Rambler's Top100

№ 229 - 230
1 - 22 января 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы

Незарегистрированные интимные союзы: "разновидности" брака или "альтернативы" ему? (Часть 1)

Смыслы и значения незарегистрированных отношений: разновидности брака или альтернативы ему? (Часть 2)

Брачная и внебрачная рождаемость на Украине в контексте европейского демографического развития

Матримониальные ориентации молодежи в Новгородской области

Позднее материнство и проблемы воспроизводства населения

Опыт семейной политики в странах Европейского Союза: система родительских отпусков

Планирование семьи в странах Азии и Африки

Годовщина оранжевой революции в демографическом ракурсе


Google
Web demoscope.ru

Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы

А. Митрикас
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования", №5, 2004)

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни, при этом развитие семьи и изменение ее функций постепенно меняют ценностное отношение к ней людей. Поэтому, изучая различные аспекты семейной жизни, мы не можем пройти мимо этих изменений как в фактическом состоянии семьи, так и в его оценках населением.

В развитых странах Запада с середины 1960-х годов, а в других странах Европы с конца 1980-х - начала 1990-х годов все яснее стали проявляться признаки трансформации семьи, такие, как уменьшение численности браков, их "старение", увеличение числа нерегистрируемых браков, падение рождаемости и ее "старение" (рождение первенцев откладывается на более поздний возраст), преобладание малодетных семей, увеличение числа внебрачных детей и распространение добровольной бездетности. Связывая все это с растущими в обществе тенденциями индивидуализма и рационализма, ученые стали говорить о втором демографическом переходе (Second Demographic Transition). В середине восьмого десятилетия о нем первыми заговорили Дирк ван де Каа (Dirk J. van de Kaa) и Рон Лестиг (Ron Lesthaeghe), а несколько позже ван де Каа сжато сформулировал перечень важнейших перемен в состоянии семьи, характерных для второго демографического перехода: переход от "золотого века" брака к кохабитационному союзу; переход от пары "ребенок-король с родителями" к "паре королей с ребенком"; переход от контрацепции в целях предохранения к контрацепции как самовыражению; переход от однородного хозяйства к плюралистическим типам семьи и домашнего хозяйства1.

Эти изменения, начавшиеся в странах Северной и Западной Европы и несколько позже - в Южной Европе, к концу восьмого десятилетия начали проявляться в Средней и Восточной Европе. Заметные перемены демографической ситуации и трансформация семьи зафиксированы статистическими данными и отражены во множестве публикаций. Эти изменения в России анализировали А. Волков2, А. Вишневский3, А. Починок4 и другие. Специфику рождаемости и партнерства в странах Восточной и Западной Европы исследовали М. Мацура, И. Мохизуки-Стернберг и И.Л. Гарсиа5. Изменения демографического положения и состояния семьи в Литве в значительной мере отражены в работах В. Станкунене6.

Причины упомянутых изменений продолжают обсуждаться учеными, причем трактуются они неодинаково. По-видимому, прав А. Вишневский, утверждая, что одна только экономическая реформа, спад экономики и даже кризис не могли бы обусловить сложившееся демографическое положение, которое проявлялось также и заметным снижением рождаемости7. Подобным же образом рассуждает и А. Романюк, который полагает, что корни проблемы материнства - не в финансовой сфере, а связаны с изменениями ценностных ориентаций8.

Констатация фактических перемен, происходящих с семьей, отражает лишь одну сторону обсуждаемых нами процессов. Возникает необходимость взглянуть на них с субъективной стороны, т.е. выяснить, в какой мере эти перемены и новые факторы интериоризированы субъектами и получили ценностное признание. Оба эти аспекта состояния семьи неразрывно связаны: "поведение" семьи влияет на ценностные выборы, а эти последние - на семью. Оценка явлений семейной жизни, т.е. субъективная установка по отношению к ее ценностям, говоря упрощенно, находится между двумя полюсами, один из которых - это полная интериоризация этих ценностей, а второй - их отрицание. При интериоризации они не только получают признание и становятся нормами поведения субъектов, но могут стать и стимуляторами дальнейшего адекватного поведения (если, конечно, эти процессы не окажутся под воздействием каких-то важных для субъекта обстоятельств). Одним словом, ценности и их нормативная реализация играют в человеческой жизни крайне важную роль, а их изменения так или иначе воздействуют на течение жизни и, в том числе, и на состояние семьи. По мнению Каа9, трансформация семьи, связанная со вторым демографическим переходом, в первую очередь, и обусловлена изменениями системы ценностей.

Ниже мы попытаемся проанализировать некоторые оценки трансформации семьи и изменения этих оценок, опираясь на данные европейского исследования ценностей, которые дают возможность в самом общем виде представить панораму состояния семьи и оценки некоторых сторон ее жизни в 32 странах Европы. Помимо того, на материалах исследований 1990 и 1999 годов будут рассмотрены тенденции изменений оценок состоянии семьи10.

Семья среди важнейших жизненных ценностей

В самом общем смысле о важности семьи как ценности в человеческой жизни можно судить по тому месту, которое отводится ей среди других важных для человека вещей, таких как работа, друзья, свободное время, политика и религия. В таблице 1 показано, каким из этих важнейших ценностей отдавали предпочтения респонденты 32 стран в 1999 году. Из приведенных данных видно, что семья в этом списке ценится выше всего. Хотя оценки респондентов в отдельных странах различаются (например, оценку "очень важно" семье в жизни человека дают 91-95% респондентов Польши, Ирландии, Исландии и Мальты и 67-72% опрошенных в Литве, Эстонии и Латвии, 76% - в России и Германии), семья, тем не менее, везде остается на первом месте.

Таблица 1. Оценки важности жизненных ценностей респондентами 32 стран Европы (в %)

Ценности

Очень важно

Важно

Не важно, совсем не важно

Работа

58

32

10

Семья

84

13

3

Друзья

40

48

12

Свободное время

32

49

19

Политика

7

27

66

Религия

20

30

50

Таблица 2. Распределение важнейших жизненных ценностей по кластерам (в % по оценке "очень важно")

Ценности

Кластеры

В среднем по всем опрошенным

I

II

III

Работа

58

52

69

58

Семья

80

88

89

84

Друзья, знакомые

33

55

33

40

Свободное время

24

43

34

32

Политика

6

8

8

7

Религия

15

18

46

20

Примечание: кластер I составляют Белоруссия, Болгария, Венгрия, Германия, Испания, Латвия, Литва, Португалия, Россия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония; кластер II - Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Ирландия, Исландия, Люксембург, Северная Ирландия, Соединенное Королевство, Финляндия, Франция, Швеция; кластер III - Греция, Италия, Мальта, Польша, Румыния.

С помощью кластерного анализа (метод К-средних), который дает возможность учесть связь ценностей между собой в их совокупности и выделить определенные группы стран по наибольшей близости этих связей, среди 32 стран Европы определились три таких группы. Первая (кластер II) - развитые западноевропейские страны (Голландия, Бельгия, Дания, Швеция, Исландия, Ирландия, Северная Ирландия, Франция, Великобритания и Австрия); Респондентам этих стран свойственен, если можно так выразиться, гедонистический взгляд на важнейшие жизненные ценности (среди них, по сравнению с другими кластерами, доминируют ценности дружбы и свободного времени). Во второй группе (кластер III) оказались страны, в которых доминируют католические (Италия, Мальта, Польша) или иные религиозные традиции (Румыния, Греция), и соответственно, высокая ценность религии; в третью группу (кластер I) попали остальные 15 стран, среди них - постсоциалистические (Литва, Латвия, Эстония, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Болгария, Хорватия, Россия, Белоруссия, Украина), а также - Германия, Испания и Португалия, которые несколько отличаются от развитых стран Западной Европы по оценкам респондентов. Сходным образом страны группируются и при использовании дискриминантного анализа. Распределение важнейших жизненных ценностей по всем трем кластерам представлено в таблице 2. Везде ценность семьи занимает первое место, однако в первом кластере она ниже, чем во 2-м и 3-м. В первом кластере доминируют ценности семьи и работы, во втором - семьи, дружбы, работы и свободного времени, в третьем выделяются ценности семьи, работы и религии.

В период 1990-1999 годов распределение взглядов на важнейшие жизненные ценности не претерпело существенных изменений, характеристики кластеров остались очень похожими, вместе с тем несколько видоизменились списки стран, составляющих эти кластеры, поскольку некоторые страны переместились из одного кластера в другой (не было возможности провести сравнение данных по всем 32 странам, так как не во всех странах в 1990 и 1999 годах были проведены исследования европейских ценностей).

Более подробную картину оценки различных сторон семейной жизни и ее особенностей в контексте других европейских стран мы получим, рассмотрев такие ее аспекты, как формирование семьи, отношение к детям и другие.

Отношение к созданию семьи и браку

Опираясь на данные, полученные в ходе европейского исследования ценностей, рассмотрим такие параметры отношения респондентов к созданию семьи и браку, как отношение к браку, к вопросам о том, обязательны ли для нормального роста и развития ребенка оба родителя; можно ли оправдывать женщину, желающую воспитывать ребенка без отца, а также - отношение к разводу.

Характерной чертой формирования семьи в течение последнего десятилетия в формировании семьи был рост числа нерегистрируемых браков, который сопровождается растущим одобрением такого способа совместного проживания. Это подтверждается и данными ИЕЦ, в двадцати европейских странах в 1990 году 14% респондентов одобрительно отнеслись к мнению, что брак стал пережитком. В 1999 году таких было уже 20%. Эта тенденция в оценке брака наблюдается почти во всех этих странах, различны лишь темпы изменения этой оценки. Мнение о том, что брак отжил свое, быстрее всего формировалось в Литве, Ирландии, Северной Ирландии, Бельгии, медленнее - в Польше, Чехии, Венгрии, Испании и Португалии. Мнение о том, что брак устарел, более всего поддерживают респонденты Франции и ее соседей - Люксембурга и Бельгии, традиционный же взгляд на брак наибольшую поддержку нашел на Мальте, в Исландии и Польше. Оценки респондентов Литвы и России фактически соответствуют среднему показателю по 32 странам (табл. 3). Взгляд на брак, как на пережиток, почти в равной мере распространен среди мужчин и женщин (среди мужчин немного больше). Понятно, что это мнение в большей степени отличает людей молодых.

Таблица 3. Отношение респондентов стран Европы к суждениям о браке и детях(в %)

Страны

Доля согласных с мнением, что брак – это пережиток

Доля согласных с мнением, что для роста и развития ребенка необязательно иметь обоих родителей

Франция

35

13

Люксембург

34

16

Бельгия

31

17

Словения

27

12

Соединенное Королевство

27

37

Россия

21

5

Литва

21

19

Швеция

20

40

Германия

20

10

Финляндия

19

41

Украина

17

3

Болгария

17

3

Белоруссия

17

6

Латвия

16

7

Эстония

16

4

Чехия

10

13

Польша

9

3

Исландия

8

29

Мальта

7

7

Средняя по всем 32 странам, включенным в исследование

19

16

Следующей важной характеристикой, связанной с формированием семьи, является увеличение числа респондентов, считающих, что для того, чтобы ребенок рос и развивался, нет необходимости в обоих родителях, а желание иметь детей люди во все меньшей степени связывают с созданием семьи. За почти десятилетний период исследований поддержка этих мнений в некоторых странах увеличивалась особенно быстро: в Швеции число их сторонников возросло на 26% (в 1999 году их поддерживали 40% шведов - больше всех остальных европейцев), в Португалии - на 21%, Англии - на 15%. В 1999 году 41% финнов и 40% шведов считали, что для развития ребенка не нужны оба родителя, в то время как в Польше, на Украине и в Болгарии так полагали только 3% (см. табл. 3).

Растет и одобрение респондентами женщин, которые хотят воспитывать ребенка без отца. Особенно заметен рост таких мнений в Латвии (с 24% в 1990 до 55% в 1999 годах) и Польше (соответственно с 12 до 42%). В Литве одобрение женщин, желающих самостоятельно растить ребенка, возросло только на 9%, однако распространенность такого мнения (61%) была одной из самых больших в Европе (в 1999 году Литву обгоняли только Испания с 66, Хорватия - 67 и Исландия - 81%). В России мать-одиночку, желающую воспитывать ребенка самостоятельно, одобряли 53% респондентов, т.е. больше, чем средняя по всем странам (44%). Менее всего такое поведение одобряют респонденты на Мальте (15%), в Словакии (23%), Италии (28%), Эстонии и Ирландии (по 29%), Северной Ирландии и Германии (по 30%).

О роли брака в совместной жизни людей в определенном смысле можно судить на основании данных официальной статистики о динамике зарегистрированных браков и разводов (хотя известно, что растет число нерегистрируемых браков и разводов). В рассматриваемый период в большинстве стран Европы удельный вес разводов по отношению к заключаемым бракам заметно возрос. Если в Литве в 1990 году на 100 браков приходилось 35,1 разводов, то в 1999 - уже 63,7, а в 2001 году - 69,9. Число разводов на 1000 жителей относительно снизилось, поскольку снизилось и количество браков. В 1990 году в Литве было зарегистрировано 36310 браков (на 1000 жителей приходилось 9,8 браков) и 12747 разводов (3,4 - на 1000 жителей), а в 1999 году - 17868 браков (на 1000 жителей - 4,8) и 11390 разводов (соответственно - 3,1)11.

Подобные же процессы наблюдаются и в других странах Европы. Например, показатель разводов, приходящихся на 1000 жителей, изменялся следующим образом: в Латвии в 1990 году - 4,0, 1999 - 2,5; в Эстонии - соответственно 3,7 и 3,2; Финляндии - 2,6 и 2,7; Норвегии - 2,4 и 2,0 и в России - 3,8 и 3,612.

В изучаемый период изменилось и отношение к разводам. Наряду с ростом отрицательного отношения к необходимости заключения брака для создания семьи выросло и оправдание разводов. Мнение о том, что развод никогда нельзя одобрить, в Литве в 1999 году поддерживали 19% респондентов (в 1990 году - 24%), в 20 странах Европы в среднем - 14% (в 1990 году - 11%). Среди этих стран в 1999 году более всего не одобряли разводы (в %): в Ирландии - 27, Польше - 26, Латвии - 25. По этим оценкам почти те же страны (за исключением Латвии - 16%) первенствовали и в 1990 году (в %): Ирландия - 30, Польша - 29, Северная Ирландия - 27. В 1999 году самое большое одобрение разводов наблюдалось в Швеции и Дании (по 41%).

Об отношении к разводам нагляднее всего свидетельствуют средние показатели оценок, рассчитанные по шкале - от 1 (никогда бы не одобрили) до 10 (полностью одобряют). Средняя оценок респондентов 32-х стран Европы в 1999 году составляла 5,5 - несколько больше, чем средняя по шкале, т.е. одобрение разводов здесь несколько выше. Близка к названной средней величине и средняя оценок респондентов России (5,2), чуть ближе к неодобряющим разводы оказались респонденты Литвы (4,7), а ближе всего - жители Мальты (2,6), Румынии (4,3), Украины, Венгрии и Латвии (4,5), Польши и Хорватии (4,6). Список стран, в которых больше всего респондентов, одобрительно относящихся к разводам, возглавляет Швеция (7,8), затем - Дания (7,3), Финляндия и Словения (6,6), Голландия и Исландия (6,5) и Франция (6,3).

Таким образом, взгляды на создание семьи и брак в период 1990-1999 годов претерпели существенные изменения, свидетельствующие о девальвации традиционной формы совместной жизни - семьи, сформировавшейся на основе брака. Одновременно все большую поддержку получает мнение о том, что для нормального роста и воспитания ребенка нет необходимости иметь обоих родителей, а также оправдывается намерение и поведение женщины, желающей воспитывать ребенка без отца.

Формирование семьи и отношение к детям

Желая получить более полную картину взглядов на создание семьи в отдельных странах с помощью совокупности нескольких характеристик, мы столкнулись с определенной ценностной противоречивостью. Например, во Франции, Бельгии и Люксембурге респонденты в большей мере, чем в остальной Европе, считают, что брак отжил свое, в то время как те же респонденты гораздо сдержаннее поддерживают мнения о том, можно успешно воспитывать ребенка без обоих родителей, а одинокой женщине - иметь ребенка. Поэтому, с помощью методов многомерного анализа, посмотрим, какие взаимосвязи между странами возникают по шести переменным, выраженным такими высказываниями: 1) ребенок может нормально расти и развиваться только в полной семье, 2) жизнь женщины полноценна, если она имеет детей, 3) брак отжил свое, 4) можно оправдать женщину, желающую самостоятельно, без отца, воспитывать ребенка, 5) долг родителей сделать все для детей, 6) можно оправдать аборт, если супруги не желают больше иметь детей.

Чтобы выявить существенные связи между приведенными выше утверждениями (переменными), характеризующими особенности взглядов респондентов на формирование семьи и наличие детей, произведем факторный анализ связей этих переменных (табл. 4).

Таблица 4. Факторный анализ некоторых взглядов на создание семьи (метод Варимакса)

Утверждения

Факторы

I

II

Ребенок может нормально развиваться только в полной семье

 

0,74

Жизнь женщины полноценна, если у нее есть дети

 

0,77

Брак отжил свое

0,34

-0,38

Можно оправдать женщину, желающую растить ребенка самостоятельно, без отца

0,66

 

Долг родителей сделать все для детей

-0,53

 

Можно оправдать аборт, если супруги не желают больше иметь детей

0,77

 

Часть общей дисперсии корреляционной матрицы (в %)

24

23

Примечание: В таблице приведены нагрузки факторов, значение которых выше, чем ±30.

Результаты анализа показывают, что для связей этих переменных - по странам Европы в 1999 году - характерны две особенности: первая отражает традиционное мнение о том, что дети должны расти в полной семье, возникшей на основе заключения брака (2-ой фактор), и вторая, более современная, которую можно назвать постмодернистской, отражающая в большей мере 2-ой демографический переход: это поддержка мнения о том, что брак стал пережитком, неосуждение абортов, несогласие с тем, что родители должны жертвовать всем ради детей. Это последнее мнение находится в связи с отношением к браку: респонденты, которые не считают брак пережитком, поддерживают также мнение о том, что родители должны сделать для детей все, - и наоборот (1-ый фактор). Таким образом, в Европе выделяются, по сути дела, две группы взглядов на обсуждаемые предпосылки формирования семьи и наличия детей в семье; в разных странах преобладание каждой из групп различно.

Это видно по результатам кластерного анализа тех же переменных (табл. 5). Здесь выделяются 4 группы стран, в каждой из которых по-разному проявляют себя и оба комплекса обсуждавшихся выше мнений. Наиболее контрастно они выступают во 2-м и 3-м кластерах, причем в одном из них, а именно во втором, представленном Мальтой, Италией, Ирландией и Северной Ирландией, доминирует глубоко традиционный взгляд на семью и детей, в то время, как во втором (это 3-й кластер, в котором соединились Швеция, Голландия, Соединенное Королевство и Чехия) преобладает постмодернистская трактовка обсуждаемых предпосылок семейной жизни. Респонденты Литвы, как и России, оказались в 4-м кластере (состоящем из 13 стран), который в основном отражает средний показатель оценок анализируемых мнений, однако выделяется мнение о том, что жизнь женщины полноценна только тогда, когда у нее есть дети.

Таблица 5. Распределение по кластерам некоторых взглядов на создание семьи (доля согласных с тем или иным суждением, в %)

Суждения

Кластеры

В среднем по всем опрошенным

I

II

III

IV

Ребенок может нормально расти только в полной семье

85

81

69

84

86

Жизнь женщины полноценна, если у нее есть дети

47

34

24

78

56

Брак отжил свое

19

17

21

17

19

Можно оправдать женщину, желающую растить ребенка самостоятельно, без отца

51

26

39

46

43

Долг родителей сделать все для детей

73

81

66

63

68

Можно оправдать аборт, если супруги не желают больше иметь детей

48

16

65

62

54

Примечание: кластер I составляют Австрия, Испания, Португалия, Бельгия, Исландия, Польша, Словакия, Хорватия, Люксембург, Словения; кластер II - Италия, Северная Ирландия, Ирландия, Мальта; кластер III - Соединенное Королевство, Голландия, Швеция, Чехия; кластер IV - Франция, Германия, Дания, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Румыния, Болгария, Греция, Россия, Украина, Белоруссия.

Следует отметить, что в изучаемый период времени снизилась оценка важности наличия детей в семейной жизни. По данным ИЕЦ в 1990 и 1999 годах уменьшилась поддержка респондентами точки зрения о том, что жизнь женщины полноценна, если она имеет детей. Особенно заметны такие перемены в Словакии, Чехии и Литве, в которой в 1990 году это мнение поддержали 88 %, а в 1999 году - 67% респондентов. Диапазон поддержки этого мнения в разных странах Европы достаточно широк - от 94% в Венгрии до 7% в Голландии (отмечено при этом, что точки зрения мужчин и женщин не намного различаются). В России значение детей для полноценности жизни женщины оценивается сравнительно высоко - это мнение поддержали 83% респондентов. В Литве согласие с этим мнением находится на уровне общеевропейской средней (67% и 54%), однако, как мы уже отмечали, за десятилетие оценки заметно изменились не в пользу ценности детей в жизни. Особенно наглядно ее падение (как среди мужчин, так и женщин) наблюдается во тех странах Западной Европы, в которых заметнее сказался 2-ой демографический переход.

Выводы

Заметные изменения различных сторон семейной жизни и их оценок, происходившие в последнее десятилетие, показывают, что в Европе все более прочные позиции занимает такое демографическое и семейное поведение, которое многими учеными-демографами и социологами именуется вторым демографическим переходом. Это явление свидетельствует о девальвации традиционной формы совместной жизни - семьи, возникшей на основании заключения брака; при этом все большее одобрение получают мнения, что для роста и развития ребенка необязательно наличие обоих родителей, а женщина, если она этого желает, вполне может выращивать ребенка одна.

Вместе с тем, опираясь на оценки семьи в различные периоды времени, можно утверждать, что она не утратила своего значения. И в 1990 и в 1999 годах - по ответам респондентов - семья остается на первом месте среди таких важных для человека жизненных ценностей, как работа, друзья, свободное время, политика и религия. Как и ранее, значимость семьи для женщины выше, чем для мужчины. В общем, семья - по сравнению с другими ценностями - испытала наименьшие ценностные изменения. Семейная жизнь - во всех ее формах - остается в сознании большинства людей естественным образом жизни (и, по-видимому, и останется таковым в будущем).

В то же время отдельные стороны семейной жизни оцениваются по-разному, различаются и тенденции изменения этих оценок. Прежде всего, это касается института брака. Результаты применения различных методов анализа данных (факторного, кластерного и др.) однозначно свидетельствуют о существовании двух различных мнений по отношению к браку: одно из них поддерживает традиционную форму брака, согласно другому регистрируемый брак - отжившее явление. К первому мнению больше склоняются женщины, а также - верующие, признающие, что религия играет важную роль в их жизни. И напротив, к мнению, что регистрируемый брак устарел, больше склоняются молодые, холостые, разведенные и не имеющие детей респонденты.

Во временной перспективе второе мнение находит все больше сторонников. Регистрируемый брак в Литве и России, как и во многих европейских странах, не только по фактическому положению (рост числа нерегистрируемых браков, увеличение численности разводов и др.), но и по ценностному предпочтению уступает место другим формам семейной жизни.

Сравнение результатов ИЕЦ 1990 и 1999 годов показывает, что ценность детей в жизни снизилась, хотя в общем для большинства людей она остается очень важной.

Опираясь на выбор ценностей семьи, брака, наличия детей и других приоритетов, осуществленный респондентами европейских стран, в которых было проведено ИЕЦ, можно эти страны условно разделить на три группы. К первой группе, в которой 2-ой демографический переход больше всего преуспел и царит, если так можно выразиться, дух постмодернизма, принадлежат развитые страны Западной и Северной Европы, в первую очередь - скандинавские, Голландия, Великобритания и др. Ко второй группе, которая находится на противоположном ценностном полюсе и где доминирует консервативный взгляд на семью, связанный с глубокими религиозными традициями, можно отнести такие страны, как Мальта, Италия, Польша, Словакия и др. (следует отметить, что сторонники таких взглядов постепенно утрачивают в Европе свои сильные в прошлом позиции). И, наконец, в третью группу мы могли бы отнести страны, респонденты которых не отличаются крайними оценками перемен в семейной жизни. Это некоторые страны Средней и Восточной Европы, а также - балканские; к этой группе относятся Литва и Россия. Однако по отношению к обсуждаемым приоритетам постсоциалистические страны не представляют собой единой группы.


1 - Van de Kaa D.J. Europe's Second Demographic Transition // Population Bulletin, Vol. 42, № 1. Population Reference Bureau, Washington D.C., 1987.
2 - Volkov A. New Features of Family Formaiton and Compositon: case of Russia // Revue Baltique. Vilnius, 1999. № 13.
3 - Vishnevsky A. Demographic Processes in the Post-soviet States // Revue Baltique. Vilnius, 1999. №13.
4 - Починок А.П. Демографическая ситуация в Российской Федерации // Модернизация экономики России. Итоги и перспективы. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
5 - Macura M., Mochizuki-Sternberg, Garcia J.L. Eastern and Wstern Europe's Fertility and Partnership Patterns: Selected development from 1987 to 1999 // Dynamics of Fertility and Partnership in Europe / Ed. By M. Macura and G. Beets. UN. N.Y., Geneva, 2002.
6 - Stankuniene V. Recent Population Development in Lithuania // New Demographic Faces of Europe. Berlin, Heidelberg: Springer, 2000; Stankuniene V. Lithuania // Reflecions of Recent Demographis Conditions on Family and Social Policies in CEE Countries. Bratislava: Bratislava ICFS, 2001.
7 - Вишневский А.Г. Автономна ли демографическая ситуация в Российской Федерации // Модернизация экономики России. Итоги и перспективы. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
8 - Романюк А.И. Демографическое будущее развитых обществ: между детерминизмом и свободой выбора // Социол. исслед. 1999. № 3, с. 77
9 - Van de Kaa D.J. Europe and Its Population: the Long View // European Population: Unity in Diversity. Ed. by Van de kaa D.J., Leridon H., Gesano G., Okolski M. Dorderecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers, 1999. V. 6.
10 - В 1978 году по инициативе ученых была сформирована группа Исследования европейских ценностей (ИЕЦ), целью которой было выяснить, какие ценности доминируют среди граждан европейских стран. В 1990 году это исследование было повторено во многих странах Европы, в том числе и в Литве (впервые). В исследование также включились США и Канада. В 1999-2000 годах было проведено третье ИЕЦ, в котором участвовали 33 государства (в Турции оно проводилось несколько позже). В 1999 году в исследовании впервые участвовала Россия. Всего в странах Европы было опрошено около 40000 респондентов.
11 - Demografijos metrastis. Statistikos departamentas prie Lietuvos Respublikos. Vyriausybes. Vilnius, 2000, р. 16,19; Demografijos metrastis. Statistikos departamentas prie Lietuvos Respublikos Vyriausybes. Vilnius, 2001, р. 67
12 - Evoliution demographique recente en Europe. Editions du Counseil de l'Europe, 2001. р. 67

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - 2001, 2005
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.