Для цитирования: Клячко Т.Л.
Высшее образование: больше, лучше или дешевле? //Демоскоп Weekly.
2016. № 669-670. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0669/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Высшее
образование: больше, лучше или дешевле? |
Над темой номера работала
|
|
Татьяна КЛЯЧКО
|
|
Кто работает по полученной специальности - выпускник
вуза или организации СПО?
Ну, и наконец, про то, кто у нас работает по полученной
специальности, а кто нет. В 2013 году (более поздних данных Росстат
пока не дает) работали по полученной специальности или близкой к
ней 95% выпускников медицинских вузов 2010-2012 годов, 66,5% окончивших
педвузы (даже в советское время было меньше), 84,5% получивших специальность
«Авиационная и ракетно-космическая техника», 83,5% закончивших вуз
по специальности «Информатика и вычислительная техника». В среднем
по специальности работало свыше 65% выпускников высших учебных заведений.
Хуже всего ситуация была у тех, кто окончил вузы по специальностям
«Сфера обслуживания» (работали по специальности 50,6%) и «Воспроизводство
и переработка лесных ресурсов» (45,6%). Может последняя цифра объясняет,
почему у нас ежегодно столько лесных пожаров?
А вот среди окончивших организации среднего профессионального
образования по специальности работает значительно меньшая доля выпускников:
по специальностям «Сельское и рыбное хозяйство» 40,2%, «Геодезия
и землеустройство» 28,2%, «Химическая и биотехнологии» - 31,8%,
«Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» 34,1%, в среднем
по специальности работает примерно 54,6% выпускников организаций
СПО (табл. 2).
Таблица 2. Связь основной работы с полученной
профессией (специальностью) у выпускников (окончивших учреждения
профессионального образования в 2010-2012 годах) в 2013 году
Направления образования
|
Всего выпускников, тыс. чел.
|
В том числе по связи основной работы с полученной профессией
|
связана
|
не связана
|
Высшее профессиональное образование
|
Физико-математические специальности
|
45
|
68,8
|
31,2
|
Специальности естественных наук
|
40
|
59,9
|
40,1
|
Гуманитарные специальности
|
468
|
69,3
|
30,7
|
Специальности по социальным наукам
|
29
|
56,1
|
43,9
|
Образование и педагогика
|
414
|
66,5
|
33,5
|
Здравоохранение
|
138
|
95,0
|
5,0
|
Культура и искусство
|
60
|
80,9
|
19,1
|
Экономика и управление
|
1100
|
68,8
|
31,2
|
Информационная безопасность
|
17
|
84,5
|
15,5
|
Сфера обслуживания
|
36
|
50,6
|
49,4
|
Сельское и рыбное хозяйство
|
67
|
52,7
|
47,3
|
Геодезия и землеустройство
|
14
|
78,1
|
21,9
|
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
|
86
|
75,0
|
25,0
|
Металлургия, машиностроение и материалообработка
|
70
|
65,7
|
34,3
|
Авиационная и ракетно-космическая техника
|
26
|
84,4
|
15,6
|
Оружие и системы вооружения
|
8
|
73,2
|
26,8
|
Морская техника
|
12
|
78,6
|
21,4
|
Транспортные средства
|
75
|
65,3
|
34,7
|
Приборостроение и оптотехника
|
13
|
53,1
|
46,9
|
Электронная техника, радиотехника и связь
|
42
|
73,7
|
26,3
|
Автоматика и управление
|
14
|
66,7
|
33,3
|
Информатика и вычислительная техника
|
148
|
83,5
|
16,5
|
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
|
15
|
45,6
|
54,4
|
Технология продовольственных продуктов и потребительских
товаров
|
43
|
61,1
|
38,9
|
Строительство и архитектура
|
120
|
70,7
|
29,3
|
Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита
окружающей среды
|
27
|
70,0
|
30,0
|
Химическая технология и биотехнология
|
19
|
66,8
|
33,2
|
Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
|
43
|
77,3
|
22,7
|
Среднее профессиональное образование
|
Естественные науки
|
1
|
37,2
|
62,8
|
Гуманитарные науки
|
86
|
52,1
|
47,9
|
Социальные науки
|
4
|
66,5
|
33,5
|
Образование и педагогика
|
103
|
69,3
|
30,7
|
Здравоохранение
|
160
|
87,9
|
12,1
|
Культура и искусство
|
30
|
62,5
|
37,5
|
Экономика и управление
|
285
|
55,8
|
44,2
|
Сфера обслуживания
|
39
|
65,3
|
34,7
|
Сельское и рыбное хозяйство
|
53
|
40,2
|
59,8
|
Геодезия и землеустройство
|
9
|
28,2
|
71,8
|
Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
|
25
|
63,5
|
36,5
|
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
|
63
|
56,1
|
43,9
|
Металлургия, машиностроение и материалообработка
|
54
|
48,2
|
51,8
|
Авиационная и ракетно-космическая техника
|
7
|
56,8
|
43,2
|
Морская техника
|
12
|
55,8
|
44,2
|
Транспортные средства
|
138
|
56,7
|
43,3
|
Приборостроение и оптотехника
|
4
|
38,0
|
62,0
|
Электронная техника, радиотехника и связь
|
21
|
60,7
|
39,3
|
Автоматика и управление
|
10
|
41,1
|
58,9
|
Информатика и вычислительная техника
|
64
|
53,5
|
46,5
|
Химическая и биотехнологии
|
7
|
31,8
|
68,2
|
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
|
14
|
34,1
|
65,9
|
Технология продовольственных продуктов и потребительских
товаров
|
44
|
49,3
|
50,7
|
Строительство и архитектура
|
59
|
50,6
|
49,4
|
Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита
окружающей среды
|
8
|
62,1
|
37,9
|
Информационная безопасность
|
0,5
|
69,4
|
30,6
|
Источник: Экономическая активность населения России -
2014, табл. 2-44. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14 61/Main.htm /
Можно, конечно, предположить, что если бы выпускники
вузов не занимали рабочие места специалистов среднего звена, то
на них работали бы выпускники организаций СПО. Но беда в том, что
работодатель предпочитает, как уже было сказано, брать первых, а
не вторых, и платить им почему-то значительно больше.
|