Rambler's Top100

№ 673 - 674
8 - 21 февраля 2016

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Правильно ли считают умерших от случайных отравлений алкоголем?

Ничто не предвещало

Необходимый комментарий об организации статистики смертности

Что дает сравнение данных о причинах смерти оперативной и годовой разработки

Специфика структуры причин смерти по свидетельствам разного типа

Особенности статистики смертности в регионах России

Подводные камни оперативного прогноза

Неожиданное заключение

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

Для цитирования: Андреев Е.М. Правильно ли считают умерших от случайных отравлений алкоголем? //Демоскоп Weekly. 2016. № 673-674.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0673/tema01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Правильно ли считают умерших от случайных отравлений алкоголем?

Над темой номера работал

Евгений АНДРЕЕВ[1]

Ничто не предвещало

В 2014 году в России, впервые после десяти лет последовательного снижения, выросло число умерших от случайных отравлений алкоголем. Рост составил 6% от уровня 2013 года, а от всех причин, связанных с употреблением алкоголя – на 8%[2]. Сами по себе случайные отравления алкоголем на уровень смертности влияют несущественно (в 2014 году они давали менее 1% всех умерших), но они служат мощным индикатором уровня потребления алкоголя в стране. Еще в 1994 году А.В. Немцов и В.М. Школьников показали, что колебания продолжительности жизни мужчин в России и стандартизованного коэффициента смертности от случайных отравлений алкоголем почти зеркально повторяют друг друга - к тому времени на протяжении 30 лет[3], теперь же можно говорить о 50-летней истории зеркальных колебаний (рис. 1). Поэтому исследователи внимательно следят не только за динамикой годовых чисел умерших, но и за оперативной ежемесячной информацией о числе умерших от случайных отравлений алкоголем. Это возможно, благодаря тому, что Росстат регулярно в конце следующего месяца публикует на своем сайте информацию о числе зарегистрированных в предыдущем месяце рождений и смертей, в том числе и от основных групп причин смерти. Но в 2014 году оперативные данные выглядели весьма благополучно: число умерших от случайных отравлений алкоголем по оперативной информации снизилось по сравнению с 2013 годом на 1,7%.

Рисунок 1. Продолжительность жизни мужчин (лет) и стандартизованный коэффициент смертности (СКС) от случайных отравлений алкоголем (на 100000 человек) в России после 1965 года

Рост числа умерших был особенно неожиданным не только потому, что по оперативным данным ожидалось снижение. Он случился на фоне сокращения продажи водки и ликероводочных изделий. В 2014 году, по данным Росстата, продажа сократилась в абсолютном выражении, по сравнению с 2013 годом, на 6,7%, а продажа всех алкогольных напитков на душу населения, в пересчете на абсолютный алкоголь - на 2,4%[4]. Наконец, рост случился в условиях самой высокой минимальной цены на водку, за все годы, когда она устанавливалась приказами Росалкогольрегулирования[5]. В 2014 году она равнялась, в среднем за год, 403 рубля за 1 л водки. Снижение цены произошло уже 2015 году. Похоже, что борцы за трезвость не заметили роста алкогольной смертности, лишь Минздрав РФ отметил рост смертности, связанной с потреблением алкоголя[6]. Тем не менее, реакция прессы на эти высказывания была весьма осторожной[7]. Совсем недавно Роспотребнадзор вновь напомнил об успешном сокращении потребления алкоголя в России[8], хотя и оговорился, что «по данным экспертов, в России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной, предотвратимой смерти около полумиллиона человек ежегодно». По данным надзорного ведомства в России число умерших «от всех учитываемых причин, связанных с употреблением алкоголя», в 2014 году составило 52,8 тысячи человек. Видимо, здесь ошибка, так как по уже упомянутым данным Росстата это число относится к 2013 г., а в 2014 г. умерло - 57,0 тыс. человек, т.е. почти на 8% больше.

Однако сейчас нас интересует не столько динамика смертности в России, сколько причины, по которым тенденции чисел умерших по оперативной информации и по данным годовой разработки могут различаться столь существенно. В этой статье мы проанализировали источники различий между итогами годовой разработки и оперативными данными применительно к отдельным причинам смерти. Все дело в том, что отравления алкоголем относятся к числу тех причин смерти, для которых правильный диагноз не может быть поставлен быстро, так как для этого требуются дополнительные лабораторные исследования. Существует специальная процедура, с помощью которой уточненный диагноз поступает в органы статистки. Окончательные данные зависят от того, насколько четко она реализуется. Оказалось, что процесс уточнения диагнозов в разных регионах страны протекает по-разному. В регионах, где различия между оперативными и годовыми данными больше средних для страны, число умерших от алкогольных отравлений в 2014 г. по оперативным данным возросло, а там, где различия меньше или отсутствуют, - оно снижалось. Именно за счет указанных межрегиональных различий предварительное число умерших от алкогольных отравлений в 2014 г. снизилось, а окончательное – выросло. С учетом проделанного анализа и обнаруженных особенностей статистики смертности по причинам смерти, мы предлагаем способ прогноза окончательного числа умерших от случайных отравлений алкоголем в заканчивающемся или в только что закончившемся году, но за несколько месяцев раньше, чем станут доступны итоги годовой разработки. На наш взгляд, такой прогноз позволяет избегать заблуждений, нередко возникающих при неосмотрительном использовании данных оперативной информации.


[1] Андреев Евгений Михайлович - кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Российской Экономической Школы, Москва.
[2] Рассчитано по: Демографический ежегодник России. 2015: Стат.сб./ Росстат.- M., 2015. Табл. 6.6.
[3] Немцов А.В., Школьников В.М. Жить или пить. Известия 19 июля 1994 г.
[4] Розничная торговля и услуги населению. Таблица 4.3 Продажа алкогольных напитков населению http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#
[5] Приказы Росалкогольрегулирования от 13.12.2012 № 372; от 28.01.2014 № 9. Цена, средневзвешенная с учетом периода действия каждой конкретной цены.
[6] Минздрав России провел анализ динамики показателей смертности в Российской Федерации http://www.rosminzdrav.ru/news/2015/08/12/2488-minzdrav-rossii-provel-analiz-dinamiki-pokazateley-smertnosti-v-rossiyskoy-federatsii
[7] Малышева Е. Минздрав объяснил рост смертности алкоголизацией населения / РБК, 12 августа 2015 года; Митченков М. «У нас будет расти смертность, хотим мы этого или нет» / Коммерсант FM, 4 августа 2015 года; Башкатова А. Минздрав советует не искать причин всплеска смертности/ Независимая газета, 14 августа 2015 года.
[8] О снижении масштабов злоупотребления алкогольной продукцией. Сайт Роспотребнадзора, http://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=5533&sphrase_id=548496

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.