|

|
Hans Okkels Birk, Karsten Vrangbæk,
Andreas Rudkjøbing, Allan Krasnik,
Astrid Eriksen, Erica Richardson,
Signe Smith Jervelundarmann,
Yulia Litvinova
DENMARK
Health Systems in Transition
Volume 26 № 1, 2024
WHO, 2024, 186 pages
|
https://iris.who.int/handle/10665/376116
Показатели смертности и здоровья, отдельные
годы (стр. 6)
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2018
|
2022
|
Ожидаемая продолжительность жизни (лет)
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего
|
75,3
|
76,9
|
78,3
|
79,3
|
80,8
|
81,0
|
81,3
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины
|
72,7
|
74,5
|
76,0
|
77,3
|
78,8
|
79,1
|
79,5
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины
|
77,9
|
79,2
|
80,5
|
81,4
|
82,7
|
82,9
|
83,2
|
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни при рождении,
мужчины
|
14,1
|
15,2
|
16,1
|
17,0
|
18,0
|
18,0
|
18,2
|
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет,
женщины
|
17,6
|
18,3
|
19,1
|
19,7
|
20,7
|
20,7
|
20,7
|
Смертность
|
Смертность, СКС на 100000 населения
|
Болезни системы кровообращения
|
316
|
248
|
203
|
155
|
124
|
113
|
-
|
Злокачественные новообразования
|
234
|
222
|
207
|
191
|
172
|
159
|
-
|
Инфекционные заболевания
|
9,9
|
5,1
|
8,9
|
10,3
|
9,2
|
10,1
|
-
|
Внешние причины
|
56
|
49
|
38
|
30
|
26
|
26
|
-
|
Все причины
|
863
|
752
|
684
|
629
|
551
|
542
|
-
|
СКС - стандартизованные коэффициенты смертности
Факторы риска, влияющие на состояние здоровья,
2019 г. (стр. 8)
Тенденции расходов на здравоохранение
в Дании, 2000–2021 гг., отдельные годы (стр. 34)
Расходы
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2019
|
2020
|
2021
|
Текущие расходы на здравоохранение на душу населения
в международных долларах США (ППС)
|
2327
|
3109
|
4572
|
5095
|
5950
|
6351
|
7140
|
Текущие расходы на здравоохранение в % от ВВП
|
8,1
|
9,1
|
10,6
|
10,3
|
10,1
|
10,5
|
10,8
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от общих
расходов на здравоохранение
|
83,1
|
83,7
|
84,3
|
84,3
|
83,7
|
84,9
|
85,4
|
Государственные расходы на здравоохранение на душу
населения в международных долларах США (ППС)
|
1934
|
2604
|
3853
|
4292
|
4981
|
5389
|
6098
|
Частные расходы на здравоохранение в % от общих расходов
на здравоохранение
|
16,9
|
16,3
|
15,7
|
15,7
|
16,3
|
15,1
|
14,6
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от общих
государственных расходов
|
12,8
|
14,9
|
15,8
|
16,0
|
17,1
|
16,7
|
18,2
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от ВВП
|
6,7
|
7,6
|
8,9
|
8,7
|
8,5
|
8,9
|
9,3
|
Платежи из собственных средств в % от общих расходов
на здравоохранение
|
15,4
|
14,7
|
13,7
|
13,5
|
13,8
|
12,8
|
12,4
|
Схемы добровольной оплаты медицинской помощи в % от
общих расходов на здравоохранение
|
1,5
|
1,5
|
2,0
|
2,3
|
2,5
|
2,3
|
2,2
|
Капитальные расходы на здравоохранение в % от общих
расходов на здравоохранение
|
-
|
-
|
0,7
|
0,9
|
-
|
-
|
-
|
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки, Цель обзоров "Системы
здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить
организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию,
необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах
Европы, Обзоры систем здравоохранения дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, процессы подготовки и реализации
программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей, Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных,
могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно
согласуются между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны. Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах. Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране. Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Данный обзор посвящен Дании. Система здравоохранения
Дании основана на налогообложении и обеспечивает эффективное предоставление
качественной медицинской помощи и высокую удовлетворенность пациентов
при низком уровне неудовлетворенных медицинских потребностей. Однако
она сталкивается с проблемами координации и фрагментации из-за своей
децентрализованной структуры и оказания медицинской помощи тремя
различными секторами: регионами, муниципалитетами и частным сектором,
включая врачей общей практики и специалистов. Ожидается, что предстоящая
структурная реформа решит текущие и будущие проблемы системы здравоохранения.
За последнее десятилетие цифровизация в системе здравоохранения
усилилась как с точки зрения внутренних ИТ-систем, так и с точки
зрения более широкого использования телемедицины. Привлечение и
удержание врачей общей практики в отдаленных районах оказалось трудным,
а цифровые инструменты рассматриваются как важное средство обеспечения
доступа к услугам в этих районах. Пандемия COVID-19 также ускорила
внедрение цифровых инструментов. Основной причиной растущего использования
телемедицины является предоставление более ориентированной на пациента
помощи, включая лечение большего числа пациентов в первичной медико-санитарной
помощи и на дому, что в конечном итоге снижает нагрузку на больницы.
Реакция системы здравоохранения Дании на COVID-19 свидетельствует
о ее гибкости к внешним потрясениям. Страна смогла быстро нарастить
потенциал тестирования и лабораторных исследований, а также развернуть
успешные кампании по информированию и вакцинации. Основной проблемой
устойчивости системы здравоохранения является обеспечение достаточного
количества работников здравоохранения, особенно медсестер, для удовлетворения
медицинских потребностей населения.
CONTENTS
Preface
Acknowledgements
List of abbreviations
List of tables, figures and boxes
Abstract
Executive summary
1 Introduction
1.1 Geography and sociodemography
1.2 Economic context
1.3 Political context
1.4 Health status
2 Organization and governance
2.1 Historical background
2.2 Organization
2.3 Decentralization and centralization
2.4 Planning
2.5 Intersectorality
2.6 Health information systems
2.7 Regulation
2.8 Person-centred care
3 Financing
3.1 Health expenditure
3.2 Sources of revenue and financial flows
3.3 Overview of the statutory financing system
3.4 Out-of-pocket payments
3.5 Voluntary health insurance
3.6 Other financing
3.7 Payment mechanisms
4 Physical and human resources
4.1 Physical resources
4.2 Human resources
5 Provision of services
5.1 Public health
5.2 Patient pathways
5.3 Primary care
5.4 Specialized care
5.5 Urgent and emergency care
5.6 Pharmaceutical care
5.7 Rehabilitation/intermediate care
5.8 Long-term care
5.9 Services for informal carers
5.10 Palliative care
5.11 Mental health care
5.12 Dental care
6 Principal health reforms
6.1 Analysis of recent reforms
6.2 Future developments
7 Assessment of the health system
7.1 Health system governance
7.2 Accessibility
7.3 Financial protection
7.4 Health care quality
7.5 Health system outcomes
7.6 Health system efficiency
8 Conclusions
9 Appendices
9.1 References
9.2 Useful websites
9.3 HiT methodology and production process
9.4 About the authors
|