|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Tit Albreht, Katherine Polin,
Valentina Prevolnik Rupel, Marjeta Kuhar, Mircha Poldrugovac,
Petra Ogrin Rehberger, Valentina Prevolnik Rupel, Pia Vracko
SLOVENIA
Health Systems in Transition
Volume 23 № 1, 2021
WHO, 2021, 220 pages
|
https://eurohealthobservatory.who.int/publications/i/slovenia-health-system-review-2020
Показатели смертности и здоровья, 2000-2020
гг., отдельные годы (стр. 8)
Ожидаемая продолжительность жизни (лет)
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2019
|
2020
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего
|
76,2
|
77,5
|
79,8
|
80,9
|
81,6
|
80,6
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины
|
72,2
|
73,9
|
76,4
|
77,8
|
78,7
|
77,8
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины
|
79,9
|
80,9
|
83,1
|
83,9
|
84,5
|
83,4
|
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет,
мужчины
|
14,2
|
15,2
|
16,8
|
17,6
|
18,1
|
-
|
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет,
женщины
|
16,7
|
17,1
|
18,0
|
18,8
|
19,7
|
-
|
Смертность (СКС на 100000 населения
|
|
Болезни системы кровообращения
|
620,9
|
585,1
|
451,1
|
449,6
|
403,4*
|
-
|
Злокачественные новообразования
|
326,3
|
316,2
|
324,5
|
310,5
|
309,3*
|
-
|
Некоторые инфекционные и паразитарные заболевания (туберкулез
и ВИЧ/СПИД)
|
6,2
|
11,1
|
3,9
|
6,1
|
3,4
|
-
|
Внешние причины смерти (травмы и отравления)
|
81,9
|
72,2
|
69,4
|
58,9
|
59,2
|
-
|
Все причины
|
1406,1
|
1310,4
|
1083,6
|
1041,1
|
984,92*
|
-
|
Коэффициент младенческой смертности
|
4,9
|
4,1
|
2,5
|
1,6
|
2,1
|
-
|
Коэффициент материнской смертности**
|
-
|
16,6
|
0
|
5
|
0*
|
-
|
СКС - стандартизированный коэффициент смертности;
* данные относятся к 2018 году
** Коэффициент материнской смертности рассчитывается на 100000
рождений. Учитывая, что в Словении ежегодно рождается примерно
20000 детей, один случай смерти увеличивает значение показателя
до 5, что приводит к таким колебаниям.
Тенденции в расходах на здравоохранение
в Словении, 2000-2019 годы (стр. 46)
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2018
|
2019
|
Текущие расходы на здравоохранение на душу населения
в международных долларах США (ППС)
|
1406
|
1910
|
2385
|
2689
|
3158
|
2283
|
Текущие расходы на здравоохранение в % от ВВП
|
8,1
|
8,0
|
8,6
|
8,5
|
8,3
|
8,5
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от текущих
расходов на здравоохранение
|
71,4
|
72,2
|
72,4
|
71,4
|
72,4
|
72,8
|
Государственные расходы на здравоохранение на душу
населения в международных долларах США (ППС)
|
1004
|
1379
|
1726
|
1919
|
2287
|
2404
|
Частные расходы на здравоохранение в % от общих расходов
на здравоохранение
|
28,6
|
27,8
|
27,6
|
28,6
|
27,1
|
27,2
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от общих
государственных расходов
|
11,7
|
12,4
|
12,4
|
12,4
|
13,9
|
Нет данных
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от ВВП
|
5,6
|
5,8
|
6,2
|
6,1
|
6,0
|
6,7
|
Платежи из собственных средств в % от общих расходов
на здравоохранение
|
10,5
|
12,4
|
12,6
|
12,5
|
11,9
|
11,7
|
Платежи из собственных средств в % от частных расходов
на здравоохранение
|
44,1
|
49,1
|
47,6
|
44,2
|
48,3
|
|
Частное страхование в % от частных расходов на здравоохранение
|
51,0
|
47,5
|
47,6
|
51,2
|
47,8
|
|
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки. Цель обзоров "Системы
здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить
организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию,
необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах
Европы. Обзоры систем здравоохранения дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, процессы подготовки и реализации
программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных,
могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно
согласуются между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны, Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах, Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране, Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Данный обзор посвящен Словении. В данном анализе системы
здравоохранения Словении рассматриваются последние изменения в организации
и управлении, финансировании здравоохранения, предоставлении медицинской
помощи, реформах здравоохранения и эффективности системы здравоохранения.
В Словении действует система обязательного медицинского страхования
с единым государственным страховщиком, обеспечивающая практически
всеобщее покрытие широкого пакета льгот, хотя некоторые услуги требуют
относительно высокого уровня совместного страхования (в Словении
это называется совместными платежами). Для покрытия этих расходов
около 95 % населения, несущего ответственность за совместное несение
расходов, приобретает дополнительное добровольное медицинское страхование.
Расходы на здравоохранение на душу населения и как доля ВВП немного
выросли, но все еще отстают от среднего показателя по ЕС.
Хотя в последние десятилетия здоровье населения в стране
улучшилось, неравенство в отношении здоровья, обусловленное гендерными,
социальными и экономическими факторами и географией, остается важной
проблемой. Существуют различия в показателях эффективности здравоохранения,
но Словения показывает сравнительно хорошие результаты по уровню
расходов на здравоохранение в целом.
CONTENTS
Preface
Acknowledgements
List of abbreviations
List of tables, figures and boxes
Abstract
Executive summary
1 Introduction
1.1 Geography and sociodemography
1.2 Economic context
1.3 Political context
1.4 Health status
2 Organization and governance
2.1 Historical background
2.2 Organization
2.3 Decentralization and centralization
2.4 Planning
2.5 Intersectorality
2.6 Health information systems
2.7 Regulation
2.8 Person-centred care
3 Financing
3.1 Health expenditure
3.2 Sources of revenues and financial flows
3.3 Overview of the statutory financing system
3.4 Out-of-pocket payments
3.5 Voluntary health insurance
3.6 Other financing
3.7 Payment mechanisms
4 Physical and human resources
4.1 Physical resources
4.2 Human resources
5 Provision of services
5.1 Public health
5.2 Patient pathways
5.3 Primary care
5.4 Specialized care
5.5 Emergency care
5.6 Pharmaceutical care
5.7 Rehabilitation/intermediate care
5.8 Long-term care
5.9 Services for informal carers
5.10 Palliative care
5.11 Mental health care
5.12 Dental care
6 Principal health reforms
6.1 Analysis of recent reforms
6.2 Future developments
7 Assessment of the health system
7.1 Health system governance
7.2 Accessibility
7.3 Financial protection
7.4 Health care quality
7.5 Health system outcomes
7.6 Health system efficiency
8 Conclusions
9 Appendices
9.1 References
9.2 Principal legislation
9.3 HiT methodology and production process
9.4 The review process
9.5 About the authors
|