Rambler's Top100

№ 673 - 674
8 - 21 февраля 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Правильно ли считают умерших от случайных отравлений алкоголем?

Ничто не предвещало

Необходимый комментарий об организации статистики смертности

Что дает сравнение данных о причинах смерти оперативной и годовой разработки

Специфика структуры причин смерти по свидетельствам разного типа

Особенности статистики смертности в регионах России

Подводные камни оперативного прогноза

Неожиданное заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Андреев Е.М. Правильно ли считают умерших от случайных отравлений алкоголем? //Демоскоп Weekly. 2016. № 673-674.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0673/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Правильно ли считают умерших от случайных отравлений алкоголем?

Над темой номера работал

Евгений АНДРЕЕВ

Особенности статистики смертности в регионах России

Анализ региональных данных показал, что в 2012-2014 годах 95% выданных патологоанатомами и судмедэкспертами повторных свидетельств о смерти приходятся на 22 субъекта Российской Федерации (мы рассматриваем 80 субъектов РФ, не являющихся частью другого субъекта) (рис. 6). В 35 регионах доля повторных свидетельств, выданных патологоанатомами и судмедэкспертами, в общем числе выданных ими свидетельств, вошедших в годовую статистическую разработку данных об умерших, не превосходит 0,1%. В это число входят и республики Ингушетия, Дагестан и Чеченская Республика, где доля свидетельств о смерти, основанных на аутопсии (вскрытии), не превосходит 10%.

Рисунок 6. Доля свидетельств с отметками "взамен окончательного" и "взамен предварительного" среди всех свидетельств, выданных патологоанатомами и судмедэкспертами, в процентах (Показатель для Москвы – 0,0, для Санкт-Петербурга - 2,2)

Среди причин смерти, входящих в оперативную информацию, показатели смертности от случайных отравлений алкоголем более всего зависят от обработки повторных свидетельств о смерти. 53,8% смертей от этой причины в 2012-2014 годах были зарегистрированы на основании свидетельств о смерти с отметкой "окончательное", 19,6% - "предварительное", 15,4% - "взамен окончательного", 10,6% - "взамен предварительного" и в 0,6% случаев тип свидетельства не был указан. Свидетельства о смерти от алкогольных отравлений всех видов (случайных, с неопределенными намерениями и преднамеренных самоотравлений) выдаются только бюро судебно-медицинской экспертизы.

Регионы, где случайные алкогольные отравления практически не регистрируются или регистрируются не полностью

Регионы, где случайные алкогольные отравления не регистрируются, во-первых, включают республики Северного Кавказа: Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Чеченскую Республику и Республику Северная Осетия – Алания. Показатели смертности от алкогольных отравлений всех видов здесь можно считать нулевыми. К этому добавляется крайне низкая доля умерших, чья причина смерти установлена на основе вскрытий.

Можно поверить, что в первых четырех республиках в силу этнокультурных и религиозных традиций вообще мало потребляют алкоголь. Это не вполне относится к Северной Осетии, где алкоголь потребляют и умирают от алкогольных причин, хотя и очень редко (в 2012-2014 годах мы обнаружили 22 подобных случая.)

Во второй группе регионов, алкогольные отравления регистрируются, но предпочтение отдается причине смерти «отравление и воздействие алкоголем с неопределенными намерениями». К этой группе относятся Ставропольский край, Астраханская, Магаданская, Мурманская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Сахалинская области и Чукотский автономный округ, где СКС мужчин от отравлений и воздействие алкоголем с неопределенными намерениями в 2012-2014 годах в два и более раз больше, чем от случайных отравлений алкоголем.

Диагноз «отравление алкоголем с неопределенными намерениями» означает, что есть основания сомневаться в том, что умерший потребил смертельное количество алкоголя случайно, т.е., что существует недоказанное подозрение, что он сделал это преднамеренно, с целью самоубийства, или кто-то другой намеренно способствовал этому, и тогда отравление алкоголем является убийством. Последняя ситуация применительно к взрослым встречается столь редко, что даже в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), где рассмотрены все возможные причины смерти, она, как специальная единица, отсутствует. В России, по мнению судмедэкспертов, в 2012-2014 годах было 19 случаев преднамеренных самоотравлений алкоголем (0,04% всех отравлений алкоголем), а в названных регионах – ни одного. Так что данные статистики никак не подкрепляют подозрение о наличии у умершего умысла на самоубийство. Мы не знаем, почему подозрение возникло именно в этих регионах, и проводились ли по каждому случаю отравления алкоголем с неопределенными намерениями психологические экспертизы, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о самоубийстве, раз уж оно существует.

Судмедэксперты имели возможность использовать диагноз "отравление алкоголем с неопределенными намерениями" (код Y15 из МКБ-10) с 1999 года, т.е. со времени перехода России на новую краткую номенклатуру причин смерти, по-прежнему основанную на МКБ-10. В Мурманской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Сахалинской областях и Ставропольском крае уже с 2000 года появились диагнозы «отравление алкоголем с неопределенными намерениями» и их доля плавно возрастала (рис. 7). В Астраханской, Магаданской областях и Чукотском автономном округе смена практики диагностики произошла почти мгновенно. Правда, население Чукотки столь мало, что говорить о плавном изменении трудно, но в 2011-2012 годах все случаи отравления алкоголем квалифицировались как с неопределенными намерениями. В 2012-2014 годах доля отравлений алкоголем с неопределенными намерениями в общем числе отравлений алкоголем составила в Астраханской области - 94,7%, в Самарской - 87,2, Сахалинской - 73,8, Магаданской - 71,7, Рязанской - 69,2, Ростовской - 67,7, Мурманской - 67,5 процентов, в Ставропольском крае - 67,7%, а на Чукотке после пика 2010-2011 годов снизилась до 53,8%.

Есть одно возможное объяснение привлекательности диагноза «отравление с неопределенными намерениями»: до 2015 года это причина не входила в оперативный отчет и поэтому число умерших с этим диагнозом не привлекало внимание при обсуждении проблем пьянства.

Рисунок 7. Доля умерших от отравлений и воздействий алкоголем с неопределенными намерениями в общем числе умерших от отравлений алкоголем, в процентах

Регионы, где число умерших по оперативным и годовым данным
практически равны

В группу регионов, где число умерших по оперативным и годовым данным практически равны, мы включили те территории, где разность между числом умерших по данным годовой разработки и оперативным данным в 2012-2014 годах не превосходит по величине 2% числа умерших от случайных отравлений алкоголем по годовому отчету, или данные годовой разработки меньше оперативных данных. Например, в Москве в 2013 году по опубликованным в январе оперативным данным было зарегистрировано 96 умерших от случайных отравлений алкоголем (эти данные доступны в ЕМИСС), а по данным годовой разработки - 45 человек[11]. Смерти, зарегистрированные в январе, могли частично войти в годовые данные за 2012 год, но их было только 12, а разность оперативных и годовых данных составляет 51 случай. Остается предположить, что какая-то часть диагнозов "случайное отравление алкоголем" не подтвердилась.

В группу регионов, где число умерших по оперативным и годовым данным практически равны, кроме Москвы, входят республики Адыгея, Алтай и Карачаево-Черкесская Республика, Камчатский и Хабаровский края, Амурская, Волгоградская, Вологодская, Костромская, Курская, Новгородская, Оренбургская, Орловская, Тверская, Ульяновская области. Во всех регионах число повторных свидетельств о смерти, участвующих в получении числа случайных отравлений алкоголем за 2012-2014 годы, - почти ноль. Максимум в Республике Алтай (11% всех свидетельств с данным диагнозом, использованных в годовом отчете) и Новгородской области (7%). Но и этого оказалось недостаточным, чтобы годовой показатель стал выше оперативных данных. Для сравнения доля повторных свидетельств в Санкт-Петербурге равна 66%.

Ситуация со статистикой смертности от алкогольных отравлений в Москве в начале 2000-х годов была подробно рассмотрена С.Ю. Никитиной и Г.М. Козеевой[12] и судя по всему с того времени не улучшилась. Мы не знаем, то ли бюро судебно-медицинской экспертизы Москвы не выписывает повторные свидетельства о смерти, то ли статистика Москвы их не обрабатывает, но годовой отчет этих данных не содержит. Можно допустить, что и в других регионах, которые мы отнесли к этой группе, происходит нечто подобное. Коротко говоря, повторные свидетельства о смерти не выдаются или не используются, что с точки зрения статистики одно и тоже.

Коррекция диагноза без изменения типа свидетельства о смерти?

Следующая группа регионов весьма обширна – 25 регионов. В них число умерших от случайных отравлений алкоголем в 2012-2014 годах по данным годовой разработки заметно больше, чем по оперативным данным, как и должно быть, но только число повторных свидетельств о смерти, участвующих в годовой разработке, существенно меньше чем разность между числами умерших от случайных отравлений по данным годовой и оперативной разработки. В 16 регионах повторные свидетельства с диагнозом «случайное отравление алкоголем» вообще отсутствуют. В группу входят территории и с весьма высоким СКС мужчин от случайных отравлений алкоголем, и с довольно низким. К первым относятся Пензенская область (СКС в 2012-2014 годах 39,8 на 100000) и Забайкальский край (39,1). В Пензенской области некоторое число повторных свидетельств обработано, а Забайкальском крае они вообще не встречаются.

Ко вторым относятся Тюменская область (8,1) и Республика Саха (СКС 9,2 на 100000), в обоих регионах повторные свидетельства как бы не обрабатывались. Но в Приморском крае (СКС 11,6 на 100000) при росте числа умерших по сравнению с оперативным отчетом на 105, обработано 83 повторных свидетельства.

Этими примерами мы хотели бы показать, что, скорее всего, отсутствие или недостаточное количество свидетельств с отметками "взамен предварительного" или "взамен окончательного" в этих регионах не влияет на статистические показатели. Представляется, что действительно статистики в процессе уточнения причины смерти всегда или часто не меняли тип свидетельства. Такая практика может влиять на качество статистических данных, так как нельзя проверить, сколько исправлений уже внесено в исходный файл данных, а сколько пропущено по невнимательности оператора. Также ограничиваются возможности анализа работы патологоанатомов и судмедэкспертов по уточнению причин смерти.

И лишь в оставшихся 25 регионах из 80, как нам кажется, работа по уточнению диагнозов в части смертности от случайных отравлений алкоголем идет в соответствии с инструкциями. Но эта группа далеко не однородна. Например, в Брянской области число умерших от случайных отравлений алкоголем по данным годовой разработки в 2012-2014 годах лишь на 5,7% больше, чем по данным оперативных отчетов, а в Красноярском крае – больше в 10 раз. Более общий пример неоднородности: в Московской области повторные свидетельства о смерти, выданные патологоанатомами и судмедэкспертами, составляли в 2012-2014 годах только 2,0% от всех основанных на вскрытии свидетельств, а в Омской области эта доля равнялась 37,2%. Совершенно не ясно, как такое возможно, если во всех регионах действуют единые правила и инструкции.


[11] Естественное движение населения Российской Федерации (Статистический бюллетень) М. 2014 г. С. 27. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
statistics/publications/catalog/doc_1140096846203

[12] Никитина С.Ю., Козеева Г.М. Совершенствование статистики смертности от алкоголизма // Вопросы статистики. 2006. №11: 21-23. Перепечатана в Демоскопе Weekly № 269-270 11-31 декабря 2006 http://demoscope.ru/weekly/2006/0269/analit07.php

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.