|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Ценности родительства: структура, типы, ресурсы[1]
Безрукова О.Н.[2]
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования",
2016, №3, с. 118-127)
Методология исследования. В качестве теоретической
основы исследования мы, во-первых, опирались на идеи о трансформации
ценностно-мотивационных основ деторождения[3],
на представления о детях в обществе постмодерна[4].
Во-вторых, рассматривали ценности как устойчивые убеждения о предпочтительных
видах поведения или итоговых состояний в континууме относительной
важности[5], желаемые конечные
цели, управляющие выбором или оценкой поведения[6],
обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных
норм[7]. В-третьих, учитывали
положения теории изменения ценностей (Theory of Value Change) от
материалистических к постматериалистическим[8],
от авторитарных к либеральным[9].
Родительство (parenting), представляющее собой исторически
и культурно обусловленное отношение к детям, чувства, родительские
роли, практики поведения[10]
операционализированы в исследовании как совокупность ценностей,
установок и практик в отношении детей. Ценности родительства - как
одна из групп семейных ценностей - комплекс эмоционально и культурно
обусловленных, устойчивых убеждений о предпочтительных моделях репродуктивного,
экзистенциального, социализационного поведения родителей с целью
рождения и воспитания детей. Ценности родительства включают убеждения
о ценности детей и отношении к ним, мотивации деторождения, планирования
и организации рождения детей, их количестве, качестве заботы и воспитания,
о том, как должны строиться взаимоотношения между родителями и детьми,
какие качества необходимо воспитывать в детях.
Вслед за исследователями семейных ценностей[11]
к ключевым ценностям родительства мы отнесли ценности функций родительской
роли - воспитания, содержания, заботы, социализации. Они составляют,
во-первых, установки в отношении родных и (или) неродных детей,
в т. ч. отношение к усыновлению, готовности к помощи и поддержке
детей, во-вторых, ценности количества детей (отношение к многодетности/бездетности
и др.). Ценности содержания родительской роли включают: 1) ценности
репродуктивной функции (планирование и организация деторождения,
репродуктивные установки, мотивация, практики и др.), 2) ценности
экзистенциальной функции (забота, уход, организация быта, содержание
детей и др.), 3) ценности социализационной функции (ценностно-смысловая
сфера, цель, стиль, стратегии воспитания, качество родительства
и др.).
Мы исходили из предположения о том, что выбор модели
родительства и представления о родительской роли коррелируют с отношением
к детям. Основные исследовательские вопросы были направлены на изучение
структуры родительских установок и практик помощи детям в трудной
жизненной ситуации, субъективных смыслов, представлений о детях,
ценностных различий в отношении к детям у ориентирующихся на разные
модели родительства.
Эмпирической основой статьи выступают данные социологических
исследований, 2007-2013 гг. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
В анализ включены материалы 20 фокус-групп с родителями, имеющими
детей от 14 до 17 лет, отобранных на основе критериев структуры
семьи (полные/неполные), детности, пола, религиозной самоидентификации
(N=186), материалы 2 фокус-групп с учителями (N=20), результаты
трех опросов родителей (N=2067)[12].
В качестве критерия для дифференциации различий в ценности детей
мы рассматривали выбор социокультурной модели семьи и родительства.
Анкета содержала вопрос, в котором была дана суть каждой модели
семьи и родительства - традиционной, солидарной, делегирующей и
неопределенной (ситуативной), которые в целом совпадают с этапами
трансформации семьи[13].
Родительские установки. Представления
о детях рассматривались при изучении ценностей родительства разных
родительских групп. Каковы образы детей в сознании наших респондентов?
Раскрывая ценность детей в совокупности аффективных, когнитивных
и поведенческих компонентов, мы рассматривали палитру многообразных
оттенков отношения родителей к детям, обусловленных уникальностью
семейной биографии, своеобразием индивидуальных предпочтений, переживанием
актуальной жизненной ситуации. Одно из измерений множественного
родительского отношения - эмоциональное отношение к детям, которое
проявляется как в теплом, заинтересованном отношении, свидетельствующем
о любви, готовности к деятельному участию в заботе о них, так и
в равнодушии, холодности и неприятии. 70,9% отметили свою любовь
к детям, нейтрально оценили свое отношение - 19,4%, в нелюбви к
детям или трудностях в определении отношения к ним признались -
4,2 и 5,1%. При этом ориентированные на традиционное и солидарное
родительство чаще выбирали ответ “Я люблю детей, играю и общаюсь
с ними всегда с удовольствием” (81,6 и 77,8%), родители из группы
делегирующих и неопределенных чаще других склонялись к нейтральному
отношению к детям (23,1 и 24,6%). Гендерные различия проявились
в том, что женщины по сравнению с мужчинами чаще признавались в
любви (75,3 против 64,8%), а мужчины - в нейтральном отношении к
детям (26,1 против 15,3%). При этом доля мужских ответов в группах
делегирующих и неопределенных родителей о нейтральном (32,9 и 32,5%)
и негативном (по 10%) отношении к детям заметно превышала женскую
(15,7 и 20,8%) и (5,9 и 4,5%).
Суждения об отношении к детям были сформулированы на
основе дискурсивного анализа данных в ходе качественного этапа исследования.
Наиболее часто встречаемые утверждения, представляющие собой сочетание
традиционных, современных, авторитарных и либеральных установок
в отношении детей, представлены на рис. 1. Доминирующее отношение
к детям связано с традиционными смысловыми кодами - радостью, счастьем,
жизненным смыслом. В общей структуре ответов велика и доля суждений,
относящихся к современной родительской культуре, предписывающей
родителям нести индивидуальную ответственность за своих детей, необходимость
вкладывать усилия, труд, свободное время в их развитие, испытывать
беспокойство за их будущее. Консервативные и авторитарные родительские
установки в большей степени оказались характерны для сторонников
традиционного родительства, современные и либеральные - для выбирающих
делегирующее и неопределенное родительство. Лица, ориентированные
на солидарное родительство, придерживаются смешанных установок.
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос “Насколько
вы согласны с утверждениями?” в зависимости от выбора модели родительства
(“в целом согласен”, в % от числа опрошенных)
Источник: данные опроса родителей (N=680), (СПб., 2008
г.)
Гендерные различия проявились в том, что матери по сравнению
с отцами чаще связывали представления о детях с противоречивыми
смыслами - радостью (92,7 против 83,0%), жизненным предназначением
(81,6 против 71,8%), но и видели в детях угрозу материальному благополучию
семьи (55,2 против 47,5%), причину страхов и беспокойств (62,9 против
49,8%), негативных эмоций (38,9 против 32,5%), потерю времени и
сил (52,9 против 46,9%). Материнское отношение по сравнению с отцовским
оказалось чаще наполнено субъективным восприятием, связанным с особенностями
ролевого поведения - необходимостью индивидуальных вложений для
успешной социализации ребенка, беспокойством и тревогой о будущем
детей. Своеобразное восприятие ответственности, принимаемой женщинами,
скорее объясняется традиционной родительской культурой, в которой
установки заботы и воспитания детей, наравне с практиками повседневной
жизни, предписываются и реализуются матерью.
В результате факторного анализа утверждений (факторная
матрица ротирована методом Varimax raw) выделены три фактора, которые
можно интерпретировать как родительские установки в отношении детей,
объединяющие несколько утверждений с наибольшим факторным весом:
дети - проблемы и риски, дети - жизненное предназначение, дети -
ответственность, долг и общественное признание. Полученные три фактора
объясняют 36,8% дисперсии.
Первый фактор “дети - проблемы и риски” - занимает ведущее
место в структуре факторов всех групп родителей, представляет собой
комплекс мнений, сфокусированных на современных проблемах, рисках
рождения и воспитания детей: “Рожаешь ребенка - с мечтами о хорошем,
таком розовом, теплом. А потом, и это, и то, и туда, и сюда.., и
румяный колобок обрастает шипами и становится похож на кактуса”
(Мария, 42 г., сын 16 л.). Взгляды таких родителей объединяют представления
о детях как причине раздоров и конфликтов в семьях, помехах в карьере,
риске с неизвестным результатом, страданий и горя родителей, в качестве
причины потери времени и сил, материальных благ, свободы и личного
пространства. Для традиционных и солидарных родителей в меньшей
степени характерен выбор поведенческих установок данного “проблемного”
симптомокомплекса (36,5 и 35,2%). Чаще их выбирают родители из группы
делегирующих и неопределенных (50,2 и 44,9%).
Второй фактор - “дети - жизненное предназначение” -
фокусирует внимание на представлениях о детях как главном предназначении
в жизни и объединяет суждения родителей о том, что дети - это то,
ради чего стоит жить на земле, радость и счастье, дети развивают
личность родителей, дети укрепляют отношения между супругами. Фактор
отражает точку зрения на роль детей как ключевой семейной ценности:
“Считаю, что дети - это единственное, ради чего нам стоит жить вообще.
Дети для меня - звездочки, удерживающие на земле, для чего еще нам
жить как не для детей?” (Виталий, 45 л., женат, дети 14 и 11 лет).
Значимость детей как смысловой жизненной доминанты объединяет все
группы, но чаще эти убеждения разделяют родители из подгрупп традиционных
и солидарных (84,1 и 83,8%), среди делегирующих и неопределенных
- 68,4 и 63,5%.
Третий фактор - “дети - ответственность, долг и общественное
признание” - объединяет взгляды родителей, связывающих рождение
детей с успешностью, трудом, моральным долгом перед обществом и
включающие противоречивые суждения относительно сочетания внешней
и личной ответственности, принимаемой на себя с рождением детей:
“Дети - это целина, пашня, надо все время работать... Дети - это
ответственность за жизнь, воспитание, предъявление моих достоинств,
состоятельности, мой долг перед обществом” (Татьяна, 45 л., замужем,
дети 15 и 13 лет). Суждения, характерные для данного фактора, чаще
выбирали традиционные родители (45,9%), 39,4 и 38,1% - в группах
солидарных и делегирующих родителей, 33,6% - в неопределенных.
Таким образом, вклад первого фактора “дети - проблемы
и риски” в общую дисперсию, отражающий его субъективную значимость,
оказался наиболее высоким для всех родительских групп, что свидетельствует
об осознании родительства как трудной и рискованной деятельности.
Несмотря на то, что в сознании противоречиво сочетаются традиционные
и современные, авторитарные и либеральные представления о детях,
наблюдаются контуры различий в родительских установках. Отношение
к детям у родителей, выбирающих традиционное родительство, чаще
отличается взглядами, предписывающими рождение и воспитание детей
как моральный долг и ответственность перед обществом. Солидарные,
по сравнению с другими, скорее наполнены оптимизмом и сбалансированностью
оценки, делегирующие - чаще отличаются рационально-прагматичным
отношением, неопределенные разделяют тревожно-пессимистические взгляды.
Вслед за Дж. Колдуэллом[14],
разделяющим общества с низким уровнем рождаемости, в котором “чистые
потоки богатств” перемещаются от родителей к детям, и высоким, в
котором “чистые потоки богатств” переходят от детей к родителям,
сообщество петербургских родителей скорее можно отнести к первому
типу. При этом существует дифференциация в передаче информационных
потоков. Родители - сторонники традиционного и солидарного родительства
- чаще несут информацию о детях в позитивных жизненных смыслах,
как “потоках радости и счастья”, а делегирующие и неопределенные
- чаще негативную, как “потоках проблем, страхов и риска”.
Рисунок 2. Распределение ответов респондентов,
ориентирующихся на разные модели родительства, на вопрос: “Насколько,
по-вашему, семье важно иметь своих собственных детей?” (ответы
“да”, в % от числа опрошенных)
Установки и практики помощи детям в трудной жизненной
ситуации. Анализ мотивации рождения еще одного ребенка в
семье показал, что в целом по выборке 35,5% родителей хотели бы
иметь еще одного ребенка. При этом женщины чаще склонялись к отрицательным
ответам (47 против 41,6%), а мужчины - затруднялись определить свое
отношение (24,4 против 16,6%). Мотивация рождения еще одного ребенка
в семьях статистически значимо взаимосвязана с выбором традиционной
модели родительства, более молодым возрастом, эмоционально-теплым
отношением к детям, удовлетворенностью браком, супружескими отношениями,
своей родительской ролью и ее выполнением супругом (супругой) (р
< 0,01).
Насколько важно семье иметь собственных детей? Осознание
ценности рождения биологически родных детей, на наш взгляд, может
выступать прогностически значимым критерием оценки родительского
потенциала (рис. 2). В оценке значимости наличия в семье собственных
детей, по сравнению с приемными, сохранились различия между респондентами,
идентифицирующими себя с разными моделями родительства. Ценность
биологически родных детей в большей степени проявилась в группе
матерей и отцов из группы традиционных (77,8 и 75,6%), а в меньшей
- в группе неопределенных (60,8 и 53,5%). В группах неопределенных
и делегирующих высока доля родителей, затруднившихся определить
свое отношение (23,1 и 33,9%). При этом неопределенность в оценке
значимости для семьи иметь собственных детей чаще проявлялась у
отцов по сравнению с матерями: в группе делегирующих (27,5 и 19,6%)
и неопределенных (38 и 32,0%).
Феномен сомнения или отрицания ценности рождения биологически
родных детей объясняется трудностями адаптации личности в современном
обществе, а динамика его проявления во многом связана с усилением
внешних угроз и рисков, ощущением субъективного неблагополучия,
невозможностью совладания с трудностями. Участники фокус-групповых
дискуссий, проявляющие неуверенность в значимости биологического
родительства, чаще всего фиксировали неблагополучие в семейной жизни:
“Сплошное разочарование в семейной жизни, зачем неудачнику дети?”,
переживания неуспешности или несостоятельности: “Ну, кто я, пьянь,
слесарь, что я могу дать детям?”; осознание тотальной неуверенности:
“Ни в чем я не уверена, ни в муже, ни в работе, ни в себе, мне одного
много, ну зачем мне дети, тем более чужие?” (Олеся, 35 л., сын 14
л.). Другими словами, символический отказ от биологического родительства
чаще всего проявлялся в ситуации переживания кризиса идентичности,
осознания психологического неблагополучия, непреодолимости рисков,
неуверенности и страхов. На трудности процесса социальной адаптации
семей к изменениям в обществе и необходимость усиления устойчивости
психологического здоровья семьи, активизации внутренних ресурсов
семей указывают выводы и других исследователей[15].
Если у части лиц возникают сомнения в необходимости
иметь родных детей, то насколько они готовы взять в семью ребенка,
потерявшего заботу родителей? По данным общероссийского исследования,
готовы к усыновлению 16%[16].
Данные нашего исследования показали, что только 11,2% хотели бы
усыновить ребенка, 22,7% затруднились ответить. Гендерные различия
заключались в том, что матери в 2 раза чаще отцов склонялись к практике
усыновления (14,8 против 7,3%), а отцы - к отказу от нее (68,2 против
62,8%). При этом больше всего противников усыновления оказалось
среди отцов в группах неопределенных и делегирующих (83,1 и 69,2%,
у традиционных - 55,6%), а сторонниц усыновления - среди матерей
из группы традиционных и солидарных (16,7 и 15,5%).
Отметим, что у мотивированных к усыновлению родителей
эмоционально-ценностное отношение к детям раскрывается в идентификации
чужих детей как своих, родных, нуждающихся в любви и заботе наравне
с собственными детьми. Себя эти родители воспринимают как “сильных”,
эмоционально “теплых”, способных к родительскому труду: “Хотели
бы взять еще ребенка из детского дома, чувствую в себе силы отдать
столько же любви, тепла, сколько своим родным детям” (Наталия, 42
г., трое детей).
Согласно исследованиям, практики благотворительности
в большей степени свойственны лицам, имеющим устойчивый материальный
статус, идентифицирующим себя с “сильными”, выходцам из многодетных
семей[17]. В нашем исследовании
выделен еще один фактор - степень идентификации с родительской ролью,
имеющий прямое отношение к факторам, влияющим на предрасположенность
к помогающему поведению (helping behavior). Согласно полученным
данным (табл.), в целом респонденты в 2-4 раза реже помогают детям
в трудной жизненной ситуации (сборе средств, детских вещей и игрушек,
лекарств и др.) по сравнению с намерениями оказывать помощь.
При этом как установки, так и практическая помощь родителей
чаще сфокусированы на помощи детям, попавшим в кризисную ситуацию
(61,3 и 29,6%), детям из детских домов и приютов (51,5 и 24,9%),
детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам (41,9
и 20,1%). Реже - детям мигрантов (16,9 и 11,3%), детям из семей
переселенцев, приехавшим из других областей России (24,2 и 11,4%).
Установки деятельного участия чаще характерны для родителей, идентифицирующих
себя с солидарным и традиционным родительством, реже - для ориентирующихся
на делегирующее и неопределенное. Реальную помощь детям, нуждающимся
в помощи, чаще отмечали родители из группы традиционных (среднее
29,06 против 13,12 в группе неопределенных). Таким образом, осознание
ценности детей проявляется в оценке значимости неродных детей, в
отношении которых проявляется готовность помогать, поддерживать
в трудных ситуациях, жертвовать своим личным временем, силами для
их благополучия. Общая альтруистическая направленность в большей
степени свойственна многодетным родителям, обладающим особыми чувствами
и любовью к детям. Данные выводы подтверждаются результатами, полученными
в других исследованиях[18].
Выявленные различия между родительскими группами, идентифицирующими
себя с разными моделями родительства, связаны как с культурными
особенностями и условиями жизни, так и с жизненным циклом, образом
и стилем жизни семьи, принадлежностью к определенной социальной
группе.
Родители, представляющие традиционное родительство,
чаще относятся к лицам более зрелого возраста - 45-54 лет (40,4%),
живущим в зарегистрированном браке (91,9%), в полных семьях расширенного
типа (34,7%). Они чаще идентифицируют себя с православными верующими
и имеют троих и более детей. По данным самооценок, их семьи не только
чаще имеют высокий потребительский статус, но, по сравнению с другими,
более высокий уровень удовлетворенности своим материальным положением.
Для социального самочувствия традиционных родителей в большей степени,
чем для других, характерны оптимистичность и уверенность в будущем,
более высокая самооценка здоровья. Субъективные оценки семейного
благополучия, составляющие основу общей удовлетворенности семейной
жизнью, в данной группе достаточно высоки. Так, в большей степени,
чем остальные, в группе традиционных удовлетворены супружескими
отношениями (84,7%), супругом (супругой) в родительской роли (84,7%),
собой в роли матери (отца) (78,8%), взаимоотношениями с детьми (82,7%).
Поскольку родители данной группы чаще указывают на отсутствие в
семье конфликтов и чаще других чувствуют удовлетворенность успешностью
семьи (61,2%), эти семьи выглядят более дружными и сплоченными.
Таблица Распределение ответов родителей на вопросы:
“Вы будете помогать детям, нуждающимся в помощи?”/ “Вы помогали
детям, нуждающимся в помощи?” в зависимости от выбора модели
родительства (ответы “да”, в % от числа ответивших)
|
Выборка в целом
|
Традиционные
|
Солидарные
|
Делегирующие
|
Неопределенные
|
Будете помо-
гать
|
Помо-
гали
|
Будете помо-
гать
|
Помо-
гали
|
Будете помо-
гать
|
Помо-
гали
|
Будете помо-
гать
|
Помо-
гали
|
Будете помо-
гать
|
Помо-
гали
|
Больным детям, попавшим в беду
|
61,3
|
30,2
|
75,3
|
41,1
|
78,9
|
24,6
|
51,2
|
32,5
|
38,4
|
22,8
|
Детям-сиротам из детского дома, приюта
|
51,5
|
25,8
|
58,1
|
40,6
|
62,5
|
28,5
|
42,8
|
22,2
|
37,1
|
18,6
|
Детям с ограниченными возможностями, детям-инвалидам
|
41,9
|
20,6
|
52,3
|
27,8
|
50,9
|
20,3
|
40,8
|
19,8
|
23,1
|
13,2
|
Детям из семей переселенцев, приехавшим из
других областей России
|
24,2
|
11,5
|
32,4
|
16,3
|
29,7
|
13,7
|
18,1
|
13,9
|
16,3
|
5,5
|
Детям мигрантов, приехавшим из другой страны
|
16,9
|
11,5
|
25,7
|
19,5
|
21,3
|
12,0
|
12,8
|
10,1
|
6,2
|
5,5
|
Источник: данные опроса родителей (N=700), (СПб., 2012).
Делегирующие чаще других более молоды и находятся в
возрасте 30-34 лет (18,7%). Они чаще других проживают в незарегистрированных
брачных союзах (20,9%), сводных семьях (20,3%), имеют одного ребенка
(71,4%). Несмотря на то, что эти семьи часто имеют высокий потребительский
статус (38,1%), они реже удовлетворены своим материальным положением.
Им в большей степени свойственна удовлетворенность профессиональной
ролью (64,3%), но в меньшей - отношениями с детьми (67,4%). Супружеские
отношения чаще характеризуются конфликтностью и меньшей, по сравнению
с другими группами, удовлетворенностью супругом в родительской роли
(55,3%), что объясняет снижение оценок успешности семьи (45,5%).
В группе родителей, отнесенных к неопределенным, наблюдается
ослабленность в экономических и структурных ресурсах семьи. Родители
данной группы чаще находятся на этапе активной зрелости - в возрасте
35-44 лет, сопровождающемся стремлением к сочетанию профессиональных,
семейных и родительских ролей, что нередко приводит к трудностям
в межличностных взаимодействиях и проявляется в конфликтах, неудовлетворенности
семейными отношениями. В меньшей степени, чем другие, родители данной
группы оценивают успешность семьи (21,6%), реже удовлетворены супружескими
отношениями (32,9%), родительской ролью (57,9%), своим здоровьем
(48,5%). Они чаще других разведены (44,6%), проживают в монородительских
семьях, состоящих из матери и ребенка (37,3%), реже других идентифицируют
себя с верующими и оценивают свою будущее оптимистично. Такие родители
чаще других относят себя к лицам, имеющим низкий потребительский
статус, в меньшей степени удовлетворены материальным положением
семьи. Структурные характеристики семьи и субъективные ресурсы солидарных
родителей занимают промежуточное положение между всеми группами.
Заключение. Подводя итоги, отметим, что
ценности детей и родительства - это осознанные представления об
их значимости для субъекта, как обусловленные природой индивидуальных
потребностей и интересов, так и формирующиеся в процессе усвоения
родительской культуры семьи и жизненного опыта индивида. Различия
для рассматриваемых групп обусловлены степенью идентификации с родительской
ролью, структурой индивидуальных и семейных ресурсов, особенностями
социокультурной и экономической дифференциации семей.
Дети и родительство выступают значимыми ценностями социокультурного
пространства индивидуального и общественного развития. Преодоление
демографического кризиса невозможно без изменения эмоционально-ценностного
отношения к детям, усиления культурных, психологических и социально-экономических
ресурсов семей, адаптации семей к изменениям в обществе. Ценностные
различия и особенности различных групп родителей требуют новых дифференцированных
подходов к структурной поддержке родительского потенциала, способствующих
его более полному раскрытию, учитывающему как потребности, возможности,
так и дефицит в ресурсах разных групп родителей. Родители из группы
традиционных чаще нуждаются в коррекции авторитарных воспитательных
установок, солидарные - в укреплении родительской компетентности,
делегирующие - в развитии родительских навыков, неопределенные -
в усилении личностных ресурсов, адаптированности к жизни и активизации
жизненных сил. Выявленные особенности необходимо учитывать при реализации
семейной политики, которая, на наш взгляд, должна быть сосредоточена
как на улучшении эмоционально-ценностного отношения к детям, так
и на снижении социальных рисков родительства, повышении качества
жизни семей с детьми, расширении солидарной ответственности родителей
и государства за рождение и воспитание детей.
[1] Статья является продолжением
работы автора, см.: Безрукова О.Н. Модели родительства
и родительский потенциал: межпоколенный анализ // Социологические
исследования. 2014. № 9. С. 85-97. При поддержке гранта РГНФ N 07
- 03 - 00470а и гранта Тематического плана СПбГУ, шифр темы 1038167.2011.
[2] Безрукова Ольга Николаевна
- кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии политических
и социальных процессов Санкт-Петербургского государственного университета,
Санкт-Петербург, Россия
[3] Антонов А.И. Социология
рождаемости. М.: Статистика, 1980; Van de Kaa D. Europe’s Second
Demographic Transition // Population Bulletin. 42(1). 1987. Р. 1-59
и др.
[4] James A, Jenks C., Prout
A. Theorizing Childhood. Cambridge: Polity Press, 1998; Арьес Ф.
Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Изд-во
Урал. ун-та, 1999; Smith K. Producing governable subjects: Images
of childhood old and new // Childhood. 2012. 19(1). P. 24-37.
[5] Rokeach M. The nature of
human values. New York: Free Press, 1973, р.5
[6] Schwartz S.H. Universals
in the content and structure of values. Advances in experimental
social psychology. New York: Academic Press, 1992. Vol. 25. P. 4
[7] Лапин Н.И. Модернизация
базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996.
№ 5. С. 5
[8] Inglehart R., Klingemann
H.-D., Welzel C. The Theory of Human Development: A Cross-Cultural
Analysis // European Journal of Political Research. 2003. Vol. 42.
P. 341-380.
[9] Flanagan S. Value Change
in Industrial Society // American Political Science Review. 1987.
Vol. 81. P. 1303-1319.
[10] Кон И.С. Социологическая
психология. Воронеж: МОДЭК, 1999; Гурко Т.А. Брак и родительство
в России. М.: Институт социологии РАН, 2008; Безрукова О.Н. Ресурсы
и сети поддержки ответственного родительства в молодых семьях. СПб.:
Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011 и др.
[11] Харчев А.Г. Брак и семья
в СССР. М.: Мысль, 1979; Медкова Д.В. Семейные ценности как объект
социологического анализа // Ломоносовские чтения. М.: МГУ, 2003.
Т. 2; Карцева Л. В. Модель семьи в условиях трансформации российского
общества // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 92-100;
Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных
установках россиян // Социологические исследования. 2004. № 11.
С. 61-73; Popenoe D. War over the family. New Brunswick: Transaction
Publishers, 2005; Гурко Т.А. Институт семьи в постиндустриальных
обществах // Ценности и смыслы. 2011. № 4. С. 26-45 и др.
[12] Родители в возрасте
34-54 лет, имеющие детей подросткового возраста (Санкт-Петербург,
2007-2008 гг., N=680); родители детей разного возраста: Санкт-Петербург,
2012 г., N=700; Ленинградская обл., 2013 г., N=687. Выборки квотированы
по полу, возрасту. Опросы проводились в присутствии интервьюера
путем самозаполнения анкеты на условиях анонимности, конфиденциальности
информации.
[13] Подробнее описание содержания
каждой модели родительства см. в статье [Безрукова, 2014].
[14] Caldwell J.C. A theory
of fertility: from high plateau to destabilization // Population
and Development Review. 1978. Vol. 4. P. 553-557.
[15] Samoylova V., Torronen
M., Borodkina O. Family policy in Russia: problems in the establishment
process and new ^alleges // Empowering Social Work: Research &Practice
/ Ed. by M. Torronen, O. Borodkina, V. Samoylova, E. Heino. Palmenia
Centre for Continuing Education, University of Helsinki, Kotka Unit
Kopijyva Oy, 2013. P. 38-66; Самойлова В.А. Адаптация личности в
современном обществе и проблема психологического здоровья детей
и подростков // Известия Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена. 2014. № 167. С. 41-54.
[16] Восприятие проблем детей-сирот
и их семейного устройства в российском обществе. Центр оперативных
и прикладных исследований Российского общества социологов. РИА Новости.
URL: http://ria.ru/society/20131113/976503088.html#ixzz2kW8ssMJU
(дата обращения: 7.10.2013).
[17] Шевченко П.В. Социальная
роль московского волонтерства // Социологические исследования. 2013.
№ 8. С. 60-71
[18] Шевченко И.О., Шевченко
П.В. Большая семья - какая она? // Социологические исследования.
2005. № 1. С. 95-101; Саралиева З.Х., Балабанов С.С. Дети как жизненная
ценность россиян // Россия реформирующаяся. 2009. № 8. С. 390-403
|