Rambler's Top100

№ 163 - 164
1 - 15 августа 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Старение населения Санкт-Петербурга: современное состояние и среднесрочные перспективы

Население Санкт-Петербурга: прогнозы и реальность

Урбанистическое тысячелетие

К современной модели семьи в Литве (признаки, факторы, установки)

Нелегальная иммиграция в США (1990-е годы)

Нелегальная иммиграция в США (1990-е годы)

О.А. Иванов
(Полностью опубликовано в журнале "США и Канада" №5 2004 г. с. 113-126)

Современное иммиграционное законодательство США относит к нелегальным иммигрантам иностранцев, которые незаконно пересекли государственную границу Соединенных Штатов без прохождения пограничного и иммиграционного контроля либо въехали в США по неиммиграционной визе и остались в стране сверх разрешенного срока пребывания. Также в категорию нелегальных иммигрантов включаются иностранцы, въехавшие на территорию США по подложным документам, под чужим именем или иным мошенническим путем, после обнаружения факта нарушения закона.

Нелегальная иммиграция стала серьезной государственной проблемой для Соединенных Штатов в начале 70-х годов XX века, после принятия в 1965 году закона "Об иммиграции", вступившего в силу спустя три года (1 июля 1968 года) и установившего новые количественные ограничения иммиграции. Годовая квота для стран восточного полушария была установлена на уровне 170 тысяч человек и впервые введена квота для стран западного полушария в количестве 120 тысяч человек1.

В связи с указанным ограничением, а также в результате завершения программы "брасеро"2, в 1960-1970-е годы происходит резкий рост нелегальной иммиграции из стран Латинской Америки, в особенности из Мексики. Так, по оценкам Службы иммиграции и натурализации, в 1970 году на территории США находилось 345 тысяч нелегальных иммигрантов, в 1975 году - 756 тысяч, к 1979 году их численность возросла до 1069 тысяч человек, а к 1983 году - достигла 1248 тысяч человек3.

В 1971-1972 годах в Палате представителей Конгресса США проходили слушания по проблеме нелегальной иммиграции, но они не привели к принятию закона, направленного на борьбу с "нелегалами". В 1975 году президент Дж. Форд создал Совет по нелегальной иммиграции во главе с министром юстиции, основной задачей которого являлось изучение данной проблемы и выработка рекомендаций по ее разрешению4. Однако и в последующие десять лет Конгресс так и не принял всеобъемлющего закона, который был бы направлен на борьбу с нелегальной иммиграцией. Лишь в 1986 году появился закон "Об иммиграционной реформе и контроле", авторами которого были сенатор от Вайоминга республиканец А. Симпсон и конгрессмен от Кентукки демократ Р. Маццоли. Закон устанавливал правила легализации иммигрантов, незаконно находящихся в США, и утверждал систему санкций за прием на работу иностранцев, нелегально прибывших в Соединенные Штаты. Основной задачей признавалось установление барьера на пути притока нелегальных иммигрантов в США.

В соответствии с законом, каждому предпринимателю вменялась в обязанность проверка документов лиц, устраивающихся на работу, с целью подтверждения наличия у них американского гражданства или иммиграционного статуса. За наем нелегальных иммигрантов предусматривались административные и уголовные наказания, степень тяжести которых нарастала от первого правонарушения до того момента, когда деятельность предпринимателя признавалась "практикой" нарушения закона.

Однако механизм санкций начал действовать только спустя семь месяцев после вступления закона в силу - с 1 июня 1987 года. В течение последующих 12 месяцев (до 1 июня 1988 года) за использование труда нелегальных иммигрантов в отношении предпринимателей органы иммиграционного контроля выносили лишь предупреждение о нарушении законодательства. В целях защиты агропромышленного бизнеса закон разрешал привлекать на сезонные сельскохозяйственные работы до 350 тысяч иностранцев ежегодно, которые получали право временного проживания в США5.

Одно из ключевых и вместе с тем противоречивых положений закона "Об иммиграционной реформе и контроле" - раздел, определяющий порядок предоставления амнистии или легализации нелегальных иммигрантов. "Нелегалам", которые находились на территории США к 1 января 1982 года и могли подтвердить это документально, давалось право получить статус "временно проживающих иностранцев". На процедуру легализации отводилось 12 месяцев (с 5 мая 1987 года по 5 мая 1988 года). Через полтора года лица, имеющие временное разрешение на жительство, при условии сдачи экзамена на элементарное знание английского языка, истории и государственного устройства США, получали статус постоянного жителя Соединенных Штатов6.

Вполне ожидаемым оказался результат амнистии нелегальных иммигрантов: 69% из них составили мексиканцы; 8,1% - выходцы из Сальвадора; 3% -выходцы из Гватемалы; 1,5% - колумбийцы; 1,1% - филиппинцы, нелегальные иммигранты из других стран (прежде всего из стран Латинской Америки) - 17,3%7. Общее число амнистированных "нелегалов" составило около 2,7 миллиона человек 8.

Закон 1986 года предусматривал меры по укреплению американо-мексиканской границы и усилению контроля на границах США силами Службы пограничного патрулирования9. Учитывая возросшие расходы, связанные с реализацией положений данного закона, на 50% увеличивался бюджет Службы иммиграции и натурализации10.

На борьбу с нелегальной иммиграцией также был направлен закон "Об иммиграционном брачном мошенничестве", принятый в конце 1986 года. Согласно ему лицо, получившее статус иммигранта на основании брака с гражданином (гражданкой) США, заключенного менее двух лет назад, объявлялось условным иммигрантом. Для получения статуса постоянного жителя Соединенных Штатов условный иммигрант должен был подать соответствующее прошение в течение 90 дней по истечении двух лет со дня получения статуса условного иммигранта. Неисполнение указанного требования влекло за собой лишение права данного лица находиться в США.

Кроме того, лица, не получившие разрешения на въезд в Соединенные Штаты или подвергавшиеся депортации из страны, теряли право на привилегии, предоставлявшиеся потенциальному иммигранту при заключении им брака с гражданином (гражданкой) или постоянным жителем США. На основании нового закона прошение о предоставлении въездных виз могло быть удовлетворено не ранее чем по истечении двух лет с момента заключения брака. Закон также устанавливал уголовное наказание за различные виды брачного мошенничества, к которым в первую очередь относились подделка документов о браке и заключение фиктивного брака11.

Статистический портрет

К концу 1980-х годов стало очевидно, что предпринимаемые меры по ограничению несанкционированной иммиграции не привели к желаемым результатам. Чиновники Службы иммиграции и натурализации потратили целый год на ознакомление работодателей с новыми условиями приема на работу иммигрантов и системой штрафов за их нарушение. Но в течение года за нарушение закона были оштрафованы всего около 100 бизнесменов, а несанкционированная иммиграция существенно не уменьшилась. Число нелегальных иммигрантов, главным образом с юга, продолжало расти: на границе с Мексикой за первые четыре месяца 1988 года было задержано более 400 тысяч человек - на 13% больше, чем за тот же период предыдущего года12.

В 1994 году Служба иммиграции и натурализации подготовила отчет, содержавший оценку численности нелегальных иммигрантов, находившихся в США к октябрю 1992 года. Согласно данным, их количество составило 3,4 миллиона человек при среднем ежегодном приросте в 300 тысяч человек. В феврале 1997 года указанное ведомство представило второй отчет о численности нелегальных иммигрантов в США по состоянию на октябрь 1996 года. Их количество оценивалось в 5 миллионов человек при среднегодовом приросте в 275 тысяч человек. За основу были взяты статистические данные об амнистированных в 1987-1988 годах нелегальных иммигрантах, результаты переписи населения 1980 года и данные информационной системы относительно неиммигрантов, которые не покинули территорию США в требуемые сроки13.

В 2003 году Служба иммиграции и натурализации представила третий отчет, в котором приводятся данные об объемах нелегальной иммиграции в США в 1990-е годы, численности "нелегалов" в отдельных штатах и данные об их этническом составе. При подготовке документа были использованы результаты переписи населения 2000 года, ежегодные статистические отчеты службы и новая методика оценки увеличения численности нелегальных иммигрантов по отдельным годам. Все это позволило откорректировать прежние данные и получить более достоверные сведения о нелегальной иммиграции в США в 1990-е годы. В результате численность иностранцев, незаконно находящихся на территории Соединенных Штатов, по состоянию на январь 1990 года составила порядка 3,5 миллиона человек, на октябрь 1996 года - 5,8 миллиона человек, на январь 2000 года - 7 миллионов человек при среднем ежегодном приросте в 350 тыс. человек14.

Для оценки количества нелегальных иммигрантов, проживавших в США в январе 2000 года, их разделили на две категории: те, кто въехал в Соединенные Штаты в 1990-е годы, и те, кто въехал в страну до 1990 года и оставался на нелегальном положении до января 2000 года.
Согласно переписи населения 2000 года в США с 1990 по 1999 год въехало около 12,6 миллиона иностранцев. Служба иммиграции и натурализации считает, что в ходе переписи не было учтено еще около 850 тысяч иностранцев, в результате чего их общее число составляет приблизительно 13,5 миллиона человек. Из них в 1990-е годы 8 миллионов человек получили статус постоянного жителя. Таким образом, 5,5 миллиона человек проживали в США в 2000 году незаконно.

Из 3,5 миллиона нелегальных иммигрантов по состоянию на январь 1990 года в течение 1990-х годов около 2 миллионов человек выбыли из этой категории. Можно выделить четыре пути выхода из графы "нелегальные иммигранты": получение статуса постоянного жителя США; добровольная эмиграция из страны; депортация Службой иммиграции и натурализации; в случае смерти. Судя по цифрам, в 2000 году в США незаконно проживало 1,5 миллиона иностранцев, въехавших в страну до 1990 года. Объединение данных по двум категориям дает число нелегальных иммигрантов на 2000 год - 7 миллионов человек. Наибольшее увеличение численности нелегальных иммигрантов в США наблюдалось в 1990, 1995 и 1999 годах (соответственно 525 тысяч, 435 тысяч и 512 тысяч человек). Наименьший прирост зафиксирован в 1991 году - 180 тысяч человек15.

Самую значительную часть среди нелегальных иммигрантов составляют выходцы из Мексики. В 1990-е годы их численность возросла в 2,3 раза и составила в 2000 году 4808 тысяч человек, или 68,7% общего количества нелегальных иммигрантов в США. Для сравнения отметим, что в 1990 году мексиканцы составляли 58,3% в этой графе.

В 3,8 раза увеличилась численность нелегальной иммиграции из Бразилии в 1990-е годы. В результате в 2000 году в США незаконно находилось 77 тысяч бразильцев. Почти в 3 раза возросла нелегальная иммиграция из Коста-Рики, Эквадора и Колумбии - в 2000 году в США насчитывалось 266 тысяч нелегальных иммигрантов из этих государств. В целом нелегальная иммиграция из стран Латинской Америки составила в 1990-е годы 3159 тысяч человек.

Существенно возросло число нелегальных иммигрантов в США из стран Азии: с 311 тысяч в 1990 году до 500 тысяч человек - в 2000 году. Данные изменения были обусловлены увеличением объемов нелегальной иммиграции из Китая, Индии и Южной Кореи. Число китайцев, незаконно находящихся в Соединенных Штатах, выросло с 70 тысяч в 1990 году до 115 тысяч человек в 2000 году; численность выходцев из Индии - с 28 тысяч до 70 тысяч человек; корейцев - с 24 тысяч до 55 тысяч человек. Необходимо отметить, что вторую по численности этническую группу нелегальных иммигрантов из стран Азии составляют филиппинцы - в 2000 году их насчитывалось 85 тысяч человек.

Численность нелегальных иммигрантов из европейских стран увеличилась в 1990-е годы на 69 тысяч человек - со 123 тысяч до 191 тысячи человек. Почти две трети из вновь прибывших нелегальных иммигрантов составляют выходцы из республик бывшего Советского Союза - 41 тысяча человек. Наиболее крупную этническую группу нелегальных иммигрантов из Европы составили поляки - в 2000 году их насчитывалось 47 тысяч человек.

Количество иммигрантов из Африки, незаконно находящихся на территории США, возросло в 1990-е годы на 48 тысяч человек. Большинство из них прибыли из Нигерии (16 тысяч), Кении (12 тысяч) и Ганы (6 тысяч человек). Общее количество нелегальных иммигрантов из африканских стран составило в 2000 году 131 тысячу человек16.

Традиционно лидерами среди штатов по числу нелегальных иммигрантов, по данным на 2000 год, являются Калифорния (2209 тысяч человек), Техас (1041 тысяч), Нью-Йорк (489 тысяч), Иллинойс (432 тысячи) и Флорида (337 тысяч человек). На эти штаты приходится 64,5% общего числа нелегальных иммигрантов, которые находились в США к январю 2000 года. Кроме того, на Калифорнию и Техас приходится более трети от совокупного прироста численности нелегальных иммигрантов в 1990-е годы - 732 тысячи и 603 тысячи человек соответственно. В других семи штатах - Иллинойсе, Аризоне, Джорджии, Северной Каролине, Нью-Йорке, Нью-Джерси и Колорадо - произошло увеличение численности нелегальных иммигрантов в 1990-е годы более чем на 100 тысяч человек в каждом. Три штата - Джорджия, Северная Каролина и Колорадо - продемонстрировали наиболее заметный рост числа нелегальных иммигрантов (в Джорджии их численность возросла с 34 тысяч в 1990 году до 228 тысяч человек в 2000 году, в Северной Каролине - с 26 тысяч до 206 тысяч человек, в Колорадо - с 31 тысячи до 144 тысяч человек).

Незначительное сокращение количества нелегальных иммигрантов отмечено в штатах Луизиана (на 10 тысяч человек) и Гавайи (на 4 тысячи человек), а также в федеральном округе Колумбия (на 9 тысяч человек). В Вермонте, Вайоминге, Западной Вирджинии, Монтане, Мэне, Нью-Хэмпшире, Северной Дакоте и Южной Дакоте численность нелегальных иммигрантов на протяжении 1990-х годов оставалась менее 2,5 тысячи человек в каждом штате17.

Таким образом, за 1990-е годы произошло двукратное увеличение числа иностранцев, незаконно проживающих в США. На 2000 год большинство из них составляли выходцы из стран Латинской Америки - 6108 тысяч человек, или 87,2% общего количества нелегальных иммигрантов.

<…>


1 - US Immigration Law and Policy 1952-1979 A Report Prepared at the Request of Senator E. Kennedy, Chairman, Committee of the Judiciary, US Senate Wash, 1980, pp. 55-57
2 - Программа "брасеро" осуществлялась с 1949 по 1964 годы. Согласно ей в США допускались мексиканские рабочие ("брасеро"), выполнявшие по контракту тяжелую физическую работу в сельском хозяйстве.
3 - Вгiggs V. Immigration Policy and the American Labor Force Baltimore, London, 1984, p 132
5 - The Immigration Reform and Control Act of 1986. A Summary and Explanation. Wash., 1986, pp. 1-2
6 - Ibid., pp.2-3
7 - DanieIs R. Coming to America: a History of Immigration and Ethnicity in American Life. N.Y., 1990, p.394
8 - Estimates of the Unauthorized Immigrant Population Residing in the United States: 1990 to 2000, p.2 (www.uscis.gov/graphics/shared/aboutus/statistics/III_Report_1211.pdf)
9 - Служба пограничного патрулирования была создана в 1924 году и являлась подразделением Службы иммиграции и натурализации до 1 марта 2003 года.
10 - The Immigration Reform and Control Act of 1986, p.4
11 - Immigration Marriage Fraud Amendments of 10.11.1986 (www.ins.gov/graphics/aboutins/statistics/legishist/index.htm).
12 - Тен В.А. Иммиграционная политика США в XVII -XX вв. Краткий исторический очерк. М., 1998, с.89
13 - Estimates of the Unauthorized Immigrant Population.., pp.1-2
14 - Ibid., p.1
15 - Ibid., pp. 3-4, 10
16 - Ibid., pp.9-10, 16-17
17 - Ibid., pp.6-8, 15

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)