Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 835 - 836
18 ноября - 1 декабря 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«News.ru», «Московский Комсомолец» и «РБК» о майских указах
«Новые известия» и «REGNUM» о стимулировании рождаемости
«Sohu» и «РИА Новости» о демографических проблемах
«Свободная Пресса» о пенсионной реформе
«Известия» о гендерном дисбалансе
«Dagens Nyheter» о миграционном кризисе
«REGNUM» о рынке труда и мигрантах
«РБК» и «EurasiaNet» о врачах скорой помощи
«Газета.Ру» и «Деловая столица» о здоровье миллениалов
«News.ru» о потреблении алкоголя
«Вечерняя Москва» о ВИЧ
«Российская газета» о раке
«DELFI» о предотвратимых смертях
«Московский Комсомолец» о питании
«Вечерняя Москва», «Le Monde Diplomatique» и «Русская служба BBC» о домашнем насилии

«REGNUM» и «Slate.fr» о родительстве
«Русская служба BBC» о социальном сиротстве
«Газета.Ру» о служебных романах
«Le Figaro» о сексе
«Газета.Ру» о приютах для разведенных
«N+1» о неравенстве
«TUT.BY» о бедности
«Фонтанка.ру» об отказе возмещать ипотеку
«Dagens Nyheter» и «Advance» о малых народах
«N+1» о редактировании ДНК
«Le Monde» о расизме
«Der Spiegel» о странах, опасных для туризма
«Российская газета» о медиаобразах и демографии

… о майских указах

Майские указы не исполнят при стабильной убыли населения

В Счётной палате уверены, что демография — основной фактор процессов в экономике и социальной сфере

Оперативный доклад Счётной палаты добавил напряжённости в работу властных элит. На сей раз он коснулся не очень оптимистичных данных и прогнозов по смертности и убыли населения, что имеет самое прямое жизненное отношение к выполнению стратегических документов президента последних лет. В какой мере серьёзны эти вызовы и что скрыто за сухими сводками отчёта — в материале нашего обозревателя.
Повод для составления отчёта СП был чисто «дежурный», технический — ход исполнения федерального бюджета за январь–сентябрь текущего года.
Своего рода лейтмотив документа — ускоряющаяся четвёртый год подряд естественная убыль населения создаёт подчас непреодолимые риски для реализации национальной цели по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения страны. Проще говоря, если не переломить обозначившуюся тенденцию, то через несколько лет не для кого будет, по большому счёту, планировать новые нацпроекты.
Между тем задачи демографического роста и борьбы с бедностью явились краеугольным камнем и майских указов Владимира Путина, и его посланий Федеральному собранию. Пока же сбережения народа остаются, судя по официальным цифрам СП, лишь красивым эпитетом, порядком, оторванным от действительности.
Так, в докладе констатируется, что по состоянию на 1 сентября 2019 года численность постоянного населения страны составила 146,7 млн человек. Естественная убыль населения, то есть превышение числа умерших над числом родившихся в январе–августе 2019 года, равняется 219,2 тысячи человек.
И вот здесь приведённые данные входят в главное противоречие с ключевой задачей национального проекта «Демография», расписанного в деталях на период на 2019–2024 годы, — повышением рождаемости. Так, запланирован рост суммарного коэффициента рождаемости до статистического показателя — 1,7 ребёнка на одну женщину.
Также СП свидетельствует: за период с января по август родились 994,3 тысячи человек, что на 83,8 тысячи (минус 7,8%) меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Число умерших за этот же период (1 млн 213,5 тыс. человек) в сопоставлении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 33,7 тысячи человек, или на 2,7%.
Специалисты Счётной палаты отмечают, что естественный прирост населения был зафиксирован лишь в 17 регионах — и это на фоне того, что в 2018 году он наблюдался в 20 регионах России.
Политолог и журналист Максим Шевченко считает, что ради креатива Счётной палате в своём докладе не хватает прямого призыва, адресованного, что называется, в массы.
Если серьёзно, то, конечно же, по другим причинам не выполняются эти программы, так как Счётная палата взяла под свой надзор всё распределение этих средств и стало не так-то просто их транжирить. Обратите внимание — через два месяца должна закончить своё действие разрекламированная в своё время «Программа-2020», одно из любимых детищ Дмитрия Медведева. Кто-нибудь и где-нибудь слышал, что он или какой-нибудь чиновник отчитался об итогах её выполнения? То же повторилось и с майскими указами — как с первыми (2012 года), так и со вторыми (2018 года).
Отдельный фактор, на взгляд эксперта, определяющий поведение чиновников — как причастных к прогнозированию социально-экономических планов, так и отвечающих за их анализ, — то, что они сейчас очень запуганы. Если ещё лет пять назад те же самые люди могли совершенно спокойно, с помощью тендеров, выводить деньги из бюджета, а потом искусственно банкротить предприятия, а впоследствии спокойно жить где-нибудь на берегу Женевского озера, то сейчас у них не столько свободы. Поэтому им остаётся только бросать упрёк большинству населения, «портящего статистику», о том, что те так неумело размножаются.
Сама же активность Счётной палаты и непосредственно Алексея Кудрина как её главы являет собой один из закономерных результатов проводимой государственной политики, связанных с полным провалом выполнения майских указов.
Последний Госсовет по здравоохранению показал, подчёркивает Шевченко, что система просто неспособна по-настоящему аккумулировать деньги на развитие «социалки», она может их только растрачивать — без должного отчёта, бесконтрольно и безнаказанно. Она не реализовывает основополагающие требования статьи 7 Конституции о социальном государстве.
И я не склонен видеть тут лишь борьбу властных кланов, «кремлёвских башен» — хотя и она, безусловно, присутствует в сегодняшней политической повестке, — полагает политолог. — Положение слишком серьёзно; речь можно вести о крахе созданной экономической и управленческой системы, о её фактической недееспособности.
Как только, на взгляд эксперта, перед чиновниками встаёт даже не закон, а «призрак» закона, эта система просто перестаёт работать и начинает заниматься либо имитацией, либо пиаром, также имеющим материальный след: вывел из бюджета, допустим, 1 млрд рублей, и направил его на создание реноме успешного управленца.
Пока подобные схемы не будут должным образом разоблачаться и наказываться, у нас по-прежнему хронически не будет хватать денег ни на здравоохранение, ни на образование, ни на пенсии, даже если улучшатся демографические показатели, добавил собеседник News.ru.

Алексей ГОЛЯКОВ. News.ru. 7 ноября 2019 года

"К 2024 году убыль населения России станет колоссальной"

Демограф нашел "бомбу"

Счетная палата в своем докладе об исполнении федерального бюджета за январь–сентябрь 2019 года объявила о том, что и так было всем ясно: в стране происходит постепенное сокращение численности населения. На 1 сентября этого года количество россиян составило 146,7 млн человек, с начала года численность населения уменьшилась на 52,5 тыс. человек.
При этом естественная убыль населения в январе–августе этого года составила 219,2 тыс. человек, что по значению близко к показателю в целом за 2018 год — 224,6 тыс. человек. Согласно данным Росстата, естественная убыль населения в январе–августе этого года приблизительно на 30% больше, чем было в январе–августе прошлого года.
Как отмечает Счетная палата, миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения лишь на 76%. Минэкономразвития в свою очередь заявляет, что общая численность населения РФ все же продолжит увеличиваться, но с 2019 по 2023 год это будет происходить исключительно за счет миграционного притока.
В Счетной палате считают, что естественная убыль населения, которая ускоряется четвертый год, «создает существенные риски для реализации национальной цели» — речь идет о майском указе Президента РФ от 2018 года, в котором стоит задача обеспечения до 2024 года «устойчивого естественного роста численности населения РФ».
Известный российский демограф, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов недоумевает: как можно было заложить в майский указ подобную «бомбу» и так капитально подставить президента? Ведь с самого начала было очевидно, что цель невыполнима. Что касается доклада Счетной палаты, то здесь никакой неожиданности нет: цифры сокращения населения были и так уже семь лет назад официально заложены в прогнозах Росстата до 2030 года, а теперь до 2035 года.
— Все эти цифры Росстата давно прописаны в официальных источниках. Здесь возникает вопрос: почему в первую строчку майского указа был заложен фантастический пункт, что к 2024 году мы выйдем даже не просто на естественный прирост населения, что уже само по себе нереально, а еще и на «устойчивый естественный прирост»? — вопрошает Юрий Крупнов. — Получается, что в 2023 году у нас уже будет позитивное соотношение числа рождений и смертей — то есть смертей меньше, а в 2024 году все совсем уже будет хорошо. Хотя по прогнозу Росстата, по так называемому низкому сценарию, у нас к 2024 году фактически будет минус полмиллиона, а то и 600–700 тысяч человек! Другими словами, к 2024 году будет колоссальная естественная убыль населения, а не «устойчивый прирост». Это будет убыль, тождественная той страшной убыли, которая была в стране в 90-х годах.
По мнению Юрия Крупнова, те меры, с помощью которых государство надеется повысить рождаемость в стране, не действуют, они и не могут действовать, поскольку не дадут того фантастического результата, который заложен в указе:
— Либо эти меры тоже должны быть административно-репрессивными: например, определить российских женщин в какой-нибудь инкубатор, поставить возле каждой молодой женщины по два росгвардейца и заставить рожать по многу детей. Надеюсь, мы до этого не дойдем, — грустно иронизирует эксперт. — Как известно, у нас в стране коэффициент рождаемости составляет немного больше 1,5 ребенка на одну женщину, а этого абсолютно недостаточно для улучшения ситуации. Должно быть 2,2–2,4 ребенка на женщину. Второй момент — активную роль в рождаемости играют те женщины, которые родились в эти страшные 90-е годы, то есть еще в ближайшие 10 лет и самих мам будет значительно меньше, потому что их меньше родилось в те годы. Молодых женщин, способных родить, сейчас на более чем 50% меньше, чем было десять лет назад, а значит, и количество рожденных детей сокращается. Поэтому сумасшедшая «яма» в рождаемости будет только нарастать в ближайшие десять лет.

Ирина БРИЧКАЛЕВИЧ. Московский Комсомолец. 7 ноября 2019 года

Эксперты усомнились в достижении цели России по снижению смертности в ДТП

В мировой практике нет примеров снижения смертности от ДТП в 3,5 раза за семь лет, предупреждают эксперты ВШЭ. Сроки для выполнения цели майского указа президента по безопасности на российских дорогах слишком сжаты, считают они

Ни одной стране в мировой истории не удавалось сократить смертность от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в 3,5 раза за семь лет, как того требует нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сроки, установленные в майском указе президента до 2024 года, слишком сжаты с точки зрения международного опыта и существующего уровня смертности, предупредили научные сотрудники Института демографии НИУ ВШЭ Анастасия Пьянкова и Тимур Фаттахов в статье «Смертность от дорожно-транспортных происшествий в России: подходы к оценке, тенденции и перспективы», опубликованной в научном журнале «Демографическое обозрение».
Целевой показатель — снижение смертности в результате ДТП к 2024 году в 3,5 раза от уровня 2017-го до четырех человек на 100 тыс. населения — был установлен «Стратегией безопасности дорожного движения», одобренной правительством в январе 2018 года (*.pdf). В мае прошлого года президент Владимир Путин закрепил аналогичную цель в майском указе, и она также нашла отражение в соответствующем нацпроекте (*.pdf). Если взять средний вариант прогноза Росстата по численности населения до 2030 года, то абсолютное число погибших в ДТП должно снизиться на 68% к 2024 году.
Международный опыт показывает, что достигнуть таких низких показателей смертности от ДТП в столь сжатые сроки (семь лет) еще никому не удавалось, пишут демографы ВШЭ. «В мировой истории не было прецедентов», — подчеркивают они. Для того чтобы достичь уровня смертности четыре погибших на 100 тыс. человек, Японии потребовалось 39 лет, Великобритании — 35, Норвегии — 33, Финляндии — 27 лет.

Чем ниже уровень дорожно-транспортной смертности, тем больше времени требуется для его дальнейшего снижения, поскольку прежние меры по безопасности дорожного движения в новых условиях уже не приводят к столь интенсивному снижению, отмечают Пьянкова и Фаттахов. «Для его обеспечения требуются новые меры и инструменты, предполагающие более сложные и инфраструктурные, градостроительные решения и, что самое главное, изменение поведения людей», — говорится в статье экспертов ВШЭ.

Что показывает официальная статистика
Смертность на российских дорогах за период с 2014 по 2017 год существенно снизилась (с 18,8 до 13 погибших на 100 тыс. человек). Но такие темпы сокращения числа погибших на дорогах не уникальное явление, в некоторых странах оно происходило быстрее: в Японии за два года, а в Нидерландах за три года, указывают эксперты ВШЭ. Добиться сокращения смертности от ДТП в России помогло ужесточение законодательства для водителей, управляющих автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, отмечают они.

Несмотря на значительное сокращение показателя (в 2018 году снижение смертности продолжилось), отрыв России от стран ЕС остается существенным, отмечают авторы статьи. По данным за 2017 год риск гибели в ДТП в Швеции ниже, чем в России, в 5 раз, в Германии — в 3,4 раза, в Великобритании — в 4,6 раза.
Многократное отставание России обусловлено низкой дисциплиной водителей, сказывается низкое качество дорог, а также недостатки организации движения, говорится в правительственной «Стратегии безопасности дорожного движения».
Причинами высокой смертности на дорогах в России являются недостатки образования водителей и пешеходов, вождение в нетрезвом виде, использование телефонов за рулем, а также изъяны в правовом преследовании нарушителей, объяснял ранее спецпосланник генерального секретаря ООН по безопасности дорожного движения Жан Тодт. В ответ на это глава Госавтоинспекции Михаил Черников, в свою очередь, отметил, что Россию «очень тяжело сравнивать с теми странами, которые имеют меньшую площадь и протяженность автодорог». По его словам, такие проблемы, как разговоры по телефону во время вождения и отвлечение на соцсети, существуют во всех европейских странах.
Как власти намерены добиться снижения смертности на дорогах
Согласно паспорту нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», правительство планирует:

- к концу 2020 года подготовить поправки в законодательство, усиливающие ответственность за наиболее опасные правонарушения в области дорожного движения;
- закупать ежегодно не менее 1,25 тыс. технических средств для контроля за безопасностью транспортных средств (всего 7,5 тыс. единиц к 2024 году);
- каждый год приобретать не менее 1,6 млн «экспресс-тестов» для проверки водителей на состояние опьянения (всего 9,4 млн к 2024 году);
- поставлять ежегодно 2085 приборов контроля за безопасностью автодорог в профильные подразделения;
- внедрить на 65 участках автодорог интеллектуальные системы, ориентированные на применение энергосберегающих технологий освещения;
- проводить тренинги в родильных домах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Общий бюджет нацпроекта до 2024 года составляет 4,8 трлн руб., из них на федеральный проект «Безопасность дорожного движения» планируется выделить 55,9 млрд руб.

Что эксперты рекомендуют сделать для снижения смертности
Для того чтобы добиться снижения смертности в результате ДТП к 2024 году до четырех погибших на 100 тыс. населения, политика правительства должна быть более продуманной и сконцентрированной на проблемных областях, пояснил РБК один из авторов статьи — Тимур Фаттахов. «Та политика, которая сейчас описана (в нацпроекте. — РБК), достаточно размытая, болевые точки не расставлены», — отметил он. По его мнению, достижение целевых показателей нужно рассматривать с учетом регионального неравенства и различий между городами и сельской местностью, отметил он.
Дело в том, что в России уже есть регионы, где целевой уровень дорожно-транспортной смертности практически достигнут. Это Москва и Санкт-Петербург, где в 2018 году число погибших от ДТП граждан составило 3,7 и 4,3 на 100 тыс. населения соответственно. Но есть и такие регионы, где снижение показателя смертности от ДТП до запланированного значения, учитывая его существующий уровень в этих регионах (более 20 погибших в ДТП на 100 тыс. человек), является трудновыполнимой задачей. Например, в Республике Калмыкия в 2018 году был зафиксирован один из самых высоких показателей смертности в стране — 30,1 погибшего на 100 тыс. населения, в Тыве — 28,6, в Ленинградской области — 24,1, в Забайкальском крае — 22,8.
Чем крупнее города, тем ниже уровень смертности, указывают авторы статьи. Это верно как для большинства европейских стран, так и для России. В городах с численностью населения свыше 1 млн человек число погибших от ДТП в 2017 году составило 4,4 погибшего на 100 тыс. населения. В городах с численностью населения от 100 тыс. до 250 тыс. — уже 7,1, а в сельских поселениях — 6,8.
По словам Фаттахова, нужно концентрироваться на снижении смертности среди водителей и пассажиров в возрасте от 15 до 44 лет и пешеходов старше 60 лет. Именно эти категории участников дорожного движения являются основными группами риска. «Если среди пешеходов снижение смертности кажется устойчивым трендом без видимых признаков стабилизации, то для водителей и пассажиров говорить об устойчивости снижения смертности можно пока с осторожностью», — отмечают демографы.

Юлия СТАРОСТИНА, РБК. 19 ноября 2019 года

 


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.