|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|

|
Vesna Bjegovic-Mikanovic, Milena
Vasic,
Dejana Vukovic, Janko Jankovic,
Aleksandra Jovic-Vranes,
Milena Santric-Milicevic,
Zorica Terzic-Supic,
Cristina Hernandez-Quevedo
SERBIA
Health Systems in Transition
Volume 21, № 3, 2019
WHO, 2019, 244 pages
|
https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/331644/HiT-21-3-2019-eng.pdf
Показатели смертности и здоровья населения,
1995-2017 годы (отдельные годы) (стр. 9)
Ожидаемая продолжительность жизни (лет)
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2017
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, всего
|
72,0*
|
71,6
|
72,8
|
74,3
|
75,3
|
76,1
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, мужчины
|
69,6*
|
68,9
|
70,2
|
71,8
|
72,8
|
73,6
|
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины
|
74,6*
|
74,4
|
75,6
|
77,0
|
77,9
|
78,7
|
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет,
мужчины
|
-
|
-
|
13,5**
|
14,0
|
14,4
|
14,5
|
Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 65 лет,
женщины
|
-
|
-
|
15,6**
|
16,2
|
16,8
|
17,0
|
Смертность (на 100000 населения)
|
Все причины смерти***
|
-
|
946
|
909
|
948
|
896
|
-
|
Ишемическая болезнь сердца***
|
-
|
126,9
|
139,2
|
108,6
|
81,0
|
-
|
Цереброваскулярные заболевания***
|
-
|
183,3
|
166,5
|
136,4
|
100,4
|
-
|
Злокачественные новообразования***
|
-
|
189,1
|
199,4
|
206,8
|
198,0
|
-
|
Самоубийства***
|
-
|
17,9
|
16,2
|
13,2
|
11,8
|
-
|
Внешние причины (непреднамеренные несчастные случаи)
***
|
-
|
49,5
|
44,2
|
38,3
|
33,4
|
-
|
Пневмонии***
|
-
|
10,44
|
6,72
|
5,74
|
11,63
|
-
|
Коэффициент младенческой смертности (на 1000 живорождений)
|
17,80
|
10,64
|
8,02
|
6,73
|
5,30
|
5
|
Коэффициент материнской смертности (на 100000 живорождений)
|
12,98
|
9,49
|
13,85
|
17,57
|
12,00
|
-
|
* данные за 1997 год
** данные за 2006 год
*** данные ВОЗ
Источник: данные Мирового банка
Тенденции в расходах на здравоохранение
в Сербии, 1995–2017 годы (отдельные годы) (стр. 63)
Расходы
|
1995
|
2000
|
2005
|
2010
|
2015
|
2016
|
2017
|
Общие расходы на здравоохранение в долларах США по
ППС на душу населения
|
335
|
553
|
771
|
1193
|
1275
|
1261
|
1319
|
Общие расходы на здравоохранение в % к ВВП
|
8,8
|
9,6
|
8,7
|
10,1
|
9,4
|
9,0
|
8,8
|
Государственные расходы на здравоохранение в % от общих
расходов на здравоохранение
|
79,2
|
78,5
|
66,0
|
61,9
|
58,1
|
58,0
|
57,6
|
Частные расходы на здравоохранение в % от общих расходов
на здравоохранение
|
20,8
|
21,5
|
34,0
|
38,1
|
41,9
|
42,0
|
42,4
|
Государственные расходы на здравоохранение как % от
общих государственных расходов
|
22,3
|
24,0
|
14,3
|
14,3
|
12,0
|
11,7
|
11,7
|
Государственные расходы на здравоохранение в % к ВВП
|
-
|
4,3
|
5,7
|
6,2
|
5,4
|
5,3
|
5,1
|
Частные платежи, % от общих расходов на здравоохранение
|
-
|
29,6
|
29,8
|
36,4
|
40,6
|
40,5
|
40,7
|
Частные платежи в % от частных расходов на здравоохранение
|
84,8
|
84,7
|
88,0
|
95,5
|
96,8
|
96,3
|
96,0
|
Добровольное медицинское страхование в % от общих расходов
на здравоохранение
|
-
|
-
|
0,54
|
0,33
|
0,42
|
0,58
|
0,73
|
Добровольное медицинское страхование в % от частных
расходов на здравоохранение
|
-
|
-
|
1,58
|
0,87
|
0,99
|
1,39
|
1,73
|
|
Каждый обзор из серии "Системы здравоохранения:
время перемен" содержит всесторонний анализ системы здравоохранения
той или иной страны и ее реформ - как тех, которые уже реализуются,
так и находящихся в стадии разработки. Цель обзоров "Системы
здравоохранения: время перемен" заключается в том, чтобы предоставить
организаторам здравоохранения и аналитикам сравнительную информацию,
необходимую им для совершенствования систем здравоохранения в странах
Европы. Обзоры систем здравоохранения дают возможность:
- подробно изучить различные методы организации, финансирования
и предоставления медицинских услуг, а также роли основных участников
систем здравоохранения;
- описать организационную структуру, процессы подготовки и реализации
программ реформ здравоохранения и их содержание;
- обозначить наиболее важные проблемы в области здравоохранения,
а также те разделы, которые требуют более глубокого изучения;
- предоставить руководителям и аналитикам разных стран инструмент
для распространения сведений о системах здравоохранения и обмена
опытом по стратегии их реформ;
- помочь другим исследователям и разработчикам в проведении более
глубокого сравнительного анализа в сфере управления здравоохранением.
Составление обзоров сопряжено с рядом методологических
трудностей. Во многих странах информации о системах здравоохранения
и результатах их реформ относительно мало. Из-за отсутствия единой
базы данных количественные показатели приходится получать из разных
источников. И хотя методы и определения, касающиеся сбора данных,
могут несколько отличаться, в рамках каждой серии обзоров они обычно
согласуются между собой.
Наряду с преимуществами составление обзоров в едином
формате имеет и ряд недостатков, поскольку в разных странах системы
финансирования и предоставления медицинских услуг различны, Преимущества
же состоят в том, что единый формат позволяет проанализировать,
как одни и те же вопросы и проблемы решаются в разных странах, Обзоры
"Системы здравоохранения: время перемен" могут стать полезным
источником информации для тех, кто разрабатывает политику и стратегию
в области здравоохранения в своей стране, Кроме того, их можно использовать
для сравнительного анализа систем здравоохранения.
Данный обзор посвящен Сербии, которая имеет комплексную
универсальную систему здравоохранения с бесплатным доступом к услугам
здравоохранения на первичном уровне. Тем не менее, некоторые уязвимые
группы сталкиваются с финансовыми барьерами на пути оказания медицинской
помощи, а существующая система финансирования поощряет неэффективное
использование ресурсов.
Ожидаемая продолжительность жизни в Сербии продолжала
увеличиваться с 2000 года, достигнув 76,1 года в 2017 году, но все
еще ниже среднего показателя по странам Европейского союза.
Общие расходы на здравоохранение достигли 8,8% ВВП в
2017 году. Однако частные расходы, в основном связанные с наличными
платежами, со временем увеличились, достигнув 42,4% от общих расходов
на здравоохранение в 2017 году.
Демократические перемены в 2000 году и принятие "Политики
здравоохранения Сербии" в 2002 году положили начало значительному
прогрессу в политике здравоохранения в стране. Реформы были поддержаны
финансированием донорских агентств и кредитами банков развития.
Однако реализация некоторых реформ все еще не завершена, таких как
национальный план по людским ресурсам.
CONTENTS
Preface
Acknowledgements
List of abbreviations
List of tables, figures and boxes
Abstract
Executive summary
1 Introduction
1.1 Geography and sociodemography
1.2 Economic context
1.3 Political context
1.4 Health status
2 Organization and governance
2.1 Historical background
2.2 Organization
2.3 Decentralization and centralization
2.4 Planning
2.5 Intersectorality
2.6 Health information systems
2.7 Regulation
2.8 Person-centred care
3 Financing
3.1 Health expenditure
3.2 Sources of revenue and financial flows
3.3 Overview of the statutory financing system
3.4 Out-of-pocket payments
3.5 Voluntary health insurance
3.6 Other financing
3.7 Payment mechanisms
4 Physical and human resources
4.1 Physical resources
4.2 Human resources
5 Provision of services
5.1 Public health
5.2 Patient pathways
5.3 Primary care
5.4 Specialised care/inpatient care
5.5 Urgent and emergency care
5.6. Pharmaceutical care
5.7 Rehabilitation/intermediate care
5.8 Long-term care
5.9 Services for informal carers
5.10 Palliative care
5.11 Mental health care
5.12 Dental care
5.13 Health care for specific populations
6 Principal health reforms
6.1 Analysis of recent reforms
6.2 Future developments
7 Assessment of the health system
7.1 Health system governance
7.2 Accessibility
7.3 Financial protection
7.4 Health care quality
7.5 Health system outcomes
7.6 Health system efficiency
8 Conclusions
9 Appendices
9.1 References
9.2 Principal legislation
9.3 Useful websites
9.4 HiT methodology and production process
9.5 The review process
9.6 About the authors
|