|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
90 лет со дня рождения Леокадии Михайловны
Дробижевой
13.01.1933 - 14.04.2021
13 января исполнилось 90 лет со дня рождения Леокадии
Михайловны Дробижевой, доктора исторических наук, профессора, заслуженного
деятеля науки РФ, одного из основоположников этносоциологии в российской
социологической науке. Л.М. Дробижевой была начата разработка теории
и методов изучения личностного уровня межнациональных отношений
и структуры этнической идентичности. Еще одним направлением ее исследований
была проблема государственно-гражданской и этнической идентичности,
факторов поддержания межэтнического согласия в российском обществе,
более пятнадцати лет она читала лекции по этносоциологии на факультете
социальных наук НИУ ВШЭ, она является автором более 400 научных
работ.
Более подробно с биографией и вкладом Л.М. Дробижевой
в области этносоциологии, разработки теории и методов изучения личностного
уровня межнациональных отношений, структуры этнической идентичности
в этносоциологических исследованиях можно ознакомиться на страницах
Демоскопа[1]. Также в Демоскопе
опубликован рассказ самой Л.М. Дробижевой о том, как и почему она
пришла в социологию и ее статья «Ценность
здоровья и культура нездоровья в России».
Сегодня, вспоминая Леокадию Михайловну, Демоскоп размещает
одну из последних ее работ «Межэтническое согласие в условиях новых
вызовов», опубликованную в 2020 г. в книге «Социальные процессы
современной России», а также ее последнюю статью «Опыт
1990-х гг. и управление культурным многообразием», опубликованную
в журнале «Социологические исследования» в 2021 г.
В аннотации к этой статье Л.М. Дробижевой отмечается,
что в статье анализируются уроки, которые государство и общество
могли вынести из институциональных противоречий и насильственных
конфликтов, пережитых Россией в 1990-е гг., а также подробно рассматриваются
процессы этнической мобилизации в национальных республиках и пути
выхода из конфликтных ситуаций. На конкретных материалах показано,
что важнейшим уроком стало умение находить компромиссные, диалоговые
способы снятия противоречий в сфере языка, экологии, запросов на
участие в использовании местных природных ресурсов, повышении самостоятельности
в экономике, развитии культуры.
Большинство противоречий последнего десятилетия XX в.
ограничивалось институциональной сферой, нарушением Конституции
и федеральных законов. При этом этнический национализм элит в российских
республиках был разным. Анализируя дискурс и законодательные практики
Башкортостана, Северной Осетии – Алании, Татарстана, Саха (Якутии)
и Тувы, автор показывает, что о разделенном суверенитете (не сецессии)
речь тогда шла лишь в Татарстане, причем в нем, как в Якутии и Башкирии,
преобладал экономический и культурный национализм, в Северной Осетии
– Алании – защитный, в Туве – культурный.
Компромиссные решения, принятые в 1990-е гг., оказались
временными. По мере усиления легитимной власти в Центре они переставали
действовать. Признание законной монополии силы со стороны государства
является условием недопущения эскалации насильственных конфликтов.
Защита общества основывается на верховенстве закона, но за соблюдением
закона необходим контроль и со стороны государства, и со стороны
общества. В заключительной части статьи обсуждается опыт управления
культурным многообразием при регулировании межэтнических отношений
в России 2010-х гг.
[1] http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0537/nauka02.php;
http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0755/nauka02.php;
http://www.demoscope.ru/weekly/2021/0897/nauka05.php
|