Нужны ли новые запреты: Эксперты о снижении доли
курильщиков
Минздрав ожидает снижения распространенности курения
в России к 2030 году до 16% благодаря реализации федерального проекта
"Здоровье для каждого". Об этом на форуме "Женщины
за здоровое общество", проходящем в эти дни в Москве, сообщил
министр здравоохранения России Михаил Мурашко.
По оценкам экспертов, для достижения этого целевого показателя важно
обеспечить фактическую реализацию уже существующих в национальном
законодательстве регулирующих норм.
"Достижение целевых показателей в борьбе Минздрава с распространением
курения исторически во многом обусловлено внедрением в российское
регулирование положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против
табака (РКБТ ВОЗ), со дня вступления в силу которой недавно исполнилось
20 лет. Сторонами этой конвенции являются 183 государства, население
которых охватывает 90% нашей планеты", - отмечает Игорь Строганов,
доцент департамента стратегического и международного менеджмента
Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
"Учитывая принятый в России в 2013 году и несколько раз обновлявшийся
с той поры профильный Федеральный закон "Об охране здоровья
граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления
табака или потребления никотинсодержащей продукции", обязательные
нормы и положения РКБТ ВОЗ уже нашли достаточное отражение в национальном
регулировании. Кроме того, только за последние несколько лет в силу
вступили более 20 связанных запретительных инициатив", - считает
эксперт.
По словам Игоря Строганова, путем к реальному сокращению количества
курильщиков может стать обеспечение системного и добросовестного
исполнения уже вступивших в силу правовых норм в области борьбы
с табакокурением, а не создание новых запретительных инициатив.
"Инструментарий РКБТ ВОЗ предполагает две формы мер борьбы
с распространением табакокурения - ценовые и неценовые. Первые -
это прямые и косвенные налоги, например акциз на табак. Вторые -
ограничения на рекламу, открытую выкладку и подобные им меры, -
объясняет Михаил Перельман, кандидат экономических наук, доцент
кафедры менеджмента РАНХиГС при президенте РФ. Учитывая многообразие
таких норм, уже инкорпорированных в российское законодательство
из РКБТ ВОЗ, введение дополнительных ограничений, тем более жестких,
включая полный запрет отдельных видов продукции или полный запрет
на потребление табачной и никотинсодержащей продукции с определенного
возраста выглядит избыточным и контрпродуктивным".
Михаил Перельман подчеркнул важность обеспечения реального исполнения
существующих в нашем законодательстве норм и правовых инструментов
вместо внедрения дополнительных запретительных подходов, которые,
как показывает опыт ряда развивающихся стран, приводят к значительному
росту нелегального рынка, фактически лишая смысла меры по борьбе
с курением как таковые.
Виктория ЕЛЬНИК. Российская газета, 6 марта 2025
года