|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
И.Г. Дежина, Е.Н. Кузнецов,
А.В. Коробков, Н.В. Васильев
РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С РУССКОЯЗЫЧНОЙ НАУЧНОЙ
ДИАСПОРОЙ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
№ 23/2015
М., Спецкнига, 2015, 104 страницы
|
http://russiancouncil.ru/common/upload/Report-Scidiaspora-23-Rus.pdf
Эмигранты в возрасте 15 лет и старше,
проживавшие в странах-членах ОЭСР в 2010-2011 гг., по стране
происхождения (страница 18)
Страна
|
Эмигранты с высшим образованием
|
Процентная доля эмигрантов с высшим образованием
к численности местного населения
|
Сверхкрупные диаспоры > 1000000 высококвалифицированных
граждан
|
Индия
|
2080000
|
0,17
|
Китай
|
1655000
|
0,12
|
Филиппины
|
1417000
|
1,47
|
Великобритания и Северная Ирландия
|
1384000
|
2,19
|
Германия
|
1168000
|
1,43
|
Крупные диаспоры 300000-1000000
|
Мексика
|
867000
|
0,72
|
Россия
|
660000
|
0,46
|
Южная Корея
|
637000
|
|
Вьетнам
|
524000
|
0,59
|
Иран
|
424000
|
0,55
|
Тайвань
|
392236
|
|
Марокко
|
392000
|
1,21
|
Колумбия
|
365000
|
0,77
|
Малые диаспоры < 300000
|
Турция
|
251000
|
0,34
|
Ирландия
|
227000
|
4,95
|
Аргентина
|
223000
|
0,54
|
Египет
|
193000
|
0,24
|
Ливан
|
165000
|
3,73
|
Тунис
|
94000
|
0,87
|
Региональное распределение российских
ученых за рубежом и интенсивность работы с ними российских
образовательных и научных организаций (Страница 76)
Регион
|
Число зафиксированных опросом эпизодов сотрудничества
|
Доля в общей численности эпизодов сотрудничества,
%
|
Постсоветские государства
|
8
|
3,7
|
Западная Европа
|
127
|
58,0
|
в том числе Скандинавия
|
37
|
16,9
|
Восточная Европа
|
13
|
6,0
|
Северная Америка
|
32
|
14,6
|
Южная и Центральная Америка
|
3
|
1,4
|
Азия
|
27
|
12,3
|
Африка
|
1
|
0,5
|
Австралия и Новая Зеландия
|
8
|
3,7
|
Всего
|
219
|
100,0
|
Исходя из результатов опроса и складывающихся
геополитических условий, можно заключить, что некогда популярная
идея возвращения на родину ученых, уехавших работать за рубеж,
утратила свою актуальность. Вместо этого на первый план выходит
задача поиска оптимальных форм взаимодействия, в том числе
дистанционного. При этом сотрудничество, как показывает опыт
стран, работающих со своими диаспорами, не должно фокусироваться
исключительно на диаспоре, а должно быть направлено на международные
взаимодействия как таковые. С этой точки зрения наиболее успешным
российским проектом следует признать создание лабораторий
под руководством ведущих ученых мира.
Стр. 93.
|
Доклад подготовлен организациями-партнерами, в числе
которых Российский совет по международным делам, ООО «Инконсалт
К» и Международная ассоциация русскоговорящих ученых RASA, с целью
оценки накопленного на сегодня опыта взаимодействия с научной диаспорой
в России и за рубежом, анализа позитивных аспектов сотрудничества
и проблем, препятствующих эффективному взаимодействию с русскоязычными
учеными, а также выработки предложений по новым формам взаимодействия.
Доклад основан на исследовании, проведенном международной
рабочей группой. В качестве методологии исследования был выбран
опрос представителей научной диаспоры, работающих за рубежом, а
также опрос российских университетов, вовлекающих в свою работу
представителей диаспоры. Результаты опроса можно принять в качестве
отправной точки для анализа, поскольку они демонстрируют точку зрения
наиболее активной части русскоязычной научной диаспоры.
Содержание
Развитие сотрудничества с русскоязычной научной диаспорой:
опыт, проблемы и перспективы
Введение
Информация об организациях-партнерах
Авторы доклада
Взаимодействие с научными диаспорами: уроки глобального
опыта
Концептуальная основа: неоднородность научно-исследовательских
диаспор и институтов в родных странах
Уроки глобального опыта: четыре подхода к взаимодействию с научно-исследовательскими
диаспорами
Российские государственные инициативы, предполагающие участие
русскоязычных ученых, работающих за рубежом
Совместные исследовательские проекты под руководством представителей
диаспоры
Создание научных лабораторий в вузах и научных организациях под
руководством ведущих мировых ученых (программа мегагрантов)
Стажировки российских студентов и аспирантов в лабораториях соотечественников
RASA Центры в Санкт-Петербургском политехническом университете
и Томске
Российский опыт взаимодействия с русскоязычными учеными-соотечественниками:
оценки представителей научной диаспоры
Структура выборки
Степень участия респондентов в научной жизни России
Оценки по итогам участия в научно-образовательной работе в России
Позитивный опыт участия в российских программах, инициированных
правительством
Виды деятельности, в которых готовы участвовать представители
русскоязычной научной диаспоры
Возможное сотрудничество на безвозмездной основе
Главные препятствия участию в научной жизни России
Предложение новых инициатив для правительства: взгляд представителей
диаспоры
Коммерциализация результатов научных исследований
Итоги выборочных интервью
Результаты опроса российских университетов, сотрудничающих
с российскими учеными, живущими и работающими за рубежом
Общие сведения об университетах и сотрудниках, ответивших на
вопросы анкеты
Типология партнеров из числа русскоязычной научной диаспоры
Основные направления и формы сотрудничества
Научно-образовательная деятельность: позитивные аспекты и проблемы
взаимодействия университетов с представителями русскоязычной научной
диаспоры
Предложения университетов о совершенствовании взаимодействий
с представителями русскоязычной научной диаспоры
Коммерциализация результатов исследований и разработок
Выводы и рекомендации
Приложение 1. Анкета для ученых-соотечественников, работающих
за рубежом
Приложение 2. Анкета для университетов, cотрудничающих
с учеными-соотечественниками, работающими за рубежом
|