Для цитирования: Клячко Т.Л.
Высшее образование: больше, лучше или дешевле? //Демоскоп Weekly.
2016. № 669-670. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2016/0669/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Высшее
образование: больше, лучше или дешевле? |
Над темой номера работала
|
|
Татьяна КЛЯЧКО
|
|
Качество высшего образования падает?
Теперь, когда мы немного разобрались с количеством,
поговорим о качестве высшего образования. Резкий переход к практически
всеобщему высшему образованию, естественно, порождает представление
о том, что общий его уровень снижается. Наверное, аналогичные шоки
все страны переживали, когда совершался переход от начального 4-классного
образования к семилетнему или восьмилетнему. Но прошло время и это
стало обыденностью, никому не придет в голову говорить, что семилетка
(восьмилетка) - это плохо, что такого образования слишком много.
Тем более, что нет никаких объективных данных о падении качества
образования, а субъективные оценки, они и есть субъективные. Можно,
конечно, опираясь на данные единого государственного экзамена (далее
- ЕГЭ) утверждать, что более сильные абитуриенты идут в социально-экономическую
и гуманитарную сферу, а более слабые - в технические и естественнонаучные
вузы. Но и это утверждение ограничено, поскольку в МФТИ (Физтех),
МИФИ, Бауманку, питерский Политех, на физфак МГУ поступают сильные
абитуриенты, да и баллы ЕГЭ по обществознанию и, скажем, физике
сравнивать не совсем корректно.
Кроме того, какие студенты в советское время учились
во многих технических вузах, мы не знаем, но понятно, что не всегда
хорошие. Если мы считаем, что в СССР была неэффективная экономика,
то вряд ли в нем было уж очень эффективное высшее образование. И
еще: по сравнению с прошлым веком многое поменялось в представлениях
о том, какое образование можно считать качественным. Американцы,
например, честно говорят, что высшее образование, как профессиональное,
у них теперь начинается с уровня магистратуры.
В 1990-е и 2000-е годы бюджетное финансирование высшего
образования было весьма скудным (в 2000 году - 30 млрд. руб., что
по тогдашнему валютному курсу равнялось 1 млрд американских долларов
- бюджет одного не очень престижного американского вуза), но сказать,
что качество обучения в то время было выше, чем в настоящее время,
было бы большой натяжкой. В последние годы бюджетное финансирование
высшего образования росло (рис. 6), но ждать, что этот рост немедленно
приведет к повышению качества высшего образования, вряд ли стоит.
Рисунок 6. Расходы федерального бюджета на высшее
образование в номинальном выражении и с учетом инфляции, млрд рублей
Источник: Минфин России и Федеральное казначейство.
Примечания: (1) в 2015 году впервые бюджетное финансирование
высшего образования было сокращено при корректировке Федерального
бюджета; (2) если считать по валютному курсу 2013 года (примерно
30 руб. за 1 долл. США), то в 2015 году на ВО тратится 17,1 млрд
долл. США, если же считать по текущему курсу, то эта сумма уменьшается
до примерно 7,9 млрд долл. США, т.е. это финансирование 1 ведущего
университета США
Еще один аспект качества высшего образования связан
с тем, что, начиная с 2000 года, большая часть российских студентов
учится заочно. В настоящее время около 54% студентов учатся заочно,
очно-заочно и в экстернате, а очно - чуть более 46%. (рис. 7).
Рисунок 7. Соотношение числа студентов очных
и неочных форм обучения российских вузов (до 1991 года - РСФСР),
%
Источник: Рассчитано по Росстат: http://www.gks.ru/free
doc/new site/population/obraz/vp- obr1.htm.
Это, кстати, опровергает распространенное мнение, что
в вуз юноши поступают только для того, чтобы «откосить» от армии.
Вполне зрелые люди - 25 лет и старше (их в 2013 году среди студентов
было почти 1,7 млн человек) учатся и работают, а кто-то еще и получает
за свои деньги второе высшее образование, т.е. делают это вполне
осознанно (заочное образование у нас преимущественно платное, а
второе высшее - платное в обязательном порядке).
|