Таким образом, систематизация миграционного законодательства
пошла не по пути принятия единого акта, а через разработку
двух базовых систематизированных законов:
- проекта федерального закона, систематизирующего положения
нескольких действующих федеральных законов об условиях и порядке
въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации
иностранных граждан и лиц без гражданства;
- проекта федерального закона "О предоставлении убежища
на территории Российской Федерации", объединяющего все
виды государственной защиты лиц, ищущих убежище в Российской
Федерации (предоставление статуса беженца, временного убежища,
дополнительной и временной защиты).Избранный подход в целом
можно считать вполне обоснованным.
Объединение в рамках одного нормативного правового акта вопросов
регулирования добровольной и вынужденной миграции сопряжено
со многими методологическими проблемами. Механизмы и правовые
режимы регулирования добровольной и вынужденной миграции существенно
различаются.
Страница 55-56
Исходя из имеющихся механизмов, с помощью которых
иностранные граждане из визовых стран осуществляют свое право
на трудовую деятельность, они могут быть классифицированы
следующим образом.
Первая группа - иностранные работники, реализующие право на
осуществление трудовой деятельности на основании разрешения
на работу (документа, подтверждающего право на такую деятельность)
в рамках системы квотирования иностранной рабочей силы, в
качестве:
- квалифицированных специалистов;
- высококвалифицированных иностранных специалистов (далее
- ВКС);
- членов семьи ВКС;
- сотрудников коммерческой организации, зарегистрированной
в государстве - члене ВТО, направляемых для работы в расположенные
на территории РФ филиалы, представительства и дочерние организации
таких компаний;
- командиров гражданских воздушных судов.
К этой группе работников относятся также привлеченные для
достижения целей создания инновационного центра "Сколково",
осуществляющие трудовую деятельность на территориях со специальным
правовым статусом: опережающего развития, свободного порта
Владивосток, инновационных научно-технологических центров,
международного медицинского кластера.
Страницы 162-163
Следует отметить, что по состоянию на 30 апреля
2023 г. квота на выдачу разрешений на работу в целом по Российской
Федерации исчерпана на 13,9% (без учета резерва). Подразделениями
по вопросам миграции системы МВД России за четыре месяца 2023
г. оформлено 13,8 тыс. разрешений на работу в рамках квоты
2023 г., что более чем в два раза больше количества оформленных
за аналогичный период 2022 г. (6,2 тыс.). Если анализировать
данные прошлых лет, то исчерпание квот за последние пять лет
не превышало 65%.
Страница 164
Ко второй группе визовых иностранных работников
относятся лица, реализующие право на трудовую деятельность
без оформления разрешения в случаях, предусмотренных нормативными
правовыми актами. Это прежде всего иностранные работники,
указанные в п. 4 ст. 13 Федерального закона "О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Например, иностранные граждане, постоянно или временно проживающие;
сотрудники иностранных юридических лиц (производителей или
поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы,
сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный
ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования,
иностранные студенты, иностранные граждане, получившие временное
убежище или признанные беженцами, специалисты в сфере информационных
технологий и др.
Страница 166
Как отмечается в программных документах в области
предупреждения незаконной миграции, как показывают теория
и практика, сегодня невозможно решить проблему пресечения
нарушений миграционного законодательства только путем применения
мер уголовно-правового воздействия. Здесь необходим сбалансированный
межотраслевой подход, в рамках которого правовые запреты не
исчерпываются лишь модернизацией положений УК РФ (в частности,
ст. 322-322), но и направлены на совершенствование охранительных
норм КоАП РФ (например, ст. 18.1-18.19).
Страницы 247-248
|