|
Религия и общество: мониторинг
Коротко о главном:
- 67% россиян называют себя православными.
- Религия для россиян — в первую очередь национальная традиция
(35%) и следование моральным и нравственным нормам (34%).
- Топ-5 наиболее распространенных религиозных практик среди верующих
россиян: отмечание религиозных праздников, соблюдение заповедей,
посещение храма, чтение молитв и ношение религиозных символов.
Религиозная идентичность в российском обществе достаточно
устойчива: абсолютное большинство наших сограждан идентифицируют
себя как верующие, в том числе две трети опрошенных сохраняют приверженность
православной вере. За высоким уровнем декларативной религиозности
скрывается разнообразие смыслов, которые каждый из нас вкладывает
в рассматриваемое явление. Сегодня религия для россиян — это прежде
всего национальная традиция и следование моральным, нравственным
нормам, несколько реже она воспринимается как личное спасение и
часть мировой культуры, истории; лишь немногие отождествляют религию
с участием в церковной жизни и считают ее предрассудком.
Восприятие религии: временная и поколенческая перспектива
Изменения в общественном восприятии религии за последние
17 лет отражают процесс индивидуализации и десакрализации религиозного
опыта. Акцент смещается с коллективных обрядов и формального следования
догмам на самостоятельный духовный поиск. Несколько ослабевает внешняя,
формальная сторона религии и растет значимость ее культурной составляющей.
Последняя особенно актуальна для зумеров. Воспитанная в эпоху глобализации,
плюрализма взглядов и индивидуализма, современная молодежь в первую
очередь воспринимает религию сквозь призму культуры и истории, а
не догматических положений. Поэтому различного рода религиозные
практики в юном возрасте (18-24 лет) могут рассматриваться скорее
как элементы культурного наследия, нежели как руководство к действию.
Однако говорить о кризисе веры среди молодежи пока не приходится.
Напротив, в этой группе отмечается рост доли верующих в сравнении
с началом прошлого года. Устойчивость тренда покажет время, не исключено,
что это может быть кратковременное явление, обусловленное поиском
себя и пока еще весьма размытым религиозным сознанием, свойственным
подрастающему поколению.
Примечательно, что в более зрелом возрасте религия заметно
чаще, чем в молодежной группе, воспринимается россиянами как путь
к личному спасению. По-видимому, по мере взросления приходит осознание
совершенных ошибок, переоценка ценностей, что стимулирует потребность
в утешении и искуплении грехов.
Как вера соотносится с религиозными практиками?
По степени вовлеченности в религиозные практики среди верующих
россиян можно выделить четыре группы:
- слабовоцерковленные (вовлечены в 1-3 религиозные практики из
десяти) (15%): скорее мужчины, граждане со средним образованием
и ниже, со средним и плохим материальным положением, воспринимающие
религию как часть мировой культуры и истории;
- средневоцерковленные (вовлечены в 4-7 религиозных практик)
(46%): скорее женщины, жители небольших городов (до 100 тыс. человек),
одинаково часто трактующие религию как национальную традицию,
часть мировой культуры и истории и следование моральным и нравственным
нормам;
- высоковоцерковленные (вовлечены в 8-10 религиозных практик)
(37%): россияне 34-57 лет (старшие миллениалы и представители
реформенного поколения), с достатком выше среднего, для которых
религия — прежде всего соблюдение всех религиозных обрядов;
- невоцерковленные (не делают ничего из предложенного списка)
(2%).
Топ-5 наиболее распространенных религиозных практик
среди верующих россиян (по уровню вовлеченности): отмечание религиозных
праздников, соблюдение заповедей своего вероисповедания, посещение
храма, чтение молитв и ношение религиозных символов. При этом степень
вовлеченности в религиозные практики сильно варьируется. Например,
внешние проявления веры (ношение религиозных символов, участие в
праздниках) носят преимущественно регулярный характер, более специфичные
и требующие усилий (соблюдение поста, чтение духовной литературы,
общение с духовником, помощь храму и участие в таинствах), как правило,
менее распространены и скорее ситуативны.
Примечательно, что верующая молодежь по уровню вовлеченности
в религиозные практики не сильно уступает старшим поколениям. Пожалуй,
единственное, в чем она ощутимо проигрывает, — соблюдение заповедей
своего вероисповедания. Судя по ответам, к этому верующие идут всю
свою жизнь.
Роль религии в повседневной жизни
За последние десять лет среди россиян стало больше тех,
кому религия помогает в повседневной жизни. Сегодня помощь такого
рода ощущают шестеро из десяти наших сограждан (среди верующих —
семеро из десяти). При этом чем выше вовлеченность в религиозные
практики, тем сильнее верующие ощущают положительное воздействие
религии на собственную жизнь.
Мария Григорьева, Эксперт Департамента политических исследований
ВЦИОМ:
«Религия приобретает всё большее значение в современной жизни.
Этот процесс во многом обусловлен нестабильностью мира. Пандемии,
экономические кризисы, политические конфликты — всё это вызывает
тревогу и неопределённость. В таких условиях люди ищут опору,
и религия превращается в «островок стабильности». Она даёт внутреннее
спокойствие и моральную поддержку, помогает справляться с трудностями
и находить смысл.
Вместе с тем отношение к религии в России трансформируется: для
многих она уже не сводится к участию в коллективных обрядах или
посещению храмов, а воспринимается как национальная традиция и
система моральных ценностей — люди всё чаще выбирают личное осмысление
веры, ориентируясь на внутренние убеждения, а не на институциональные
догмы. Похоже, что духовность постепенно становится частью культурной
идентичности, а не только религиозной практикой».
Последователем какого мировоззрения или религии Вы себя
считаете?* (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
2025
|
Православия
|
75
|
72
|
70
|
68
|
66
|
68
|
68
|
66
|
67
|
Ислама
|
6
|
6
|
5
|
5
|
6
|
6
|
5
|
6
|
7
|
Буддизма
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
Протестантизма (пятидесятничества, адвентизма, лютеранства,
союза евангельских христиан-баптистов и другое)
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
Католицизма
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
Иудаизма
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Являюсь верующим, но какой-либо конкретной конфессии не принадлежу
|
4
|
3
|
3
|
3
|
4
|
4
|
4
|
4
|
3
|
Колеблюсь между верой и неверием
|
5
|
6
|
6
|
5
|
6
|
4
|
5
|
3
|
4
|
Неверующим
|
7
|
8
|
12
|
12
|
14
|
12
|
11
|
13
|
11
|
Другое
|
-
|
-
|
2
|
5
|
2
|
4
|
3
|
5
|
4
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
3
|
0
|
2
|
0
|
1
|
0
|
1
|
2
|
Лично для Вас религия в первую очередь — это…?
(закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)
|
2008*
|
2025
|
Национальная традиция, вера предков
|
39
|
35
|
Следование моральным и нравственным нормам
|
26
|
34
|
Личное спасение, общение с Богом
|
17
|
28
|
Часть мировой культуры и истории
|
21
|
28
|
Соблюдение всех религиозных обрядов, участие в церковной
жизни
|
10
|
5
|
Предрассудок
|
7
|
5
|
Другое
|
-
|
7
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
7
|
Лично для Вас религия в первую очередь — это…?
(закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)
|
Младшие миллениалы (1992—2000)
|
Старшие миллениалы (1982—1991)
|
Реформенное поколение (1968—1981)
|
Поколение застоя (1948—1967)
|
Поколение оттепели (до 1947)
|
Национальная традиция, вера предков
|
35
|
31
|
29
|
39
|
33
|
38
|
31
|
Следование моральным и нравственным нормам
|
34
|
28
|
33
|
36
|
35
|
35
|
31
|
Личное спасение, общение с Богом
|
28
|
15
|
30
|
31
|
36
|
23
|
21
|
Часть мировой культуры и истории
|
28
|
48
|
33
|
24
|
28
|
22
|
28
|
Соблюдение всех религиозных обрядов, участие в церковной
жизни
|
5
|
3
|
6
|
5
|
4
|
5
|
5
|
Предрассудок
|
5
|
13
|
8
|
4
|
4
|
3
|
3
|
Другое
|
7
|
6
|
6
|
8
|
8
|
7
|
7
|
Затрудняюсь ответить
|
7
|
6
|
7
|
5
|
5
|
9
|
10
|
Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вы делаете,
а что — нет? (закрытый вопрос, один ответ по каждой практике,
в % от верующих)
|
Регулярно
|
Иногда
|
Никогда
|
Затрудняюсь ответить
|
Ношу религиозные символы (нательный крестик, полумесяц и
прочее)
|
53
|
13
|
33
|
1
|
Живу в соответствии с заповедями своего вероисповедания
|
49
|
36
|
11
|
4
|
Отмечаю религиозные праздники
|
49
|
42
|
8
|
1
|
Молюсь, читаю молитвы
|
28
|
47
|
25
|
0
|
Хожу в храм
|
13
|
65
|
20
|
2
|
Читаю духовную литературу
|
11
|
45
|
44
|
0
|
Соблюдаю посты
|
10
|
28
|
61
|
1
|
Общаюсь со священником-духовником, духовным наставником
|
8
|
38
|
53
|
1
|
Помогаю при своем храме
|
8
|
34
|
57
|
1
|
Участвую в церковных таинствах, обрядах, например в обряде
причащения
|
7
|
39
|
52
|
2
|
Скажите, в повседневной жизни Вам религия помогает или
нет? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)
|
2015*
|
2025
|
Помогает постоянно
|
26
|
25
|
Такие случаи бывают
|
29
|
37
|
Не припоминаю таких случаев
|
39
|
33
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
5
|
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен
12 мая 2025 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте
от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной
случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных
номеров, задействованных на территории РФ.
До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных
face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная
многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам,
репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного
пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем
выборки составляет 1600 респондентов.
Людмила Богомазова, ВЦИОМ, 9 июня 2025 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring-09062025
|