Для цитирования: Щербакова Е.М.
Миграция в России по итогам первого полугодия 2023 года // Демоскоп
Weekly. 2023. № 1003 - 1004. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2023/01003/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Миграция в России
по итогам
первого полугодия
2023 года
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
По данным за январь-июнь 2023 года миграционный прирост
населения России превысил 126 тысяч человек, в том числе в
обмене населением с другими странами - 79 тысяч человек
По данным Федеральной службы государственной статистики
(Росстат), миграционный прирост населения России за январь-июнь
2023 года составил 126,0 тысячи человек, или 17,4 на 10 тысяч человек
постоянного населения. По итогам международной миграции, в обмене
населением с другими странами, миграционный прирост существенно
ниже - 79,3 тысячи человек, или 10,9 на 10 тысяч человек. Поскольку
Росстат продолжает публиковать данные без учета статистической информации
по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике
(ЛНР), Запорожской и Херсонской областям, дополнительный миграционный
прирост населения России в прежних границах, помимо международной
миграции, может быть связан с потоком мигрантов из этих регионов.
Отметим, что за тот же период предыдущего 2022 года
впервые с середины 1970-х годов сложилось отрицательное сальдо величиной
-86,2 тысячи человек, или -11,8 на 10 тысяч человек[1].
Однако в целом за 2022 год сложилось положительное сальдо миграции
в 61,9 тысячи человек, или 4,2 на 10 тысяч человек.
Миграционный прирост населения наблюдается в России
с середины 1970-х годов, когда потоки мигрантов из РСФСР в другие
союзные республики бывшего СССР стали по объему меньше, чем обратные
миграционные потоки. В основном это было связано с набиравшим силу
возвращением русскоязычного населения в Россию. Миграционный прирост
увеличивался до 1986 года, но в период «перестройки» заметно сократился.
После распада СССР сальдо международной миграции быстро увеличивалось,
достигнув наибольшей величины в середине 1990-х годов (846 тысяч
человек, или 57 на 10 тысяч человек в 1994 году[2]),
после чего интенсивность международного миграционного обмена, а
в результате и миграционного прироста резко снизилась (рис. 1).
В первой половине 2000-х годов отмечалась относительная стабилизация
показателя на уровне 3-5 на 10 тысяч человек, которая в конце десятилетия
сменилась ростом, а затем стабилизацией на более высоком уровне
и очередным снижением.
Представленные на рис. 1 показатели характеризуют основные
потоки зарегистрированной международной миграции со сменой постоянного
места жительства. Ее объем зависит от правил регистрации мигрантов
и их применения на практике. В России эти правила неоднократно изменялись[3].
Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Росстатом,
были дважды заметно увеличены ретроспективно в процессе корректировки
численности населения по итогам Всероссийских переписей населения
(ВПН) 2002 и 2010 годов. После переписи населения 2010 года критерии
миграции были в очередной раз расширены с целью более полного учета
миграции: с 2011 года в статистический учет миграции на постоянное
место жительства стали включать лиц, зарегистрированных по месту
пребывания на срок 9 месяцев и более[4].
При публикации оперативных данных помесячной отчетности
за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) были выделены мигранты,
зарегистрированные (снявшиеся с регистрационного учета) по месту
жительства. Таким образом, были опубликованы два ряда данных, один
из которых более сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем
данные о регистрации по месту жительства уже не выделялись[5].
Изменение критериев долговременной миграции привело
к значительному увеличению, в первую очередь, числа прибывших и
чистой миграции (миграционного прироста). В дальнейшем из-за введенных
изменений (прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении
срока пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства)
в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила
учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению
значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации
и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[6],
но в целом позволило более полно, чем это было до 2011 года, учитывать
долговременную миграцию[7].
В 2011 году после введения новых правил учета число
прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства
или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по
данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против
139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012-2014 годах число
иммигрантов в Россию продолжало увеличиваться (на 15-20% в год).
Однако в 2015 году, в условиях введения санкций, экономического
кризиса и значительного ослабления рубля, рост числа иммигрантов
в Россию существенно замедлился - прирост составил всего 3%, а в
2017 году – 2%. В 2016 и 2018 годах (когда учет миграции был нарушен
в результате проблем взаимодействия в обмене информацией между Росстатом
и МВД России) число прибывших в Россию даже сокращалось (на 4% в
обоих случаях).
В 2019 году на постоянное жительство или длительное
пребывание в Россию прибыли более 701 тысячи человек, что на четверть
(24%) больше, чем было зарегистрировано в предшествующем 2018 году.
Это стало самым высоким значением показателя с начала XXI века,
хотя оно уступало значениям 1980-х и первой половины 1990-х годов.
Специалисты Росстата связывали такой рост с более полным предоставлением
информации территориальными органами МВД в результате введения в
2019 году форм федерального статистического наблюдения вместо листков
статистического учета прибытия/выбытия, предоставление которых статистическим
органам не было строго регламентировано, в результате чего соответствующие
данные не всегда поступали в территориальные статистические службы[8].
В то же время отмечалось, что нормативные правовые документы,
разработанные в целях реализации Федерального закона «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регламентирующие
порядок оформления разрешения на временное проживание и вида на
жительство, не содержат порядка составления и передачи первичных
документов статистического учета мигрантов в органы государственной
статистики. Кроме того, с 1 ноября 2019 года вид на жительство выдается
без ограничения срока действия[9],
что не может не отразиться на полноте учета по месту пребывания.
В 2020 году объемы миграционных перемещений заметно
сократились из-за ограничительных мер в связи с пандемией коронавирусной
инфекции COVID-19. В Россию на постоянное жительство или длительное
пребывание прибыли 594,1 тысячи человек, что на 15% меньше, чем
в 2019 году, но примерно соответствует значениям показателя 2015
и 2017 годов. В 2021 году число прибывших в Россию увеличилось до
667,9 тысячи человек, что на 12% больше, чем в 2020 году, но на
5% меньше, чем в 2019 году.
В 2022 году было учтено 730,3 тысячи человек, прибывших
в Россию на постоянное жительство или длительное пребывание из других
стран, что больше не только, чем в 2021 году (на 9,3%), но и в 2019
году (на 4,2%).
В первом полугодии 2023 году приток иммигрантов в Россию
сократился по сравнению с тем же периодом прошлого года. По данным
за январь-июнь 2023 года, в Россию прибыли на постоянное жительство
или длительное пребывание из других стран 281,8 тысячи человек тысячи
человек, что на 15% меньше, чем за январь-июнь 2022 года (322,9
тысячи человек).
Число мигрантов, выбывших из России на постоянное жительство
(длительное пребывание) в другие страны, после расширения критериев
учета долговременной миграции в 2011 году увеличивалось с определенным
временным лагом по сравнению с ростом числа прибывших. В 2011 году
число выбывших за пределы России увеличилось всего на 13%, а в 2012
году возросло в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка
учета долгосрочной миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически
попадать мигранты, срок пребывания которых в России истёк согласно
разрешительным документам. В 2013-2014 годах число выбывших из России
увеличивалось ежегодно в 1,5-1,7 раза, в 2015 году – только на 15%.
В 2016 году число выбывших из России сократилось на
11%, но в последующие два года вновь стало увеличиваться - на 20%
в 2017 году и 17% в 2018 году, когда была учтена почти 441 тысяча
эмигрантов. В 2019 году число эмигрантов немного снизилось - до
416 тысяч человек (-6%), а в 2020 году вновь увеличилось, поднявшись
почти до 488 тысяч человек (+17%), что стало наибольшим числом учтенных
выбытий из России, начиная с 1993 года.
В 2021 году число выехавших из России сократилось вдвое
- до 238 тысяч человек, что существенно ниже значений показателя
за 2014-2020 годы. Это стало следствием продления срока действия
документов мигрантов – иностранных граждан, зарегистрированных по
месту пребывания, до 31 декабря 2021 года (в соответствии с Указом
Президента РФ[10]) и, соответственно,
переносом регистрации значительной части выбытий (около 200 тысяч)
на первое полугодие 2022 года. В итоге за 2022 год было зарегистрировано
668,4 тысячи выбытий из России, что превышает все значения показателя
за 1993-2021 годы.
По данным за январь-июнь 2023 года, поток выбытий из
России вернулся в обычное русло. Число выехавших из России в связи
со сменой места жительства (пребывания) составило 202,5 тысячи человек,
что вдвое меньше показателя за тот же период 2022 года (419,1 тысячи
человек), но примерно соответствует значению показателя за январь-июнь
2021 года (202,6 тысячи человек).
После расширения критериев миграции в 2011 году миграционный
прирост населения России заметно увеличился из-за опережающего роста
учтенных прибытий. Сальдо миграции за 2011 год составило почти 320
тысяч человек, что вдвое превысило значение показателя за 2010 год.
В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий оно сократилось
на 7,8%, а в 2013 году оставалось практически на том же уровне,
что и в 2012 году, увеличившись всего на 0,3% (296 тысяч человек).
В последующие годы величина чистой миграции преимущественно
снижалась, опустившись в 2018 году до 125 тысяч человек. В 2019
году она увеличилась в 2,3 раза - до 285 тысяч человек в связи с
более полным предоставлением информации территориальными органами
МВД РФ. С началом пандемии COVID-19 вновь снизилась, составив 106,5
тысячи человек в 2020 году. Во второй год пандемии миграционный
прирост населения России, по данным Росстата, увеличился вчетверо
– до 430 тысячи человек, или 29,5 на 10 тысяч человек постоянного
населения. Более высокие значения коэффициента миграционного прироста
в период после 1990 года отмечались по данным текущего учета миграции
только в 1993-1995 годах (МП (нетто) на рис. 1), хотя в дальнейшем
они были существенно повышены в результате корректировки по итогам
переписей населения (ВПН-2002 и ВПН-2010). Однако практически наполовину
столь значительный миграционный прирост был обусловлен, как уже
говорилось, переносом значительной части выбытий с 2021 на 2022
год, в результате чего миграционный прирост населения России за
2022 год был снижен примерно на ту же величину, что и завышен в
2021 году (около 200 тысяч человек).
По данным за январь-июнь 2023 года миграционный прирост
населения России восстановился, составив, как уже говорилось, 79,3
тысячи человек, или 10,9 на 10 тысяч человек постоянного населения.
Однако это ниже значений показателя в 2011-2021 годах, за исключением
2018 года (из-за административных проблем учета миграции) и 2020
года (из-за введения ограничительных мер на передвижение из начавшейся
пандемии COVID-19).
Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших
из нее (тысяч человек) и миграционный прирост
(на 10 тысяч человек населения), 1980-2023* годы
* за 2011 год приведены данные по новым, измененным
в 2011 году (2011н) и прежним правилам учета (2011); 2012-2023 годы
– оценка по новым правилам учета (2012-2022 годы – по данным годовой
разработки; 2023 год – оценка по данным за январь-июнь в пересчете
на год); миграционный прирост за 2003-2023 годы рассчитан: МП (нетто)-
на основе разности чисел прибывших и выбывших из России по текущему
учету; МП (с корректировками) - на основе разности между общим и
естественным приростом населения России с учетом итогов ВПН-2002
и ВПН-2010[11]
Стоит отметить, что расширение критериев миграции со
сменой постоянного места жительства (длительного пребывания) привело
к росту миграционного оборота – суммы числа прибывших и выбывших
мигрантов. В 2018 году оборот международной миграции в России превысил
миллион человек, а в 2019 году – 1117 тысяч человек, что на 11%
больше чем в 2018 году и почти втрое больше, чем в 2011 году (393
тысячи человек), когда впервые были применены новые критерии миграции.
В период пандемии COVID-19 оборот международной миграции в России
несколько снизился, составив около 1082 тысяч человек в 2020 году.
В 2021 году он составил 906 тысяч человек, а в 2022 году – почти
1399 тысяч человек. Если учесть перенос части выбытий с 2021 на
2022 год (около 200 тысяч), можно говорить о возобновившейся тенденции
роста миграционного оборота международной миграции в Россию в 2021-2022
годы.
По данным за январь-июнь 2023 года оборот международной
миграции (484 тысячи человек) снизился не только по сравнению с
повышенным миграционным оборотом за тот же период 2022 года (752),
но и по сравнению с позапрошлым годом (519 тысяч за январь-июнь
2021 года), сократившись, соответственно, на 36% и 7%.
Сведения об основных показателях миграционной ситуации
в Российской Федерации помимо Росстата ежемесячно публикует и Главное
управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел России,
которое и осуществляет текущий учет миграции. Так, по данным за
январь-июнь 2023 года[12],
на миграционный учет было поставлено около 5133 тысяч иностранных
граждан и лиц без гражданства (на 36% меньше, чем за тот же период
2022 года), в том числе 4916 тысячи человек (95,8%) - по месту пребывания,
около 217 тысяч человек (4,2%) - по месту жительства. Доля зарегистрированных
по месту жительства несколько увеличилась (по данным за январь-июнь
2022 года она составила 3,5%).
Из общего числа лиц, поставленных на миграционный учет
по месту пребывания, 72% въехали в Россию с целью работы, 5% - с
целью учебы, 3% - с целью туризма, 20% - с частными или иными целями.
За январь-июнь 2023 года снято с миграционного учета
4983 тысячи человек (на 23% меньше, чем за январь-июнь 2022 года),
оформлено около 45 тысяч разрешений на временное проживание (-53%)
и более 127 тысяч видов на жительство иностранным гражданам и лицам
без гражданства первично (-7%).
По разрешениям на временное проживание, действительным
на конец июня 2023 года, в России проживало более 182 тысяч человек,
более 529 тысяч – по видам на жительство. Это несколько меньше,
чем годом ранее (137 и 538 тысяч человек на конец июня 2022 года).
Гражданство Российской Федерации приобрели (принято
решение о приеме, восстановлении, признании гражданства) около 205
тысяч человек (за тот же период 2022, 2021, 2020 и 2019 годов –
соответственно, 288, 352, 302 и 137 тысячи человек).
[1] По оперативным данным
текущего учета за январь-июнь 2022 года, миграционная убыль была
ещё более значительной (-96,7 тысячи человек, или -13,5 на 10 тысяч
человек). - Социально-экономическое положение России. Январь-июль
2022 года, с. 233 - https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801
Отчасти это было связано переносом большей части, порядка 200 тысяч
выбытий со второго полугодия 2021 года на первое полугодие 2022
года, о чем подробнее говорилось в одном из предыдущих выпусков
Демографического барометра - http://demoscope.ru/weekly/2023/0983/barom01.php
.
[2] В данном случае миграционный
прирост населения рассчитан как разность чисел учтенных прибывших
в Россию и выбывших из нее. Миграционный прирост, принимаемый Росстатом
в текущих расчетах численности населения, отличается от этих данных
из-за поправок на недоучет некоторых случаев перемены места жительства.
В частности, такой скорректированный миграционный прирост населения
России за 1994 год составил 997 тысяч человек, или 6,7‰. – См.:
Российский статистический ежегодник. 2021: Стат. сб./ Росстат. М.,
2021. Приложение «Социально-экономические показатели Российской
Федерации в 1991-2020 гг.»; Демографический ежегодник России. 2021:
Стат. сб./ Росстат. М., 2021. С. 11-12, 16, 204-205.
[3] Подробнее см., например,
Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад
/ отв. ред. А.Г.Вишневский. М.: Изд. дом Высшей школы экономики,
2014. С. 343-350; Население России 2013: двадцать первый ежегодный
демографический доклад / отв. ред. С.В.Захаров. М.: Изд. дом Высшей
школы экономики, 2015. С. 296-297, 329-332.
[4] С учетом возможности временного
пребывания на территории России в течение 3-х месяцев место такого
длительного пребывания становится, по определению, местом постоянного
проживания. До 2011 года первичные статистические учетные документы
на мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания, вне зависимости
от срока пребывания не обрабатывались, как отмечалось, например,
в «Демографическом ежегоднике России. 2012» (с. 402). Тем не менее,
сведения о численности мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания
на срок 1 год и более, собирались территориальными органами статистики
и определенным образом учитывались при оценке миграционного прироста.
Об этом, в частности, упоминалось в предисловиях к ежегодным выпускам
статистического бюллетеня «Численность населения Российской Федерации
по городам, поселкам городского типа и районам» за 2005-2010 годы.
[5] В соответствии с методическими
пояснениями, приводимыми в ежемесячных докладах Росстата «Социально-экономическое
положение Российской Федерации» и ежегодных статистических бюллетенях
«Численность и миграция населения Российской Федерации», представляемые
Росстатом данные о миграции получены в результате разработки поступающих
от территориальных органов Министерства внутренних дел Российской
Федерации форм федерального статистического наблюдения (с 2019 года,
ранее - листков статистического учета прибытий и выбытий). Формы
статистического наблюдения составляются при регистрации и снятии
с регистрационного учета населения по месту жительства и при регистрации
по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Формирование числа
выбывших осуществляется автоматически в процессе электронной обработки
данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской
Федерации, а также по истечении срока пребывания у
мигрантов независимо от места прежнего жительства.
[6] Чудиновских О.С. Административная
статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация
в России / Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[7] Население России 2018:
двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.
В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 269.
[8] Население России 2018:
двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.
В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 265.
[9]В соответствии со статьей
3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных
граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание
и вида на жительство» от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ. Этот закон
вступил в силу с 1 ноября 2019 года. – См. Предисловие к статистическому
бюллетеню «Численность и миграция населения Российской Федерации
в 2019 году». М., Федеральная служба государственной статистики,
2020.
[10] Указ Президента Российской
Федерации от 16 июля 2021 г. №364 «О временных мерах по урегулированию
правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в
Российской Федерации в период преодоления последствий распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
[11] Рассчитано по данным,
приведенным в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику.
2021 «Социально-экономические показатели Российской Федерации в
1991-2020 гг.».
[12] Министерство внутренних
дел Российской Федерации - https://мвд.рф.
Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации
в Российской Федерации за январь - июнь 2023 года. 18 Июля 09:59;
Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации
за январь - июнь 2023 года с распределением по странам и регионам.
- https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/40034334
(дата обращения: 03 октября 2023 года).
|