В США обнаружена корреляция между посещением церковных
служб и опиатной эпидемией
Версия о культурных причинах роста смертности в США из-за употребления
опиатов, алкоголя и их последствий находит формальные подтверждения.
Три американских экономиста в январе 2022 года показали существование
сильных корреляций между сокращением распространенности в США религиозных
практик и ростом "смертности от отчаяния". Речь, констатируют
ученые, видимо, даже не в идее бога как такового, а в изменении
организации общества, которое массово отказывается от участия в
религиозных ритуалах вне зависимости от личной веры.
Мнение о том, что широко изучаемая социологами, экономистами и антропологами
"эпидемия" употребления опиатов в США с 1980-х годов вызвана
скорее культурными, чем экономическими причинами, тривиально - а
тезис о связи "развращения общества" и религиозности обычно
маркирует правые полемические мнения, нередко выдаваемые за научные
исследования. В связи с этим препринт статьи "Опиаты в массы?
Смертность от отчаяния и спад американской религиозности" Тайлера
Джиля из Уэллсли-колледжа, Тамар Острем из университета Огайо и
Дэниэла Хангермана из университета Нотр-Дам интересен формальным
подходом к проблеме: экономисты на большом массиве данных исследовали
гипотезу о связи между снижением интереса к религии среди белого
низкооплачиваемого населения в США и ростом "смертности от
отчаяния".
Джиль, Острем и Хангерман обнаружили убедительную корреляцию (необязательно,
впрочем, указывающую на причинно-следственную связь) между этими
феноменами в США с конца XX века - но выглядит она странно. Есть
ряд моментов, которые позволяют осторожно отвергнуть напрашивающуюся
в "правой картине мира" для США версию о прямой связи
"моральных грехов" и "безбожия" и предположить
скорее социологические причины их корреляции.
Джиль и коллеги демонстрируют, что в целом снижение религиозности
населения в отдельных штатах США предшествовало "опиатной эпидемии",
а не совпадало с ней и не было ее следствием.
Кроме этого, корреляция, что странно, гендерно нейтральна: ведущий
к смерти "порок отчаяния" поражает оба пола, но только
в среднем возрасте и только среди белых с низким доходом - и вне
прямой зависимости от проживания в сельской или городской местности.
Наиболее же интересное в работе Джиля, Острем и Хангермана - собственно,
то, что религиозные убеждения, видимо, ни при чем. По соцопросам,
корреляция "грехопадения" с личными верованиями респондентов
относительно слаба - в отличие от корреляции с формальным их участием
в религиозных ритуалах (независимо от того, что говорят опрошенные
о вере). Падение формальной религиозности, констатируют авторы,
предшествует "опиатной эпидемии" с определенным лагом
независимо от того, верят люди или нет: важно именно формальное
исполнение ритуалов, в том числе blue laws ("пуританских законов",
наследия протестантских общин, ограничивающих неформально, а в ряде
случаев и местными законами работу развлекательных заведений по
воскресеньям и т. п.).
Как предполагают Джиль и его коллеги, выявленные корреляции, видимо,
следует трактовать как влияние распада "социальной ткани"
старых общин (из-за трансформации вековых паттернов поведения в
основной массе общества) на отдельные социальные группы.
В результате специфической подверженности "грехопадению"
в них возникает новая, более либертарианская и свободная субкультура,
которая далее развивается, по наблюдениям Джиля, Острем и Хангермана,
уже по своим законам: корреляция с распространенностью богослужений
после первоначального "шока снижения религиозности" ослабевает.
В части штатов инициатором "грехопадения", видимо, служило
признание неконституционным в 1960-1970 годах "пуританских
законов", но устойчивым процесс стал в 1990-х.
Сложность связи между воскресным богослужением и популярностью оксиконтина
в США показывает, насколько неординарным может быть культурное взаимодействие
явлений, объясняемых в "научно-популярной" и "религиозной"
картинах мира простыми схемами. Достоверное же изучение таких связей
подчеркивает слабость претензий политической "социальной инженерии"
на управление общественными движениями: да, иногда дело в работающих
по воскресеньям барах - но не потому, что это не нравится духовенству,
а борьба с опиатным злоупотреблением открытием новых храмов бессмысленна.