Rambler's Top100

№ 127 - 128
22 сентября - 5 октября 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Возможно ли русское экономическое чудо?

Страх безработицы и гибкость заработной платы в России

Неформальная занятость населения России

Нерегистрируемая безработица в Беларуси

Проблемы занятости в Китае

Проблемы занятости в Китае

Чжао Сянцзе
(полностью опубликовано в журнале "Народонаселение", 2003, №1, с. 107-119)

В настоящее время в Китае много безработных и в сельской местности, и в городах. В результате роста продолжительности жизни населения и реализации жесткой государственной политики по ограничению рождаемости в Китае возросла доля пожилого населения (65 лет и старше): она превышает 7%. В среднем на одного человека трудоспособного возраста приходится один нетрудоспособный, т.е. моложе или старше трудоспособного возраста.

В 2001 году в сельской местности Китая проживало 63,91% населения, в городской соответственно 36,09%. Доля сельского хозяйства в ВВП Китая составила 15,23%, в то время как в нем по-прежнему было занято 50% рабочей силы.

Нужно особо отметить, что в настоящее время в Китае 125 миллионов человек заняты в сельских предприятиях, а примерно 60-80 миллионов крестьян постоянно работают в городах, но по статистике они относятся к сельскому населению. Возможности для переселения крестьян в города ограничены.

До начала реформы (1978 год) пополнение рабочей силы в городах почти целиком опиралось на выпускников высших учебных заведений, демобилизованных и перепрофилирующихся военнослужащих. В сельском хозяйстве, в соответствии со стратегической линией на "производство хлеба в качестве основного звена экономики", крестьяне не имели свободного выбора работы и самостоятельного хозяйствования. По мере того, как численность населения увеличивалась, площадь пахотной земли на душу населения уменьшалась. В течение 26 лет (с 1952 по 1978 год) удельный вес занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых уменьшился с 83,5% до 70,5%.

Во время реформы в Китае были проведены два мероприятия, которые оказали большое влияние на занятость в сельских районах страны. Во-первых, крестьянам разрешили свободно выбирать профессии и самостоятельно вести хозяйственную деятельность; во-вторых, крестьянам разрешили заниматься бизнесом в городах. Первая мера привела к трудоустройству 125 миллионов работников на предприятиях в сельских местностях. Вторая - к переезду примерно 60-80 миллионов крестьян из сельских районов в города. В течение 23 лет (с 1978 по 2001 год) удельный вес занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых уменьшился с 70,5% до 50,0%.

На государственных предприятиях в городах начала осуществляться политика по уменьшению числа работников с целью повышения эффективности хозяйствования. Таким образом, реформы привели к быстрому образованию рынка труда как в городе, так и в сельской местности. При этом люди, имеющие городскую прописку и предъявляющие более высокие требования к характеру будущей работы, почти не обращаются на сельский рынок. А на городском рынке (за исключением нескольких маленьких приморских городков) люди с сельской пропиской могут лишь в редких случаях найти себе работу.

Рынок труда в городах тоже разделен на два сектора: государственный и негосударственный. Хотя в Китае эти секторы рынка труда имеют некоторые общие черты, однако нет единой системы оплаты труда, системы отбора персонала, системы социального обеспечения. Имеются различия в соотношении спроса и предложения рабочей силы. В связи с этим политика, направленная на урегулирование спроса и предложения на рынке труда, в некоторых случаях не приносит положительных результатов, а иногда дает даже отрицательный эффект. Например, для того, чтобы уволенные работники государственных предприятий имели больше шансов на трудоустройство, в некоторых городах принимались меры по ограничению миграции крестьян в города; однако бывшие работники государственных предприятий предпочитали безработицу, чем занятость на более тяжелых и низкооплачиваемых работах и т.д. Меры по ограничению занятости крестьян в городах не облегчили ситуации с трудоустройством уволенных работников государственных предприятий, а, наоборот, привели к тому, что кое-где возник даже дефицит предложения рабочей силы.

Влияние замедления экономического роста на занятость. Обычно рост занятости пропорционален экономическому росту. С точки зрения тенденций перспективного развития, темпы экономического роста в Китае будут замедляться. Одна из причин этого - увеличение базисного значения ВВП. Так, например, в 1980 году базисное значение ВВП составляло 451,8 млрд. юаней. Его увеличение на несколько десятков миллиардов юаней обусловило 10%-ный экономический рост. В 1990 году ВВП Китая составлял 1859,8 млрд. юаней, т.е. для увеличения его на 10% требовался уже рост на 200 млрд. юаней. А в 2000 году ВВП достиг 8940,4 млрд. юаней, и его увеличение на 10% требует роста ВВП в абсолютном выражении уже на 900 млрд. юаней. Второй причиной замедления экономического роста является переход от дефицитной экономики к избыточной. Эта причина заставила Китай отказаться от прежней модели развития, которая характеризовалась "расширением производства и экстенсивным хозяйствованием", и перейти к модели развития, обеспечивающей качество и эффективность роста.

В настоящее время Китай переходит от высоких темпов экономического роста к средним темпам развития, при которых 8%-ный экономический рост уже считается высоким. Это подтверждают примеры индустриальных стран. Так, в течение 20 лет (с 1953 по 1973 год) среднегодовой темп роста ВВП в Республике Корея составлял 7,5%, в Гонконге - 8,0%, на Тайване - 8,2%, в Сингапуре (1960-1973 годы) - 9,3%; в высшей фазе экономического взлета с 1970 по 1980 год среднегодовой темп роста ВВП в Корее составил 10,1%, в Гонконге - 9,2%, на Тайване - 10,1% (1970-1981 годы); с 1980 по 1993 год в Республике Корея - 9,1%, в Гонконге - 6,5%, в Сингапуре - 6,9%1 .

В Китае с 1981 по 1990 год среднегодовой прирост ВВП составлял 9,3%; с 1991 по 2000 год - 9,9%, при этом среднегодовой прирост численности занятых составил 1,03%, т.е. в среднем каждый год прибавлялось более 7 миллионов новых рабочих мест. Предполагается, что в следующие 10 лет число рабочих мест каждый год в среднем будет увеличиваться лишь на 6 миллионов при 8%-ном росте ВВП. По существу, это - оптимистический прогноз.

Влияние регулирования отраслевой структуры и обновления технологии на занятость. Индустриализация привела к замене ручного труда техникой.

Однако нельзя делать вывод, что, "чем больше вклад техники и капитала в экономический рост, тем хуже ситуация в области безработицы", исходя из преимущества замены труда капиталом и техникой2. Особенности "догоняющей экономики" и "раздробленного трудового рынка" в Китае привели к тому, что "негативные факторы" стали преобладающими, особенно во второй половине 90-х годов XX в., когда рабочая сила из сельского хозяйства переходит в несельскохозяйственную сферу. Но промышленность уже не привлекает новую рабочую силу, в ней происходит насыщение, сокращаются рабочие места. В сфере услуг, которой свойственны низкие темпы роста, трудно разместить дополнительную рабочую силу, которая переходит из сельского хозяйства и промышленности.

В действительности в начале 80-х годов XX века в Китае уже проявилась тенденция уменьшения коэффициента эластичности занятости по отношению к экономическому росту и капиталовложениям. С 1981 по 1990 год среднегодовой темп роста ВВП составил 9,3%, среднегодовой темп роста общих инвестиций в основные фонды составил 18,1%, среднегодовой темп роста занятых составил 3%, эластичность занятости по отношению к ВВП была равна 0,32, а эластичность занятости по отношению к инвестициям - 0,16. С 1991 по 2000 год ВВП каждый год увеличивался в среднем на 9,9%, величина общих инвестиций в основные фонды каждый год в среднем увеличивалась на 22,9%, а количество занятых каждый год в среднем увеличивалось лишь на 1,03%, эластичность занятости по отношению к ВВП уменьшилась до 0,10, эластичность занятости по отношению к инвестициям уменьшилась до 0,04.

Влияние роста предложения рабочей силы на занятость. Хотя в настоящее время рождаемость в Китае уже уменьшилась до 15,23% (1999 год), приблизившись к уровню многих развитых стран мира, но общая численность населения, в том числе населения в трудоспособном возрасте, еще имеет тенденцию к увеличению. Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчин - с 16 до 59 лет; женщин - с 16 до 54 лет) в 1995 году составила 731 млн. человек, в 2000 году - 888 млн. человек, в 2010 году она увеличится до 910 млн. человек, а в 2016 году достигнет максимальной величины - 950 млн. человек. Уменьшение рождаемости в ближайшие годы скажется на уменьшении населения в трудоспособном возрасте лишь после 2016 года; только к 2030 году численность населения в трудоспособном возрасте будет соответствовать уровню 2000 года3.

В 2003 году избыточное предложение рабочей силы в городах Китая будет еще выше, чем в предыдущие несколько лет. Рост ВВП в 2003 году составит 7-8%.

В городах число новых рабочих мест увеличится примерно на 4-6 млн.; кроме этого, будут освобождены около 3 млн. мест в связи с выходом работников на пенсии. Таким образом, общее число новых рабочих мест составит примерно 7-9 млн. Однако в 2003 году прирост численности городского населения, достигшего трудоспособного возраста, составит примерно 10 млн., т.е. численность новых безработных в 2003 году будет составлять 5-6 млн. человек (численность безработных в конце 2002 года составляла 1,29 млн. человек). Общее количество необходимых рабочих мест составит около 20 млн.4 В конечном счете избыточная рабочая сила в 2003 году в Китае только в городах достигнет 11-13 млн. человек.

Главные каналы поиска работы и предпочитаемые профессии при поиске работы. В бывшей системе плановой экономики Китая работа городским жителям предоставлялась главным образом правительственными организациями и предприятиями. По мере углубления экономической реформы каналы, по которым осуществляются поиски работы, стали более многообразными. Однако сеть общественной поддержки занятости еще несовершенна. Особенно это касается общественной поддержки трудоустройства безработных. В Китае не хватает опыта и не создана действенная официальная сеть общественной поддержки занятости. При поиске новой работы в большинстве случаев приходится опираться на помощь родственников и друзей, т.е. на неофициальную общественную сеть. По данным выборочного обследования безработных и их семей, которое было проведено группой изучения социально-экономических проблем Пекина в июне 1999 года, в процессе поиска работы 50,3% безработных опирались на рекомендации родственников, друзей и других структур неофициальных общественных организаций; 22,3% обращались в профессиональные агентства по трудоустройству, в центры по продвижению способных людей, к рекламе работодателей и т.п.; 10,8% опирались на рекомендации и помощь прежних организаций; 9,9% обращались к административному комитету улицы и сети местного самоуправления; только 2,3% искали работу через Центр обслуживания повторного трудоустройства и 4,4% - через прочие каналы5. Это явление существует не только в Пекине. Обследование безработных, проведенное учеными в 4-х старых районах г. Гуанчжоу в провинции Гуандун, показало, что в процессе трудоустройства 47,9% безработных опирались на помощь родственников, друзей и других неофициальных структур. Поиски работы через профессиональные агентства по трудоустройству, рынки труда и рекламу работодателей осуществляли 17,2%. Через прежние организации работу искали 25,4%, через административные комитеты улиц и сеть местного самоуправления - 9,5%6.

Важная роль, которую в процессе поиска работы играет связь с родственниками и друзьями, возможно, объясняется общественной структурой и традиционной культурой Китая, основой которых является семья. Но нестабильность рыночных каналов и отсутствие официальной системы трудоустройства в период перехода к рыночной экономике могут сыграть решающую роль. Для большинства безработных поиск работы через родственников и друзей - самый дешевый способ трудоустройства.

Однако не всегда общественная сеть, которая образуется через связи с родственниками и друзьями, эффективна для всех безработных. По результатам обследования, которое было проведено в г. Ухане, социальный статус родственников и друзей безработных оказывает очевидное положительное влияние на использование ими общественной сети в поиске работы. Но роль родственников и друзей в процессе трудоустройства безработных ограничена. Эта роль в большинстве случаев только увеличивала шансы безработных на получение работы. Основными факторами, которые влияли на тип полученной работы, были все же качественные показатели рабочей силы, т.е. уровень образования, профессиональные навыки и т.д.

С точки зрения предпочтений, большинство безработных намерены трудиться в государственном секторе, который обладает относительно развитой системой социального обеспечения; в негосударственном секторе уровень социального обеспечения более низкий. Однако почти половина рабочих мест, которые безработные считают подходящими для себя, в ходе реформы перешли в негосударственный сектор. По данным выборочного обследования безработных и их семей, которое было проведено группой изучения социально-экономических проблем г. Пекина в июне 1999 года, доля безработных, намеренных работать: 1) в государственном секторе составила 67,6%; 2) на коллективных предприятиях - 12,2%; 3) в области индивидуального предпринимательства - 10%; 4) на предприятиях с трехсторонними инвестициями - 5,4%; 5) на частных или индивидуальных предприятиях - 4,4%. Но реальная картина повторного трудоустройства была такова: доля безработных, которые нашли работу в государственном секторе, составила 33,1%; на коллективных предприятиях - 15,6%; в индивидуальном предпринимательстве - 20,3%; на частных или индивидуальных предприятиях - 18,2%; на предприятиях с трехсторонними инвестициями - 5,7%. 71,4% безработных считали, что самыми подходящими для них профессиями являются продавец, официант, простой конторщик, уборщик на предприятиях, водитель и т.д.

Рыночный принцип и принцип общественной стабильности. Безработица является неизбежным следствием рыночной реформы. Для того, чтобы государственные предприятия смогли стабильно развиваться в условиях усиливающейся с каждым днем рыночной конкуренции, необходимо сокращение работников и повышение эффективности труда. Однако увольнение приносит проблемы не только работникам, но и обществу. В прошлом в течение длительного времени государственные предприятия отвечали за занятость населения и стабильность в обществе. Проводимые преобразования государственных предприятий в Китае заключаются в том, чтобы постепенно снять социальные функции с государственных предприятий и передать их в специальные органы социального обеспечения. Однако процесс идет очень медленно. Анализ материалов обследования показал, что, с одной стороны, на уровне предприятий во время увольнения работников приходится соблюдать рыночный принцип. На слабых предприятиях, которые не могут погасить дебиторской задолженности, на которых производство полностью или частично приостановилось либо идет реформа собственности, число сокращенных работников больше. Для них шансов продолжить работу на прежних предприятиях очень мало. Иногда предприятия полностью закрываются и всех увольняют.

С другой стороны, внутри предприятий необходимо соблюдать принцип общественной стабильности и по-прежнему учитывать интересы работников. На многих предприятиях были выделены определенные категории работающих, по которым они не включались в списки для сокращения. Например, нельзя увольнять мужчин в возрасте старше 55 лет и женщин старше 50 лет, членов семей военных; может быть сокращен только один из работающих супругов и т.д. На практике занятым лицам старшего возраста и больным в большинстве случаев рекомендовалось "раньше уйти на пенсию" и "уйти на пенсию по инвалидности". Была проявлена большая забота о работниках, имеющих трудности в семье или не обладающих конкурентоспособностью на рынке труда.

Текущее состояние государственных предприятий является ключевым фактором, определяющим форму увольнения. На государственных предприятиях, где работники лучше обеспечены, сохраняется забота об их интересах. В целях стабилизации предприятий и общества, предпочитаются такие формы увольнения, как "полное трудоустройство сокращенных", "решение проблемы сокращенных внутри предприятий", "увольнение с выплатой денежных компенсаций" и т.д. А на предприятиях, где финансовое положение ухудшилось и нет средств для поддержания благосостояния работников, увольнение по рыночному принципу становится вынужденной мерой. В этом случае безработные, обладающие конкурентоспособностью (молодые, имеющие профессиональные навыки, имеющие широкие связи и т.д.), могут решить проблему трудоустройства за пределами прежнего предприятия.

Потенциальный объем спроса на рынке труда Китая. Исходя из показателей, которые характеризуют спрос на рабочую силу, напряженная обстановка в сфере занятости может сохраняться в течение длительного периода. И эта ситуация должна быть принята во внимание.

Среди факторов, определяющих рост спроса на рабочую силу, первым является показатель экономического роста, вторым - показатель изменения социально-экономической структуры. Исходя из показателей экономического роста (при расчете по среднегодовому темпу прироста ВВП, равному 7%, и коэффициенту эластичности занятости по нему 0,13), в период с 2000 по 2005 год ежегодно будет появляться около 6,5 млн. рабочих мест, что не будет удовлетворено дополнительным предложением на рынке труда, которое составляет в среднем 8 млн. человек в год. С другой стороны, исходя из показателей изменения социально-экономической структуры, потенциал увеличения спроса на рабочую силу еще велик.

Коэффициенты эластичности занятости в отдельных отраслях существенно отличаются. Начиная с 90-х годов, из-за сокращения абсолютной численности рабочих в сельском хозяйстве коэффициент эластичности занятости по отношению к росту сельского хозяйства все время был отрицательной величиной; коэффициент эластичности занятости по отношению к росту промышленности находился в интервале между 0,12 и 0,16; а коэффициент эластичности занятости по отношению к росту сферы услуг в среднем достигал 0,75. В настоящее время в Китае доля работающих в сфере услуг составляет меньше 30% (в развивающихся странах - в среднем около 40%, в Индии - 55%; в развитых странах - в среднем 70%, в США - 80%). Если бы доля занятых в сфере услуг Китая равнялась среднему уровню развивающихся стран, то это позволило бы создать около 90 млн. рабочих мест.

В настоящее время доля городского населения в Китае составляет около 35%, в то время как в других странах этот показатель составляет около 60% (а в некоторых странах - даже более 80%). Предполагаемое увеличение уровня урбанизации в Китае до 45% позволит в течение пяти лет (2001-2005 годы) создать в городах несколько десятков миллионов рабочих мест.

Кроме этого, стимулирование развития негосударственных предприятий тоже способствует увеличению потенциала спроса на рабочую силу. Большинство негосударственных предприятий являются средними или малыми. Они имеют многообразные каналы трудоустройства, гибкие способы занятости и относительно низкие требования при приеме на работу. Эти характеристики особо значимы для привлечения рабочей силы. В ближайшие несколько лет более 95% прироста новых рабочих мест в Китае будет опираться на развитие экономики в негосударственном секторе. Особое место в этом процессе будет принадлежать такой быстроразвивающейся отрасли, как информационная.


1 - Шицзе Иньхан. 1995 Нянь шицзе фачжань баогао (Доклад о мировом развитии в 1995 г.). Пекин: Чжунго цайцзин чубаньше, 1995.
2 - Белл Д. Хоугуне шехуэй де лайлинь: дуй шехуэй юйце де исян таньсо (Вступление в постиндустриальную эпоху). Пекин: Синьхуа Чубаньше, 1996.; Kijkin J. The End of Work: The Decline of Global Labor Force and the Dawn of the Post-Market Era. New York, Tarcher / Putnam, 1995.; Castells. M. The Rise of the Network Society // The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. Oxford, Blackwell, 1996.
3 - Лю Цзиныпап. XXI Шицзи Чжунго жэнько фачжань чяньцзин (Перспективы развития народонаселения Китая в XXI в.) // 2000 Нянь чжунго жэнько фачжань чяньцзин / Под ред. Жуй Синь. Пекин: Шехуэй кесюе уньсянь чубаньше, 2000.
4 - Ся Жун. Чжунго цзюе синши ижань яньц-зюнь (Серьезность ситуации о трудоустройстве в Китае) // 2000 Нянь чжунго жэнько фачжань чяньцзин / Под ред. Жуй Синь. Пекин: Шехуэй кесюе уньсянь чубаньше, 2000
5 - Бэйцзин ченши дяочадуй. Бэйцзинши сяган чжигун чжуанкуан яньцзю (Изучение положения безработных г. Пекина) // Чжунго Синьсибао. Пекин, 17.02.1999
6 - Цю Хайсюн, Чень Цзяньминь, Жзнь Янь. Шехуэй чжичи цзего де бяньхуа: цун июань дао доюань (Изменение структуры социальной поддержки: от однокомпонентной до многокомпонентной) // Шехуэйсюе яньцзю. Пекин, 1998. № 4

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most