Российские компании не спешат поддерживать рождаемость
Российские компании, несмотря на рост интереса к найму женщин, пока
не готовы активно расширять программы их поддержки на рабочем месте,
а также программы поддержки материнства, демонстрируют изученные
"Ъ" данные hh.ru. Одним из объяснений, как показывает
статистика "Авито Работы", может быть то, что наиболее
распространенные "женские" профессии в РФ - относительно
низкооплачиваемые библиотекарь, администратор и бухгалтер, нечасто
попадающие в фокус корпоративной социальной политики.
Компании пока не готовы массово вкладываться в поддержку женщин
на рабочих местах. Это следует из опроса hh.ru, который компания
провела в конце февраля среди 300 российских предприятий. У самой
массовой доли компаний, попавших в выборку (37%), женщины среди
работников составляют 10%, в 18% компаний - 25-50%, а превышает
половину доля женщин-сотрудников (от 50% до 70%) лишь на 11% предприятий.
В большинстве опрошенных компаний (74%) дополнительные выплаты или
корпоративные программы для женщин в декрете не предусмотрены.
За последние три года такие нововведения появились лишь у 11% респондентов.
Например, в Т-Банке, как рассказала руководитель направления по
развитию бренда компании Евгения Хейнман, в 2024 году обновили программу
поддержки семьи, в частности расширили возможности компенсаций для
сотрудниц, которые скоро станут мамами и работают в компании свыше
двух лет. Однако трендом такой подход не стал: в 2024 году дополнительные
выплаты были введены лишь в 2% компаний (вероятно, в связи с проведением
в РФ Года семьи), и такая же доля компаний их отменила.
Не очень активно работодатели пользуются и господдержкой более раннего
выхода сотрудниц из декретного отпуска на работу без потери пособия
по уходу за ребенком - с 2024 года такая возможность введена Минтрудом.
Только 6% компаний за последний год поддержали эту инициативу. Сами
работницы, впрочем, большого интереса к нововведению тоже не демонстрируют
- в 62% компаний заявили, что им воспользовались в прошлом году
менее 2% женщин. У Соцфонда схожие цифры: в 2024 году правом сохранить
пособие при досрочном выходе из декрета воспользовались 54 тыс.
человек, или около 3% от находящихся в таком отпуске 1,5 млн человек.
Новые корпоративные программы, направленные на продвижение женщин
на работе, появились за 2024 год лишь у 4% компаний, занимаются
развитием бренда работодателя для женской аудитории 5%.
"Российский рынок труда в этом плане сильно отличается от западного,
где активно развивается даже отдельное направление - femtech. Общество
обеспокоено падением рождаемости, снижением фертильности, но в России
пока сложно представить, чтобы бизнес занимался этими вопросами.
Даже несмотря на то что улучшение демографии - государственный приоритет",-
говорит гендиректор платформы корпоративного благополучия "Понимаю"
Дарья Федорова.
Первые госпрограммы поддержки рождаемости, отметим, появились в
РФ еще в конце 2000-х годов - в первую очередь программа материнского
капитала, которая впоследствии, уже в конце 2010-х, была дополнена
другими выплатами. В прошлом году, запустив Год семьи, правительство
отчетливо заявило о необходимости участия в поддержке демографии
и корпоративного сектора - в перспективе государство будет ждать
от него все больших усилий в обмен на льготы. Например, в январе
Владимир Путин предложил увеличить до 1 млн руб. необлагаемую налогами
сумму маткапитала, выплачиваемого компаниями сотрудникам.
Ограниченный интерес компаний к развитию корпоративных мер поддержки
женщин даже при наличии госстимулирования таких инициатив в условиях
дефицита кадров выглядит необычным. Так, в 2024 году женщины с активными
резюме на hh.ru получили 58% приглашений на вакансии, на одно женское
резюме приходилось 3,6 приглашения против 3,2 у мужчин. Впрочем,
по данным "Авито Работы", самыми распространенными профессиями
среди женщин сейчас являются библиотекарь, администратор и бухгалтер,
не попадающие в фокус корпоративных инвестиций в удержание кадров.
Анастасия МАНУЙЛОВА. Коммерсантъ, 10 марта 2025
года