Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1081 - 1082
24 июня - 7 июля 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

Для россиян любовь важнее карьеры

8 из 10 многодетных родителей — за дополнительные две недели отпуска

Время для рождения детей

Развод по-русски

Телемедицина в России: спрос и предложение

Религия и общество: мониторинг



Google
Web demoscope.ru

Телемедицина в России: спрос и предложение

Коротко о главном:

  • Шесть из десяти россиян в той или иной степени осведомлены о возможности получить консультацию врача дистанционно (59%, 2020 г. — 62%).
  • Доля пользователей услугой среди информированной аудитории выросла за последние пять лет с 8 до 22%.
  • 64% осведомленных о телемедицине скорее допускают обращение за дистанционной консультацией врача по телефону / через интернет.

Пандемия закончилась — телемедицина осталась

Телемедицина — сравнительно молодое явление в российской системе здравоохранения. По-новому взглянуть на ее перспективы позволила пандемия: в условиях колоссальной нагрузки на медучреждения дистанционные консультации стали чуть ли единственным выходом для пациентов с легкой формой болезни. Сегодня, когда коронавирусные ограничения давно в прошлом, рынок телемедицины продолжает уверенный рост. По данным онлайн-сервиса «СберЗдоровье», число консультаций в формате «врач — пациент» за последние четыре года выросло почти в 7,5 раза. А это лишь один из игроков сегмента телемедицины! (Пусть и крупнейший).

По результатам исследования аналитического центра ВЦИОМ, о возможности получить консультацию врача, не выходя из дома, сейчас россияне осведомлены не больше, чем в разгар пандемии: как и в 2020 г., с услугой в той или иной степени знакомы шесть из десяти наших сограждан, и это знание остается скорее поверхностным. При этом охват пользователей услугой среди «знающей» аудитории увеличился за рассматриваемый период почти втрое: дистанционные консультации с врачами «посещал» примерно каждый пятый. Хотя телефон по-прежнему остается наиболее востребованным каналом связи со специалистом, онлайн-консультации уверенно завоевывают аудиторию: общение по видеосвязи делает прием максимально приближенным к очному, повышая не только качество диагностики, но и доверие к телемедицине.

Спрос есть!

Об укреплении доверия к онлайн-консультациям с врачами свидетельствует и двукратное сокращение разрыва между долей потенциальных и фактических пользователей услугой за последние пять лет. Другими словами, среди информированной аудитории растет как реальный спрос на телемедицинские консультации, так и потенциальная готовность воспользоваться ими в будущем. Здесь имеет значение личный опыт: те, кто лично попробовал услугу, в большинстве случаев воспользуются ей вновь.

Чем выше объем человеческого и финансового капитала, тем выше уровень открытости телемедицине. Впрочем, речь идет лишь о потенциальной готовности обратиться за услугой, на практике взаимосвязь между уровнем образования / материальным положением и пользованием телемедицинскими услугами может быть сложнее. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, высокообразованные и финансово обеспеченные россияне реже доверяют телемедицине, поскольку предпочитают не экономить время на заботу о здоровье и тщательно выбирать специалиста.

При чем здесь неравенство?

Обратная сторона цифровизации здравоохранения — усиление неравенства в доступе к медицинским услугам. К современным пациентам предъявляются дополнительные требования: наличие доступа к интернету и владение ПК/смартфоном на базовом уровне, — что создает барьеры для многих, кто нуждается в медицинской помощи. Речь идет прежде всего о представителях старших поколений и жителях сельской местности, для которых наиболее остро стоит нехватка медицинских кадров по месту жительства. Согласно полученным данным, именно уязвимые категории граждан реже знакомы с возможностью получить медицинскую консультацию онлайн, а те, кто о ней все-таки знает, относится к ней с осторожностью. В результате без расширения доступа к телекоммуникационной инфраструктуре и повышения уровня цифровой грамотности есть риск превратить телемедицину в привилегию, усиливающую поколенческий и территориальный разрыв.

Екатерина Юшкина, Эксперт ВЦИОМ:

«Почти две трети россиян, осведомленных о телемедицине, допускают обращение за такой услугой в будущем. За последние пять лет мониторинга этот показатель значительно вырос. Драйверами роста стали пандемия Covid-19 и добровольное медицинское страхование посредством страховых компаний и частных клиник.
Для дальнейшего масштабирования телемедицины важно не только повышать осведомленность населения об услуге, но и снижать другие барьеры, в частности, нормативно-правовые, технологические и психологические. Преодолеть первые два барьера позволит работа государства и бизнеса, а психологическое доверие – инструмент, доступный к реализации уже сегодня. Рекомендация хорошего врача «из рук в руки» у нас в традиции, поэтому качественные сервисы телемедицины имеют все шансы доказать на деле удобство, эффективность и преимущества этого всё ещё нового формата медицинских услуг».

Есть такая практика, когда заболевшие люди консультируются у врачей дистанционным образом — по телефону или через интернет. Мы имеем в виду именно официальные консультации у врачей из государственных или частных клиник, больниц, а не просьбу дружеского совета у знакомого врача. Вы лично слышали или слышите сейчас впервые о возможности получить такую консультацию у врача по телефону? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)


2020

2025

Хорошо знаю об этом

14

18

Что-то слышал, но без подробностей

48

41

Слышу сейчас впервые

38

41

Есть такая практика, когда заболевшие люди консультируются у врачей дистанционным образом — по телефону или через интернет. Мы имеем в виду именно официальные консультации у врачей из государственных или частных клиник, больниц, а не просьбу дружеского совета у знакомого врача. Вы лично слышали или слышите сейчас впервые о возможности получить такую консультацию у врача по телефону? (закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)


Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-999 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Хорошо знаю об этом

18

25

20

22

21

13

16

Что-то слышал, но без подробностей

41

41

42

36

38

44

41

Слышу сейчас впервые

41

34

38

42

41

43

43

Вы сами получали такую дистанционную консультацию у врача по телефону или через интернет? (закрытый вопрос, до двух ответов, в % от тех, кто слышал о возможности консультироваться у врача дистанционно)


2020

2025

Не получал

92

78

Получал по телефону

6

15

Получал через интернет

2

10

Затрудняюсь ответить

0

0

Для себя Вы скорее допускаете или не допускаете, что в будущем можете обратиться за такой консультацией врача по телефону, а не при личном визите? (закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто слышал о возможности консультироваться у врача дистанционно)


2020

2025

Скорее допускаю

53

64

Скорее не допускаю

43

33

Затрудняюсь ответить

4

3

Для себя Вы скорее допускаете или не допускаете, что в будущем можете обратиться за такой консультацией врача через интернет, а не при личном визите? (закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто слышал о возможности консультироваться у врача дистанционно)


2020

2025

Скорее допускаю

48

64

Скорее не допускаю

49

35

Затрудняюсь ответить

3

1

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 17 мая 2025 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Людмила Богомазова, ВЦИОМ, 17 июня 2025 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/telemedicina-v-rossii-spros-i-predlozhenie


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887