Для цитирования: Махрова А.Г., Бочкарев
А.Н. Маятниковая миграция в Московском регионе: новые данные //
Демоскоп Weekly. 2017. № 727-728. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0727/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
 |
Маятниковая
миграция в Московском регионе: новые данные |
Над темой номера работали
|
 |
 |
Алла
МАХРОВА
|
Антон БОЧКАРЕВ
|
|
Сезонные колебания трудовой маятниковой миграции
Фактически эти три зоны трудового тяготения позволяют
выделить градации ареалов «зимнего расселения» в Московской агломерации,
которые претерпевают значительные изменения в летний сезон. Как
показывают ранее выполненные работы, около 1 млн москвичей пополняют
ряды трудовых маятниковых мигрантов поездками на работу в Москву
со своих подмосковных дач, что безусловно влияет и на характер расселения[37].
Среди всех рассмотренных подходов к анализу трудовых
маятниковых миграций лишь три из них – данные социологических опросов,
железнодорожной статистики и сотовых операторов – позволяют проследить
сезонные колебания коммьютеров, но только два последних могут дать
представление об этом процессе на внутрирегиональном уровне.
Данные РЖД показывают, что сезонные колебания объема
пассажиропотока между февралем и июлем составляют 2,3 млн человек,
при этом появление дачников приводит и к росту средней дальности
поездки с 45 км до 49 км (учитывалось расстояние от станции до вокзала)
(рис. 8). Одновременно летом в структуре общего пассажиропотока
на 6% снижается доля городов – крупнейших центров притяжения за
счет того, что в число центров с месячным пассажиропотоком свыше
10 тысяч человек входят станции, расположенные недалеко от дачных
поселков.

Рисунок 8. Общие показатели пассажиропотока
в Московской области
Источник: составлено на основе данных ОАО РЖД
Среди крупнейших центров наиболее значительно меняется
доля Химок (+11,9%), Пушкино (+8,8%) и Одинцово (-7,3%) (табл. 4),
причем если рост пассажиропотока можно объяснить поездками населения
на дачи, то его снижение может быть связано с массовым уходом в
отпуска и с погрешностью данных. Сильнее всего выражена сезонность
в пассажиропотоке у центров, удаленных от столицы на 60–100 км,
где влияние дачников наиболее заметно (Волоколамск, Клин, Можайск,
Сергиев Посад). При этом из-за того, что вся территория Московской
области пронизана сетью сезонного дачного расселения, по числу поездок
и в зимний, и в летний сезон сильнее всего выделяются северо-восточное,
восточное и юго-восточное направления, которые в сумме дают более
50% всех пассажиров. В июле поток, генерируемый «восточным» сектором,
увеличивается на 1 млн человек, несмотря на пик летних отпусков
в этой наиболее урбанизированной части Подмосковья.
Таблица 4. Крупнейшие центры притяжения в Московской
области
Город / городской округ
|
Пассажиро- поток, февраль 2014 г., тыс. чел.
|
Пассажиро-поток, июль 2014 г., тыс. чел.
|
Доля от общего пассажиро-потока, %, февраль 2014 г.
|
Доля от общего пассажиро-потока, %, июль 2014 г.
|
Мытищи
|
1020,9
|
1029,5
|
7,1
|
6,2
|
Железнодорожный
|
940,4
|
961,3
|
6,5
|
5,7
|
Королев
|
859,5
|
880,6
|
6,0
|
5,3
|
Одинцово
|
804,4
|
745,6
|
5,6
|
4,5
|
Люберцы
|
690,9
|
677,0
|
4,8
|
4,0
|
Подольск
|
606,5
|
630,6
|
4,2
|
3,8
|
Балашиха (без учета Железнодорожного)
|
479,4
|
458,6
|
3,3
|
2,7
|
Химки
|
450,8
|
504,6
|
3,1
|
3,0
|
Красногорск
|
437,4
|
476,1
|
3,0
|
2,8
|
Пушкино
|
417,5
|
488,1
|
2,9
|
2,9
|
Долгопрудный
|
395,6
|
413,4
|
2,8
|
2,5
|
Раменское
|
347,4
|
383,7
|
2,4
|
2,3
|
Источник: составлено на основе данных ОАО РЖД
В отличие от статистики РЖД, данные сотовых операторов
позволяют отследить помесячную динамику потоков уже собственно коммьютеров
и оценить сезонные колебания, связанные с наступлением отпусков,
длинными праздниками и переселением части горожан на дачи в теплый
сезон, откуда они ездят на свою прежнюю работу в Москву.
Центростремительный поток своего пика достигает в ноябре
и марте, когда он составляет 1,3 млн человек; по своим значениям
к этим месяцам близки февраль и октябрь, хотя в последнем еще ощущается
влияние сезона отпусков (рис. 9). В целом эти месяцы можно рассматривать
как периоды, наиболее полно отражающие объем и распределение трудовых
маятниковых миграций, когда они не искажены влиянием отпусков и
длительных праздников. Минимальные значения трудовых маятниковых
миграций характерны для июля и января, что связано с пиком летних
отпусков и новогодними праздниками. В центробежном потоке сезонность
выражена меньше, хотя и здесь заметны локальные максимумы и минимумы.
При этом значения октября и ноября, когда число коммьютеров из Москвы
в область составляет 400 тыс. человек, можно рассматривать как «нормальное»
для данного показателя (рис. 9).

Рисунок 9. Динамика трудовой маятниковой миграции,
2015 год
Источник: составлено на основе данных сотовых операторов
Разница в размерах центростремительного потока между
октябрем и июлем нарастает по мере удаления от Москвы. При этом
рубеж в 100%, свидетельствующий о превышении условно зимних над
летними показателями, показывает, что на расстоянии более 70 км
от центра столицы июльский поток доминирует над октябрьским в большей
части муниципалитетов (рис. 10). Для коммьютеров, работающих в Центральном
административном округе, эта граница расположена на 10 км дальше,
что связано с центростремительной конфигурацией транспортной сети,
которая позволяет физическую удаленность поездок компенсировать
их большей временной доступностью.

Рисунок 10. Влияние сезонности на удельный вес
работающих в Москве от общей численности коммьютеров (зависимость
от расстояния), 2015 год
Источник: составлено на основе данных сотовых операторов
Анализ соотношения центростремительных потоков по сезонам
в зависимости от времени в пути общественным транспортом показывает
близкое распределение муниципалитетов как по доле потока в Москву,
так и потока в Центральный административный округ, что еще раз подтвержает
роль фактора временной доступности, а не расстояния (рис. 11). В
обоих случаях (для потока в Москву и в ее Центр) граница, за которой
летний поток доминирует над зимним, удалена от центра Москвы примерно
на 2,5 часа в пути на общественном транспорте. Этот временной интервал
можно принять в качестве границы, демаркирующей муниципаллитеты,
где условно зона «зимнего расселения» доминирует над зоной «летнего
расселения».

Рисунок 11. Влияние сезонности на долю работающих
в Москве от общей численности коммьютеров (зависимость от времени
поездки), 2015 год
Источник: составлено на основе данных сотовых операторов
Анализ географии межмуниципальных различий по соотношению
значений центростремительных потоков в октябре и июле также выявляет
их центр-периферийный характер, хотя отдельные муниципалитеты выбиваются
из этой зависимости (рис. 12). В целом для зоны ближних пригородов,
которые представляют собой наиболее урбанизированную часть Подмосковья,
характерно доминирование зимнего потока над летним. Здесь влияние
дачной рекреационной функции меньше роли обычных трудовых ритмов
и связанных с ними пиком летних отпусков. Иными словами, сокращение
центростремительного потока коммьютеров из-за отпусков местного
населения не перекрывается притоком москвичей, которые со своих
дач ездят на работу в столицу. Сезонные различия, обусловленные
дачной функцией, усиливаются по мере удаления от Москвы, достигая
максимума в периферийных муниципалитетах, расположенных на удалении
свыше 130 км от центра столицы.

Рисунок 12. Сезонные колебания центростремительного
потока трудовых маятниковых мигрантов, 2015 г.
Источник: составлено на основе данных сотовых операторов
В муниципалитетах, наиболее востребованных дачниками,
летний центростремительный поток коммьютеров превышает зимний в
1,1-2 раза, при этом в малонаселенных периферийных поселениях различия
между летними и условно зимними поездками на работу могут достигать
10 раз. Так, наиболее сильно эффект «дачности» проявляется в Микулинском
сельском поселении Лотошинского района, расположенном на границе
с Тверской областью (уровень соотношения потока октября к июлю составляет
0,07), а также в граничащих с Рязанской областью Радовицком и Дмитровском
сельских поселениях Шатурского района (0,08 и 0,1 соответственно).
За пределами ближайшего пояса муниципалитетов с более
сильным проявлением «отпускной» сезонности такой же ритм сезонности
характерен для поселений, расположенных вблизи основных транспортных
магистралей: автомобильных трасс федерального значения, а также
железных дорог. За пределами зон влияния транспортных магистралей
уровень соотношения центростремительного потока октября к июлю составляет
менее 0,5, то есть «дачная» сезонность выражена сильнее. При этом
наблюдается существенная дифференциация по направлениям или секторам.
В целом на более урбанизированных северо-западе, северо-востоке
и востоке преобладание летнего над зимним потоком менее выражено,
в южном и юго-восточном направлениях влияние дачной сезонности проявляется
неравномерно. При этом на западе, как наиболее востребованном и
престижном, с точки зрения размещения дач, за редкими исключениями
летние потоки резко преобладают над зимними центростремительными
поездками коммьютеров.
Кроме центро-периферийной зависимости свое влияние на
выраженность дачных функций оказывает статус поселения: для большей
части городов и поселков городского типа летний центростремительный
поток коммьютеров меньше зимнего, т.е. влияние отпусков местных
жителей сильнее влияния дачников. Однако из этой зависимости выбиваются
почти все поселки городского типа и ряд городов, расположенных в
зоне внешних пригородов. Большая часть этих городов представлена
малыми и средними городами, хотя среди них есть такие крупные центры
как Коломна и Егорьевск, в которых, несмотря на их размеры и функции,
фактор дачной сезонности оказывается сильнее влияния летних отпусков.
Анализ влияния сезонности на примере наукоградов, функциональный
тип которых должен обеспечить доминирование зимнего над летним потоком,
показывает, что в зоне ближних и средних пригородов так и происходит.
Однако в Протвине, Дубне и частично Пущине (по поездкам в центр
Москвы) летний поток коммьютеров превышает зимний, т.е. тоже характерно
доминирование дачной сезонности, когда жилье в этих уютных городах
используется как дачи москвичами.
Дифференциация сельских поселений по влиянию фактора
сезонности носит более сложный характер. В зоне ближних и частично
средних пригородов зимний поток преобладает над летним за исключением
большей части сельских муниципалитетов Одинцовского района и ряда
поселений из наиболее дачных районов второго пояса. По мере удаления
от столицы роль дачной сезонности быстро нарастает, и для сельских
муниципалитетов периферии области, напротив, исключением становятся
территории, где летний выездной поток коммьютеров меньше зимнего.
Как правило, это является результатом развития процесса сельской
индустриализации, а муниципалитеты этого типа чаще встречаются в
промышленных районах периферии востока и юга области, хотя отдельные
поселения есть и на западе (рис. 12).
[37] Махрова А.Г., Кириллов
П.Л. Сезонная пульсация населения Московской агломерации под влиянием
дачной и трудовой маятниковой миграции: подходы к изучению и оценка
// Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 117–125.
|