Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1081 - 1082
24 июня - 7 июля 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

Для россиян любовь важнее карьеры

8 из 10 многодетных родителей — за дополнительные две недели отпуска

Время для рождения детей

Развод по-русски

Телемедицина в России: спрос и предложение

Религия и общество: мониторинг



Google
Web demoscope.ru

Религия и общество: мониторинг

Коротко о главном:

  • 67% россиян называют себя православными.
  • Религия для россиян — в первую очередь национальная традиция (35%) и следование моральным и нравственным нормам (34%).
  • Топ-5 наиболее распространенных религиозных практик среди верующих россиян: отмечание религиозных праздников, соблюдение заповедей, посещение храма, чтение молитв и ношение религиозных символов.

Религиозная идентичность в российском обществе достаточно устойчива: абсолютное большинство наших сограждан идентифицируют себя как верующие, в том числе две трети опрошенных сохраняют приверженность православной вере. За высоким уровнем декларативной религиозности скрывается разнообразие смыслов, которые каждый из нас вкладывает в рассматриваемое явление. Сегодня религия для россиян — это прежде всего национальная традиция и следование моральным, нравственным нормам, несколько реже она воспринимается как личное спасение и часть мировой культуры, истории; лишь немногие отождествляют религию с участием в церковной жизни и считают ее предрассудком.

Восприятие религии: временная и поколенческая перспектива

Изменения в общественном восприятии религии за последние 17 лет отражают процесс индивидуализации и десакрализации религиозного опыта. Акцент смещается с коллективных обрядов и формального следования догмам на самостоятельный духовный поиск. Несколько ослабевает внешняя, формальная сторона религии и растет значимость ее культурной составляющей. Последняя особенно актуальна для зумеров. Воспитанная в эпоху глобализации, плюрализма взглядов и индивидуализма, современная молодежь в первую очередь воспринимает религию сквозь призму культуры и истории, а не догматических положений. Поэтому различного рода религиозные практики в юном возрасте (18-24 лет) могут рассматриваться скорее как элементы культурного наследия, нежели как руководство к действию. Однако говорить о кризисе веры среди молодежи пока не приходится. Напротив, в этой группе отмечается рост доли верующих в сравнении с началом прошлого года. Устойчивость тренда покажет время, не исключено, что это может быть кратковременное явление, обусловленное поиском себя и пока еще весьма размытым религиозным сознанием, свойственным подрастающему поколению.

Примечательно, что в более зрелом возрасте религия заметно чаще, чем в молодежной группе, воспринимается россиянами как путь к личному спасению. По-видимому, по мере взросления приходит осознание совершенных ошибок, переоценка ценностей, что стимулирует потребность в утешении и искуплении грехов.

Как вера соотносится с религиозными практиками?

По степени вовлеченности в религиозные практики среди верующих россиян можно выделить четыре группы:

  • слабовоцерковленные (вовлечены в 1-3 религиозные практики из десяти) (15%): скорее мужчины, граждане со средним образованием и ниже, со средним и плохим материальным положением, воспринимающие религию как часть мировой культуры и истории;
  • средневоцерковленные (вовлечены в 4-7 религиозных практик) (46%): скорее женщины, жители небольших городов (до 100 тыс. человек), одинаково часто трактующие религию как национальную традицию, часть мировой культуры и истории и следование моральным и нравственным нормам;
  • высоковоцерковленные (вовлечены в 8-10 религиозных практик) (37%): россияне 34-57 лет (старшие миллениалы и представители реформенного поколения), с достатком выше среднего, для которых религия — прежде всего соблюдение всех религиозных обрядов;
  • невоцерковленные (не делают ничего из предложенного списка) (2%).

Топ-5 наиболее распространенных религиозных практик среди верующих россиян (по уровню вовлеченности): отмечание религиозных праздников, соблюдение заповедей своего вероисповедания, посещение храма, чтение молитв и ношение религиозных символов. При этом степень вовлеченности в религиозные практики сильно варьируется. Например, внешние проявления веры (ношение религиозных символов, участие в праздниках) носят преимущественно регулярный характер, более специфичные и требующие усилий (соблюдение поста, чтение духовной литературы, общение с духовником, помощь храму и участие в таинствах), как правило, менее распространены и скорее ситуативны.

Примечательно, что верующая молодежь по уровню вовлеченности в религиозные практики не сильно уступает старшим поколениям. Пожалуй, единственное, в чем она ощутимо проигрывает, — соблюдение заповедей своего вероисповедания. Судя по ответам, к этому верующие идут всю свою жизнь.

Роль религии в повседневной жизни

За последние десять лет среди россиян стало больше тех, кому религия помогает в повседневной жизни. Сегодня помощь такого рода ощущают шестеро из десяти наших сограждан (среди верующих — семеро из десяти). При этом чем выше вовлеченность в религиозные практики, тем сильнее верующие ощущают положительное воздействие религии на собственную жизнь.

Мария Григорьева, Эксперт Департамента политических исследований ВЦИОМ:

«Религия приобретает всё большее значение в современной жизни. Этот процесс во многом обусловлен нестабильностью мира. Пандемии, экономические кризисы, политические конфликты — всё это вызывает тревогу и неопределённость. В таких условиях люди ищут опору, и религия превращается в «островок стабильности». Она даёт внутреннее спокойствие и моральную поддержку, помогает справляться с трудностями и находить смысл.
Вместе с тем отношение к религии в России трансформируется: для многих она уже не сводится к участию в коллективных обрядах или посещению храмов, а воспринимается как национальная традиция и система моральных ценностей — люди всё чаще выбирают личное осмысление веры, ориентируясь на внутренние убеждения, а не на институциональные догмы. Похоже, что духовность постепенно становится частью культурной идентичности, а не только религиозной практикой».

Последователем какого мировоззрения или религии Вы себя считаете?* (закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)


2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

Православия

75

72

70

68

66

68

68

66

67

Ислама

6

6

5

5

6

6

5

6

7

Буддизма

0

1

1

0

1

0

1

1

1

Протестантизма (пятидесятничества, адвентизма, лютеранства, союза евангельских христиан-баптистов и другое)

1

0

1

0

1

1

2

1

1

Католицизма

0

1

0

0

0

0

1

0

0

Иудаизма

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Являюсь верующим, но какой-либо конкретной конфессии не принадлежу

4

3

3

3

4

4

4

4

3

Колеблюсь между верой и неверием

5

6

6

5

6

4

5

3

4

Неверующим

7

8

12

12

14

12

11

13

11

Другое

-

-

2

5

2

4

3

5

4

Затрудняюсь ответить

2

3

0

2

0

1

0

1

2

Лично для Вас религия в первую очередь — это…? (закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)


2008*

2025

Национальная традиция, вера предков

39

35

Следование моральным и нравственным нормам

26

34

Личное спасение, общение с Богом

17

28

Часть мировой культуры и истории

21

28

Соблюдение всех религиозных обрядов, участие в церковной жизни

10

5

Предрассудок

7

5

Другое

-

7

Затрудняюсь ответить

6

7

Лично для Вас религия в первую очередь — это…? (закрытый вопрос, до двух ответов, в % от всех опрошенных)


Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Национальная традиция, вера предков

35

31

29

39

33

38

31

Следование моральным и нравственным нормам

34

28

33

36

35

35

31

Личное спасение, общение с Богом

28

15

30

31

36

23

21

Часть мировой культуры и истории

28

48

33

24

28

22

28

Соблюдение всех религиозных обрядов, участие в церковной жизни

5

3

6

5

4

5

5

Предрассудок

5

13

8

4

4

3

3

Другое

7

6

6

8

8

7

7

Затрудняюсь ответить

7

6

7

5

5

9

10

Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вы делаете, а что — нет? (закрытый вопрос, один ответ по каждой практике, в % от верующих)


Регулярно

Иногда

Никогда

Затрудняюсь ответить

Ношу религиозные символы (нательный крестик, полумесяц и прочее)

53

13

33

1

Живу в соответствии с заповедями своего вероисповедания

49

36

11

4

Отмечаю религиозные праздники

49

42

8

1

Молюсь, читаю молитвы

28

47

25

0

Хожу в храм

13

65

20

2

Читаю духовную литературу

11

45

44

0

Соблюдаю посты

10

28

61

1

Общаюсь со священником-духовником, духовным наставником

8

38

53

1

Помогаю при своем храме

8

34

57

1

Участвую в церковных таинствах, обрядах, например в обряде причащения

7

39

52

2

Скажите, в повседневной жизни Вам религия помогает или нет? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)


2015*

2025

Помогает постоянно

26

25

Такие случаи бывают

29

37

Не припоминаю таких случаев

39

33

Затрудняюсь ответить

6

5

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 12 мая 2025 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Людмила Богомазова, ВЦИОМ, 9 июня 2025 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring-09062025


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887