Преступность в России, 2021 год
|  | В 2021 году число преступлений, зарегистрированных в России, сократилось на 1,9%, но число погибших в результате преступных посягательств увеличилось на 1,8%
|
 | В 2021 году число преступлений против личности снизилось на 0,9%, число преступлений против собственности - на 2,0%
|
 | Число пострадавших в ДТП продолжает сокращаться: число погибших снизилось на 7,9%, число раненых – на 8,3%
|
 | В 2021 году выявлено 848 тысяч человек, совершивших преступления
|
 | В 2021 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, осуждено более 565 тысяч человек
|
 | В местах лишения свободы по состоянию на 1 марта 2022 года содержалось 466,6 тысячи человек
|
 | См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
|
Для цитирования: Щербакова Е.М.
Преступность в России, 2021 год // Демоскоп Weekly. 2022. № 943-944.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2022/0943/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
 |
Преступность в России,
2021 год
|
Рубрику ведет
|
 |
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
Число пострадавших в ДТП продолжает сокращаться: число
погибших снизилось на 7,9%, число раненых - на 8,3%
Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших
в них людей устойчиво снижается, но до сих пор остается одной из
серьезных социально-экономических проблем России.
Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[7]
резко возросло в России во второй половине 1980-х годов, увеличившись
со 166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1992 году, а затем,
после снижения в 1992-1997 годах, – почти до 326 тысяч человек в
2007 году. В 2008-2010 годах оно заметно сократилось (277 тысяч
человек в 2010 году), но в 2011-2012 годы вновь несколько увеличилось.
С 2013 года число пострадавших в ДТП устойчиво снижается, опустившись
в 2020 году до 199 тысяч человек. Это на 12,6% меньше, чем в 2019
году, и на 39% меньше, чем в 2007 году. По оперативным данным Госавтоинспекции
России за 2021 год[8], число
пострадавших в ДТП снизилось еще на 8,3%, составив 182,7 тысячи
человек.
В 2007 году, на который пришлось наибольшее число пострадавших
в происшествиях с транспортными средствами, число зарегистрированных
ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году
(157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно довольно быстро сокращается
(за исключением 2011-2013 годов), снизившись до 133,3 тысячи ДТП
в 2020 году, что на 43% меньше, чем в 2007 году, и на 8,1% меньше,
чем в 2020 году.
Быстрая автомобилизация населения сопровождалась ростом
доли ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных
транспортных средств[9]: в
1995 году она составляла 52%, в 2000 году возросла до 59%, в 2005
году – до 67%, а в 2016-2021 годы составляла порядка 75%.
В последние годы вновь несколько возросла доля ДТП,
произошедших по вине водителей индивидуальных транспортных средств,
находившихся в состоянии алкогольного опьянения: В 2020 году она
составила 9,6% от общего числа ДТП против 5,6% в 2010 году. В 2021
году она немного снизилась, опустившись до 8,4%.
Наиболее частыми ДТП являются столкновения транспортных
средств (44,7% в 2021 году), менее частыми – с наездом на пешеходов
(26,8%), на препятствие (4,9%), велосипедиста (3,6%), стоящее транспортное
средство (3,1%) или при опрокидывании транспортных средств (2,4%).
Число погибших в ДТП быстро росло во второй половине
1980-х – начале 1990-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек
в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек
в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи
человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6
тысячи в 2003 году (рис. 8). По данным учета умерших по причинам
смерти (демографической статистике), в том же 2003 году от всех
видов транспортных травм умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч
человек). Начиная с 2004 года, число погибших в ДТП сокращалось,
исключение составили 2007 и 2011-2012 годы.
Число раненых быстро росло в 2000-2007 годах, и в 2007
году оно превысило 292,2 тысячи человек. Начиная с 2008 года преобладает
тенденция снижения, прерывавшаяся только в 2011-2012 годы.
По данным Госавтоинспекции России[10],
на автомобильных дорогах и улицах за январь-декабрь 2021 года погибли
14,9 тысячи человек (-7,9% по сравнению с аналогичными данными за
январь-декабрь 2020 года), 167,9 тысячи человек (-8,3%) ранены в
дорожно-транспортных происшествиях. Доля погибших по вине водителей
(из-за нарушения ими правил дорожного движения) транспортных средств,
находящихся в собственности физических лиц, составила в 2021 году,
по данным Госавтоинспекции, 75%, раненых – 79%.
Данные учета умерших по причинам смерти, в том числе
от всех видов транспортных несчастных случаев и ДТП, пока не опубликованы
Росстатом.

Рисунок 8. Численность пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях, 1980, 1985, 1990-2021 годы, тысяч человек
* 2015-2021 годы - по вине водителей (из-за нарушения
ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся
в собственности физических лиц
Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число
самих ДТП, в которых были пострадавшие. Это означает, что тяжесть
(«летальность») дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась
(рис. 9). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в
расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001
годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно несколько увеличилось,
составив 140 на 1000 ДТП, а затем снижение возобновилось, с небольшими
отклонениями от тренда в 2014 году, - до 103 на 1000 ДТП в 2019
году. В последние два года оно вновь немного повысилось, составив
111 погибших на 1000 ДТП в 2020 году и 112 в 2021 году.
Что касается раненых в ДТП, оно устойчиво возрастало
до 2013 года (исключение составил только 2008 год), увеличившись
с 1099 на 1000 зарегистрированных ДТП в 1995 году до 1270 в 2012
году. В дальнейшем оно постепенно снижалось, опустившись до 1257
на 1000 ДТП в 2015 году, но затем вновь стало расти, увеличившись
до 1283 на 1000 ДТП в 2019 году. В 2020 году оно снизилось до 1262
раненых на 1000 ДТП, а в 2021 году – до 1259 на 1000 ДТП. В целом,
можно говорить об относительной стабилизации на уровне выше 1250
раненных в расчете на 1000 ДТП.
Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненых
в ДТП в определенной степени связаны с обновлением и изменением
парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных
современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры.
Однако в целом по России доля ДТП, совершению которых сопутствовали
неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной сети[11],
высока и еще недавно она увеличивалась, составив 40% в 2017 году
и 41% в 2016 году против 21% в 2010-2012 годах. В 2019 году доля
таких ДТП сократилась до 33%, но в последние годы вновь стала увеличиваться,
составив 33,7% в 2020 году и 34,3% в 2021 году.

Рисунок 9. Число погибших и раненых на 1000
дорожно-транспортных происшествий, 1995, 2000-2021 годы
Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России.
В 2021 году число зарегистрированных ДТП в расчете на
100 тысяч человек постоянного населения[12]
составило в целом по стране 91, варьируясь от 15 в Чеченской Республике
до 159 в Тюменской области без автономных округов (рис. 10). Еще
в 6 регионах оно превышало 140 ДТП на 100 тысяч человек – Республике
Калмыкии (155), Камчатском крае, Нижегородской, Магаданской, Новгородской
области и Республике Тыве (142-147). Только в 7 регионах-субъектах
федерации число ДТП составляло менее 50 на 100 тысяч человек (помимо
Чечни, в Чукотском, Ненецком и Ямало-Ненецком автономном округе,
Ингушетии и Дагестане, Томской области).
При низком относительном числе зарегистрированных ДТП
их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах,
где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших
в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в
2021 году от 39 в Санкт-Петербурге, 42 в Москве и 55 в Севастополе
до 411 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение числа
погибших и числа дорожно-транспортных происшествий в республиках
Ингушетия (280), Тыва (234), Кабардино-Балкария (228), Дагестан
(223), Адыгея (2015) и Брянской области (205). В остальных регионах
оно не достигало 195 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине
регионов-субъектов федерации это соотношение в 2021 году превышало
115 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь в центральной
половине регионов от 100 до 135 погибших на 1000 ДТП.

Рисунок 10. Число дорожно-транспортных происшествий
и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской
Федерации, 2021 год
Список регионов
[7] Дорожно-транспортное происшествие
(ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного
средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди,
повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен
иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий
ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или
были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия,
либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток,
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП»
(до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте
ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок
не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
[8] Госавтоинспекция. Показатели
состояния безопасности дорожного движения - http://stat.gibdd.ru/
[9] С 2015 года - по вине водителей
транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц.
[10] Госавтоинспекция. Показатели
состояния безопасности дорожного движения - http://stat.gibdd.ru/;
[11] На месте ДТП зафиксированы
нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию
автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения.
[12] Для расчета использовались
данные Госавтоинспекции России и оценка численности населения в
среднем за 2021 год, опубликованная Росстатом 19 марта 2022 года.
|