Rambler's Top100

№ 229 - 230
1 - 22 января 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы

Незарегистрированные интимные союзы: "разновидности" брака или "альтернативы" ему? (Часть 1)

Смыслы и значения незарегистрированных отношений: разновидности брака или альтернативы ему? (Часть 2)

Брачная и внебрачная рождаемость на Украине в контексте европейского демографического развития

Матримониальные ориентации молодежи в Новгородской области

Позднее материнство и проблемы воспроизводства населения

Опыт семейной политики в странах Европейского Союза: система родительских отпусков

Планирование семьи в странах Азии и Африки

Годовщина оранжевой революции в демографическом ракурсе


Google
Web demoscope.ru

Незарегистрированные интимные союзы: "разновидности" брака или "альтернативы" ему? (Часть 1)

Е. Вовк
(Опубликовано в журнале "Социальная реальность" №1 2005 http://bd.fom.ru/report/cat/journ_socrea/number_1_05/gur050103)

Вряд ли требуется обстоятельно и всерьез доказывать, что традиционный формат организации парного интимного союза - зарегистрированный брак - уже давно не является единственным и безальтернативным форматом организации близких личных отношений. Пары, имеющие общие кров, хозяйство и постель, а нередко и общих детей, но не заключающие официальный брак (иначе говоря, поддерживающие отношения-сожительство), стали обычным явлением, нормой жизни. Все более привычными становятся так называемые "гостевые браки" - когда двое поддерживают прочные устойчивые отношения (в том числе сексуальные), значительную часть времени проводят вместе и вообще мало чем отличаются от брачной пары - за исключением того, что живут они при этом порознь и также не регистрируют свои отношения официально.

Трансформацию переживает сама культурная модель сексуального партнерства и парных союзов. До недавнего времени фактически единственной легитимированной формой организации близких личных и сексуальных отношений был официально зарегистрированный брак, в идеале предполагавший "единственность и неповторимость" супругов друг для друга, сохранение друг другу верности "в горе и радости" "до гробовой доски". Конечно, реальная жизнь была весьма далека от этого идеала. Но доминировала культурная модель, согласно которой близкие личные отношения должны были перерасти и быть оформлены в брак, а брак был институтом с единственным "входом". На исходе ХХ века ситуация стала кардинально меняться: сексуальные связи до и помимо брака стали социальной и культурной нормой, разводы и повторные браки участились, а сожительство начало понемногу "теснить" брак. Появились альтернативные формы организации отношений, а сам брак стал трансформироваться в институт с несколькими "входами" и "выходами". Постепенно грань между браком и сожительством становилась все более зыбкой, а соответствующие понятия - все менее отчетливыми. Сегодня сложно однозначно сказать, чем пара, прожившая всю жизнь совместно и вырастившая троих детей, но не зарегистрировавшая отношения, отличается от пары, прожившей всю жизнь и вырастившей троих детей в браке; или чем браки человека, четырежды женившегося и разводившегося, отличаются от сожительств человека, четырежды сходившегося и расходившегося с теми, с кем он жил совместно без регистрации отношений.
О происходящих трансформациях социального и культурного смысла брачно-интимных отношений красноречиво свидетельствует изменение системы связанных с ними понятий: в последние пару десятилетий в зарубежных социологических публикациях, посвященных проблематике брака и семьи, все более говорят не о "браке" ("marriage") как единственной модели организации близких личных отношений, а об "интимных партнерствах" ("intimate relationships"), не о "супругах" ("spouses"), а о "партнерах" ("partners") и "парных союзах" ("couples"). Релевантность утратил не только критерий официальной регистрации союза, но даже критерий совместного проживания и общего хозяйства. Значимость имеют только сексуальная основа союза (как правило, но необязательно, подразумевающая сексуальные отношения с этим, одним партнером) и степень переживаемой общности жизни, исключительной значимости присутствия другого - ощущение себя "парой".

Для России процессы культурного переосмысления и изменения брачно-интимных отношений характерны в не меньшей степени, чем для западных стран. Считать высокий уровень разводов и распространенность сожительства абсолютно новым в российской культуре явлением было бы ошибкой - как-никак, после революции в стране была Коллонтай с теорией "крылатого Эроса", на рубеже 20-х годов - самое либеральное по тем временам брачное законодательство, а в 60-е годы - самый высокий в мире уровень разводов. Но все же вряд ли кто-нибудь станет возражать против того, что сейчас в России возникает некая новая конфигурация брачно-интимных отношений, некие культурно легитимированные альтернативы союзу, оформленному как зарегистрированный брак.

При всем том, что незарегистрированные союзы становятся все более частым и обычным явлением, их культурное значение, социальный смысл и социологический статус неочевидны и неоднозначны. Вроде бы, большинство пар сегодня начинают совместную жизнь с сожительства, и большинство из них вряд ли полагают, что их отношения хоть чем-то отличаются от отношений зарегистрированной пары или станут качественно другими после регистрации. Вместе с тем, для большинства людей заключение официального брака остается очень значимым, и нежелание партнера заключить его может быть серьезным препятствием для дальнейшего продолжения отношений. Впрочем, существуют и пары, для которых именно заключение брака приводит к краху союза. Говоря иначе, с одной стороны, сожительство выглядит как тот же брак, только "приватизированный" и потому уже не предполагающий официальных свидетельств и брачных церемоний, а граница между браком и сожительством кажется подвижной и абсолютно "прозрачной". С другой стороны, сожительство выглядит как самоценный, альтернативный браку институт (в ряде случаев "трансформирующийся" в брак, в ряде случаев - нет), а граница между браком и сожительством кажется четко прочерченной и довольно "закрытой".

Эти ощущения - ощущение социальной значимости незарегистрированных союзов и в то же время недостаточной определенности представлений о бытовании этой практики (а может, института? или даже ряда институтов?) в России - стали первопричиной исследования, проведенного Фондом "Общественное мнение" в конце прошлого года. Целью этого исследования (включавшего всероссийский опрос, с расширенной выборкой по Москве, и три дискуссионные фокус-группы) было изучение распространенности незарегистрированных союзов, а главное - отношения к ним, представлений об их сходствах и различиях с зарегистрированным браком. Ниже будут представлены "статистические" результаты исследования: описание распространенности и половозрастной структуры разных форматов близких интимных отношений. Вторая часть, посвященная особенностям незарегистрированных союзов по сравнению с зарегистрированным браком, анализу бытующего отношения к гражданским бракам, будет опубликована в следующем выпуске журнала.

Часть I. Браки и альтернативные им союзы: форматы близких интимных отношений в России

В российской социологии - а по большому счету, и во всей российской культуре - отсутствуют не только аналоги англоязычным понятиям "intimate relationships", "partners", "couple", но вообще какой-либо словарь, пригодный для разговора об отношениях, альтернативных традиционному зарегистрированному браку. Слова "сожительство", "партнер", "интимные отношения" в русском языке имеют явный привкус непристойности или протокола: фактически, о близких личных отношениях можно говорить либо эвфемизмами, либо оскорбительными клише. Культура, впрочем, изобрела термины "гражданский брак" (обозначающий отношения при совместном проживании двух людей) и "гостевой брак" (обозначающий отношения, при которых у пары отсутствует общий кров, общее хозяйство). Интересна попытка тем самым легитимировать, осмыслить любые сексуальные союзы через отождествление их с браком, но не сами по себе - любопытный показатель уровня ханжества культуры.

Пожалуй, наиболее точные русские словосочетания, эквивалентные по смыслу английским "intimate relationships" и "couple", - это "близкие интимные отношения" или "интимный союз" и "пара". В дальнейшем именно их мы будем использовать для обозначения отношений, альтернативных браку.

Все изложенные в предваряющей части соображения определенно свидетельствуют о культурной, социальной и социологической значимости интимных союзов, альтернативных зарегистрированному браку. Но о существующих в России форматах организации близких интимных отношений практически ничего неизвестно: исследований на эту тему не проводилось, а те сведения, которые можно получить из данных переписей, крайне скудны. Из них мы можем узнать только, что среди россиян старше 16 лет к состоящим в браке себя относят 57%, что 9% указали себя как разведенных или разошедшихся, а 11% - как вдовых (Рассчитано по данным всероссийской переписи 2002 года (http://perepis2002.ru/content.html?id=11&docid=10715289081467)). Благодаря тому, что в перепись 2002 года, помимо вопроса о брачном состоянии, был включен вопрос о том, зарегистрирован ли брак, мы можем узнать также, что 11% от общего числа заявленных россиянами брачных союзов (как известно, перепись учитывает самоидентификацию отвечающих, а не их брачный статус по документам) составляют незарегистрированные браки (Рассчитано по тем же данным (http://perepis2002.ru/index.html?id=7)). Если пересчитать этот показатель на общее число переписанных мужчин и женщин старше 16 лет, окажется, что по меньшей мере 7% россиян брачного возраста состоят в незарегистрированных отношениях, - сходных с браком по сути, но альтернативных ему по форме. Красноречивы данные о подростковых браках: среди россиян моложе 16 лет, назвавших себя состоящими в браке, более половины официально не зарегистрировали свой союз (Рассчитано по тем же данным (http://perepis2002.ru/index.html?id=7)).

К сожалению, данные о незарегистрированных браках были собраны впервые, но косвенные показатели свидетельствуют о росте популярности альтернативных браку интимных союзов. Так, к 2002 году по сравнению с переписью 1989 года снизилось количество зарегистрированных браков, а число лиц, никогда не состоявших в браке, увеличилось на 40%. Представляется логичным предположить, что снижение доли официальных браков не означает обесценивания близких личных отношений, и что это снижение компенсируется ростом доли неофициальных союзов. Данные переписи это подтверждают: за межпереписной период (1989 - 2002 годы) удвоилась доля детей, рожденных вне официального брака (она составила 30% от общего числа ежегодных рождений), и почти половина из них были зарегистрированы по совместному заявлению родителей (Рассчитано по тем же данным (http://perepis2002.ru/index.html?id=7)).

Этих данных достаточно, чтобы удостовериться в распространенности незарегистрированных интимных союзов, но недостаточно, чтобы получить более-менее полное и цельное представление о существующих в России альтернативных браку форматах организации отношений. Очевидно, что нередко люди могут состоять в очень близких, длительных и тесных отношениях, но не называть их браком - при этом они могут даже, как упоминалось выше, не проживать под одной крышей. Проведенное исследование позволяет учесть эти особенности.
Итак, нас интересуют брачные и альтернативные брачным союзы. Следует подробнее описать, какие союзы мы будем считать альтернативными браку: те, в которых мужчина и женщина поддерживают прочные отношения (в первую очередь сексуальные), становятся друг другу близкими людьми, ведут общую жизнь и считают, что они "вместе", "пара".

Судя по данным нашего опроса, замужними или женатыми себя считают 59% россиян, и 7% опрошенных признают, что их отношения не зарегистрированы (эти данные достаточно точно соответствуют данным переписи). Но, как уже говорилось, ответов на вопрос о брачном состоянии недостаточно для описания даже наиболее распространенных форматов и вариантов интимных союзов: многие могут поддерживать длительные, прочные интимные отношения, вести общую жизнь с близким им человеком, не называя эти отношения "браком". И действительно, на вопрос: "Сегодня нередко бывает так, что мужчина и женщина в течение длительного времени поддерживают интимные отношения, становятся близкими людьми, не вступая при этом официально в брак. Можете ли Вы сказать, что у Вас есть мужчина (женщина), с которым(-ой) Вы длительное время находитесь в близких, прочных отношениях?" - утвердительно ответили 9% опрошенных.

Вопросы о брачном состоянии и о наличии "пары" - прочных и продолжительных интимных отношений, как нам представляется, достаточно полно вычленяют совокупность парных интимных союзов: респондент либо официально состоит в браке, либо приравнивает свои отношения к браку, либо соглашается, что у него есть близкий человек, с которым он длительное время поддерживает прочные отношения интимного характера. Естественно, помимо брака и альтернативных ему форматов парных интимных союзов существуют еще разной степени близости "отношения-свидания", но они не являются объектом нашего исследования.

Итак, согласно данным массового опроса россиян, в зарегистрированном браке состоят 52% наших сограждан, а 16% поддерживают отношения, в том или ином смысле альтернативные браку. Как видим, альтернативные браку форматы интимных союзов весьма распространены в России - на каждые три зарегистрированных брака приходится одна пара с незарегистрированными отношениями.

Общие показатели довольно грубо описывают структуру бытующих в России форматов интимных партнерств: очевидно, что наличие супруга или "пары", равно как и относительная распространенность брака и его альтернатив, тесно связаны с возрастом. Руководствуясь предположениями о содержательных различиях "жизненных ситуаций" и соответствующих различиях "брачного поведения" респондентов разного возраста, мы выделили семь возрастных групп:

18 - 20 лет (9% от выборки);
21 - 24 года (7% от выборки);
25 - 29 лет (8% от выборки);
30 - 34 года (9% от выборки);
35 - 44 года (17% от выборки);
45 - 54 года (21% от выборки);
55 лет и старше (29% от выборки).

Группу до 20 лет, скорее всего, составляют респонденты, еще не имеющие стабильного материального и социального положения и, можно предположить, в силу возраста еще не склонные к браку. В возрастных группах 21 - 24, 25 - 29, 30 - 34 года респонденты, скорее всего, начинают постепенно обзаводиться супругами и детьми, в возрастных группах от 35 до 44 и от 45 до 54 лет респонденты, скорее всего, ведут стабильную семейную жизнь, а респонденты 55 лет и старше, скорее всего, уже закончили создавать свою брачную биографию и склонны сохранять имеющийся статус.

И действительно, доля замужних и женатых наиболее высока в средних и предпенсионных возрастах (30 - 54 лет), тогда как среди молодых респондентов (до 29 лет) многие еще не успели обзавестись супругом, а среди пожилых респондентов (55 лет и старше), по-видимому, немало овдовевших.

 

Возраст, лет

18 – 20

21 – 24

25 – 29

30 – 34

35 – 44

45 – 54

55 и старше

Вопрос: "Скажите, пожалуйста, Вы сейчас замужем (женаты) или не замужем (не женаты)?"

Замужем (женат)

12

38

64

77

74

73

53

Более полное представление об уровне брачности дает распределение ответов на вопрос: "А когда-нибудь раньше Вы были замужем (женаты)?" - он задавался только тем, кто ответил, что на данный момент не состоит в браке. Как видим, с возрастом доля никогда не состоявших в браке (Те, кто на вопрос: "А когда-нибудь раньше Вы были замужем (женаты)?" - отвечает "не был".) (http://perepis2002.ru/content.html?id=11&docid=10715289081467) резко уменьшается (уровень окончательного безбрачия составляет порядка 5%), а доля состоявших в браке ранее, но не обзаведшихся супругом повторно, возрастает. Очевидно, что если в младших и средних возрастах основная причина завершения прошлого брака - это развод (обратим внимание: доля имевших неудачный опыт брачных отношений достаточно высока), то в старших - смерть одного из супругов.

 

Возраст, лет

18 – 20

21 – 24

25 – 29

30 – 34

35 – 44

45 – 54

55 и старше

Вопрос: "А раньше Вы были или не были замужем (женаты)?"

Был(-а)

2

6

12

14

21

21

44

Не был(-а)

86

57

24

10

4

6

3

За счет того, что гендерно различаются средний возраст вступления в брак (женщины, как правило, выходят замуж раньше и за мужчину старше себя) и средняя продолжительность жизни (мужчины умирают раньше), среди женщин моложе 29 лет доля замужних заметно выше, а среди женщин старше 35 лет - напротив, ниже, чем доля женатых мужчин в соответствующей возрастной группе. Небольшой социологический курьез: среди опрошенных мужчин 18 - 20 лет ни один не сообщил, что он женат, тогда как среди опрошенных женщин этого же возраста замужней назвала себя почти каждая четвертая.

Возраст, лет

мужчины

женщины

18–20

21–24

25–29

30–34

35–44

45–54

55 и старше

18–20

21– 24

25–29

30–34

35–44

45–54

55 и старше

Вопрос: "Скажите, пожалуйста, Вы сейчас замужем (женаты) или не замужем (не женаты)?"

Замужем (женат)

0

26

50

77

80

83

76

23

54

78

76

67

61

40

В связи с превышением (в молодых возрастах) доли замужних женщин над долей женатых мужчин нельзя не вспомнить получивший широкую известность парадокс "безмужних жен": согласно результатам переписи, замужних женщин в нашей стране больше, чем женатых мужчин (в 1989 году этот "разрыв" составлял 28 тысяч человек, а к 2002 году - 65 тысяч человек). Этот факт обычно интерпретируется как следствие и свидетельство более честного, ответственного отношения к гражданскому браку со стороны женщин и более "легкого", безответственного - со стороны мужчин: дескать, в незарегистрированных союзах женщины чаще чувствуют себя "обрученными", тогда как мужчины - "свободными".

Парадокс "безмужних жен" получил столь широкую огласку и столь активно обсуждался, что само собой напрашивается предположение, будто приведенная выше таблица иллюстрирует именно этот феномен. Но это объяснение - неубедительно. Во-первых, женщины молодого возраста чаще сообщают не только о незарегистрированном, но и о зарегистрированном браке (чего не могло бы быть, если бы "брачная диспропорция" была следствием большей, чем у мужчин, склонности женщин отождествлять незарегистрированные отношения с браком), а в целом по выборке доли незарегистрированных браков среди женщин и среди мужчин равны (по 7%).

Возраст, лет

мужчины

женщины

18–20

21–24

25–29

30–34

35–44

45–54

55 и старше

18–20

21–24

25–29

30–34

35–44

45–54

55 и старше

Вопрос: "Ваш брак официально зарегистрирован или не зарегистрирован?"

Да, зарегистрирован

0

14

40

70

66

75

74

9

46

64

67

55

58

37

Нет, не зарегистрирован

0

11

10

7

14

8

2

14

8

15

9

12

3

2

Во-вторых, данные опроса не дают оснований говорить о каких-либо значимых гендерных различиях в отношении к браку и сожительству: и мужчины, и женщины сходным образом отвечают, обязательно или не обязательно отношения живущих вместе людей должны быть зарегистрированы и почему, чем незарегистрированные отношения отличаются от зарегистрированных, и т.д.

Кстати, обратим внимание: 65 тысяч - это всего 0,2% от общего числа замужних женщин - этот показатель (По данным переписи, в браке состоят 33 967 тысяч женщин старше 16 лет (http://perepis2002.ru/index.html?id=39)) ни статистически, ни социологически незначим и не заслуживает того внимания, которое ему уделяют.

Но вернемся к распределению браков и альтернативных им форматов интимных союзов по возрастам.

Как уже говорилось, доля замужних и женатых среди молодежи гораздо ниже, чем среди респондентов среднего и пожилого возраста. При этом молодежь гораздо чаще других избирает незарегистрированные союзы в качестве альтернативы зарегистрированным бракам: среди назвавших себя замужними или женатыми респондентов 18 - 20 лет в незарегистрированных "браках" состоят две трети (по данным переписи, такое же соотношение наблюдается и среди "состоящих в браке" россиян моложе 16 лет), среди респондентов в возрасте 21 - 24 лет доля "незарегистрированных браков" составляет четверть, среди респондентов в возрасте 25 - 29 лет - пятую долю. Но и среди людей среднего возраста и даже относительно пожилых "незарегистрированные браки" - не такая уж редкость.

 

Возраст, лет

18–20

21–24

25–29

30–34

35–44

45–54

55 и старше

Вопрос: "Ваш брак официально зарегистрирован или не зарегистрирован?"

Да, зарегистрирован

5

28

52

68

61

67

51

Нет, не зарегистрирован

8

10

12

8

13

6

2

Подчеркнем этот факт: не только молодежь, но и люди зрелого и пожилого возраста порой предпочитают незарегистрированные отношения зарегистрированному браку. Продолжаются эти отношения несколько десятков лет или сложились недавно - существенного значения не имеет, но отметим, что некоторые пожилые респонденты действительно прожили в незарегистрированном браке всю жизнь (об этом они говорили, отвечая на один из открытых вопросов).

Итак, альтернативные браку незарегистрированные союзы - не только "современная" и не только "молодежная" практика. Это видно и по ответам респондентов на вопрос, есть ли у них близкий человек, с которым они хотя и не вступают в брак, но находятся в длительных, близких и прочных отношениях.

 

Возраст, лет

18–20

21–24

25–29

30–34

35–44

45–54

55 и старше

Вопрос: "Сегодня нередко бывает так, что мужчина и женщина в течение длительного времени поддерживают интимные отношения, становятся близкими людьми, не вступая при этом официально в брак. Можете ли Вы сказать, что у Вас есть мужчина (женщина), с которым (с которой) Вы длительное время находитесь в близких, прочных отношениях?"

Да, могу

21

22

17

11

10

3

2

Обратим внимание, сколь многие россияне, в действительности поддерживающие прочные и продолжительные интимные отношения, остаются за пределами рассмотрения, если близкие интимные союзы сводятся единственно к браку (пусть и незарегистрированному): в младших и средних возрастных группах (до 44 лет) от четверти до половины респондентов, не отнесших себя к замужним или женатым, тем не менее признали, что у них есть близкий человек и длительные, прочные отношения с ним. Конечно, не все из этих союзов можно считать "конкурентами" и "альтернативой" браку. Некоторые (какая именно доля, определить, к сожалению, невозможно) могут быть жениховством, "пробным браком" и т.д. - союзами внутренне неустойчивыми, динамическими, склонными либо к скорому распаду, либо к скорому оформлению в официальный брак.

В целом же данные опроса свидетельствуют о том, что форматы организации близких интимных отношений, отличные от зарегистрированного брака, явление действительно не менее распространенное, чем брак, и заслуживают не меньшего внимания. Достаточно взглянуть на приведенную ниже таблицу.

 

Возраст, лет

18–20

21–24

25–29

30–34

35–44

45–54

55 и старше

Зарегистрированный брак

5

28

52

68

61

67

51

Другие форматы интимных союзов

28

32

29

19

23

9

4

Как видим, среди респондентов в возрасте до 20 лет незарегистрированные союзы значительно популярнее зарегистрированного брака (на один зарегистрированный брак приходится 6 пар, не регистрирующих свои отношения). Среди респондентов в возрасте 21-24 лет незарегистрированные союзы пользуются не меньшей популярностью, чем зарегистрированный брак, и даже среди респондентов в возрасте 30-44 лет на каждые три зарегистрированных брака приходится один незарегистрированный союз. В более старших возрастных группах разрыв между долей зарегистрированных браков и долей незарегистрированных пар становится больше, но не настолько, насколько можно было бы ожидать. Среди 45-54-летних их соотношение составляет 7:1, а что касается респондентов 55 лет и старше, можно предположить, что доля незарегистрированных союзов среди них была бы выше, если бы не ранняя смертность среди мужчин.

Ответы респондентов на вопросы о браке или о наличии у них альтернативных браку длительных и близких интимных отношений дают богатое, но все же недостаточно полное и детальное представление о существующих в России практиках и форматах интимных союзов. Очевидно, что помимо вопроса об идентификации своих отношений, ключевым для описания брачных и альтернативных брачным союзов является вопрос об организации проживания - совместной или раздельной.

Нам представляется, что ситуации совместного или раздельного проживания в случае зарегистрированного брака и в случае незарегистрированных отношений качественно различны. Кроме того, так сложилось, что в отсутствие официальной регистрации отношений наличие общего домохозяйства является ключевым критерием для определения типа партнерства: совместные проживания принято относить к "сожительству", раздельные - к так называемым LAT-союзам (LAT - сокращение от "living apart together", в русском языке такие отношения называются "гостевым браком") - по сути, это пары, которые ведут общую жизнь, но живут порознь. Учитывая эти соображения, формы проживания в зарегистрированных браках и альтернативных браку союзах мы рассмотрим по отдельности.

Респонденты, которые состоят в зарегистрированном браке, в подавляющем большинстве случаев (98%) проживают совместно со своим супругом или супругой. Но были среди опрошенных и такие, кто указал, что проживает отдельно от муже или жены, а также такие, кто временами живет совместно с супругом (супругой), а временами - порознь (каждая из этих ситуаций встретилась примерно в 1% случаев от общего числа зарегистрированных браков).

Можно предположить, что проживающие отдельно от супруга респонденты - это те, кто по факту разошелся и разорвал свой брак, но формально не оформил развод. А вот что представляют собой браки, в которых супруги живут то совместно, то порознь, не совсем ясно. По-видимому, это браки, в которых оба супруга (или один из них) по роду деятельности часто подолгу отсутствует, либо в которых супруги по тем или иным причинам решили (или были вынуждены) поддерживать два раздельных домохозяйства. Статистически их доля незначима - в выборке встретились считанные единицы респондентов, практикующих такую форму брака. Но с социологической точки зрения факт существования таких браков небезынтересен. С одной стороны, было бы ошибкой считать такие браки веянием нового времени (как иногда это преподносится в публикациях, посвященных альтернативным браку формам близких интимных союзов) - достаточно вспомнить про семьи моряков, рыбаков, геологов и людей других профессий, связанных с отхожими промыслами. То, что может казаться новым для браков людей "среднего класса", для браков "рабочего класса" является абсолютно обычным и привычным. С другой стороны, респонденты, часто отлучающиеся из дома в командировки (или респонденты, чей супруг часто отлучается) вряд ли стали бы говорить, что они проживают порознь. Как бы то ни было, эти браки таковы, что жизнь в них воспринимается как временами раздельная. Отметим, что браки такого типа встречаются во всех доходных и возрастных группах - так что неверно объяснять их особенностями определенного социального слоя или определенной возрастной культуры.

Среди респондентов, состоящих в незарегистрированных близких интимных отношениях, совместно со своей "парой" проживают немногим более половины. Порядка четверти из них проживают порознь, остальные временами живут вместе, временами - раздельно. В целом доля "сожительств" (тех, кто, состоя в незарегистрированных отношениях, проживает совместно со своим партнером) составляет 9% от выборки. По данным переписи, напомним, доля сожительств составляет 7%. Но "переписной" и наш "опросный" показатели сложносопоставимы: в переписи не учитывались союзы, не идентифицируемые отвечающими как браки, и не учитывалась совместная или раздельная организация проживания в "незарегистрированных браках" (а в опросе - учитывались).

Среди участников опроса оказалось немало респондентов, которые, причисляя себя к состоящим в длительных и близких отношениях с каким-либо человеком, живут с ним разными домами. Доля проживающих порознь с партнером в целом по выборке составляет 4%; доля тех, кто проживает то совместно, то раздельно - 3%.

С определенными оговорками все эти союзы можно было бы отнести к LAT-союзам. Во-первых, потому, что в обоих случаях пара не организует совместного домохозяйства, а продолжает жить двумя раздельными домами. Во-вторых, потому, что в обоих случаях отношения в этой паре достаточно тесные, чтобы респондент мог сказать: хотя я и не состою в браке, у меня есть близкий человек, с которым мы поддерживаем длительные и прочные отношения. Конечно, можно возразить, что отношения людей, проживающих то совместно, то порознь, по сути очень схожи с сожительством. Но отсутствие постоянной совместной жизни, постоянного общего домохозяйства представляется нам достаточно существенным параметром, чтобы отличать пары, проживающие то совместно, то порознь, от пар, постоянно проживающих совместно. Ее одно возможное возражение - что пары, проживающие раздельно, являют собой некий не идентифицируемый однозначно тип отношений: это могут быть как устойчивые союзы, так и люди, встречающиеся от случая к случаю и не имеющие никакой общей жизни. Но нам представляется, что идентификация себя как "близких людей", а своих отношений - как "длительных и прочных" довольно значима, чтобы предположить достаточную степень общности в таких парах и отнести их к LAT-союзам.

Вообще, весьма вероятно, что грань между "раздельным" и "наполовину раздельным" форматами интимных союзов зыбка и условна: тот, кто проживает совместно с близким человеком, например, только в выходные (а среди молодежи таких немало), с равной вероятностью может сказать и что они живут раздельно, и что они временами живут совместно, временами раздельно. Но даже если респондент заявляет, что проживает раздельно с партнером, наличие достаточно близких, тесных и продолжительных интимных отношений позволяет предположить, что партнеры часто бывают друг у друга в гостях, могут оставаться на некоторое время и т.д., - иными словами, что присутствует целый ряд важных признаков совместного проживания. В качестве дополнительного аргумента можно сослаться на одно из зарубежных исследований, в котором опрашиваемым дали возможность самим определить свои отношения либо как LAT-союзы, либо как "отношения-свидания". К удивлению исследователей, те респонденты, которых они без сомнений идентифицировали бы как поддерживающих "отношения-свидания", без колебаний говорили о себе как о поддерживающих LAT-отношения - дескать, живут они с партнером общей жизнью, но в силу ряда причин не имеют общего крова.

Впрочем, оставить совсем без внимания разницу в ответах "проживаем раздельно" и "проживаем временами совместно, временами раздельно", не следует. Даже если эти ответы не дают совершенно определенной информации о действительной организации проживания, они немало сообщают о переживаемой отвечающим степени совместности и общности жизни партнеров. Кстати, и совместная, и раздельная, и полураздельная организация проживания пары, поддерживающей тесные прочные отношения, но не вступающей в официальный брак, в равной мере характерна для всех возрастов: соотношения типов проживания внутри каждой возрастной группы варьируют не так уж сильно.

 

Возраст, лет

18–20

21–24

25–29

30 – 34

35 – 44

45 – 54

55 и старше

Вопрос: "Вы и мужчина (женщина), с которым (с которой) Вы длительное время находитесь в близких, прочных отношениях, сейчас проживаете совместно, под одной крышей или порознь? Или иногда совместно, иногда порознь?"

Совместно

11

17

15

13

16

5

2

Иногда вместе, иногда порознь

8

4

5

4

3

1

1

Порознь

9

9

9

2

4

2

1

В целом результаты опроса со всей очевидностью показывают, что близкие интимные союзы в России не ограничиваются форматами зарегистрированного и незарегистрированного брака. Вообще представляется, что привычная сейчас схема категоризации близких интимных отношений - учет только тех, которые участники этих отношений назвали браком, и членение их только по критерию зарегистрированности, - принципиально неполна. Эта схема неявно постулирует, что близкие интимные отношения подразумевают совместное проживание (недаром незарегистрированные союзы называют иначе "сожительством") и что если союз не назван "браком", то он недостаточно прочен, а отношения в нем - недостаточно близки и крепки, чтобы принимать такие союзы в расчет. При такой схеме категоризации союзы, которые отвечающие не сочли нужным назвать браком (хотя они могут быть не менее близкими, прочными и продолжительными), остаются за границами внимания, а пары, нарушающие "аксиому" совместного проживания, никак не выделяются из общей совокупности.

Построение двух аналитических осей: "зарегистрированный брак - альтернативные форматы интимных союзов" и "формы организации проживания" - открывает более богатые возможности для анализа проблемы совместного проживания. Так, мы можем сконструировать четыре типологические группы: зарегистрированный брак с совместным проживанием, зарегистрированный брак с частично раздельным проживанием (раздельно проживающие брачные пары нас не интересуют, т.к., скорее всего, это распавшиеся браки), незарегистрированные сожительства, незарегистрированные LAT-союзы.

Формат организации интимного союза

Доля от выборки, %

Зарегистрированный брак с совместным проживанием

51%

Зарегистрированный брак с частично раздельным проживанием

1%

Незарегистрированные сожительства

9%

Незарегистрированные LAT-союзы

7%

То есть принятое ранее разделение на "любовь в браке" и "любовь вне брака" - разделение не только культурное, но и социологическое - становится крайне проблематичным.

Подробные ответы на вопросы и распределения по социально-демографическим характеристикам можете посмотреть в таблицах по адресу:
http://bd.fom.ru/report/map/tb051029

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - 2001, 2005
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.