Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1071 - 1072
15 апреля - 28 апреля 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

36% россиян — за молодость до 40 лет

Мужей, готовых брать отпуск по уходу за ребенком вместо жён, стало больше

Почему россияне ищут другую работу: не устраивает руководство, нет карьерного роста, выгорание, но на первом месте — низкая зарплата

Меритократия по-русски

Политика: женщинам тут не место?



Google
Web demoscope.ru

Политика: женщинам тут не место?

Коротко о главном:

  • Треть россиян считают, что женщин-политиков в России уже достаточно (35%); 26% хотели бы больше (?19 п.п. к 1998 г.).
  • Главные качества женщины-политика, по версии россиян: высокие моральные стандарты (50% ответов), интеллект (47%) и лидерские качества (43%).
  • Даже если бы нашлась женщина-политик, соответствующая ожиданиям опрошенных, точно готовы были бы проголосовать за нее на выборах президента только 12%.

Оказывается, не каждая кухарка….

Участие женщин в политике — важнейший элемент демократического развития современного общества. Несмотря на значительный прогресс в последние десятилетия, женщины по-прежнему недостаточно вовлечены в политический процесс. И прямое тому свидетельство — губернаторский корпус, у которого почти «мужское лицо». В то же время запроса на женское представительство в политике в российском обществе, по-видимому, нет, или пик его пройден. Более того, с каждым годом россияне все «тише» говорят о том, что во власти должно быть больше женщин. Сегодня россиян по этому вопросу можно разделить на три группы:

  • выступают за увеличение числа женщин (26%) — за почти тридцать лет эта группа сократилась почти двукратно (1998 г. — 45% г.);
  • считают, что женщин в политике должно быть меньше или вообще не должно быть (21%), — максимум с 2016 г.;
  • считают текущее представительство оптимальным (35%) — минимум с 2016 г.

Сегодня желающих видеть в политике больше женщин примерно столько же, сколько тех, кто считает, что представительниц прекрасного пола во власти должно быть меньше или вовсе не должно быть, в предыдущие годы разрыв между ними был более значительным. Динамика ответов показывает: перелом во взглядах пришелся на 2016 г., именно тогда наступило «насыщение», и запрос на женщин-политиков сменился оценкой ситуации как оптимальной. В последние годы — по-видимому, на фоне внешних вызовов и нестабильности, а также СВО, — уступить место «у руля» женщинам наши сограждане пока не готовы — случился своего рода «консервативный поворот».

Запрос на увеличение женского представительства в политике сокращается и, вероятно, сократится еще. Скорее всего, усилится запрос на «жесткую руку», то есть на мужское лидерство.

Женщина-политик мечты

Требования, которые россияне предъявляют к женщине-политику, фокусируются вокруг трех основных компонентов: высокие моральные качества, интеллект и лидерство. При этом сохраняются и традиционные гендерные ожидания. Что еще интересного в образе женщины-политика?

  • Этика важнее профессионализма: россияне больше ценят моральные качества женщины-политика, чем ее профессиональные навыки, то есть честный политик лучше эффективного.
  • Сбалансированность ожиданий: от женщины-политика ожидают сочетания традиционно «женских» качеств (эмпатия, забота) с традиционно «мужскими» (твердость, решительность).
  • Гендерный контекст: несмотря на общую профессиональную направленность, присутствуют ожидания, связанные с гендерной ролью (быть матерью, замужем, привлекательной), которые редко предъявляются к мужчинам-политикам.
  • Патриотический компонент: значимость патриотизма показывает важность национально ориентированного позиционирования.
  • Социальная ориентация: высокая ценность качеств, связанных с вниманием к людям, указывает на запрос на социально ориентированную женщину-политика.

Исходя из этого, можно предположить, что с женщиной-политиком связывается политическая модель, отличная от мужской: более «мягкая», построенная на высоких моральных стандартах, милосердии и доброте, интеллектуальном потенциале, социальной чуткости.

От кухни до Кремля

Даже если представить, что «идеальная» женщина-политик есть, у нее нет шансов получить большинство голосов российских избирателей на президентских выборах. Теоретически за нее точно готовы были бы проголосовать лишь 12% (от числа тех, кто смог назвать качества женщины-политика), точно нет — 20%, остальные сомневаются. Видимо, существует сопротивление самой идее «женщина-президент». Чем старше опрошенные, тем реже они готовы голосовать за женщину в качестве президента, да и сами женщины не отличаются высокой готовностью поддержать представительницу своего пола, даже если она обладает всеми необходимыми качествами. Причем за пять лет «идеальная кандидатка» потеряла в рейтинге 6 п.п. (с разной степенью уверенности в 2020 г. готовы были проголосовать за нее 52%, в 2025 г. — 46%), что еще раз подтверждает «консервативный поворот».

Наиболее распространенные причины отказа голосовать за женщину связаны с традиционными представлениями о гендерных ролях, а не с оценкой реальных компетенций кандидатов (президентом должен быть мужчина, а женщина должна заниматься семьей и домом). Многие респонденты приписывают женщинам определенные психологические черты (эмоциональность, мягкость), считая их несовместимыми с позицией лидера, что отражает стереотипное восприятие лидерства как «мужской» модели поведения. Эти тренды ВЦИОМ подтверждал и в другом исследовании.

Еще один фактор — нехватка видимых примеров женщин на высших политических должностях, что создает замкнутый круг: женщинам не доверяют политическое лидерство из-за отсутствия примеров такого лидерства. Часть ответов не связана напрямую с гендером, а отражает личную поддержку действующего президента.

В общем контексте оптимистичным сигналом может быть относительно небольшая доля прямых сомнений в способностях женщин. А значит, есть основания полагать, что при наличии сильной женщины-кандидата с доказанным опытом и видимыми результатами часть стереотипного восприятия может быть преодолена.

Мария Григорьева, Эксперт Департамента политических исследований ВЦИОМ:

«У российской политики сегодня преимущественно мужское лицо. Запрос на женское представительство во власти снижается уже несколько лет подряд. Женщина-политик воспринимается скорее как исключение, чем как норма. Главная причина – в ценностном развороте нашего общества к традиционализму, начавшемся после 2014 г. Актуализация консервативных ценностей усиливает традиционные гендерные стереотипы, в том числе и в политике. Другой важный фактор – выросшая турбулентность жизни. Глобальная политическая и экономическая нестабильность делают более востребованными маскулинные качества. В результате успешные женщины на высоких политических постах в России стали даже более редким, чем прежде, явлением. И пока неясно, имеет ли этот тренд шанс развернуться в обратную сторону или он пришел к нам надолго».

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 14 марта 2025 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Татьяна Смак, ВЦИОМ, 2 апреля 2025 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/politika-zhenshchinam-tut-ne-mesto


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887