Преступность в России, 2019
| | В В 2019 году число преступлений, зарегистрированных в России, увеличилось на 1,6%, а число погибших в результате преступных посягательств сократилось на 8,1%
|
| Количество преступлений против личности снизилось на 4,7%, число преступлений против собственности увеличилось на 5,3%
|
| Число убийств и покушений на убийство продолжает снижаться, опустившись в 2019 году до 5,4 на 100 тысяч человек
|
| В ДТП в 2019 году погибло на 7% меньше, чем в 2018, получило ранения на 2% меньше
|
| В 2019 году выявлено почти 885 тысяч человек, совершивших преступления
|
| К различным видам наказания в 2019 году осуждено 598 тысяч человек
|
| В местах лишения свободы по состоянию на 1 апреля 2020 года содержалось 517 тысяч человек
|
| См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
|
Для цитирования: Щербакова Е.М.
Преступность в России, 2019 // Демоскоп Weekly. 2020. № 857-858.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2020/0857/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Преступность в России,
2019
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
В ДТП в 2019 году погибло на 7% меньше, чем в 2018,
получило ранения на 2% меньше
Несмотря на тенденцию к снижению, значительное число
дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей
остается одной из серьезных социально-экономических проблем России.
Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[10]
резко возросло во второй половине 1980-х годов, увеличившись со
166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1992 году, а затем,
после снижения в 1992-1997 годах, – почти до 326 тысяч человек в
2007 году. В 2008-2010 годах оно заметно сократилось – до 277 тысяч
человек в 2010 году, но в 2011-2012 годы вновь несколько увеличилось.
С 2013 года число пострадавших в ДТП устойчиво снижается, опустившись
в 2018 году до 233 тысячи человек, что на 0,6% меньше, чем в 2017
году, и на 28,4% меньше, чем в 2007. По предварительным данным за
2019 год, число пострадавших в ДТП снизилось еще на 2,2%, составив
227,9 тысячи человек.
В 2007 году, на который пришлось наибольшее число пострадавших
в происшествиях с транспортными средствами, число зарегистрированных
ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году
(157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно довольно быстро сокращается
(за исключением 2011-2013 годов), снизившись до 164,4 тысячи ДТП
в 2019 году, что на 30% меньше, чем в 2007 году, и на 2,2% меньше,
чем в 2018 году.
Массовая автомобилизация населения сопровождалась ростом
доли ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных
транспортных средств: в 1995 году она составляла 52%, в 2000 году
возросла до 59%, в 2005 году – до 67%, а в последние годы составляет
около 75% (76% в 2016-2017 годы, 75% в 2018-2019 году).
В последние годы вновь несколько возросла доля ДТП,
произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных
средств, находившихся в состоянии алкогольного опьянения: в 2019
году она составила 8,3% от общего числа ДТП против 5,6% в 2010 году.
Наиболее частыми ДТП являются столкновения транспортных
средств (42,5% в 2019 году), менее частыми – наезды на пешеходов
(28,9%), опрокидывания транспортного средства (8,2%) или наезд на
препятствие (6,6%).
Число погибших в ДТП быстро росло во второй половине
1980-х – начале 1990-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек
в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек
в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи
человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6
тысячи в 2003 году (рис. 10). Отметим, что по данным учета умерших
по причинам смерти, от всех видов транспортных травм в 2003 году
умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч человек). Начиная с
2004 года, число погибших в ДТП стало сокращаться, исключение составили
2007 и 2011-2012 годы.
Число раненых продолжало расти до 2007 года, когда оно
достигло 292,2 тысячи человек, а с 2008 года также наметилась тенденция
снижения, прерывавшаяся только в 2011-2012 годы.
По данным Госавтоинспекции России[11],
на автомобильных дорогах и улицах в 2019 году погибли 17,0 тысячи
человек (-6,8% по сравнению с 2018 годом), 210,9 тысячи человек
(-1,9%) ранены в дорожно-транспортных происшествиях.
По данным демографической статистики (о числе умерших
по причинам смерти без учета окончательных медицинских свидетельств
о смерти), в России за 2019 год от всех видов транспортных несчастных
случаев умерли 17,7 тысячи человек (на 7,7% меньше, чем по аналогичным
данным за 2018 год), в том числе 13,3 тысячи человек (-7,4%) - в
результате ДТП.
Доля погибших по вине водителей (из-за нарушения ими
правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся в собственности
физических лиц, составила в 2019 году, по данным Госавтоинспекции,
74%, раненых – 79%.
Рисунок 10. Численность пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях, 1980, 1985, 1990-2019 годы, тысяч человек
* 2015-2019 годы - по вине водителей (из-за нарушения
ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся
в собственности физических лиц
Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число
самих ДТП, в которых были пострадавшие. Это означает, что тяжесть
(«летальность») дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась
(рис. 11). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в
расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001
годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а затем
снижение возобновилось, с небольшими отклонениями от тренда в 2014
году, - до 103 на 1000 ДТП в 2019 году.
Вместе с тем до 2013 года устойчиво, за исключением
2008 года, возрастало число раненых в происшествиях на дорогах и
улицах. В расчете на 1000 зарегистрированных ДТП оно увеличилось
с 1099 в 1995 году до 1270 в 2012 году. В дальнейшем оно постепенно
снижалось, опустившись до 1257 на 1000 ДТП в 2015 году, но затем
вновь стало расти, увеличившись до 1283 на 1000 ДТП в 2019 году.
В целом пока можно говорить об определенной стабилизации показателя
на уровне до 1290 раненых на 1000 ДТП.
Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненных
в ДТП в определенной степени связана с обновлением и изменением
парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных
современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры.
Однако в целом по России доля ДТП, совершению которых сопутствовали
неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной сети[12],
высока и еще недавно она увеличивалась, составив 40% в 2017 году
и 41% в 2016 году против 21% в 2010-2012 годах. В 2018 году доля
таких ДТП сократилась до 35%, а в 2019 году – до 33%.
Рисунок 11. Число погибших и раненых на 1000
дорожно-транспортных происшествий, 1995, 2000-2019 годы
Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России.
В 2018 году число зарегистрированных ДТП в расчете на
100 тысяч человек постоянного населения составило в целом по стране
115, варьируясь от 16 в Чеченской Республике до 191 в Новгородской
и Тюменской области без автономных округов (рис. 12). Еще в 4 регионах
– Владимирской, Магаданской, Нижегородской областях и Республике
Калмыкии – оно превышало 170 ДТП на 100 тысяч человек (171-174).
Только в 14 регионах-субъектах федерации число ДТП составляло менее
100 на 100 тысяч человек. Помимо Чечни, в эту группу входят республики
Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Чукотский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий
автономные округа, Свердловская, Томская, Московская, Белгородская,
Новосибирская и Ростовская области, город Москва.
Однако при низком относительном числе зарегистрированных
ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах,
где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших
в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в
2018 году от 36 в Санкт-Петербурге до 414 в Чеченской Республике.
Несколько ниже соотношение числа погибших и дорожно-транспортных
происшествий в республиках Ингушетия (292), Кабардино-Балкария (269),
Дагестан (212). В остальных регионах оно не достигало 200 погибших
на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов федерации
это соотношение в 2018 году было ниже 112 погибших на 1000 ДТП с
пострадавшими, варьируясь в центральной половине регионов от 93
до 131 погибшего на 1000 ДТП.
Рисунок 12. Число дорожно-транспортных происшествий
и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской
Федерации, 2018 год
Список регионов
[10] Дорожно-транспортное
происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге
транспортного средства и с его участием, при котором погибли или
ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения,
либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель,
характеризующий ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых
погибли или были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия,
либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток,
в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП»
(до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте
ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок
не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
[11] Госавтоинспекция. Показатели
состояния безопасности дорожного движения - http://stat.gibdd.ru/;
[12] На месте ДТП зафиксированы
нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию
автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения.
|