|
Телемедицина в России: спрос и предложение
Коротко о главном:
- Шесть из десяти россиян в той или иной степени осведомлены
о возможности получить консультацию врача дистанционно (59%, 2020
г. — 62%).
- Доля пользователей услугой среди информированной аудитории
выросла за последние пять лет с 8 до 22%.
- 64% осведомленных о телемедицине скорее допускают обращение
за дистанционной консультацией врача по телефону / через интернет.
Пандемия закончилась — телемедицина осталась
Телемедицина — сравнительно молодое явление в российской
системе здравоохранения. По-новому взглянуть на ее перспективы позволила
пандемия: в условиях колоссальной нагрузки на медучреждения дистанционные
консультации стали чуть ли единственным выходом для пациентов с
легкой формой болезни. Сегодня, когда коронавирусные ограничения
давно в прошлом, рынок телемедицины продолжает уверенный рост. По
данным онлайн-сервиса «СберЗдоровье», число консультаций в формате
«врач — пациент» за последние четыре года выросло почти в 7,5 раза.
А это лишь один из игроков сегмента телемедицины! (Пусть и крупнейший).
По результатам исследования аналитического центра ВЦИОМ,
о возможности получить консультацию врача, не выходя из дома, сейчас
россияне осведомлены не больше, чем в разгар пандемии: как и в 2020
г., с услугой в той или иной степени знакомы шесть из десяти наших
сограждан, и это знание остается скорее поверхностным. При этом
охват пользователей услугой среди «знающей» аудитории увеличился
за рассматриваемый период почти втрое: дистанционные консультации
с врачами «посещал» примерно каждый пятый. Хотя телефон по-прежнему
остается наиболее востребованным каналом связи со специалистом,
онлайн-консультации уверенно завоевывают аудиторию: общение по видеосвязи
делает прием максимально приближенным к очному, повышая не только
качество диагностики, но и доверие к телемедицине.
Спрос есть!
Об укреплении доверия к онлайн-консультациям с врачами
свидетельствует и двукратное сокращение разрыва между долей потенциальных
и фактических пользователей услугой за последние пять лет. Другими
словами, среди информированной аудитории растет как реальный спрос
на телемедицинские консультации, так и потенциальная готовность
воспользоваться ими в будущем. Здесь имеет значение личный опыт:
те, кто лично попробовал услугу, в большинстве случаев воспользуются
ей вновь.
Чем выше объем человеческого и финансового капитала,
тем выше уровень открытости телемедицине. Впрочем, речь идет лишь
о потенциальной готовности обратиться за услугой, на практике взаимосвязь
между уровнем образования / материальным положением и пользованием
телемедицинскими услугами может быть сложнее. Согласно исследованию
НИУ ВШЭ, высокообразованные и финансово обеспеченные россияне реже
доверяют телемедицине, поскольку предпочитают не экономить время
на заботу о здоровье и тщательно выбирать специалиста.
При чем здесь неравенство?
Обратная сторона цифровизации здравоохранения — усиление
неравенства в доступе к медицинским услугам. К современным пациентам
предъявляются дополнительные требования: наличие доступа к интернету
и владение ПК/смартфоном на базовом уровне, — что создает барьеры
для многих, кто нуждается в медицинской помощи. Речь идет прежде
всего о представителях старших поколений и жителях сельской местности,
для которых наиболее остро стоит нехватка медицинских кадров по
месту жительства. Согласно полученным данным, именно уязвимые категории
граждан реже знакомы с возможностью получить медицинскую консультацию
онлайн, а те, кто о ней все-таки знает, относится к ней с осторожностью.
В результате без расширения доступа к телекоммуникационной инфраструктуре
и повышения уровня цифровой грамотности есть риск превратить телемедицину
в привилегию, усиливающую поколенческий и территориальный разрыв.
Екатерина Юшкина, Эксперт ВЦИОМ:
«Почти две трети россиян, осведомленных о телемедицине, допускают
обращение за такой услугой в будущем. За последние пять лет мониторинга
этот показатель значительно вырос. Драйверами роста стали пандемия
Covid-19 и добровольное медицинское страхование посредством страховых
компаний и частных клиник.
Для дальнейшего масштабирования телемедицины важно не только повышать
осведомленность населения об услуге, но и снижать другие барьеры,
в частности, нормативно-правовые, технологические и психологические.
Преодолеть первые два барьера позволит работа государства и бизнеса,
а психологическое доверие – инструмент, доступный к реализации
уже сегодня. Рекомендация хорошего врача «из рук в руки» у нас
в традиции, поэтому качественные сервисы телемедицины имеют все
шансы доказать на деле удобство, эффективность и преимущества
этого всё ещё нового формата медицинских услуг».
Есть такая практика, когда заболевшие люди консультируются
у врачей дистанционным образом — по телефону или через интернет.
Мы имеем в виду именно официальные консультации у врачей из государственных
или частных клиник, больниц, а не просьбу дружеского совета у знакомого
врача. Вы лично слышали или слышите сейчас впервые о возможности
получить такую консультацию у врача по телефону? (закрытый
вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)
|
2020
|
2025
|
Хорошо знаю об этом
|
14
|
18
|
Что-то слышал, но без подробностей
|
48
|
41
|
Слышу сейчас впервые
|
38
|
41
|
Есть такая практика, когда заболевшие люди консультируются
у врачей дистанционным образом — по телефону или через интернет.
Мы имеем в виду именно официальные консультации у врачей из государственных
или частных клиник, больниц, а не просьбу дружеского совета у знакомого
врача. Вы лично слышали или слышите сейчас впервые о возможности
получить такую консультацию у врача по телефону? (закрытый
вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Москва и Санкт-Петербург
|
Города-миллионники
|
500-999 тыс.
|
100-500 тыс.
|
До 100 тыс.
|
Село
|
Хорошо знаю об этом
|
18
|
25
|
20
|
22
|
21
|
13
|
16
|
Что-то слышал, но без подробностей
|
41
|
41
|
42
|
36
|
38
|
44
|
41
|
Слышу сейчас впервые
|
41
|
34
|
38
|
42
|
41
|
43
|
43
|
Вы сами получали такую дистанционную консультацию у врача
по телефону или через интернет? (закрытый вопрос, до двух
ответов, в % от тех, кто слышал о возможности консультироваться
у врача дистанционно)
|
2020
|
2025
|
Не получал
|
92
|
78
|
Получал по телефону
|
6
|
15
|
Получал через интернет
|
2
|
10
|
Затрудняюсь ответить
|
0
|
0
|
Для себя Вы скорее допускаете или не допускаете, что в
будущем можете обратиться за такой консультацией врача по телефону,
а не при личном визите? (закрытый вопрос, один ответ, в
% от тех, кто слышал о возможности консультироваться у врача дистанционно)
|
2020
|
2025
|
Скорее допускаю
|
53
|
64
|
Скорее не допускаю
|
43
|
33
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
3
|
Для себя Вы скорее допускаете или не допускаете, что в
будущем можете обратиться за такой консультацией врача через интернет,
а не при личном визите? (закрытый вопрос, один ответ, в
% от тех, кто слышал о возможности консультироваться у врача дистанционно)
|
2020
|
2025
|
Скорее допускаю
|
48
|
64
|
Скорее не допускаю
|
49
|
35
|
Затрудняюсь ответить
|
3
|
1
|
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен
17 мая 2025 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте
от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной
случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных
номеров, задействованных на территории РФ.
Людмила Богомазова, ВЦИОМ, 17 июня 2025 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/telemedicina-v-rossii-spros-i-predlozhenie
|