Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1067 - 1068
18 марта - 31 марта 2025

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"РБК" и "News.ru" о миграционном приросте в 2024 году
"РБК" и "Коммерсантъ" о новом виде патента для мигрантов
"Эксперт" о программе переезда иностранных специалистов в Россию
"Эксперт" о запрете на труд мигрантов
"Новые известия" о предложении ограничить число иногородних студентов в Москве
"Лента.ру" об удвоении разрешенного времени переработок
"РБК" о росте уровня экономического неравенства
"Эксперт" о целях нацпроекта "Семья"
"Коммерсантъ" о корпоративных мерах поддержки женщин

"ТАСС" о снижение рождаемости в мире
"Коммерсантъ" о снижении оборота препаратов для медикаментозных абортов
"Известия" о предложении платить за лечение детей маткапиталом
"Коммерсантъ" о снижении смертности младенцев
"Коммерсантъ" и "Если быть точным" о заболеваемости раком груди и шейки матки
"Независимая газета" о борьбе с алкоголем
"Российская газета" о борьбе с курением с помощью запретов
"РБК" о дополнительном бюджете на лечение редких болезней в регионах

о корпоративных мерах поддержки женщин

Труд и материнство не смешиваются

Российские компании не спешат поддерживать рождаемость
Российские компании, несмотря на рост интереса к найму женщин, пока не готовы активно расширять программы их поддержки на рабочем месте, а также программы поддержки материнства, демонстрируют изученные "Ъ" данные hh.ru. Одним из объяснений, как показывает статистика "Авито Работы", может быть то, что наиболее распространенные "женские" профессии в РФ - относительно низкооплачиваемые библиотекарь, администратор и бухгалтер, нечасто попадающие в фокус корпоративной социальной политики.
Компании пока не готовы массово вкладываться в поддержку женщин на рабочих местах. Это следует из опроса hh.ru, который компания провела в конце февраля среди 300 российских предприятий. У самой массовой доли компаний, попавших в выборку (37%), женщины среди работников составляют 10%, в 18% компаний - 25-50%, а превышает половину доля женщин-сотрудников (от 50% до 70%) лишь на 11% предприятий.
В большинстве опрошенных компаний (74%) дополнительные выплаты или корпоративные программы для женщин в декрете не предусмотрены.
За последние три года такие нововведения появились лишь у 11% респондентов. Например, в Т-Банке, как рассказала руководитель направления по развитию бренда компании Евгения Хейнман, в 2024 году обновили программу поддержки семьи, в частности расширили возможности компенсаций для сотрудниц, которые скоро станут мамами и работают в компании свыше двух лет. Однако трендом такой подход не стал: в 2024 году дополнительные выплаты были введены лишь в 2% компаний (вероятно, в связи с проведением в РФ Года семьи), и такая же доля компаний их отменила.
Не очень активно работодатели пользуются и господдержкой более раннего выхода сотрудниц из декретного отпуска на работу без потери пособия по уходу за ребенком - с 2024 года такая возможность введена Минтрудом. Только 6% компаний за последний год поддержали эту инициативу. Сами работницы, впрочем, большого интереса к нововведению тоже не демонстрируют - в 62% компаний заявили, что им воспользовались в прошлом году менее 2% женщин. У Соцфонда схожие цифры: в 2024 году правом сохранить пособие при досрочном выходе из декрета воспользовались 54 тыс. человек, или около 3% от находящихся в таком отпуске 1,5 млн человек.
Новые корпоративные программы, направленные на продвижение женщин на работе, появились за 2024 год лишь у 4% компаний, занимаются развитием бренда работодателя для женской аудитории 5%.
"Российский рынок труда в этом плане сильно отличается от западного, где активно развивается даже отдельное направление - femtech. Общество обеспокоено падением рождаемости, снижением фертильности, но в России пока сложно представить, чтобы бизнес занимался этими вопросами. Даже несмотря на то что улучшение демографии - государственный приоритет",- говорит гендиректор платформы корпоративного благополучия "Понимаю" Дарья Федорова.
Первые госпрограммы поддержки рождаемости, отметим, появились в РФ еще в конце 2000-х годов - в первую очередь программа материнского капитала, которая впоследствии, уже в конце 2010-х, была дополнена другими выплатами. В прошлом году, запустив Год семьи, правительство отчетливо заявило о необходимости участия в поддержке демографии и корпоративного сектора - в перспективе государство будет ждать от него все больших усилий в обмен на льготы. Например, в январе Владимир Путин предложил увеличить до 1 млн руб. необлагаемую налогами сумму маткапитала, выплачиваемого компаниями сотрудникам.
Ограниченный интерес компаний к развитию корпоративных мер поддержки женщин даже при наличии госстимулирования таких инициатив в условиях дефицита кадров выглядит необычным. Так, в 2024 году женщины с активными резюме на hh.ru получили 58% приглашений на вакансии, на одно женское резюме приходилось 3,6 приглашения против 3,2 у мужчин. Впрочем, по данным "Авито Работы", самыми распространенными профессиями среди женщин сейчас являются библиотекарь, администратор и бухгалтер, не попадающие в фокус корпоративных инвестиций в удержание кадров.

Анастасия МАНУЙЛОВА. Коммерсантъ, 10 марта 2025 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887