|
|
Здравоохранение в России: мониторинг
Коротко о главном:
- 42% россиян в той или иной степени довольны качеством получаемого
медицинского обслуживания (+7 п.п. с 2006 г.), 52% — не довольны
(?5 п.п.).
- Основная причина недовольства качеством медицинского обслуживания
— дефицит кадров и компетенций медицинских работников.
- Обращение в государственную поликлинику, больницу остается
наиболее распространенной тактикой россиян в случае болезни (41%).
Прогресс есть, но можно лучше
Здоровье нации — фундамент ее благополучия, определяющий
качество жизни граждан, возможность трудиться, создавать семьи и
вносить посильный вклад в процветание страны. Несмотря на реализуемые
государственные программы развития здравоохранения и рынка частных
медицинских услуг, вопрос доступности и качества оказываемой медицинской
помощи не теряет остроты и актуальности. По результатам мониторингового
исследования Аналитического центра ВЦИОМ, градус недовольства качеством
медицинского обслуживания снижается медленными темпами; сегодня,
как и 19 лет назад, в общественных оценках преобладает негатив.
Один из вызовов современной системы здравоохранения
в России (как, впрочем, и во многих других странах мира) — неравенство
доступа к медицинскому обслуживанию. Ожидаемо выше удовлетворенность
качеством получаемых услуг наблюдается в городах, где реализуются
масштабные программы модернизации здравоохранения, внедряются инновации
и привлекаются лучшие специалисты. Нетрудно догадаться, что речь
идет о Москве и Санкт-Петербурге, уровень удовлетворенности в которых
в 1,5 раза превышает общероссийский показатель. В малых городах
и селах ситуация выглядит не столь радужной.
Кадры решают все?
Здравоохранение — одна из тех сфер, в которых кадры
решают все. Видимо, поэтому основная причина недовольства качеством
медицинских услуг — кадровый дефицит и компетенции медицинского
персонала. Вторая по популярности группа причин — понимаемая в широком
смысле доступность медицинских услуг (материальная, географическая
и пр.). Ключевые сложности здесь — длительное ожидание записи к
врачу, невозможность получения бесплатных услуг и большие очереди.
Качество медицинской помощи и материально-техническое оснащение
медицинских учреждений упоминаются ощутимо реже: столкнувшись с
трудностями с записью к специалисту или длительным ожиданием приема,
многие, вероятно, просто не доходят до этапа оценки качества оказываемой
помощи и состояния медицинских учреждений. В целом указанные проблемы
тесно переплетены между собой: дефицит кадров приводит к перегрузке
врачей, что негативно сказывается на качестве обслуживания, а проблемы
с оснащением больниц и поликлиник лишь усугубляют общую ситуацию.
Тернистый путь к выздоровлению
Практики здоровьесбережения с годами трансформируются:
хотя доминирующей из них в случае болезни остается обращение в государственную
поликлинику/больницу, «авторитет» бесплатной медицины с годами снижается,
а востребованность платных медицинских услуг, напротив, растет.
Причины, по которым россияне игнорируют государственные медицинские
учреждения, в целом схожи с теми, что были обозначены выше в контексте
неудовлетворенности качеством медицинского обслуживания. Лидирует
в ответах дефицит кадров и компетенций медицинских работников, а
также недоступность медицинских услуг; за последние десять лет обе
причины стали восприниматься заметно острее.
На сегодняшний день главным «конкурентом» государственной
медицины является вовсе не частный сектор, а самолечение, демонстрирующее
устойчивую популярность среди наших сограждан. Эту практику следует
рассматривать не только как следствие недоступности или недоверия
к официальной медицине, но и как отражение определенной культуры
здоровья, веры в собственное знание о теле и опыт предшествующих
поколений.
Выбор стратегии лечения тесно связан с субъективной
оценкой качества медицинского обслуживания: те, кто им удовлетворен,
чаще остальных обращаются в государственные поликлиники и больницы,
в то время как скепсис в отношении к официальной медицине подталкивает
граждан к самолечению. И вновь практики здоровьесбережения упираются
в доступность медицинских услуг: россияне с хорошими потребительскими
возможностями чаще отдают предпочтение официальной медицине (будь
то государственная или частная), россияне с доходом ниже среднего
— самолечению.
Екатерина Юшкина, Эксперт Аналитического центра ВЦИОМ:
«За последние 20 лет в здравоохранении произошли масштабные
изменения. Свежий опрос АЦ ВЦИОМ показывает положительный тренд:
доля довольных растёт, недовольных – сокращается. Однако, чтобы
люди (особенно в регионах) ощутили заметные улучшения, темп изменений
должен быть другим – более высоким.
Независимо от дохода и места жительства у граждан сохраняется
запрос на качественную медицинскую помощь именно в государственных
учреждениях. Частные клиники работают как платная «скорая помощь»
(быстро, но дорого!). Увы, они не решают системных задач кадрового
дефицита и территориального неравенства.
Много надежд сегодня связано с цифровизацией (телемедициной,
умными носимыми устройствами, ИИ). Эти инструменты должны открыть
новые возможности для решения отдельных проблем. Но без квалифицированного
врача в кабинете и без модернизации первичного звена по всей стране
нам точно не обойтись. Перелом наступит, когда ОМС будет ассоциироваться
не с «бесплатно и долго», а с «качественно и вовремя», а доступ
к помощи перестанет зависеть от места проживания».
В целом Вы довольны качеством того медицинского обслуживания,
которое Вы получаете?** (закрытый вопрос, один ответ, в
% от всех опрошенных)
|
2006
|
2025
|
|
Полностью/скорее доволен
|
35
|
42
|
|
Скорее/совсем не доволен
|
57
|
52
|
|
Затрудняюсь ответить
|
8
|
6
|
В целом Вы довольны качеством того медицинского обслуживания,
которое Вы получаете? (закрытый вопрос, один ответ, в %
от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Москва и Санкт-Петербург
|
Города — миллионники
|
500-999 тыс.
|
100-500 тыс.
|
До 100 тыс.
|
Село
|
|
Полностью/скорее доволен
|
42
|
66
|
46
|
44
|
43
|
33
|
37
|
|
Скорее/совсем не доволен
|
52
|
30
|
49
|
49
|
51
|
60
|
58
|
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
4
|
5
|
7
|
6
|
7
|
5
|
А чем именно Вы недовольны, что Вас не устраивает? Вы можете
дать несколько ответов (открытый вопрос, любое число ответов,
в % от тех, кто скорее/совсем не доволен качеством получаемого медицинского
обслуживания, представлены ответы, набравшие 2% и более)
|
Дефицит кадров и компетенций медицинских работников
(83% ответов)
|
|
Не хватает врачей / мало врачей / нехватка персонала
|
36
|
|
Безразличие врачей / отношение врачей / халатность / хамство
/ качество обслуживания
|
24
|
|
Неграмотные врачи / мигранты / мало хороших врачей
|
21
|
|
Большая загруженность врачей / усталость врачей
|
2
|
|
(Не)доступность медицинских услуг (70% ответов)
|
|
Долгое ожидание записи / невозможно записаться / трудно попасть
к врачу
|
22
|
|
Нет бесплатной медицины / всё платно
|
14
|
|
Большие очереди
|
13
|
|
Нет лекарств
|
5
|
|
За помощью надо ехать в область / в город
|
3
|
|
Всё дорого / высокие цены
|
3
|
|
Закрываются больницы / нет больниц / мало больниц
|
3
|
|
Дорогие лекарства
|
3
|
|
Далеко добираться / доступность
|
2
|
|
Скорая помощь не приезжает / не хватает машин скорой помощи
/ долго едет
|
2
|
|
Качество медицинской помощи (23% ответов)
|
|
Низкое качество медицины / отсутствует медицинское обслуживание
/ недоступность услуг (анализы, обследование, льготные лекарства)
|
19
|
|
Гоняют по кабинетам
|
2
|
|
Мало времени отводится на приём
|
2
|
|
Материально-техническое оснащение медицинских организаций
(9% ответов)
|
|
Нет современного оборудования / старое оборудование
|
6
|
|
Старые здания / страшно там находиться
|
3
|
|
Всем
|
1
|
|
Другое
|
7
|
|
Затрудняюсь ответить
|
3
|
Сумма превышает 100%, так как респондентам предлагалось дать
несколько ответов.
Что Вы обычно делаете, когда заболеваете?** (закрытый
вопрос, один ответ*, в % от всех опрошенных)
|
2006
|
2008
|
2009
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2025*
|
|
Обращаюсь в государственную, бесплатную поликлинику, больницу
|
52
|
50
|
51
|
55
|
51
|
55
|
46
|
41
|
|
Лечусь сам
|
37
|
35
|
33
|
33
|
36
|
32
|
38
|
35
|
|
Обращаюсь в платную поликлинику, больницу
|
6
|
7
|
8
|
6
|
7
|
6
|
8
|
17
|
|
Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
|
Ничего не делаю, все пускаю «на самотек»
|
3
|
6
|
4
|
4
|
5
|
6
|
5
|
5
|
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
<1
|
1
|
1
|
* В последнем замере респондентам предлагалось дать любое
число ответов. В целях сохранения сопоставимости данные за 2025
г. представлены по первому ответу.
Что Вы обычно делаете, когда заболеваете?* (закрытый
вопрос, в % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Как бы Вы оценили в настоящее время материальное
положение Вашей семьи?
(закрытый вопрос, один ответ)
|
|
Очень хорошее, хорошее
|
Среднее
|
Очень плохое, плохое
|
|
Обращаюсь в государственную, бесплатную поликлинику, больницу
|
41
|
45
|
41
|
33
|
|
Лечусь сам
|
35
|
29
|
36
|
42
|
|
Обращаюсь в платную поликлинику, больницу
|
17
|
19
|
17
|
12
|
|
Обращаюсь к народным целителям, нетрадиционной медицине
|
1
|
2
|
1
|
1
|
|
Ничего не делаю, все пускаю «на самотек»
|
5
|
3
|
4
|
9
|
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
2
|
1
|
3
|
* В текущем замере респондентам предлагалось дать любое число
ответов. В целях сохранения сопоставимости данные за 2025 г. представлены
по первому ответу.
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен
29 августа 2025 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте
от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной
случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных
номеров, задействованных на территории РФ.
** До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face
интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая
с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует
население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту,
образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600
респондентов.
Людмила Карпова, ВЦИОМ, 2 декабря 2025 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zdravookhranenie-v-rossii-monitoring
|