| 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                | 
                   |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  | Ксенофобия и мигранты Наибольшая дистанцированность сохраняется по отношению 
              к выходцам из Африки, Средней Азии и цыганам. Две трети опрошенных 
              считают, что необходимо «ограничивать приток трудовых мигрантов». 
              При этом половина респондентов считает, что работа мигрантов «полезна 
              для страны и общества», этот показатель за восемь лет заметно вырос. 
              Материалы опроса с комментарием Льва Гудкова. Сейчас я назову вам несколько национальностей, 
              а вы скажите мне о каждой из них, насколько близко вы готовы видеть 
              ее представителей? (в %% ответивших, ответы ранжированы 
              по последнему столбцу, приводятся сумма ответов «Пускал(а)..» и 
              «Не пускал(а)..») 
               
               
                | 
 | август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 |   
                | выходцев из Африки | 55 | 60 | 61 | 59 | 52 |   
                | выходцев из Средней Азии (таджиков, узбеков) | 58 | 60 | 59 | 59 | 51 |   
                | цыган | 54 | 61 | 57 | 63 | 51 |   
                | китайцев | 62 | 54 | 53 | 52 | 45 |   
                | чеченцев | 57 | 46 | 43 | 44 | 41 |   
                | украинцев | 33 | 42 | 35 | 41 | 32 |   
                | евреев | 34 | 26 | 24 | 27 | 22 |  Наименьшая социальная дистанция наблюдается в отношении 
              евреев: «вблизи» их готовы видеть 45% россиян — среди членов семьи 
              (13%), среди близких друзей (11%), среди соседей (14%), среди коллег 
              по работе (7%). Среди жителей России их готовы видеть четверть (27%) 
              опрошенных. Насколько близко вы готовы видеть евреев? 
               
               
                | 
 | август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 |   
                | Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи | 2 | 6 | 12 | 13 | 13 |   
                | Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей | 3 | 8 | 10 | 10 | 11 |   
                | Готов(а) видеть их среди соседей | 8 | 13 | 12 | 13 | 14 |   
                | Готов(а) видеть их среди коллег по работе | 9 | 6 | 7 | 7 | 7 |   
                | Готов(а) видеть их среди жителей России | 27 | 32 | 28 | 25 | 27 |   
                | Пускал(а) бы их в Россию только временно | 17 | 11 | 12 | 14 | 9 |   
                | Не пускал(а) бы их в Россию | 17 | 15 | 12 | 13 | 13 |   
                | Затрудняюсь ответить | 16 | 10 | 7 | 6 | 6 |  В отношении китайцев наблюдается довольно высокий уровень 
              социальной дистанции. Несмотря на то, что жителями России их готовы 
              видеть 21% респондентов, в то же время 23% пускали бы их в Россию 
              только временно, 22% не пускали бы. Насколько близко вы готовы видеть китайцев? 
               
               
                | 
 | август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 |   
                | Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи | 1 | 2 | 4 | 5 | 5 |   
                | Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей | 1 | 5 | 6 | 5 | 8 |   
                | Готов(а) видеть их среди соседей | 5 | 8 | 8 | 9 | 8 |   
                | Готов(а) видеть их среди коллег по работе | 5 | 4 | 6 | 7 | 7 |   
                | Готов(а) видеть их среди жителей России | 13 | 20 | 19 | 16 | 21 |   
                | Пускал(а) бы их в Россию только временно | 30 | 27 | 28 | 30 | 23 |   
                | Не пускал(а) бы их в Россию | 32 | 27 | 25 | 22 | 22 |   
                | Затрудняюсь ответить | 13 | 9 | 5 | 6 | 5 |  Более половины респондентов хотели бы ограничить нахождение 
              выходцев из Африки в России: четверть (25%) пускали бы их только 
              временно, 27% не пускали бы их в страну. Идентичное наблюдается 
              в отношении таджиков и узбеков. Насколько близко вы готовы видеть выходцев из 
              Африки (темнокожих)? 
               
               
                | 
 | август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 |   
                | Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 |   
                | Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей | 1 | 3 | 5 | 4 | 6 |   
                | Готов(а) видеть их среди соседей | 5 | 6 | 5 | 6 | 7 |   
                | Готов(а) видеть их среди коллег по работе | 5 | 2 | 4 | 4 | 5 |   
                | Готов(а) видеть их среди жителей России | 15 | 17 | 18 | 17 | 20 |   
                | Пускал(а) бы их в Россию только временно | 29 | 27 | 31 | 31 | 25 |   
                | Не пускал(а) бы их в Россию | 26 | 33 | 30 | 28 | 27 |   
                | Затрудняюсь ответить | 18 | 10 | 5 | 6 | 6 |  Насколько близко вы готовы видеть выходцев из 
              Средней Азии (таджиков, узбеков)? 
               
               
                | 
 | август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 |   
                | Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 |   
                | Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей | 1 | 3 | 4 | 4 | 6 |   
                | Готов(а) видеть их среди соседей | 4 | 6 | 6 | 7 | 7 |   
                | Готов(а) видеть их среди коллег по работе | 4 | 3 | 4 | 5 | 6 |   
                | Готов(а) видеть их среди жителей России | 18 | 19 | 22 | 18 | 22 |   
                | Пускал(а) бы их в Россию только временно | 29 | 30 | 30 | 33 | 25 |   
                | Не пускал(а) бы их в Россию | 29 | 30 | 29 | 26 | 26 |   
                | Затрудняюсь ответить | 13 | 6 | 4 | 4 | 5 |  Доля тех, кто хотел бы ограничить присутствие украинцев 
              в России, снизилась по сравнению с августом 2020 года с 41% до 32%: 
              15% (в 2020 — 22%) пускали бы их в Россию только временно, 17% (в 
              2020 — 19%) не пускали бы. Насколько близко вы готовы видеть украинцев? 
               
               
                | 
 | август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 |   
                | Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи | 5 | 6 | 11 | 11 | 13 |   
                | Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей | 4 | 6 | 8 | 7 | 9 |   
                | Готов(а) видеть их среди соседей | 10 | 8 | 10 | 11 | 10 |   
                | Готов(а) видеть их среди коллег по работе | 6 | 3 | 5 | 5 | 4 |   
                | Готов(а) видеть их среди жителей России | 31 | 29 | 28 | 23 | 26 |   
                | Пускал(а) бы их в Россию только временно | 20 | 20 | 19 | 22 | 15 |   
                | Не пускал(а) бы их в Россию | 13 | 22 | 16 | 19 | 17 |   
                | Затрудняюсь ответить | 12 | 7 | 4 | 3 | 4 |  По отношению к цыганам наблюдается один из самых высоких 
              уровень социальной дистанцированности. Однако с августа 2020 года 
              уменьшилась доля тех, кто ограничил бы присутствие цыган в России: 
              14% (в 2020 — 19%) пускали бы их в Россию только временно, 37% (в 
              2020 — 44%) не пускали бы. Насколько близко вы готовы видеть цыган? 
               
               
                | 
 | август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 |   
                | Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 |   
                | Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей | 1 | 1 | 2 | 2 | 3 |   
                | Готов(а) видеть их среди соседей | 3 | 5 | 5 | 4 | 6 |   
                | Готов(а) видеть их среди коллег по работе | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 |   
                | Готов(а) видеть их среди жителей России | 24 | 23 | 29 | 23 | 29 |   
                | Пускал(а) бы их в Россию только временно | 19 | 18 | 16 | 19 | 14 |   
                | Не пускал(а) бы их в Россию | 35 | 43 | 41 | 44 | 37 |   
                | Затрудняюсь ответить | 15 | 8 | 5 | 5 | 5 |  Отношение к чеченцам остается стабильным: четверть (26%) 
              россиян не пускали бы их в Россию, 15% пускали бы их в Россию только 
              временно. Насколько близко вы готовы видеть чеченцев? 
               
               
                | 
 | август 2010 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 |   
                | Готов(а) видеть их среди членов Вашей семьи | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 |   
                | Готов(а) видеть их среди ваших близких друзей | 1 | 4 | 5 | 5 | 6 |   
                | Готов(а) видеть их среди соседей | 4 | 7 | 7 | 8 | 8 |   
                | Готов(а) видеть их среди коллег по работе | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 |   
                | Готов(а) видеть их среди жителей России | 22 | 31 | 34 | 32 | 31 |   
                | Пускал(а) бы их в Россию только временно | 19 | 19 | 16 | 18 | 15 |   
                | Не пускал(а) бы их в Россию | 38 | 27 | 27 | 26 | 26 |   
                | Затрудняюсь ответить | 13 | 9 | 5 | 5 | 6 |  Произошло незначительное снижение доли тех, кто считает, 
              что правительство России должно ограничивать приток трудовых мигрантов: 
              так считают 68% респондентов. Как вы думаете, какой политики должно придерживаться 
              правительство России относительно трудовых мигрантов? 
               
               
                | 
 | июль 2017 | июль 2018 | август 2019 | август 2020 | декабрь 2021 |   
                | Ограничивать приток трудовых мигрантов | 58 | 67 | 72 | 73 | 68 |   
                | Способствовать притоку трудовых мигрантов | 6 | 14 | 9 | 11 | 11 |   
                | Мне все равно | 30 | 17 | 15 | 14 | 19 |   
                | Затруднились ответить | 6 | 2 | 4 | 3 | 2 |  
 Половина россиян считает, что работа мигрантов полезна 
              для страны и общества. За восемь лет – с июня 2013 по декабрь 2021 
              – количество респондентов, которые придерживаются этого мнения, 
              выросло с 41% до 50%. Согласны ли вы с тем, что работа мигрантов полезна 
              для страны и общества? 
               
               
                | 
 | июнь 2013 | август 2019 | декабрь 2021 |   
                | Определенно да | 5 | 12 | 15 |   
                | Скорее да | 36 | 35 | 35 |   
                | Скорее нет | 35 | 29 | 26 |   
                | Определенно нет | 16 | 17 | 19 |   
                | Затрудняюсь ответить | 8 | 6 | 5 |  
 По сравнению с августом 2019 года на 6 п.п. снизилась 
              доля респондентов, считающих, что присутствие мигрантов в их городе 
              или регионе чрезмерно. Согласны ли вы с тем, что присутствие мигрантов 
              в нашем городе/регионе чрезмерно? 
               
               
                | 
 | июнь 2013 | август 2019 | декабрь 2021 |   
                | Определенно да | 35 | 34 | 29 |   
                | Скорее да | 34 | 29 | 28 |   
                | Скорее нет | 22 | 25 | 27 |   
                | Определенно нет | 4 | 7 | 9 |   
                | Затрудняюсь ответить | 5 | 6 | 7 |  
 На 5 п.п. уменьшилось число опрошенных, согласных с 
              тем, что их родственники и знакомые готовы делать работу, которую 
              сейчас выполняют мигранты. Согласны ли вы с тем, что мои родственники и 
              знакомые готовы делать работу, которую сейчас выполняют мигранты? 
               
               
                | 
 | июнь 2013 | август 2019 | декабрь 2021 |   
                | Определенно да | 17 | 27 | 26 |   
                | Скорее да | 40 | 37 | 33 |   
                | Скорее нет | 20 | 19 | 20 |   
                | Определенно нет | 7 | 10 | 12 |   
                | Затрудняюсь ответить | 17 | 8 | 9 |  Практически неизменным остается количество россиян, 
              которые согласны с тем, что большинство мигрантов живет лучше и 
              богаче, чем они и их семья: определенно согласны 19%, скорее согласны 
              22%. Согласны ли вы с тем, что большинство мигрантов 
              живет лучше и богаче, чем я и моя семья? 
               
               
                | 
 | август 2019 | декабрь 2021 |   
                | Определенно да | 21 | 19 |   
                | Скорее да | 23 | 22 |   
                | Скорее нет | 29 | 29 |   
                | Определенно нет | 12 | 15 |   
                | Затрудняюсь ответить | 16 | 15 |  
 Комментарий Льва ГУДКОВА: Многолетние исследования ксенофобии, расизма и антисемитизма, 
              проводимые сотрудниками Левада-Центра с 1989 года, свидетельствуют 
              об устойчивости этнонациональных и расовых предрассудков, характерных 
              для большинства российского населения. Высокая тревожность, социальная 
              незащищенность в повседневной жизни, комплексы коллективной неполноценности, 
              ресентимент и опыт привычного насилия со стороны власти «снимается» 
              и находит свое превращенное выражение в негативных проекциях россиян 
              на воображаемых этнических или расовых «других», наделяемых общими, 
              неиндивидуализируемыми свойствами «чужести», «опасности», «враждебности» 
              и иррациональной силы. Стремление защититься от их «влияния» или 
              «экспансии», угрозы для образа жизни россиян, материальных интересов 
              или утраты культуры этнического большинства России в той или иной 
              форме характерны в среднем для 55-65% населения (в моменты кризисов 
              и повышения ксенофобских переживаний), в периоды относительного 
              благополучия, как показывают исследования эти показатели могут снижаться 
              до 40-45%. Но так или иначе латентные, пассивные формы ксенофобии 
              и расизма являются доминирующими реакциями на вероятность появления 
              «других», «чужих» в сферах повседневного жизни россиян (трудовой 
              миграции, усиления горизонтальной мобильности населения, в том числе 
              — и жителей российских регионов). Используемые в социологических исследованиях средства 
              измерения ксенофобии и расизма обычно строятся на так называемых 
              методах фиксации социальной дистанции между какой-то одной этнонациональной 
              группой и рядом других, образцом которых служит «шкала Богардуса». 
              В том или ином, полном или усеченном виде, эта методика позволяет 
              измерять степень терпимости/нетерпимости по отношению к «чужим» 
              в зависимости от того, насколько «другие» могут затрагивать интересы 
              и социальное пространства данной группы, то есть от того, идет ли 
              речь о допуске в страну, занятии значимых социальных позиций в социальной 
              структуре (в правительства, в системе образования, СМИ, полиции 
              и т.п.), о вероятности соседства, совместной работе или (наибольшая 
              степень сопротивления и агрессии) о браке, родстве с людьми другой 
              расы, этнической принадлежности, веры. Наиболее жесткие барьеры 
              и сопротивление по отношению к «иным», «другим», «чужим» составляют 
              крайние символические позиции: перспектива родства с ними, с одной 
              стороны, и занятие высших позиций в государстве (президента, главы 
              правительства и т.п.). Именно эти узлы социальной системы (базовая 
              структура – семья, с одной стороны, символическая репрезентация 
              коллективной общности, национального целого, с другой) отличаются 
              предельным уровнем традиционалистской защиты. Следует сразу подчеркнуть: опросы общественного мнения 
              относительно этнонациональных предрассудков и стереотипов восприятия 
              людей другой этнической или расовой принадлежности описывают не 
              реальный опыт индивидуального взаимодействия конкретных людей, респондентов, 
              с «инородцами», а устойчивые коллективные (чаще даже — архетипические) 
              представления о других. Как правило, они представляют собой мифологизированные 
              проекции и компоненты собственной групповой или коллективной идентичности, 
              но только в негативных проекциях на «других». Ксенофобия и расизм 
              тем самым служит поддержанию границ между своими и чужими в условиях, 
              когда основное этническое большинство испытывает дефицит собственных 
              позитивных значений. Рассматривая динамику массовой ксенофобии в России, 
              можно сделать следующие выводы: ксенофобские настроения, слабо выраженные 
              в момент распада СССР, постепенно нарастали к концу 1990-х годов, 
              пик их приходится на 2013 год. Крымская эйфория заметно снизила 
              их уровень и интенсивность выражения, канализировав латентную враждебность 
              такого рода и концентрируя негативизм на образах «русофобского Запада» 
              и «украинцах», «бандеровцах». Но, начиная с кризиса 2015-2016 года, 
              уровень ксенофобии опять начинает подниматься и остается повышенным 
              до 2018 года, по крайней мере, в отношении некоторых представителей 
              этнических или расовых общностей. В данном пресс-релизе мы приводим усеченные формы методики 
              измерения ксенофобии и ее динамики за последние 10 лет и только 
              по нескольким принципиальным позициям: условно показателям расовой 
              неприязни (китайцы, темнокожие выходцы из Африки), этнической антипатии 
              — приезжим из Средней Азии (таджикам, узбекам), культурно и социально 
              «чужим» (проявляющейся, например, в различных образах деклассированных, 
              асоциальных и криминализованных «цыган»), настороженности и подозрительности 
              в отношении «своих» по государственной принадлежности, но «этнически 
              чужих» (чеченцев, за которыми тянется след восприятия их как антироссийски 
              настроенных горцев, террористов, исламистов, варваров, противников 
              в двух войнах), и, наконец, «украинцев» и «евреев». Включение «украинцев» 
              в данном случае важно для фиксации параметров наведенной пропагандой 
              искусственной враждебности к Украине после 2014 года (более ранние 
              исследования не отмечали сколько-нибудь значимых негативных установок 
              по отношению к Украине и украинцам). Напротив, «евреи» всегда присутствовали 
              в данных исследованиях, играя роль эталона или меры ксенофобии и 
              средства измерения ее динамики, поскольку антисемитизм – самая старая 
              в России форма генерализованной ксенофобии, ставшая парадигмальной 
              для всех остальных; по ее схеме артикулируются все прочие националистические 
              и конспирологические идеологии). Основные выводы из настоящего замера: 
               Хотя структура ксенофобии и расизма остается неизменной, 
                общая интенсивность негативных установок снижается в последние 
                годы. Особенно заметно это проявляется в отношении «евреев» (рост 
                позитивных установок с 2010 по 2021 год с 22% до 45%; снижение 
                негативизма и разного рода ограничений за тот же период с 34% 
                до 22%), «китайцев» (доля позитивных или нейтральных ответов выросла 
                с 12 до 28%; доля негативных снизилась с 62% до 45%), «чеченцев» 
                (доля показателей терпимых установок выросла с 9 до 22%, негативных 
                снизилась с 57 до 41%). Отношение к африканцам сохраняет преимущественно 
                негативный и настороженных тон (увеличение толерантных мнений 
                с 12 до 22%, негативные остались практически теми же сами – 58-60% 
                на протяжении 2010-2020 гг., в декабре 2021 - 51%). То же можно 
                сказать и о цыганах (рост позитивных установок с 7 до 15%; объем 
                негативных колеблется от 54% до 63% в августе 2020 года, затем 
                снижается до 51%). Отношение россиян к украинцам отражает ослабление 
                действия антиукраинской пропаганды: доля позитивных установок 
                с 2010 года поднялась до 32-36%, доля негативных осталась примерно 
                на том же уровне – 33% в 2010 году, 32% — в 2021 году (хотя в 
                2018 и 2020 году отмечались всплески негативизма до 41-42%). Наиболее очевидным выражением нерефлексивной антипатии 
                и тревожности является отношение к трудовым мигрантам. Оно носит 
                характер откровенных пожеланий, чтобы начальство ограничило поток 
                мигрантов, ввело различные запретительные барьеры и меры для мигрантов. 
                За последние 5 лет доля считающих, что правительство должно препятствовать 
                потоку мигрантов, выросла с 58 до 68-73%. Это и есть доминанта 
                общественного мнения. Попытка ставить чуть более детализированные 
                вопросы и зафиксировать возможность более рационализированного 
                отношения к приезжим и трудовым мигрантам дает немного: мнение 
                о том, что присутствие мигрантов в том городе, где живут респонденты, 
                «чрезмерно», хотя и снизилось с 2013 года с 69 до 57%, но все 
                равно остается преобладающим. Мнение «работа мигрантов полезна 
                для страны и общества» стали разделять половина опрошенных (рост 
                с 2013 года на 9%, с 41%), но доля несогласных с ним, хотя и снизилась 
                за тот же период с 51 до 45%), все равно остается очень значительной. Подробнее об исследованиях ксенофобии, расизма и антисемитизма: 
               Гудков Л., Пипия К. Параметры ксенофобии, расизма и антисемитизма 
                в современной России // Вестник общественного мнения, 2018, №3-4 
                (127), июль-декабрь, с. 33-64. Антисемитизм и ксенофобия в современной России (колл.авт.) 
                // Вестник общественного мнения, 2021, №1-2 (132), январь — июнь, 
                с. 175-270. Опрос Левада-центра проведен 16 — 22 декабря 2021 
              года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского 
              населения объемом 1640 человек в возрасте от 18 лет и старше в 137 
              населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на 
              дому у респондента методом личного интервью. Левада-Центр, 24 января 2022 г.Подробнее см.: https://www.levada.ru/2022/01/24/ksenofobiya-i-migranty/
 АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих 
              организаций, выполняющих функции иностранного агента.  
              
              
 |