Алексей Ракша: "У меня есть план, как повысить рождаемость в РФ"
Счётная палата рапортует, естественная убыль населения России за восемь месяцев нынешнего года составила 219,2 тысячи человек, что в 1,3 раза больше, чем за тот же период 2018 года, - смертность немного сократилась, но еще больше упала рождаемость.
Большей частью эти потери удалось компенсировать за счёт мигрантов, но не спасают ситуацию уже и они: население страны все равно в итоге сократилось на 52 тысячи граждан. По состоянию на 1 сентября в России теперь проживает 146,7 млн человек.
«Ускоряющаяся четвертый год подряд естественная убыль населения создает существенные риски для реализации национальной цели по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации», - утверждается в докладе ведомства.
Алексей Ракша, независимый демограф, обсудил в «Новыми Известиями» перспективы реализации национальной идеи. Обсуждение зашло так далеко, что, дошло, практически, до программного манифеста радикальной реформы.
— У Счётной палаты нет своих источников данных, кроме данных Росстата. Всё, что они пишут – это выжимка из отчётов Росстата, которые ежемесячно выкладываются на его официальном сайте. Да, действительно, у нас сокращается число рождений и не настолько быстро, как хотелось бы власти, сокращается число смертей (хотя сам факт сокращения числа смертей в условиях больших стареющих контингентов свидетельствует о быстром росте продолжительности жизни). В этом году общая убыль населения будет чуть меньше (минус 30-50 тысяч человек), чем в прошлом, 2018-м, так как в этом году значительно выше миграционный прирост. В прошлом году естественная убыль составила 225 тысяч человек, в этом году она составит около 300 тысяч. Миграционный прирост в 2018 году был 125 тыс., а в этом году ожидается около 260 тыс. человек, и он всё равно не перекроет естественную убыль населения. И в дальнейшем не будет перекрывать, так как естественная убыль населения будет расти из-за снижения числа родившихся.
— В отчёте Счётной палаты говорится, что ситуация изменится к 2024 году и население России достигнет 147,7 млн человек с перспективой дальнейшего роста.
— Нет, этого не будет. Это – высокий прогноз Росстата, а он обязан подчиняться «Майским указам» президента и национальным проектам «Демография» и «Здравоохранение», и должен быть согласован со всеми заинтересованными министерствами – Минтруда, Минэкономики, Минздрава. Этого не будет точно, только если на переписи-2020 не нарисуют дополнительные 1,5-2 миллиона человек.
— Какие есть выходы из сложившейся ситуации? Что необходимо предпринять, чтобы увеличить рождаемость?
— На мой взгляд, самым результативным было бы ввести выплаты по материнскому капиталу в 1 млн рублей за рождение третьего ребёнка на тех же условиях, на которых сейчас назначается выплата за второго ребёнка. Это может увеличить число рождений на 200 тысяч детей в пиковом году (на второй год после объявления о такой программе), а далее примерно на 150 тысяч в год. Такая мера потребует максимум 300-350 миллиардов рублей в год (около 0,3% ВВП), но на фоне затрат многих развитых стран на семейную политику (от 2 до 4,7% ВВП) это совсем немного. Это всё равно не даст естественного прироста, но сократит естественную убыль. Но, даже с учётом этого естественного прироста в России не будет, вероятнее всего, никогда, по крайней мере, до тех пор, пока на женщину не станет приходиться в среднем более чем 2,1 ребёнка в течение длительного времени. Остаток должен замещаться миграцией. Из-за возрастной структуры населения до 2030 года будет сказываться эхо демографической ямы 90-х годов прошлого века, и ситуация будет ухудшаться. Даже, если принять решение и выплачивать материнский капитал за третьего ребёнка 1 млн, это, конечно, вызовет всплеск числа рождений, но этого недостаточно даже для того, чтобы хотя бы на один год число рождений превысило число смертей. Даже в случае введения такой выплаты всё равно будет продолжаться спад, но не такой сильный. Что-то восполнится миграционным приростом, но я уверен – миграционный прирост у нас вряд ли превысит 300 тыс. человек в год. Поэтому я ожидаю сокращение численности населения России.
Поскольку введение выплат в миллион рублей за третьего ребёнка потребует порядка 300 – 350 млрд рублей каждый год, перспектива её внедрения маловероятна. Двумя обязательными условиями результативности демографической политики служат: а) грамотно спроектированные специалистами меры и б) значительный объём затрат на них. Про б) я вкратце рассказал, а про а)…
У нас нет грамотных специалистов, которые понимают, что они делают. В связи с этим перспектива внедрения данной меры становится призрачной. Те меры, которые ведены за последние 3 года, не сработали и, скорее всего, не будут работать. Они изначально сконструированы неверно с точки зрения демографической результативности (например, приоритет отдан ежемесячным пособиям малоимущим на первого ребёнка вместо больших разовых целевых выплат среднему классу на третьего и последующего), кроме того, из-за необходимости экономить деньги, все новые выплаты сильно урезаны по многим критериям (доход, нуждаемость, возраст матери и отца, и т.д.) и фактически являются «мёртвому припаркой». Я уверен, что население России точно будет сокращаться в ближайшие десять лет. Что будет дальше – пока не так очевидно, но думаю, что сокращение продолжится.
Рождаемость необходимо повышать. Ситуация в стране критичная и требует заботы со стороны государства. Те, кто утверждают, что никакой проблемы с рождаемостью и убылью населения нет, делятся на 2 лагеря: это или совсем далёкие от понимания ситуации люди (как правило, ура-патриоты и шапкозакидатели, «ватники»), или те, у кого сама мысль о том, что государство платит деньги за рождение детей, вызывает отвращение, ужас, негодование и разрыв шаблона (принципиальные либералы и общечеловеки, «либерасты»), точка зрения последних – не нужно ничего специально делать, не рожают – и ладно. Моё мнение - необходимы дорогостоящие, всеобъемлющие, массовые, системные, хорошо продуманные обоснованные меры поддержки семьи и рождаемости, «а не это вот всё», что судорожно вводит власть в последние годы по крохам не на то и не так.
Национальный проект «Демография и здоровье» - это просто чиновничья сказка, как «космические корабли бороздят просторы Большого театра», а «дважды-два – пять»! И такое «прекрасное будущее» не наступит, пока на демографию не будет выделяться денег БОЛЬШЕ В НЕСКОЛЬКО РАЗ, а разработкой мер займутся профессионалы, а не чиновники и их знакомые «эксперты». Но государственное планирование основывается на этих прогнозируемых, нереальных, фантастических, часто нарисованных на коленке цифрах.
Чтобы продолжительность жизни так фантастически мощно выросла, как нашептали некомпетентные «эксперты» президенту, помимо колоссальных инвестиций в здравоохранение, необходимо принять ряд очень радикальных и непопулярных мер:
- повышение акцизов на крепкий алкоголь и сигареты в разы. Но начнётся массовая контрабанда из стран Таможенного союза, производство спирта в третьи смены на легальных заводах, увеличение нелегального производства спирта и самогоноварения;
- для того, чтобы купировать новые риски и угрозы, потребуется до предела ужесточить наказание за контрабанду и нелегальное производство крепкого алкоголя и сигарет, но с нашей дырявой и взяткоёмкой таможней и пограничной службой, и с нашей коррумпированной правоохранительной системой результат может и не быть достигнут, а это может вызвать падение сборов с акцизов в бюджет. Но самое главное - народ будет очень недоволен;
- за непрохождение усиленнной многодневной диспансеризации – штрафы;
- введение ощутимых акцизов на сахар и соль;
- полная компенсация расходов населению на занятия спортом и спортинвентарь в пределах установленных сумм, и так далее.
Чтобы рождаемость мощно выросла, надо:
- миллион на третьего ребёнка;
- списание процентов по ипотеке за четвёртого в пределах заранее установленной максимальной суммы;
- списание тела ипотечного кредита за пятого и последующего ребёнка в пределах заранее установленной максимальной суммы;
- полная компенсация сертифицированной няни или удобно расположенного детсада (по выбору);
- нормативы оплаты няням, дошкольным педагогам и воспитателям на уровне не ниже врачей;
- создание филиалов факультетов для нянь на базе педагогических и медвузов;
- расширение направлений использования маткапиталов на 2-го и 3-го ребёнка (например, покупка отечественного авто с числом мест от 5, совместный отдых на курорте и проезд до него, текущий ремонт и индивидуальное строительство);
- создание инфраструктуры для массовой застройки всех полей индивидуальными домами или таунхаусами (индустриальное одно- и малоэтажное домостроение, массовое строительство дорог и коммуникаций, облегчение перевода земель из с.-х. фонда в жилой и т.д.).
И ещё очень важна, как ни странно, пенсионная система.
В долгосрочном плане необходимо, чтобы размеры пенсии родителей (и/или сроки выхода на пенсию) были напрямую привязаны к количеству и качеству рождённых и воспитанных ими детей.
Самым простым способом сделать это стало бы направление части или всех пенсионных отчислений с зарплат детей на индивидуальные или семейные пенсионные родительские счета.
Такая радикальная перестройка пенсионной системы возвращает зависимость благополучия и благосостояния в старости от количества и качества рождённых и воспитанных детей, как это было в те времена, когда никаких пенсий вообще не было, а рождаемость была высокой.
Известия. 7 ноября 2019 года
Общество решили удивить демографическим кризисом — вы это серьезно?
Вишенкой на торте этого предупреждения со стороны Счетной палаты выступает то, что ею руководят те люди, идеология которых (ультраправый либерализм) и привела к демографической катастрофе России в 90-ые. Ситуация с очередным поучением от сислибов выглядит очередным издевательством над российским обществом и напоминает тот анекдот про 5-летнего Павлика – «и эти люди запрещают мне ковырять пальцем в носу?»
Счётная палата выступила с предупреждением, что Россия может не выйти на намечаемые в майском указе Владимира Путина демографические показатели. За 8 месяцев 2019 года естественная убыль населения составила 219,2 тыс. человек, причём миграция замещает убыль в размере 76%. Общая численность населения России, по последним данным, составляет 145,7 млн человек, а в октябре 2020 года планируется провести очередную всеобщую перепись населения.
Специалисты отмечали, что практика замещения мигрантами убывающего населения приводит к изменению структуры коренного населения и размыванию культурных кодов, так как титульная государствообразующая нация, к которой принято относить русских, продолжает сокращаться. Высокая рождаемость на Северном Кавказе на фоне падения рождаемости у жителей других регионов России приводит к демографическому дисбалансу, чреватому изменением цивилизационного ядра.
Правительство долгое время во главу угла ставило материальные причины низкой рождаемости. В связи с этим был прият целый ряд национальных проектов, которые должны в совокупности по мере их реализации отразиться на демографическом росте населения. Однако денежные вливания не особо помогают в мотивации на увеличение семьи, при всей важности материальных факторов.
Во всём мире рождаемость высока у так называемых аграрных народов и низка у городских. Сельское население обладает архаичными, с точки зрения горожан, взглядами на семью и деторождение. Городская культура не ставит чадородие во главу угла и смысла жизни в продолжении рода не видит. Город плодит мещан и потребителей, где принято жить для собственного удовольствия, а детей рассматривать как обузу.
Ни у одной цивилизации не удалось совместить урбанизацию и модерн с сохранением высокой рождаемости. С переходом сельского населения в города сразу меняется жизненная модель переселенцев, и они, стремясь побыстрее стать городскими, в первую очередь копируют отношение горожан к роли семьи.
Никакими деньгами не повысить мотивацию деторождения, ибо в городе стандарты потребления не знают уровня достаточности. Агрессивная культурная экспансия модерна довершает разрушение семейной мотивации молодёжи, которая оправдывает нежелание рожать детей материальными проблемами.
На самом деле снижение рождаемости отражает не экономический, а глубочайший духовный кризис. Высокая рождаемость в странах с преобладанием традиционной культуры показывает: для деторождения нужны не деньги, а общественные убеждения. В либеральном обществе государство не стоит на страже традиционных ценностей, что отражается в росте демографического кризиса.
Стараться компенсировать дефицит морали и культуры денежными вливаниями — это как стараться компенсировать деньгами ребёнку отсутствие родительской заботы и любви. Для изменения динамики сокращения численности населения в первую очередь важны не деньги, а главенствующие моральные ценности.
Если народ не хочет полностью вымереть, он должен вовремя опомниться и изменить своё отношение и к себе, и к государству, и к тем базовым ценностям, что распространяются в обществе с помощью СМИ. Иного способа решить демографическую проблему не существует.
Но и государство должно перестать транслировать идеологию бузовых и их «успеха», психологию девочек с Тверской, которые перешли с улиц в разряд собственниц дорогих бутиков и прочего, в общество как пример для подражания. Когда 70% общества борется за выживание, при том что порог этого выживания, понятно, очень разный — что в Москве, а что в Челябинске, то тут не до деторождения.
И, конечно, вишенкой на торте этого предупреждения со стороны Счетной палаты выступает то, что ею руководят те люди, идеология которых (ультраправый либерализм) и привела к демографической катастрофе России в 90-е.
Ситуация с очередным поучением от сислибов выглядит очередным издевательством над российским обществом и напоминает старый анекдот про 5-летнего Павлика — «и эти люди запрещают мне ковырять пальцем в носу?».
Александр ХАЛДЕЙ. REGNUM. 7 ноября 2019 года
Меры поддержки демографии России опоздали. Нужна реанимация
Правительство РФ упустило время, на протяжении которого можно было разрешить кризис рождаемости при помощи стимулирующих мер поддержки. Нынешняя демографическая яма, третья за минувший век, не только наследует проблемы старших сестёр, но и беспрецедентно их углубляет. Причина – в изменении образа жизни и взглядов жителей нашей страны.
В предыдущей статье о том, как преодолеть демографическую катастрофу, я предложил пять конкретных мер, которые помогут изменить ситуацию. В них предложено сконцентрировать усилия именно на многодетных семьях, максимально расширив меры их поддержки. Почему?
Известно, что сильное влияние на рождаемость оказывает урбанизация. Существует прямая связь между соотношением городских и сельских жителей и числом появляющихся на свет детей. Вымирающая Европа живёт в городах, вымирающая Россия — в огромных мегаполисах. В России 74% городского населения. А страны, где растёт население, преимущественно сельские. Индия, население которой увеличилось за сто лет в пять раз, — аграрная страна, большинство индийцев — сельские жители. И даже внутри страны взаимосвязь видна. Сельский север — самый растущий. Население индийской житницы Раджастхана увеличилось за век почти в семь раз и продолжает расти. А вот более городской юг страны уступает по демографии.
Более того, часть жителей российских мегаполисов не имеют проблем с рождаемостью. Это те, кого у нас принято называть «гастарбайтерами» — граждане центральноазиатских стран, приезжающие к нам на заработки. В Узбекистане и Таджикистане их ждут семьи. Население Узбекистана превышает 33,7 млн человек, хотя ещё в 1950 было 6,3 млн человек. Увеличение в 5,3 раза. В Таджикистане рост ещё значительней — с 1,5 млн в 1950 году до 9 млн сейчас. Или в шесть раз. Обе республики обгоняют по темпам даже Индию. Это притом, что физически часть населения присутствует в российских городах на заработках.
В России тоже есть статистическая разница между рождаемостью в городе и сельской местности, но не очень большая. Пока горожане уверенно вымирают, село балансирует на уровне самовоспроизводства.
О других причинах, которые способствуют отказу от рождения детей, рассказал в комментарии ИА REGNUM секретарь Союза журналистов России, депутат Саратовской областной думы Вадим Рогожин:
«Кризис демографии — это не только недостаток материального положения семьи, но изменения в психологии европейцев, к которым относятся и россияне. Это, прежде всего, эгоизм, карьеризм, желание жить ни от кого не зависимо. Это и повышение возрастной планки инфантилизма. Порой даже в 30 лет люди ведут себя как подростки. И это проблема идеологической составляющей государства».
Всё так, но идеологическая борьба государством полностью проиграна. Об этом говорят результаты опроса ИА REGNUM, по которому лишь 22% женщин задумываются над деторождением. Задумываются, а не родят. Об этом говорят и кумиры нынешней молодёжи — популярные блогеры, артисты, сатирики. Очень немногие из них имеют семью и детей и уж точно не посвящают своё творчество семейным ценностям. Сколько в сети откровенного издевательств над матерями, высмеивающих «недалёкость»? Словосочетание «я же мать», написанное слитно, стало нарицательным термином, клинком войны, расправляющимся с достоинством этих женщин.
ИА REGNUM проводит опрос по демографической катастрофе, и часть людей, к которым обращаются корреспонденты, даже являясь грамотными специалистами в своих сферах, поддерживают и хвалят родителей, отказывающихся от деторождения, поддерживают «планирование семьи», «ответственность» при принятии решения о потомстве, а в качестве меры для роста рождаемости предлагают… закон о домашнем насилии.
Нет смысла подробно писать, кто формирует информационную среду и меняет сознание нашего народа. Просто зафиксируем результат — идеологическую борьбу нужно было вести раньше. Мы потеряли этих людей, им словами уже ничего не объяснишь. Это меры вчерашнего дня. Сегодня надо обухом по голове, иначе — не получится.
Нет смысла начинать процессы по расселению городов — мы не успели.
Материнский капитал и другие меры правительства, безусловно, нужны, но выправить ситуацию с демографией уже не могут. Это полезно, но не влияет на результат.
Нужна реанимация. И ей может стать исключительная поддержка многодетных семей. Во-первых, если семья решилась на многодетность в непростых условиях, она, возможно, лучше других умеет адаптироваться и переживать стресс. Во-вторых, дети — это доверие государству, стране, соотечественникам. И чем больше детей, тем доверие выше. Ну и в-третьих, только многодетные могут не словами, а делом разбить пропаганду в глазах остальных граждан. И для этого каждый житель страны заинтересован взрастить пример благополучия в виде крепкой большой семьи.
Главная слабость антисемейных пропагандистов в том, что недолго им осталось. Через десять лет все увидят молодящихся одиноких стариков и ничего, кроме жалости, испытывать к ним не будут. Но сумеют ли выбраться из этого болота те жители страны, кто ещё не потерял разум?