|
Год семьи в России: итоги
Коротко о главном:
- О том, что 2024 год был Годом семьи, знают 62% россиян.
- 27% заметили усиление мер социальной поддержки в Год семьи,
6% — рост внимания к семейным ценностям; каждый второй (50%) не
заметил изменений.
- 31% полагают, что Год семьи положительно повлиял на укрепление
семейных ценностей в обществе, 48% не заметили влияния.
На что и клад, когда в семье лад!
В рамках прошедшего Года семьи в стране были реализованы
законодательные инициативы и социальные программы по поддержке семьи,
материнства и детства, а также организованы тематические фестивали,
форумы и культурные мероприятия. О том, что 2024 год был Годом семьи,
знают большинство наших сограждан — шесть из десяти (62%). Это самый
высокий показатель узнаваемости среди тематических годов.
Как показал декабрьский замер ВЦИОМ, каждый второй россиянин
(50%) не заметил изменений в связи с тем, что 2024 год был объявлен
Годом семьи, еще 17% затруднились с ответом. Косвенно это может
указывать на слабую интеграцию мероприятий и программ в повседневную
жизнь россиян, особенно тех, кто не входил в целевую аудиторию.
Тем не менее среди тех, кто ощутил изменения (33%), большинство
отметили их как положительные, что свидетельствует об успехе инициатив.
Ключевые позитивные изменения, такие как усиление мер
социальной поддержки семей (заметили 27%), подтверждают, что проводимые
мероприятия затронули важные для россиян аспекты. Пропаганда семейных
ценностей (6%), тематические мероприятия (4%) и улучшение инфраструктуры
(открытие детских садов и школ, рост благоустройства — по 1%) также
оказались заметны, но лишь для небольшой части населения. В то же
время среди ответов были и негативные (8% ответов), связанные с
экономическими и демографическими трудностями, такими как рост цен
и ставок по ипотеке, рост числа разводов и снижение рождаемости.
Финансовая поддержка и жилье
Почти треть россиян (31%) считают, что Год семьи положительно
повлиял на укрепление семейных ценностей в нашем обществе. Только
5% сказали об отрицательном влиянии. Однако половина опрошенных
(48%) не заметили какого-либо влияния, а еще 16% затруднились с
ответом.
Чаще других о положительных изменениях говорили россияне
старшего возраста (35-44% в поколении застоя и оттепели), активные
телезрители (45%) и россияне с хорошим материальным положением (42%).
Среди младших миллениалов максимален процент не заметивших перемен
(66%), показатель также выше среди столичных жителей (60%), активных
интернет-пользователей (62%) и россиян с плохим материальным положением
(61%).
Говоря о том, какие меры или инициативы стоило бы реализовать,
если бы Год семьи продолжили в 2025 году, россияне в первую очередь
называли меры социальной поддержки (27%) и помощь в решении жилищного
вопроса (23%), то есть наиболее важными остаются базовые социальные
и экономические потребности. Это также подчеркивает актуальность
практических инициатив, которые напрямую влияют на жизнь семей.
Реже в ответах речь шла об образовании (11%) и пропаганде
семейных ценностей (7%), о повышении благосостояния граждан (5%),
доступности здравоохранения и повышении рождаемости (по 3%). При
этом в ответах также упоминаются вопросы, связанные с внутренней
политикой (3%), стабилизацией экономики (5%) и окончанием СВО (2%),
что подчеркивает связь семейного благополучия с общими социально-экономическими
условиями.
Каждый год в России, чтобы привлечь внимание общества к
важным вопросам, объявляется годом развития той или иной сферы.
Например, 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. Вы
знаете или не знаете, годом чего был объявлен 2024 год?*
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Дали правильный ответ «Год семьи»
|
62
|
Дали неправильный ответ
|
13
|
Затрудняюсь ответить / не знаю
|
25
|
* Вопрос был задан в октябре 2024 г.
Уходящий год был объявлен Годом семьи. Вы заметили какие-либо
изменения в связи с тем, что 2024 год был объявлен Годом семьи в
России, или нет? Если да, то какие именно? (открытый вопрос,
до 3-х ответов, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Позитивные изменения, сумма ответов
|
41
|
Меры социальной поддержки молодых семей / льготы для семей
с детьми / большая поддержка многодетных семей / льготы /
льготные ипотеки / выплаты детских пособий / повышение / продление
материнского капитала
|
27
|
Защита семьи / традиционных ценностей / пропаганда / запрет
ЛГБТ* / закон о чайлдфри / запрет абортов / ряд законопроектов
на повышение рождаемости / увеличение рождаемости
|
6
|
Проведение мероприятий / в СМИ больше стали освещать эту
тему / награждение семей / конкурсы / подарки
|
4
|
Медицинские проекты / улучшения в медицине / строительство
центров
|
1
|
Открытие детских садов / школ
|
1
|
Благоустройство
|
1
|
Большое количество заключения брака
|
1
|
Негативные изменения, сумма ответов
|
8
|
Возросло количество разводов
|
2
|
Недоступность жилья / выросла ипотека
|
2
|
Уменьшение рождаемости
|
1
|
Жить стало хуже / рост цен
|
1
|
Изменения в худшую сторону
|
1
|
СВО / многие остались без мужей
|
1
|
Не заметил изменений
|
50
|
Другое
|
1
|
Затрудняюсь ответить
|
17
|
*Деятельность в РФ зарещена
Как Вы считаете, Год семьи повлиял или нет на укрепление
семейных ценностей в нашем обществе? Если да, то как? (закрытый
вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
|
Все опрошенные
|
Мужской
|
Женский
|
Поколение цифры (2001 г. и позднее)
|
Младшие миллениалы (1992—2000)
|
Старшие миллениалы (1982—1991)
|
Реформенное поколение (1968—1981)
|
Поколение застоя (1948—1967)
|
Поколение оттепели (до 1947)
|
Повлиял положительно
|
31
|
29
|
33
|
30
|
16
|
32
|
28
|
35
|
44
|
Повлиял отрицательно
|
5
|
6
|
3
|
11
|
7
|
4
|
4
|
3
|
3
|
Не повлиял
|
48
|
50
|
46
|
54
|
66
|
52
|
50
|
40
|
26
|
Затрудняюсь ответить
|
16
|
15
|
18
|
5
|
11
|
12
|
18
|
22
|
27
|
Какие меры или инициативы, по Вашему мнению, стоило бы
реализовать, если бы Год семьи продолжили в 2025 году?
(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных, представлены
варианты, набравшие 2% и более)
|
Все опрошенные
|
Финансовая помощь семьям / увеличение пособий / материнский
капитал / социальные льготы/ помощь многодетным семьям / помощь
матерям-одиночкам
|
27
|
Жилищная программа / доступное жилье / льготная ипотека /
бесплатное жилье для молодых семей
|
23
|
Строительство школ и детских садов / доступность / бесплатные
кружки и секции для детей / бесплатное образование / изменить
систему образования / бесплатные путевки в детские лагеря
|
11
|
Пропаганда семейных ценностей / патриотизм / укрепление семьи
/ изменить формат телевидения / больше патриотических и добрых
программ и фильмов / проведение массовых мероприятий
|
7
|
Повышение зарплаты / достойная зарплата / повышение благосостояния
/ повышение МРОТ / повышение пенсий / поддержка пенсионеров
|
5
|
Стабилизация экономики / развитие / развитие с/х и промышленности
/ контроль роста цен / наличие рабочих мест
|
5
|
Изменения во внутренней политике страны
|
3
|
Демография / повышение рождаемости / борьба с абортами /
запрет чайлдфри
|
3
|
Качественное здравоохранение / медперсонал / бесплатная медицина
|
3
|
Окончание СВО / вернуть отцов и сыновей домой
|
2
|
Никакие
|
3
|
Другое
|
11
|
Затрудняюсь ответить
|
39
|
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен
27 декабря 2024 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте
от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной
случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных
номеров, задействованных на территории РФ.
ВЦИОМ, 21 января 2025 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/god-semi-v-rossii-itogi
|