|
|
Enrique Bernal-Delgado,
Ester Angulo-Pueyo,
Manuel Ridao-López,
Rosa M Urbanos-Garrido,
Juan Oliva-Moreno,
Daniel García-Abiétar,
Cristina Hernández-Quevedo
SPAIN
Health Systems in Transition
Volume 26 № 3, 2024
WHO, 2024, 216 pages
|
https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/378543/9789289059695-eng.pdf?sequence=1
Показатели смертности и здоровья, отдельные
годы (стр. 10)
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2020 (или последний год,
за который есть данные)
|
Ожидаемая продолжительность жизни (лет)
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего
|
78,1
|
79,3
|
80,2
|
82,1
|
82,7
|
82,2
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины
|
74,5
|
75,9
|
76,9
|
79,1
|
80,3
|
79,5
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины
|
81,7
|
82,7
|
83,5
|
85,0
|
85,4
|
85
|
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет,
мужчины
|
16,1
|
16,6
|
17,3
|
18,4
|
18,8
|
18,3
|
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет,
женщины
|
20,0
|
20,5
|
21,1
|
22,4
|
22,6
|
22,3
|
Смертность, СКС на 100000 населения
|
Болезни системы кровообращения
|
241,7
|
197,9
|
171,9
|
137,6
|
122,4
|
108
|
Злокачественные новообразования
|
179,8
|
170,4
|
159,7
|
152,4
|
141,6
|
131
|
Инфекционные заболевания
|
8,7
|
11,9
|
12,1
|
8,9
|
8,7
|
7,3
(2017)
|
Внешние причины
|
28,1
|
26,4
|
23,3
|
15,7
|
14,3
|
35,5
(2021)
|
Все причины
|
Коэффициент младенческой смертности (на 1000 живорождений)
|
5,5
|
4,4
|
3,8
|
3,2
|
2,7
|
2,7
|
Коэффициент материнской смертности (на 100000 живорождений)
|
4,4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
3,4
|
Основные факторы риска, влияющие на состояние
здоровья, за последний год для которого доступны данные (стр.
14)
Тенденции расходов на здравоохранение
в Испании с 2000 г. по последний год, по которому имеются
данные (отдельные годы)
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2019
|
2020
|
2021
|
Текущие расходы на здравоохранение на душу населения
в международных долларах США (ППС)
|
1471
|
2152
|
2895
|
3185
|
3959
|
4085
|
4368
|
Текущие расходы на здравоохранение в % от ВВП
|
6,8
|
7,7
|
9,1
|
9,1
|
9,3
|
11,0
|
10,8
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от общих
расходов на здравоохранение
|
71,6
|
71,6
|
74,4
|
71,3
|
70,6
|
73,5
|
71,7
|
Внутренние общие государственные расходы на здравоохранение
на душу населения, ППС (текущие международные доллары)
|
1064
|
1540
|
2155
|
2271
|
2793
|
2988
|
3127
|
Частные расходы на здравоохранение в % от общих расходов
на здравоохранение
|
28,4
|
28,4
|
25,6
|
28,7
|
29,4
|
26,5
|
28,3
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от общих
государственных расходов
|
12,6
|
14,4
|
14,7
|
14,8
|
15,3
|
15,0
|
n,a,
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от ВВП
|
5,2
|
5,8
|
7,0
|
6,6
|
6,6
|
8,1
|
7,7
|
Платежи из собственных средств в % от общих расходов
на здравоохранение
|
24,3
|
21,1
|
19,8
|
22,0
|
21,4
|
19,2
|
20,6
|
Платежи из собственных средств в % от частных расходов
на здравоохранение
|
83,1
|
75,4
|
78,4
|
76,7
|
73,0
|
72,5
|
73,0
|
Частное страхование в % от частных расходов на здравоохранение
|
n.a.
|
20,5
|
19,0
|
20,8
|
24,3
|
24,7
|
24,4
|
Тенденции текущих расходов на здравоохранение
как доли (%) от ВВП в Испании и некоторых странах, с 2000
г. по последний год, за который доступны данные (стр. 44)
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки, Цель обзоров "Системы
здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить
организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию,
необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах
Европы, Обзоры систем здравоохранения дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, процессы подготовки и реализации
программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей, Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных,
могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно
согласуются между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Данный обзор посвящен Испании. В Испании самая высокая
продолжительность жизни среди стран ЕС, в то время как показатели
предотвратимых госпитализаций и предотвратимой смертности являются
одними из самых низких. Лишь небольшая доля населения сообщает о
неудовлетворенных потребностях в медицинской помощи, с минимальными
различиями по квинтилям доходов. В национальной системе здравоохранения
Испании охват практически всеобщий, в основном, он финансируется
за счет налогов, а медицинская помощь предоставляется преимущественно
в государственном секторе и бесплатно по месту оказания. Расходы
на здравоохранение значительно выросли в процентном отношении к
ВВП после пандемии COVID-19 в 2020 году, при этом государственные
расходы составили 71,7% от общих расходов на здравоохранение в 2021
году. Недавние крупные реформы здравоохранения в Испании были сосредоточены
на решении вопросов охвата, широты и глубины охвата национальной
системой здравоохранения с особым акцентом на уязвимые группы. Число
практикующих врачей в Испании значительно превышает средний показатель
по ЕС и следует той же тенденции роста, что и во многих других странах
ЕС. Однако в Испании сохраняются такие проблемы, как нехватка врачей
некоторых специальностей и проблемы с заполнением вакансий в некоторых
сельских районах страны, в частности, нехватка врачей первичной
медико-санитарной помощи.
CONTENTS
Preface
Acknowledgements
List of abbreviations
List of tables, figures and boxes
Abstract
Executive summary
1 Introduction
1.1 Geography and sociodemography
1.2 Economic context
1.3 Political context
1.4 Health status
2 Organization and governance
2.1 Historical background
2.2 Organization
2.3 Decentralization and centralization
2.4 Planning
2.5 Intersectorality
2.6 Health information systems
2.7 Regulation
2.8 Person-centred care
3 Financing
3.1 Health expenditure
3.2 Sources of revenue and financial flows
3.4 Out-of-pocket payments
3.5 Voluntary health insurance
3.6 Other financing
3.7 Payment mechanisms
4 Physical and human resources
4.1 Physical resources
4.2 Human resources
5 Provision of services
5.1 Public health
5.2 Patient pathways
5.3 Primary care
5.4 Specialized care
5.5 Urgent and emergency care
5.6 Pharmaceutical care
5.7 Rehabilitation/intermediate care
5.8 Long-term care
5.9 Services for informal carers
5.10 Palliative care
5.11 Mental health care
5.12 Dental care
6 Principal Health Reforms
6.1 Analysis of recent reforms
6.2 Future developments
7 Assessment of the Health System
7.1 Health system governance
7.2 Accessibility
7.3 Financial protection
7.4 Health care quality
7.5 Health system outcomes
7.6 Health system efficiency
8 Conclusions
9 Appendices
9.1 References
9.2 Legislation
9.3 Useful websites
9.4 HiT methodology and production process
9.5 About the authors
|