|
Политика: женщинам тут не место?
Коротко о главном:
- Треть россиян считают, что женщин-политиков в России уже достаточно
(35%); 26% хотели бы больше (?19 п.п. к 1998 г.).
- Главные качества женщины-политика, по версии россиян: высокие
моральные стандарты (50% ответов), интеллект (47%) и лидерские
качества (43%).
- Даже если бы нашлась женщина-политик, соответствующая ожиданиям
опрошенных, точно готовы были бы проголосовать за нее на выборах
президента только 12%.
Оказывается, не каждая кухарка….
Участие женщин в политике — важнейший элемент демократического
развития современного общества. Несмотря на значительный прогресс
в последние десятилетия, женщины по-прежнему недостаточно вовлечены
в политический процесс. И прямое тому свидетельство — губернаторский
корпус, у которого почти «мужское лицо». В то же время запроса на
женское представительство в политике в российском обществе, по-видимому,
нет, или пик его пройден. Более того, с каждым годом россияне все
«тише» говорят о том, что во власти должно быть больше женщин. Сегодня
россиян по этому вопросу можно разделить на три группы:
- выступают за увеличение числа женщин (26%) — за почти тридцать
лет эта группа сократилась почти двукратно (1998 г. — 45% г.);
- считают, что женщин в политике должно быть меньше или вообще
не должно быть (21%), — максимум с 2016 г.;
- считают текущее представительство оптимальным (35%) — минимум
с 2016 г.
Сегодня желающих видеть в политике больше женщин примерно
столько же, сколько тех, кто считает, что представительниц прекрасного
пола во власти должно быть меньше или вовсе не должно быть, в предыдущие
годы разрыв между ними был более значительным. Динамика ответов
показывает: перелом во взглядах пришелся на 2016 г., именно тогда
наступило «насыщение», и запрос на женщин-политиков сменился оценкой
ситуации как оптимальной. В последние годы — по-видимому, на фоне
внешних вызовов и нестабильности, а также СВО, — уступить место
«у руля» женщинам наши сограждане пока не готовы — случился своего
рода «консервативный поворот».
Запрос на увеличение женского представительства в политике
сокращается и, вероятно, сократится еще. Скорее всего, усилится
запрос на «жесткую руку», то есть на мужское лидерство.

Женщина-политик мечты
Требования, которые россияне предъявляют к женщине-политику,
фокусируются вокруг трех основных компонентов: высокие моральные
качества, интеллект и лидерство. При этом сохраняются и традиционные
гендерные ожидания. Что еще интересного в образе женщины-политика?
- Этика важнее профессионализма: россияне больше ценят моральные
качества женщины-политика, чем ее профессиональные навыки, то
есть честный политик лучше эффективного.
- Сбалансированность ожиданий: от женщины-политика ожидают сочетания
традиционно «женских» качеств (эмпатия, забота) с традиционно
«мужскими» (твердость, решительность).
- Гендерный контекст: несмотря на общую профессиональную направленность,
присутствуют ожидания, связанные с гендерной ролью (быть матерью,
замужем, привлекательной), которые редко предъявляются к мужчинам-политикам.
- Патриотический компонент: значимость патриотизма показывает
важность национально ориентированного позиционирования.
- Социальная ориентация: высокая ценность качеств, связанных
с вниманием к людям, указывает на запрос на социально ориентированную
женщину-политика.
Исходя из этого, можно предположить, что с женщиной-политиком
связывается политическая модель, отличная от мужской: более «мягкая»,
построенная на высоких моральных стандартах, милосердии и доброте,
интеллектуальном потенциале, социальной чуткости.
От кухни до Кремля
Даже если представить, что «идеальная» женщина-политик
есть, у нее нет шансов получить большинство голосов российских избирателей
на президентских выборах. Теоретически за нее точно готовы были
бы проголосовать лишь 12% (от числа тех, кто смог назвать качества
женщины-политика), точно нет — 20%, остальные сомневаются. Видимо,
существует сопротивление самой идее «женщина-президент». Чем старше
опрошенные, тем реже они готовы голосовать за женщину в качестве
президента, да и сами женщины не отличаются высокой готовностью
поддержать представительницу своего пола, даже если она обладает
всеми необходимыми качествами. Причем за пять лет «идеальная кандидатка»
потеряла в рейтинге 6 п.п. (с разной степенью уверенности в 2020
г. готовы были проголосовать за нее 52%, в 2025 г. — 46%), что еще
раз подтверждает «консервативный поворот».
Наиболее распространенные причины отказа голосовать
за женщину связаны с традиционными представлениями о гендерных ролях,
а не с оценкой реальных компетенций кандидатов (президентом должен
быть мужчина, а женщина должна заниматься семьей и домом). Многие
респонденты приписывают женщинам определенные психологические черты
(эмоциональность, мягкость), считая их несовместимыми с позицией
лидера, что отражает стереотипное восприятие лидерства как «мужской»
модели поведения. Эти тренды ВЦИОМ подтверждал и в другом исследовании.
Еще один фактор — нехватка видимых примеров женщин на
высших политических должностях, что создает замкнутый круг: женщинам
не доверяют политическое лидерство из-за отсутствия примеров такого
лидерства. Часть ответов не связана напрямую с гендером, а отражает
личную поддержку действующего президента.
В общем контексте оптимистичным сигналом может быть
относительно небольшая доля прямых сомнений в способностях женщин.
А значит, есть основания полагать, что при наличии сильной женщины-кандидата
с доказанным опытом и видимыми результатами часть стереотипного
восприятия может быть преодолена.
Мария Григорьева, Эксперт Департамента политических исследований
ВЦИОМ:
«У российской политики сегодня преимущественно мужское лицо.
Запрос на женское представительство во власти снижается уже несколько
лет подряд. Женщина-политик воспринимается скорее как исключение,
чем как норма. Главная причина – в ценностном развороте нашего
общества к традиционализму, начавшемся после 2014 г. Актуализация
консервативных ценностей усиливает традиционные гендерные стереотипы,
в том числе и в политике. Другой важный фактор – выросшая турбулентность
жизни. Глобальная политическая и экономическая нестабильность
делают более востребованными маскулинные качества. В результате
успешные женщины на высоких политических постах в России стали
даже более редким, чем прежде, явлением. И пока неясно, имеет
ли этот тренд шанс развернуться в обратную сторону или он пришел
к нам надолго».
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен
14 марта 2025 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте
от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной
случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных
номеров, задействованных на территории РФ.
Татьяна Смак, ВЦИОМ, 2 апреля 2025 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/politika-zhenshchinam-tut-ne-mesto
|