Для цитирования: Щербакова Е.М.
Заболеваемость населения России по данным за 2018-2019 годы и первые
месяцы 2020 года // Демоскоп Weekly. 2020. № 855-856. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2020/0855/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
 |
Заболеваемость населения
России по данным за
2018-2019 годы и
первые месяцы 2020 года
|
Рубрику ведет
|
 |
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
В происшествиях на автомобильных дорогах в 2019 году
погибло 17 тысяч человек, 210 тысяч человек ранено
Число пострадавших в происшествиях на автомобильных
дорогах и улицах быстро росло во второй половине 1980-х - начале
1990-х годов и, после снижения во второй половине 90-х годов, в
2001-2007 годах. В 2007 году оно превысило 325 тысяч человек, а
затем стало сокращаться, снизившись до 277 тысяч человек в 2010
году. После некоторого роста в 2011-2012 годах тенденция снижения
возобновилась в 2013-2019 годах. В 2019 году, по оперативным данным
МВД, на автомобильных дорогах и улицах пострадало 226,9 тысячи человек,
что на 2,7% меньше, чем в предшествующем 2018 году (231,8 тысячи
человек), и на 20,8% меньше, чем в 2012 году (286,6 тысячи человек).
В расчете на 1000 человек постоянного населения число
пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях выросло с 1,2
в начале 80-х годов до 1,7 в начале 90-х и почти 2,3 в 2007 году.
В 2013 году оно составило, как и в 2012 году, 2,0 на 1000 человек,
а в 2019 году, по данным оперативного учета за январь-декабрь, снизилось
до 1,5 на 1000 человек.
Число погибших в происшествиях на автомобильных дорогах
и улицах составило в 2019 году, по оперативным данным МВД, 16,9
тысячи человек, что на 7% меньше, чем в 2017 году, и на 40% меньше,
чем в 2011-2012 годах (по 28 тысяч человек). Это меньше, чем во
все предшествующие годы, начиная с 1980 года, несмотря на изменение
правил учета погибших в результате дорожно-транспортных происшествий[30]
(рис. 25).
В происшествиях на автомобильных дорогах и улицах в
2019 году было ранено 210 тысяч человек. Число раненых уменьшилось
в меньшей степени, чем число погибших, - на 2,3% по сравнению с
2018 годом (214,9 тысячи человек) и на 19% по сравнению с 2012 годом
(258,6 тысячи человек). Наибольшее число раненых в происшествиях
на автомобильных дорогах и улицах было зарегистрировано в 2007 году
- 292,2 тысячи человек.
Соотношение числа раненых и погибших в происшествиях
на автомобильных дорогах и улицах увеличилось с 5,0 в 1980 году
и 5,2 в 1993 году до 12,4 в 2019 году, что свидетельствует о снижении
тяжести дорожно-транспортных происшествий.

Рисунок 25. Число погибших и раненных в происшествиях
на автомобильных дорогах и улицах, тысяч человек, 1980, 1985-2019
годы
Смертность от всех видов транспортных травм, достигнув
наибольшей величины в 2003 году - 30,3 умерших на 100 тысяч человек
(43,4 тысячи человек), в последующие годы (за исключением 2008 и
2012 годов) снижалась. В 2019 году, по оперативным данным без учета
окончательных медицинских свидетельств о смерти, смертность от всех
видов транспортных травм снизилась до 12,0 на 100 тысяч человек
(17,7 тысячи человек), в том числе от ДТП – до 9,1 на 100 тысяч
человек (13,3 тысячи человек).
Число пострадавших на производстве (при несчастных случаях
на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день
и более и со смертельным исходом при выполнении трудовых обязанностей
на территории организации или следовании на работу или с работы
на предоставленном организацией транспорте) довольно устойчиво снижалось
до 2009 года (рис. 26). В 2009 году оно составило 46,1 тысячи человек,
или 2,1 в расчете на 1000 работающих, а в 2010 году увеличилось
на 4,3% - до 47,7 тысячи человек (2,2 в расчете на 1000 работающих).
В 2011-2018 годах снижение числа пострадавших на производстве возобновилось.
В 2018 году в результате несчастных случаев на производстве пострадало
24 тысяч человек, или 1,2 в расчете на 1000 работающих. До этого
в течение трех лет (2015-2017 годы) производственный травматизм
в России оставался на уровне 1,3 на 1000 работающих.

Рисунок 26. Пострадавшие на производстве с утратой
трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом,
1980, 1985-2018 годы
Заметно сократилось число пострадавших на производстве
со смертельным исходом, но в расчете на 100 тысяч работающих снижение
было менее значительным, причем в отдельные годы отмечался рост
показателя (рис. 27). В 2018 году число погибших на производстве[31]
составило 1072 человека, что меньше, чем во все предшествующие годы
статистического наблюдения. По сравнению с 2017 годом число погибших
на производстве снизилось на 5,8%, а в расчете на 100 тысяч работающих
(5,4) – на 3,6%.
Отметим, что в середине 1990-х годов уровень производственного
травматизма со смертельным исходом заметно увеличился, поднявшись
в 1996 году до 15,5 на 100 тысяч работающих. Он оставался практически
стабильным на уровне около 15 на 100 тысяч работающих до 2001 года.
Начиная с 2002 года число пострадавших на производстве со смертельным
исходом снижалось, особенно быстро - в 2008-2009 годах.
Среди погибших на производстве подавляющее большинство
составляют мужчины (92-94%). Наиболее опасными производствами остаются
строительство (17 пострадавших на производстве со смертельным исходом
в расчете на 100 тысяч работающих в 2018 году), а также добыча полезных
ископаемых (12), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство
и рыбоводство (12).

Рисунок 27. Пострадавшие на производстве со
смертельным исходом, 1980, 1985, 1990-2018 годы
Не вполне благоприятны тенденции профессиональной заболеваемости,
связанной с условиями работы и профессии (болезни кожи от раздражающих
и токсичных веществ; болезни, вызванные воздействием производственной
пыли; изменением атмосферного давления, и др.). Она неоднократно
возрастала и снижалась на протяжении последних десятилетий (рис.
28).
В 2018 году было зарегистрировано 4147 человек с впервые
установленным профессиональным заболеванием (отравлением) (на 12,8%
меньше, чем в 2017 году), что составило 9,4 в расчете на 100 тысяч
работающих (10,7 в 2017 году).
Среди заболевших профессиональными заболеваниями также
преобладают мужчины (79-88%%), которые чаще заняты на рабочих местах
с вредными и опасными условиями.

Рисунок 28. Число лиц с впервые установленным
профессиональным заболеванием (отравлением), 1980, 1985, 1990-2018
годы
До середины 1990-х годов наблюдалась устойчивая тенденция
роста инвалидности населения в возрасте 18 лет и старше, а после
периода относительной стабилизации в 1995-2003 годах – стремительный
рост в 2004-2005 годах (рис. 29)[32].
Число лиц, впервые признанных инвалидами, составило в 2004 году
1463 тысячи, а в 2005 году - 1799 тысяч человек. В расчете на 100
тысяч человек постоянного населения число лиц, впервые признанных
инвалидами, составило в 2005 году 157, увеличившись по сравнению
с 2004 годом на 22,6%, а, по сравнению с 1990 годом - в 3 раза.
В 2006-2008 годах число лиц, впервые признанных инвалидами, быстро
сокращалось, затем сокращение несколько замедлилось. В итоге, в
2018 году число впервые признанных инвалидами - 641 тысяча человек
(54,9 на 100 тысяч населения) - сократилось по сравнению с 2005
годом в 2,8 раза.
Общее число инвалидов на 1 января 2019 года составило
11947 тысяч человек, по данным федеральной государственной информационной
системы «Федеральный реестр инвалидов» (ФРИ), что на 1,4% меньше,
чем годом ранее (12111 тысяч человек) и на 10% меньше, чем на начало
2011 года (13209 тысяч человек).
Значительная часть людей, впервые признанных инвалидами,
входит в группу населения трудоспособного возраста. В 2005 году
она была минимальной – 31,5%, а затем вновь стала расти, поднявшись
почти до 50% в 2010-2011 годах (примерно столько же она составляла
в 2000 и 2003 годах). В последующие годы она снижалась. В 2018 году
были впервые признаны инвалидами 280 тысячи человек трудоспособного
возраста, что составило 44% от общего числа впервые признанных инвалидами.

Рисунок 29. Число лиц, впервые признанных инвалидами,
1970, 1975, 1980, 1985, 1990-2018 годы
Источники:
Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
-
www.gks.ru,
Российский статистический ежегодник. 2019 и предыдущие
годы -
https://www.gks.ru/folder/210/document/12994;
Социально-экономическое положение России. Январь-февраль
2020 года и предыдущие выпуски
ежемесячного доклада - https://gks.ru/compendium/document/50801;
Социально-экономическое положение федеральных округов
- 2019 год/ Ежеквартальные статистические бюллетени –
https://www.gks.ru/folder/11109/document/13260;
Предварительная оценка численности населения на 1 января
2020 года и в среднем за 2019 год
(Размещено 13.03.2020) - https://www.gks.ru/folder/12781;
Здравоохранение в России. 2019 и предшествующие выпуски
статистического сборника -
https://www.gks.ru/folder/210/document/13218;
Женщины и мужчины России. 2018 и предшествующие выпуски
статистического сборника -
https://www.gks.ru/folder/210/document/13215;
Демографический ежегодник России. 2019 и предыдущие
годы -
https://www.gks.ru/folder/210/document/13207.
[30] Начиная с 2010 года
в числе погибших в результате дорожно-транспортных происшествий
учитывают погибших на месте дорожно-транспортного происшествия либо
умерших от его последствий в течение 30 последующих суток (до 2010
года – в течение 7 суток).
[31] К численности пострадавших
при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности
на один рабочий день и более и со смертельным исходом относятся
лица, подлежащие учету на основании акта по форме Н–1. Статистическое
наблюдение за травматизмом на производстве ведется с 2004 г. по
видам экономической деятельности по крупным и средним организациям
сплошным методом, по субъектам малого предпринимательства – выборочным
методом. - Российский статистический ежегодник. 2019. С. 148.
[32] До 2000 года - в возрасте
16 лет и более, с 2000 года - в возрасте 18 лет и более.
|