Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1029 - 1030
23 апреля - 13 мая 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"Российская газета" о миграционной политике
"РБК" о реформе миграционного законодательства ЕС
"Коммерсантъ" путях о восполнения дефицита кадров в России
"РБК" об экзаменах по русскому языку для мигрантов
"Если быть точным" об участии России в международных исследованиях и их результатах
"Независимая газета" о программе долгосрочных сбережений
"РБК" о "вытеснении" пенсионеров из госсектора
"Ведомости" о борьбе с фиктивными браками
"Новые известия" о росте числа разводов
"РБК" о неполных семьях в России
"Lenta.ru" о переводе детей на домашнее обучение

"Ведомости" о рождаемости детей разной очередности
"Forbes" о достоинствах и недостатках различных видов контрацепции
"Коммерсантъ" о борьбе с вейпами
"Новые известия" об уходе иностранных фармацевтических компаний
"Коммерсантъ" о профилактике йододефицита
"Коммерсантъ" о декриминализации врачебной деятельности
"Если быть точным" о выживаемости пациентов с онкозаболеваниями
"Новые Известия" о рейтинге комфортных городов
"Коммерсантъ" об ужесточении оружейного законодательства
"Независимая газета" об измерении бедности

о восполнения дефицита кадров в России

Навес вакансий на десятилетия

Трудовая миграция не решит проблем рынка труда России
В феврале 2024 года уровень безработицы в России, по данным Росстата, в очередной раз обновил исторический минимум - 2,8%. Аналитики в один голос говорят о продолжающейся неизменно высокой напряженности на рынке труда, что заставляет Банк России сохранять жесткой денежную политику и выступает одним из базовых ограничений для расширений экономической активности в ближайшем десятилетии. И трудовая миграция эту проблему решить не в состоянии.
По оценке Минэкономики, с учетом сезонности численность занятых в экономике в феврале составила 73,8 млн человек (73,7 млн человек в январе 2024 года), а численность безработных стабилизировалась на уровне 2,1 млн человек, сократившись за год на 20%. Аналитики Telegram-канала "Твердые цифры" на основе актуальных данных заключают: "Свободная рабочая сила отсутствует. Разница между рабочей силой и потребностью в работниках (занятыми и числом вакансий) стала нулевой".
По свежим оценкам, представленным Ростиславом Капелюшниковым из Высшей школы экономики в работе "Эскалация вакансий на российском рынке труда (динамика, структура, триггеры)", основанным на кривой Бевереджа (характеризует рынок труда на основе соотношения вакансий и безработицы), стремительный скачок показателей вакансий был зеркальным отражением такого же провала показателей безработицы на пике коронакризиса, который и дал старт практически непрерывной "эскалации вакансий". Сейчас, по его расчетам, навес свободных рабочих мест достиг "поразительно высокой" отметки в 7%. "Этот вывод расходится с представлениями большинства аналитиков, которые склонны связывать экспансию вакансий на российском рынке труда с событиями 2022 года - мобилизацией и "релокацией"", - заключает он.
Эскалация вакансий была универсальной: практически нет ни одной отрасли и ни одной профессиональной группы, где бы в последние годы навес вакантных рабочих мест не рос, причем, как правило, в разы.
Это не подтверждает широко распространенных представлений о том, где в российской экономике располагаются сегодня главные зоны "кадрового голода" - к точкам наибольшего напряжения едва ли можно отнести нехватку инженеров или программистов. В услугах дефицит рабочей силы ощущается намного острее, чем в производстве.
Хотя за взрывным ростом вакансий стояло множество самых разных факторов, отмечает автор исследования, наиболее важный триггер этого - стимулы к масштабному перераспределению рабочей силы между отраслями и индивидуальными предприятиями, которые были даны сначала коронакризисом и усилены вторым санкционным кризисом. В результате структура спроса на труд резко разошлась со структурой предложения, что заставило предприятия открывать все новые и новые вакансии в надежде заполучить работников или возместить потерю старых. На рынке возникла острая конкуренция за доступную рабочую силу, работники начали охотно менять рабочие места, темпы оборота рабочей силы (как найма, так и выбытия) ускорились до исторически рекордных значений, и образовался большой навес "пустующих" рабочих мест, которые большинству предприятий не удавалось заполнить быстро или вообще.
Начавшийся лишь в начале 2023 года рост реальных зарплат, возможно, послужит охлаждению проблемы навеса вакансий, как это было в других странах.
Но текущий "режим ограниченного предложения" на рынке труда, скорее всего, закрепится надолго, и российской экономике, по-видимому, предстоит существовать в условиях стресса острого недостатка трудовых ресурсов, заключает автор исследования.
Практически все потенциально значимые источники пополнения рабочей силы исчерпаны, и единственным реальным резервом остается, по сути, "импорт" рабочей силы из-за рубежа. "Но и на этом пути имеются серьезные ограничения, если учесть, что главным поставщиком трудовых мигрантов для российской экономики традиционно выступали страны Средней Азии", - отмечается в работе. Активизация трудовой миграции, даже если она произойдет, едва ли окажется значительной, а прирост доли трудовых мигрантов в общей численности занятых на 1-2 п. п. не компенсирует потерь в рабочей силе, ожидаемых в ближайшие десятилетия.

Артем ЧУГУНОВ. Коммерсантъ, 8 апреля 2024 года

Молодежь просят засучить рукава

Татарстан разработал программу содействия занятости с 14 лет
Власти Татарстана планируют привлечь к труду, в том числе на предприятиях оборонного комплекса, как можно больше молодежи и подростков с 14 лет. Такая амбициозная задача ставится в новой региональной программе содействия занятости. Чиновники обеспокоены, что в последние годы сокращается численность работающей молодежи, а многие предпочитают учиться, вместо того чтобы идти на работу. Ранее Госсовет республики подготовил проект поправок к Трудовому кодексу, разрешающий трудоустраивать подростков с 16 лет на вредных и опасных производствах.
Кабмин Татарстана подготовил новую программу содействия занятости молодежи. Сейчас документ проходит антикоррупционную экспертизу. Согласно официальной статистике, сейчас в республике более 1 млн молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет. При этом, если численность молодой рабочей силы в 2021 году составляла 771 тыс. человек, в 2022 году она сократилась до 745 тыс. Численность занятых в экономике в возрасте от 15 до 29 лет сократилась за тот же период с 372 тыс. до 339 тыс. человек.
"Основным фактором сокращения численности работающей молодежи является снижение уровня рождаемости в стране в 90-е годы ХХ века, - говорится в программе. - Исходя из этого, с начала 2010-х годов в России наблюдается тенденция к сокращению численности молодых работников".
Кроме того, авторы указывают еще на одну причину: молодежь все чаще предпочитает "обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования", вместе того чтобы идти работать.
Власти республики называют молодежь "самой динамичной частью трудовых ресурсов", поскольку она "обладает повышенной мобильностью, потенциальными способностями к быстрому обучению, нестандартным мышлением". Вместе с тем чиновники указывают на ограниченные возможности "для совмещения молодыми людьми обучения и работы": у большинства отсутствует опыт работы при выходе на рынок труда, работодатели часто жалуются на низкое качество труда молодых людей. Также в программе отмечается "относительно высокий, по экспертным оценкам, уровень вовлеченности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в отношения в сфере труда без надлежащего оформления".
Поэтому новая программа содействия занятости призвана упростить трудоустройство несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет, содействовать занятости подростков из "семей, находящихся в социально опасном положении". В плане мероприятий отдельными пунктами указано "содействие занятости молодежи в возрасте до 35 лет в сельском хозяйстве" и "на предприятиях оборонно-промышленного комплекса". Кроме того, в республике будут проводить "информационную кампанию по стимулированию трудовой мобильности молодежи на приоритетные территории Дальнего Востока и Арктики".
Ожидаемым результатом должно стать снижение уровня безработицы молодежи в возрасте от 15 до 29 лет до 7%, а в возрасте от 15 до 24 лет - до 11%. На каком уровне сейчас находятся эти показатели, в программе не сказано.
На фоне дефицита кадров в стране Татарстан уже неоднократно выходил с предложениями стимулировать молодежь, в том числе несовершеннолетних, к труду. Так, еще в прошлом году Госсовет республики подготовил проект поправок к Трудовому кодексу, разрешающий трудоустраивать подростков с 16 лет на вредных и опасных производствах. Глава комитета Светлана Захарова призналась, что за инициативой стоят такие предприятия, как КамАЗ, и особая экономическая зона "Алабуга", которые хотят взять к себе выпускников колледжей, пока они не ушли работать курьерами. На заседании комитета в марте этого года проект был подвергнут критике как общественниками, так и депутатами. Некоторые из них заявили, что предлагаемые поправки влекут эксплуатацию несовершеннолетних и грозят проблемами с их репродуктивным здоровьем. Рассмотрение поправок решено было отложить.
В феврале на заседании коллегии министерства промышленности и торговли Татарстана гендиректор ОЭЗ "Алабуга" Тимур Шагивалеев выступил с предложением перевести студентов-очников на вечернее обучение, чтобы днем у них было время работать на предприятиях. По его расчетам, за счет студентов дефицит рабочих рук в экономике республики может снизиться сразу на 200 тыс. человек. Однако эксперты заметили, что сейчас молодежь не стремится на производства, а предпочитает работать в сфере IT, а также дизайнерами, художниками и менеджерами.
"Совмещать и учебу, и постоянную работу непросто, - говорит президент Лиги студентов Татарстана Шамиль Якупов. - Учеба отнимает практически весь день, и студенты ищут очень гибкие варианты, когда, например, можно выйти в воскресенье, выполнить какую-то услугу и за это получить деньги или поработать, например, на три часа. При этом господин Якупов призывает работодателей создавать привлекательные условия: "Нужно, чтобы студенты хотели работать на предприятии, на стройке или в какой-то определенной сфере. Нужно обеспечивать достойную заработную плату, потому что зарплата в некоторых организациях, конечно, маленькая".

Кирилл АНТОНОВ. Коммерсантъ,15 апреля 2024 года

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887