|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
В ПОИСКАХ НОВОГО "СЕРЕБРЯНОГО
ВЕКА" В РОССИИ: ФАКТОРЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Всемирный банк, 2015, 57 страниц
|
http://www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/WDSP/IB/
2015/09/15/090224b0830dc63c/1_0/Rendered/PDF/Searching0for00ng000overview0report.pdf
Демографический дивиденд, 1997-2011 гг.
(страница 13)
Территория
|
Демографический дивиденд (ДД),
%.
|
Рост ВВП на душу населения,
%
|
Рост ВВП на душу населения
с корректировкой на ДД, %
|
Российская Федерация
|
1,5
|
4,9
|
3,4
|
«Богатые» регионы
|
1,3
|
4,6
|
3,2
|
«Бедные» регионы
|
1,7
|
5,1
|
3,5
|
Демографическое старение отражается на
объемах и структуре бюджетных расходов и доходов.
Старение населения может напрямую увеличивать спрос на государственные
услуги, такие как услуги здравоохранения и длительный уход.
Кроме того, может расти потребность в социальных трансфертах,
таких как пенсионные пособия. Старение населения также напрямую
влияет на бюджетные доходы: как правило, в течение жизненного
цикла меняется источник индивидуального дохода, а, следовательно,
и величина налоговой базы. Например, в результате увеличения
доли пенсионеров (при неизменных ставках налогообложения)
в общей численности населения могут меняться объемы налогов
на заработную плату по сравнению с пассивным доходом. Кроме
того, старение населения может косвенно влиять на состояние
бюджета, а именно, путем изменения агрегированного уровня
дохода, что, в свою очередь, влияет на показатели расходов
и доходов. Например, если старение населения сопряжено с повышением
доходов на душу населения, тогда спрос на услуги здравоохранения
также вырастет, поскольку это стандартное благо. При этом,
хотя старение населения не особенно влияет на это, при анализе
перспектив бюджетной устойчивости в России также необходимо
отразить динамику ресурсных доходов, которые в 2014 году составляли
одну треть доходов страны.
Стр. 25.
Несмотря на то что российская пенсионная
система явно не содержит негативные стимулы для трудовой деятельности,
официально установленный возраст выхода на пенсию очень низок.
Право на получение пенсии по старости для мужчин
наступает по достижении 60 лет, а для женщин – 55 лет, а право
на социальную пенсию – по достижении 65 лет для мужчин и 60
лет для женщин. Такой относительно низкий возраст для получения
пенсий иногда оправдывается низкой продолжительностью жизни
в России, которая (по состоянию на 2011 год) составляет 64
года для мужчин и 76 лет для женщин. Однако более достоверный
показатель продолжительности жизни для анализа пенсионных
вопросов определяется не от даты рождения, а от выхода на
пенсию. По данным актуарного прогноза Пенсионного фонда Российской
Федерации в 2010 году средний период дожития для 60-летних
мужчин составлял 14,3 лет, а для 55-летних женщин – 23,9 лет.
Это означает, что ожидаемая продолжительность выплаты пенсий
в России меньше среднего срока в странах ОЭСР для мужчин (17
лет), но существенно выше среднего показателя в странах ОЭСР
для женщин (20,3 лет). Более того, существенная доля пожилых
работников (напр. работники сферы здравоохранения с большим
стажем работы) имеют право на получение пенсий до наступления
официально установленного относительно низкого пенсионного
возраста. Около 35% лиц начинают получать пенсию до достижения
установленного пенсионного возраста, а 30% женщин и 20% мужчин
уже получают пенсии к моменту достижения 50-летнего возраста.
Стр. 40-41.
|
В данной работе представлены результаты исследования
влияния демографических тенденций в России на старение населения,
проведенного Всемирным банком. Комплексная программа действий для
решения проблемы старения населения предполагает сочетание трех
взаимосвязанных направлений государственной политики, нацеленных
на обеспечение здорового, активного и процветающего долголетия.
В работе не предполагается освещение всех аспектов многоплановой
программы мер в области старения населения. В первом разделе рассматриваются
макроэкономические последствия старения населения и анализируется,
как с начала 1990-х годов этот процесс влияет на рост ВВП и межрегиональную
конвергенцию. Кроме того, в этом разделе предлагаются альтернативные
подходы к прогнозированию зависимости между старением населения
и экономическим ростом. Затем анализируется влияние старения населения
на сбережения домашних хозяйств, и рассматриваются его бюджетные
последствия. Во втором разделе, посвященном зависимости между развитием
человеческого потенциала и демографией, рассматривается, как политика
поддержки семьи может помочь женщинам иметь больше детей и при этом
все же повышать свое участие в рабочей силе. Затем анализируются
изменения в системе пенсионного обеспечения, здравоохранения, социальной
защиты, а также в регулировании рынка труда, которые могли бы способствовать
активному долголетию. В последней части этого раздела рассматриваются
изменения в системе образования взрослых, которые могли бы повысить
конкурентоспособность России и позволить пожилым работать дольше
и более продуктивно. В последнем разделе подводятся итоги.
Содержание
Выражение признательности
Список сокращений
Краткое содержание
- Макроэкономические последствия старения
- Воздействие старения населения на сбережения населения
- Бюджетные последствия старения населения
- Старение населения и меры политики по поддержке
семей
- Поддержка активной старости
- Роль образования взрослых
- Заключение
Библиография
|