Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1099 - 1100
9 декабря - 22 декабря 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Профессия - исследователь 

Оценка результативности пронаталистской демографической политики в России. Семинар Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ

«Поведенческие факторы риска развития неинфекционных заболеваний в России». Научный семинар Института демографии "Демографические вызовы XXI века"

Влияние брачности и разводимости на рождаемость и семейно-демографическую политику в России. Заседание Демографической секции Центрального Дома ученых

 

Google
Web demoscope.ru

Влияние брачности и разводимости на. Рождаемость и семейно-демографическую политику в России. Заседание Демографической секции Центрального Дома ученых

27 ноября 2025 года состоялось заседание Демографической секции Центрального дома ученых РАН. В начале заседания председатель демографической секции В.Н. Архангельский поблагодарил Александра Борисовича Синельникова за то, что он любезно согласился выступить на этом заседании, так как В.Х. Эченике, доклад которого был анонсирован, по независящим от него причинам, не смог сегодня выступить. Затем В.Н. Архангельский сообщил, что следующее заседание демографической секции состоится 25 декабря, на котором должна выступить О.С. Чудиновских, заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова с докладом на тему "Что мы можем узнать о международной миграции в России на основе официальной статистики?".

Далее с докладом на тему "Влияние брачности и разводимости на рождаемость и семейно-демографическую политику в России" выступил Александр Борисович Синельников, доктор экономических наук, профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ниже приводится достаточно подробное изложение доклада А.Б. Синельникова, подготовленное самим автором.

Влияние брачности и разводимости на рождаемость и семейно-демографическую политику в России

По мнению докладчика, не только семейно-демографическая политика в какой-то мере влияет на рождаемость, но и ситуация с рождаемостью влияет на эту политику. Из-за недостаточного демографического эффекта ранее принятых мер помощи семьям с детьми государство постоянно увеличивает эту помощь. Брачность и разводимость влияют на рождаемость, но не на политику государства в отношении этих демографических процессов, поскольку на данный момент не принято никаких эффективных мер по увеличению числа браков и снижению числа разводов. Без этого меры по повышению рождаемости не дадут ожидаемых результатов.

По данным СеДОЖ-2019 (проведенного кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ под руководством А.И. Антонова в 2018-2019 годах одновременного опроса в 1,2 тыс. семей двумя интервьюерами обоих супругов, которые не слышали ответов друг друга), высказывая мнения о семейно-детном образе жизни, большинство респондентов признают моральное право мужей (68,6%) и жен (71,2%) на развод с нелюбимыми супругами, даже если у них есть дети[1].

По данным проведенного в 2024 году исследования ЖСС-2024 «Жизненные стратегии семей с разным числом детей» (в обработку вошли 944 анкет), 50,6% однодетных респондентов считают, что в семье с одним ребенком следует сохранять брак с нелюбимым, но ни в чем не виноватым супругом. 61,2% многодетных родителей разделяют это мнение в отношении многодетной семьи, но остальные так не считают. Исследование показало, что многодетность несколько укрепляет брак, но, к сожалению, не дает гарантии от развода, даже если покинутый супруг ни в чем не виноват[2].

Современное общество не осуждает людей, расторгающих брак из-за того, что «чувства иссякли», и(или) появилась «новая любовь» к другому человеку. Многие жены, понимая, что мужья могут уйти от них даже тогда, когда за ними нет никакой вины, ограничиваются одним ребенком, чтобы смягчить последствия распада семьи. По данным переписи 2021 года, более трети замужних женщин 40-49 лет – однодетные. Одного ребенка мать может вырастить и обеспечить и без помощи отца либо найти ему нового отца в лице отчима. С тремя и более детьми и то, и другое будет несравненно труднее.

Сожители доверяют друг другу гораздо меньше, чем законные супруги и поэтому имеют только одного ребенка или вообще не имеют детей намного чаще, чем пары, узаконившие свой союз.

Сомнения в прочности отношений удерживают от регистрации брака также и потому, что разрыв неофициального союза, в отличие от развода, не приводит к потере жилья и другой ценной собственности из-за раздела между бывшими супругами[3]. Но это же удерживает и от рождения детей, особенно если у женщины уже есть хотя бы один ребенок.

Во всех возрастах среднее число детей у женщин, живущих вместе с партнерами без регистрации, гораздо меньше, чем у состоящих в законном браке. Многие из этих детей рождены не от нынешних сожителей, а от бывших законных супругов. Согласно расчетам докладчика по данным выборочного наблюдения репродуктивных планов населения, проведенного Росстатом в 2022 году, среди состоящих в повторном брачно-партнерском союзе женщин 40-44 лет, у которых нынешний союз не зарегистрирован, лишь 6% имеют детей от разных мужчин. У подавляющего большинства из них есть дети только от бывших мужей или партнеров. Но и среди состоящих в повторном брачно-партнерском союзе женщин этого возраста, у которых нынешний союз является законным браком, менее чем у половины (42%) есть дети от разных отцов. Среднее число детей у них – 1,93. Это больше, чем у состоящих в первом брачно-партнерском союзе, который является законным браком (1,69), но недостаточно для простого замещения поколений, даже если все женщины будут вступать в брак или неофициальный союз несколько раз в жизни[4]. Влияние законных повторных браков на рождаемость сравнительно невелико, а влияние повторных сожительств незначительно.

По расчетам докладчика, коэффициент корреляции Пирсона между динамикой кумулятивных коэффициентов брачности для условного поколения (общее число первых и повторных законных браков в среднем на одну женщину) к 35 годам за 1989-2023 годы и суммарными коэффициентами рождаемости за 1990-2024 годы составляет 0,76. Как правило, повышение или понижение показателей брачности через год приводит к соответствующим изменениям в показателях рождаемости. Динамика показателей брачности, основанных на данных о регистрации браков, несмотря на колебания в отдельные годы, в целом имеет тенденцию к уменьшению. Отчасти это вызвано тем, что многие пары не оформляют свой союз в ЗАГСе. Однако по данным переписей населения, проведенных с 1979 по 2021 годы, суммарная доля состоящих в брачно-партнерских союзах, т.е. либо в законном браке, либо в неофициальном союзе, тоже снижается.

Оценки брачно-возрастной структуры населения по состоянию на 1980, 1990, 2000, 2010 и 2020 годы, сделанные автором по методу линейной интерполяции данных переписей, показали, что среди мужчин и женщин, родившихся с 1950 по 1999 годы, от поколения к поколению растет доля холостых и незамужних, т.е. никогда не состоявших ни в законном браке, ни в неофициальном союзе.

Среди мужчин 1950-х годов рождения было 40% холостых в 20-29 лет, 9% - в 30-39 лет и 6% - в 40-49 лет. Среди мужчин 1970-х годов рождения было 53% холостых в 20-29 лет, 17% - в 30-39 лет и 11% - в 40-49 лет. Среди женщин 1950-х годов рождения было 24% незамужних в 20-29 лет, 7% в 30-39 лет и 5% в 40-49 лет. В поколении 1970-х годов рождения было 36% незамужних в 20-29 лет, 12% в 30-39 лет и 9% в 40-49 лет. Среди них немало одиноких матерей, но почти все они – однодетные.

Рост доли холостых и незамужних среди 20-29 летних мужчин и женщин повышает их долю в том же поколении, когда оно становится на 10 и даже на 20 лет старше. При этом увеличивается не только доля поздних браков, которые часто остаются бездетными, но и уровень окончательного безбрачия.

Отчасти это объясняется низкими доходами и отсутствием своего жилья у многих молодых людей. По данным опроса ВЦИОМ «Идеальная семья-2023», 35% респондентов считают совершенно необходимым для создания семьи жилье для отдельного проживания от родителей. Его отсутствие мешает созданию не только законных, но и т.н. «гражданских» супружеских пар, поскольку жилье требуется и тем, и другим. Соответственно растет доля бездетных как среди всех женщин, так и среди замужних. Нынешняя семейно-демографическая политика улучшает условия для рождения детей в уже существующих семьях, но не для создания и сохранения семей.

Основой мерой этой политики в России с 2007 году является материнской капитал. До 2020 года право на него предоставлялось только после рождения второго ребенка, хотя уже и тогда рождаемость уменьшалась также и за счет сокращения числа первых рождений. С 2020 года право на капитал стало предоставляться после рождения первенцев. Это правильный шаг, но сделать его надо было намного раньше. Почти 80% детей рождаются в законном браке. Однако по данным Росстата, все повышение рождаемости между 2006 и 2015 годами, когда демографическая политика дала значительный эффект, было достигнуто за счет рождений в браке. Число рождений вне брака осталось почти неизменным, а их доля среди всех новорожденных уменьшилась с 30% в 2005 году до 21% в 2016 году. В 2016-2023 годах брачная и внебрачная рождаемость снижались почти одинаковыми темпами, а доля внебрачных детей среди всех новорожденных стабилизировалась на уровне 21-23%. Более половины из них регистрируются по заявлению обоих родителей, т.е. отцы признают свое отцовство. Большинство матерей этих детей считают себя замужними. Семейно-демографическая политика в России в основном влияет на среднее число детей у замужних матерей, т.е. состоящих в браке или неофициальном союзе и родивших хотя бы одного ребенка.

За 2002-2021 годы число детей на 100 замужних матерей 20-29 лет увеличилось со 131 до 154. Но из-за снижения доли замужних среди женщин этого возраста и роста доли бездетных среди них, доля замужних матерей среди женщин этой возрастной группы понизилась с 42% до 32%, а число детей на 100 всех женщин от 20 до 29 лет - с 71 до 63.

Число детей на 100 замужних матерей 30-39 лет увеличилось с 177 до 190, но доля замужних матерей среди женщин этого возраста уменьшилась с 69% до 64%, а число детей на 100 всех женщин от 30 до 39 лет - с 153 до 150.

Число детей на 100 замужних матерей 40-49 лет сократилось с 204 до 192, но доля замужних матерей среди женщин этого возраста тоже понизилась с 69% до 64%, а число детей на 100 всех женщин 40-49 лет - с 185 до 163.

В 2010 году в расчете на 100 женщин 1970-х годов рождения, когда им было 30-39 лет, приходилось 140 детей, а в 2020 году, когда они находились в возрастах 40-49 лет, - 164, т.е. на 24 ребенка больше. Если у 100 женщин, которым в 2021 году было 30-39 лет, за следующие 10 лет родятся еще 24 ребенка, то в 2031 году число детей на 100 женщин составит: 150+24 = 174, что будет на 11 детей больше, чем у женщин 40-49 лет в 2021 году.

До сих пор влияние семейно-демографической политики на среднее число детей в реальных поколениях было весьма небольшим. Для повышения ее эффективности эта политика должна способствовать не только росту среднего числа детей у замужних матерей, но и повышению их доли среди женщин в активных репродуктивных возрастах, т.е. созданию и сохранению семей с детьми. Для этого необходимо решить жилищную проблему для молодых пар.

Следует поддержать предложение группы депутатов от думской фракции «Новые люди» о предоставлении льготной семейной ипотеки супружеским парам, которые еще не имеют детей, но заявляют, что собираются их иметь в ближайшие три года. Если ребенок за это время не родится, то процентная ставка по ипотеке должна быть повышена до рыночной, а кредит возвращен банку[5]. Если это предложение будет принято, то число законных браков может увеличиться. Это будет способствовать повышению рождаемости.

Однако снижение брачности и рождаемости вызвано не только неблагоприятными социально-экономическими условиями, которые можно улучшить за счет льгот и пособий, но и морально-психологическими факторами, в том числе массовым распространением эгоизма.

Во время исследований ВЦИОМ «Идеальная семья» в 2012 и 2024 годах респондентам предлагалось выбрать один из двух вариантов ответа на вопрос о том, какую семью они считают идеальной: «ту, в которой каждый имеет право поступать так, как он хочет, даже если его интересы идут вразрез с интересами других членов семьи» или «ту, в которой интересы семьи в целом важнее частных интересов отдельных ее членов». Это выбор между эгоистичным (т.е. антисемейным) и просемейным поведением.

Главное правило брака, как основы семьи, состоит в том, что женатые мужчины и замужние женщины не вправе вести себя так же, как те люди, которые в браке не состоят, живут одни и у себя дома делают все, что хотят. Состоящие в браке должны считаться с интересами супругов и детей.

Маловероятно, что эгоист может создать многодетную семью. Скорее всего, либо у него вообще никогда не будет семьи, либо она распадется еще до рождения первого ребенка или вскоре после этого.

За 2012-2024 годы доля лиц с эгоистичными представлениями о семье среди всех ответивших на данный вопрос увеличилась с 18 до 24%. За 12 лет доля респондентов с такими взглядами среди 18-24-летних увеличилась с 21 до 50%. Но мало кто из них имеет опыт семейной жизни. Можно было предположить, что в более старшем возрасте их мнения станут реалистичней.

Так как ВЦИОМ в свое время опубликовал базу микроданных исследования «Идеальная семья – 2024» с указанием точного возраста респондентов, стало возможным изменение возрастной группировки таким образом, чтобы выявить тенденции внутри каждого поколения, которое в 2024 году стало на 12 лет старше, чем в 2012 году.

Представителям поколения 1988-1994 годов рождения в 2012 году было от 18 от 24 лет, а в 2024 году - от 30 до 36 лет, и большинство из них уже приобрели опыт семейной жизни. Однако доля убежденных эгоистов в этом поколении не уменьшилась, а увеличилась с 21 до 27%. В 2024 году уже половина представителей поколения 2000-2006 годов рождения, которым тогда было от 18 до 24 лет, состояла из эгоистов. Когда они станут старше и многие из них создадут семьи, доля эгоистов среди них не уменьшится.

Влияние массового эгоизма на семейно-демографическое поведение проявляется в отказе от вступления в законный брак и рождения детей, а также в том, что, если семья все же создается, она распадается либо потому, что эгоизм мужа или жены вынуждает другого супруга подать на развод, либо сам эгоист или эгоистка расторгает брак из-за «иссякших чувств», «новой любви»» или желания вернуть былую свободу.

Желательно ввести обязательное составление брачного договора перед регистрацией брака (чтобы люди не опасались за свои квартиры), а также учитывать вину мужа или жены в разводе при принятии судебных решений по спорам между бывшими супругами о детях и о разделе имущества. Но это даст позитивный демографический эффект только тогда, когда большинство населения станет более ответственно относиться к созданию и сохранению семей. Для этого надо повлиять на общественную мораль через СМИ и систему образования. Недавно введенный в школах предмет «Семьеведение» должен быть ориентирован не только на подготовку новых поколений к семейной жизни, но и на преодоление несовместимого с ней эгоизма.

А.Б. Синельников

Доклад был выслушан с большим интересом и вызвал многочисленные вопросы и обсуждение.

Презентация доклада А.Б. Синельникова представлена в PDE-файле.


[1] Ценности семейно-детного образа жизни (СеДОЖ–2019): Аналитический отчет по результатам межрегионального социолого-демографического исследования; Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова / под ред. А.И. Антонова / А.И. Антонов, В.М. Карпова, С.В. Ляликова, Е.Н. Новоселова, А.Б. Синельников — М.: ООО МАКС Пресс, 2020. — С. 35. https://istina.msu.ru/publications/book/334530483/ [дата обращения 25.11.2025
[2] Жизненные стратегии семей с разным числом детей: от двух Я к семейному МЫ (ЖСС-2024). Аналитический отчет по результатам социологического исследования / А.И. Антонов, В.М. Карпова, С.В. Ляликова, А.Б. Синельников, А.В. Денисова. М.: ИСЭПН ФНИСЦ РАН, 2024. С. 155-157. https://istina.msu.ru/publications/book/717843606/ (дата обращения 25.11.2025)
[3] Синельников А.Б. Трансформация института брака как фактор снижения рождаемости // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2025. Т. 31, № 3. С. 110–127. https://vestnik.socio.msu.ru/jour/article/view/1446/654ее
[4] Синельников А.Б. Трансформация института брака как фактор снижения рождаемости // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2025. Т. 31, № 3. С. 117–120. https://vestnik.socio.msu.ru/jour/article/view/1446/654 (дата обращения 25.11.2025)
[5] Бездетным предложили выдавать семейную ипотеку с условием родить ребенка // ТАСС (сайт), 22.10.2025 - https://tass.ru/nedvizhimost/25421307 (дата обращения 25.11.2025)

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887