благосостояния и возможностей конкретных семей. Страны Юго-Восточной Азии ("азиатские тигры"), Бразилия вполне успешно воспользовались "демографическим окном" возможностей. В Китае, например, резко уменьшился уровень нищеты, в Бразилии происходит ежегодное увеличение темпов прироста ВВП на 0,7%9.

В настоящее время "демографическое окно" возможностей может открыться и в Узбекистане. Основными предпосылками для этого являются ускорение экономического роста, происходящие структурные преобразования в экономике, улучшение инвестиционного климата, что, при значительном снижении темпов роста населения, может дать эффект. Экономическое развитие республики в последние годы значительно опережает рост населения. Начиная с середины 90-х годов, среднегодовые темпы прироста населения уменьшились с 1,6 до 1,1%, в то время как в экономике четко проявились тенденции к ускорению. Темпы роста ВВП установились на уровне 4,3%, объемов производства промышленной продукции - 6,1%, сельского хозяйства - 5,0%. В 2003 году реальный ВВП в сравнении с 1995 годом увеличился на 36,9%, а темпы прироста на душу населения остаются стабильными на протяжении всего этого периода10. Все это в определенной мере взаимосвязано и с изменением демографической ситуации.

В то же время, такое резкое снижение рождаемости чревато и негативными последствиями, среди которых целесообразно выделить следующие:

  1. Опыт многих стран, в частности, на территории СНГ, показывает, что эти процессы, начавшись, могут иметь необратимый характер и в конечном итоге привести к депопуляции. Наглядным примером в этом может служить Россия, где всего полвека назад рождаемость находилась на очень высоком уровне, и многодетность была одной из устойчивых традиций российского народа. В 1940 году, например, в России общий коэффициент рождаемости составлял 33,0, а в Узбекистане - 33,8 промилле11. Это показатели одного порядка. Но в России уже давно смертность превышает рождаемость, в силу чего интенсивно развиваются депопуляционные процессы12. В Узбекистане, учитывая стремительность развития тенденции снижения рождаемости, к депопуляции можно прийти даже быстрее. Такая ситуация требует от государства проведения более эффективной политики поддержки и сохранения среднего уровня рождаемости, способного обеспечить умеренно расширенное воспроизводство населения.
  2. Снижение рождаемости неизбежно сопровождается старением населения. В настоящее время в Узбекистане эти процессы происходят почти незаметно. Для Узбекистана еще не характерны процессы "старения сверху". Но уже видны последствия "старения снизу", проявившиеся в относительном структурном уменьшении детских и подростковых контингентов. Доля населения старше трудоспособного возраста за этот период даже снизилась - с 7,8% в 1991 до 7,1% в 2004 году13. В настоящее время на долю населения 65 лет и старше здесь приходилось всего 4%, в то время как в европейской части СНГ 10-15%14. Старение населения в некоторой мере отражается на среднем возрасте населения, он постепенно увеличивается и в 2004 году составил 25,5 года против, например, 23,9 года в 1998 году15. В соответствии с международной классификацией современная половозрастная структура и величина среднего возраста населения позволяет отнести Узбекистан к странам с молодым населением.

Дальнейшее развитие тенденций снижения рождаемости, несомненно, будет усиливать процессы старения населения республики, следствием чего будет более быстрое смещение демографической структуры населения в сторону старших возрастов.


8 - Демографический ежегодник Узбекистана, с. 38.
9 - Народонаселение мира в 2004 году. ЮНФПА, 2004, с. 16-18.
10 - Экономика Узбекистана. Аналитический обзор за 2003г. USAID, №4, апрель 2004, с. 18-19.
11 - Народное хозяйство СССР 1922 - 1972. Юбилейный статистический ежегодник. М., Статистика, 1972, с. 42.
12 - Население России. 2002.М., 2004, с. 17 - 19.
13 - Демографический ежегодник Узбекистана, с. 32- 38.
14 - World population data sheet. 2004.
15 - Демографический ежегодник Узбекистана, с. 71.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.