Для цитирования: Нефедова Т.Г.
Отходничество в системе миграций в постсоветской России. География
//Демоскоп Weekly. 2015. № 643 - 644. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0643/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Отходничество в системе
миграций в постсоветской России. География
|
Над темой номера работала
|
|
Татьяна НЕФЕДОВА
|
|
Интенсивность и направления отходничества в отдельных
регионах
Костромская и Тульская
области
Многолетние обследования сельской периферии нечерноземных
регионов показали, что от пятой части до половины зарегистрированного
там трудоспособного населения не работает на месте. Одни учатся
или постоянно работают в городах, другие периодически уезжают «в
отход», третьи впали в состояние застойной безработицы[23].
Например, по данным обследования автором в 2014 году одного из поселений
Мантуровского района на периферии Костромской области (560 км от
Москвы) до трети трудоспособного мужского населения, находящегося
на военном учете, по месту регистрации (то есть в деревнях поселения)
постоянно не проживает. Около 5% – это отходники, работающие в Москве
и Подмосковье по нескольку месяцев либо в режиме 20 дней работы
на 20 дома (дальний отход). Еще 7-8% работают в ближайшем малом
городе в рабочие дни, с приездом на выходные в деревню (ближний
отход), а до 20% живут в Москве, Костроме, Шарье и других городах,
лишь изредка приезжая домой.
Данные ОНПЗ за 2013 год показывают, что половина отходников
из Костромской области работает в Москве и Московской области, хотя
их общее число невелико и составляет 15 тысяч человек (но это самые
активные и трудоспособные люди). Повышена доля отхода на работу
в соседний Ярославль и в Санкт-Петербург (рис. 30). Интересно, что
дальний отход характерен не для периферии области, где серьезные
проблемы с сельскохозяйственными предприятиями, но осталось мало
активного населения, а для пригорода (рис. 31). Немногим менее 20%
жителей пригородного Костромского района – маятниковые мигранты
в Кострому, а более 20% работают на отходе в других регионах. Значительная
доля местного населения перемещается с целью работы внутри региона,
в т.ч. в Кострому, особенно из районов-соседей второго-четвертого
порядков (ближний отход), но также и в другие города (Мантурово,
Шарью на востоке области). За пределами пригорода доля дальнего
отхода невелика.
Рисунок 18.
Направления движения отходников из Костромской области,
%
Источник: по данным ОНПЗ, 2013
Рисунок 19.
Соотношение доли трудовых мигрантов внутри Костромской области и
вне ее в муниципальных районах по мере удаления от Костромы (1 –пригородный
район, 2- сосед второго порядка,… 9 – сосед Костромы 9 порядка)
Источник: по данным переписи населения, 2010
Иная ситуация в Тульской области, откуда даже по заниженным
данным ОНПЗ уезжает на работу до 80 тыс. человек, почти все в Москву
и Московскую область (рис. 20).
Рисунок 20.
Направления движения отходников из Тульской области
Источник: по данным ОНПЗ, 2013
При этом в ближайших к Московской области районах каждый
третий работает в столичном регионе, откуда за работниками присылают
специальные корпоративные автобусы. Потенциала Тулы хватает лишь
на ближайший пригородный район, в остальных работников в значительной
мере перехватывает Москва (рис. 21).
Рисунок 21.
Соотношение доли трудовых мигрантов внутри Тульской области и вне
ее в муниципальных районах по мере удаления от Московской области
(левая панель) и от Тулы (правая панель)
Источник: по данным переписи населения – 2010.
Российское межстоличье
По данным обследования территории между Москвой и Санкт-Петербургом
в районах и городах, расположенных вдоль авто- и железнодорожной
магистралей в Тверской и Новгородской областях, от 10 до 30% экономически
активного населения ездят работать в столичные регионы[24].
По данным ОНПЗ, отходников гораздо меньше. В Новгородской
области – 14 тысяч человек, зато ориентированы они на северную столицу:
8 тысяч ездят на работу в Санкт-Петербург и 3,5 тысячи – в Ленинградскую
область. В Тверской области масштабы отходничества значительнее:
51 тыс. человек, при том, что населения всего вдвое больше. По данным
ОНПЗ, отходники ориентированы на Москву и Московскую область, хотя
5 тысяч работают в Санкт-Петербурге и 2,5 тыс. - в Ленинградской
области. Около 2 тысяч ездят работать в Краснодарский край и Белгородскую
область (рис. 22).
Рисунок 22. Направления движения отходников
из Новгородской (левая панель) и Тверской (правая панель) областей
Источник: по данным ОНПЗ, 2013
Контрасты в состоянии городов между Москвой и Санкт-Петербургом
хорошо видны в табл. 4.
Таблица 4. Число городов в столичных и межстоличных
регионах с разными оценками экономического состояния без областных
центров
Области
|
Число городов с разной оценкой состояния
|
Всего городов
|
Лучшие
|
Хорошие
|
Средние
|
Депрессивные
|
Ленинградская
|
3
|
12
|
10
|
6
|
31
|
Новгородская
|
0
|
0
|
2
|
7
|
9
|
Тверская
|
0
|
1
|
1
|
20
|
22
|
Московская
|
6
|
42
|
22
|
10
|
80
|
Всего
|
9
|
55
|
35
|
43
|
142
|
Источник: Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Территория межстоличья//
Путешествие из Петербурга в Москву: 222 года спустя. Кн. 1. Два
столетия российской истории между Москвой и Петербургом., М.:
URSS, 2015, сс. 48-50
В Московской области 60% всех городов получили повышенные
оценки по сумме показателей[25],
притом, что их жители активно пользуются и благами самой столицы.
В Ленинградской области таких городов половина. В Тверской области,
наоборот, подавляющая часть городов, помимо Конаково и Удомли, получили
довольно низкие оценки. В Новгородской области к депрессивным также
можно отнести 8 из десяти городов (средние оценки только у Боровичей
и Валдая). Это огромная часть городского населения: почти 400 тысяч
человек в Тверской и по 100 тысяч горожан в Новгородской области.
В пригородных Московской и Ленинградской областях почти
все города, даже малые, оставались привлекательными для населения.
В межстоличных Новгородской, Псковской и Тверской областях города
продолжали концентрировать местное сельское население до 2000 года,
к тому же в первой половине 1990-х они служили пристанищем для переселенцев
из стран СНГ. Однако к концу 1990-х годов они теряют привлекательность.
Дольше «держатся» средние города с населением свыше 50 тысяч жителей,
собирающие остатки сельского населения, но и они к 2010 году уже
имеют нулевой миграционный прирост из-за переезда населения ближе
к крупным центрам. Вместе с естественной убылью стареющего городского
населения это приводит к уменьшению числа жителей почти всех городов
между столичными регионами. Тем не менее, и в небольших городах
межстоличья в 2000-х годах возникают новые предприятия[26].
Однако они единичны на фоне упадка бывших советских заводов и требуют
гораздо меньше занятых (рис. 23).
Рисунок 23. Миграционный баланс городов разного
размера (тыс. жителей) в пригородных Московской и Ленинградской
(левая панель) и в Новгородской, Псковской и Тверской
областях (правая панель), человек в среднем за три года
Подробное обследование территории между Москвой и Санкт-Петербургом
выявило также 3-4-кратные градиенты средних зарплат (рис. 24) по
муниципальным районам и городам в глубинке и в пригородах Москвы
и Петербурга (не говоря о самих столицах)[27].
Рисунок 24. Средняя зарплата в районах и городах
вдоль полимагистрали Санкт-Петербург-Москва в 2011 году, тыс. рублей
в месяц
Обследование работы пригородных электричек выявило заметную
ступенчатость в частоте их отправления, часто приуроченного к пиковому
времени поездок на работу и обратно. Наиболее часто идут электрички
до Крюково, следующие явные ступени – Подсолнечная (64 км от Москвы),
Клин (89 км) и Решетниково (105 км, поворот на Конаково). Эти расстояния
характерны больше для маятниковых трудовых миграций и дачников.
Тем не менее, между Тверью и Москвой (163 км) курсирует до 16 электропоездов
в будние дни (время в пути от двух до трех с половиной часов), причем
в Москву рейсы концентрируются утром, а из Москвы – вечером[28].
На участке Тверь-Бологое по загрузке поездов также чувствуется сильное
тяготение к Москве. Курсируют 7 рейсов в день до городов Лихославль
(230 км) и Бологое (340 км) и 4 рейса до городов Лихославль и Торжок
(300)[29]. Ориентация населения
на отход на всем этом пространстве привела к тому, что в открывшейся
новой больнице Лихославля в 2013 году некому было работать, т.к.
весь медицинский персонал работал в Москве и Московской области
в режиме отхода[30].
Еще в большей степени столицы поглотили сельское население
межстоличья (рис. 40 и 41). Сейчас этот процесс продолжается в виде
отходничества. Лишь в самой глубинке (Валдайский, Крестецкий районы)
обилие дачников и появление агрохолдингов частично компенсирует
потерянную в колхозах занятость оставшегося немногочисленного трудоспособного
населения.
Ставропольский край
Большинство исследователей отходничества рассматривают
районы Центральной и Северо-Западной России, проводя аналогии с
местами максимального дореволюционного отхода в Москву и Петербург.
Тем не менее, зоны выхода трудовых мигрантов значительно расширились,
охватив и южные регионы. Ставропольский край с его черноземами на
западе, полупустынями на северо-востоке и предгорными лугами на
юге, расположенный на фронтире православного и мусульманского мира,
представляет собой образец таких южных районов Европейской России
с самыми разными видами хозяйственной занятости населения[31].
Главные отличия Юга от Нечерноземья, помимо природных
условий, – лучший человеческий капитал и иная система расселения.
Это регион поздней волны урбанизации[32],
здесь не было столь длительной депопуляции. «Городов-миллинеров»
тоже нет, хотя есть ярко выраженные полюса развития – быстро растущий
Ставрополь с населением 420 тыс. человек и агломерация городов Кавказских
минеральных вод, по численности населения превышающая столицу региона
в полтора раза (602 тыс. чел. в 2014 году). Для края характерна
повышенная плотность сельского населения (от 10 до 30 человек на
кв. км) и крупные села. В населенных пунктах с числом жителей более
5 тысяч живет около 40% сельского населения, а в поселениях с числом
более 1 тысячи — почти 90%. Здесь сохранились сельскохозяйственные
предприятия с высокой продуктивностью земель. Заброшенных полей
на равнинном Северном Кавказе, особенно в его западной части, почти
нет. Большой интерес к агропромышленному комплексу проявляют инвесторы,
малые предприниматели, здесь много фермеров. Тем не менее проблемы
занятости сильно обострились, особенно в сельской местности с ее
слабыми сервисными функциями и отсутствием «местообразующих» производств,
кроме сельскохозяйственного. Это усилило временный отток населения
на заработки.
Согласно балансу трудовых ресурсов Министерства труда
и социальной защиты населения Ставропольского края[33],
доля неформальной занятости в крае составляет в среднем 24%, что
соответствует общероссийским оценкам. Уровень официальной безработицы
низок (1,3%), по методике Международной организации труда он достигает
5,1%. При этом, если из всех трудовых ресурсов вычесть формально
и неформально занятых, студентов, льготников (многие из которых
также работают) остается «зазор» в 280 тысяч человек. Значительная
часть этого незанятого населения, как считают специалисты края,
работает на отходе.
Более детальные обследования были проведены в Грачевском
сельском муниципальном районе, примыкающем с севера-востока к пригородному
Шпаковскому району. По данным районной администрации, запросившей
информацию непосредственно у поселений, из 14,8 тыс. занятых в районе
почти 6 тысяч работают за пределами района: 1055 человек зарегистрированы
в районе, но не проживают в нем, и 4725 человек работают вне района.
Часть из них - маятниковые мигранты в Ставрополь, хотя разница в
зарплатах не очень велика (в Грачевском районе - 80% среднеобластного
уровня, в г. Ставрополь – 120%). При росте цен на билеты и на бензин
это не оправдывает ежедневные затраты на транспорт. А часть - на
отходе в Москве, Московской области, Ростове.
По данным ОНПЗ, за пределы Ставропольского края в 2013
году выезжало на работу всего 37 тыс. человек[34].
Хотя эти цифры намного ниже оценок местных специалистов и экспертов,
географическую картину отходничества они отчасти отражают. Почти
40% отходников едет в Москву и Московскую область, каждый пятый
– в Краснодарский край, во всех трех случаях с периодичностью в
несколько недель (рис. 25). Из привлекательных регионов можно выделить
Тюменскую область с нефтяными округами (12%) и Ростовскую область.
Ежедневные обмены трудовыми ресурсами характерны для соседних республик,
хотя доля таких маятниковых трудовых мигрантов в среднем по краю
- около 5%.
Рисунок 25. Направления движения отходников
из Ставропольского края
Источник: по данным ОНПЗ, 2013
Рисунок 26. Соотношение доли трудовых мигрантов
внутри Ставропольского края и вне его в муниципальных районах по
мере удаления от Ставрополя и Кавмивод (1 – пригородные районы,
2 - соседи второго порядка,… 5 – соседи 5 порядка)
Источник: по данным переписи населения, 2010
Специфика обоих пригородных районов состоит в том, что
половина сельского населения в них работает либо в Ставрополе и
г. Михайловском, либо в городах агломерации Кавминвод, а треть -
на отходе в других регионах, поэтому доля трудовых мигрантов особенно
высока (рис. 26). Но высока она и в более удаленных районах, но
уже по другим причинам. Помимо пригородов, она оказалась повышена
в относительно благополучных сельскохозяйственных районах на западе
и юго-западе края там, где лучше сохранилась колхозная система с
расширением производства зерновых культур и доминирует русское население[35],
а также в некоторых центральных районах края. Это связано с несколькими
причинами. На западе края крупнее села и станицы (от 1,5 до 10-15
тыс. человек) с моноаграрной специализацией и неразвитой сферой
услуг. Переориентация крупных агропредприятий на производство выгодного
зерна (доля зерновых культур в посевной площади многих районов увеличилась
с 50% до 70-80%) привела к уменьшению кормовых угодий и свертыванию
малорентабельного молочного животноводства, которое сохранилось
в незначительном числе предприятий и у населения. Поскольку животноводство
наиболее трудозатратно, эти перемены вызвали резкое сокращение занятости
даже в успешных сельскохозяйственных районах. Фермеры также занимаются
здесь преимущественно растениеводством, и им требуется минимум работников.
Более того, финансовая состоятельность крупных и более мелких хозяйств
стимулировала их модернизацию, покупку новой техники со сложным
управлением. Это ограничило потребность хозяйств небольшим числом
квалифицированных механизаторов и чернорабочих с минимальной зарплатой.
Агрохолдинги также следуют этим тенденциям, даже если кроме растениеводства
занимаются птицеводством или свиноводством в современных модернизированных
комплексах.
Эти резкие организацинно-технологические перемены выявили
сильную перенаселенность южного села. Важны были и психологические
факторы. Несмотря на то, что человеческий капитал здесь сохранен
лучше, чем в Нечерноземье, русскому населению крупных сел и станиц,
привыкшему к наемному труду в благополучных колхозах, было труднее
освоить предпринимательство. В современных институциональных условиях,
при сложности получения кредитов, постоянных проверках с коррупционной
составляющей и ожесточенной борьбе за землю более легким выходом
стал переход к самообеспечению и отход на заработки.
На востоке, северо-востоке региона и в предгорных районах
с более сложными природными условиями и животноводческой специализацией
крупные предприятия сохранились хуже. Большую часть продукции производят
хозяйства населения. Главной специализацией фермеров, чаще выходцев
из Дагестана, служит животноводство. Кроме того фермеры и население
самых разных национальностей выращивают овощи. И животноводство,
и растениеводство в таких хозяйствах в значительной степени носят
теневой характер. Тем не менее занятость здесь за счет многочисленных
частных хозяев выше, чем в более благополучных зерновых западных
районах. Невозможность русского населения конкурировать с такими
хозяйствами приводит к его оттоку из пограничных с республиками
и многих срединных районов Ставрополья.
Различия между западом и востоком края видны и по направлениям
отходничества. Например, в прикубанском Новоалександровском районе
видна ориентация на Краснодарский край, а в восточном Курском -
наиболее тесные связи с республиками, особенно с Чеченской, и с
Дагестаном (рис. 27)
Рисунок 27. Направления движения отходников
из западного Новоалександровского района (левая панель) и из восточного
Курского района (правая панель) Ставропольского края
Источник: по данным переписи населения, 2010
На рис. 28 видно, как постепенно менялась привлекательность
сельской местности края. Если в начале 1990-х годов все районы,
а особенно западные и южные, показывали прирост населения за счет
переезда в Ставропольский край жителей севера, востока страны и
бывших союзных республик, то уже во второй половине 1990-х обозначился
отток из северных районов края, особенно русского населения, с частичной
его заменой переездом туда кавказского населения на ПМЖ и на временные
работы. К концу 2000-х годов явно обозначились очаги притяжения
в виде столицы региона с ее пригородом и агломерации Кавказских
минеральных вод. Притягательность западных районов края уменьшалась
медленнее, в 2013 году остался лишь наиболее благополучный Новоалександровский
район в Прикубанье. Особенно привлекателен для миграций на ПМЖ Ставрополь
с пригородами (ввод жилья составляет соответственно 1,2 и 1,6 кв.
м. на человека в 2013 году при 0,17 кв. м в среднем для всех других
муниципалитетов).
Рисунок 28. Нетто-баланс миграций на постоянное
место жительства на 1000 человек в 1990-1995, 1996-2000, 2001-2005,
2011-2013 годы
[23] Нефедова Т.Г. Десять
актуальных вопросов о сельской России. Ответы географа. М.: URSS,
2013 (доп изд. 2014), 456 с.; Потенциал Ближнего Севера. Экономика.
Экология. Сельские поселения. К 15-летию Угорского проекта /ред.
Н.Е. Покровского, Т.Г. Нефедовой. М.: Логос, 2014. С. 15-73
[24] Путешествие из Петербурга
в Москву: 222 года спустя. Кн. 1 и кн.2 /ред Нефедовой Т.Г., Трейвиша
А.И., Аверкиевой К.В., М.: URSS, 2015
[25] См. раздел Предпосылки
отходничества в современной России
[26] Аверкиева К.В. Волны
промышленного развития// Путешествие из Петербурга в Москву: 222
года спустя. Кн. 1. Два столетия российской истории между Москвой
и Петербургом, М.: URSS, 2015, сс. 146-188.
[27] Нефедова Т.Г., Трейвиш
А.И. Территория межстоличья// Путешествие из Петербурга в Москву:
222 года спустя. Кн. 1. Два столетия российской истории между Москвой
и Петербургом, М.: URSS, 2015, с. 35-63.
[28] Неретин А.С. Современное
состояние и развитие железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург//
Путешествие из Петербурга в Москву: 222 года спустя. Кн. 1. Два
столетия российской истории между Москвой и Петербургом, М.: URSS,
2015, с. 87-112
[29] Там же
[30] Путешествие из Петербурга
в Москву: 222 года спустя. Кн.2 / под ред. Нефедовой Т.Г., Трейвиша
А.И., Аверкиевой К.В., М.: URSS, 2015, с. 203-209
[31] Результаты опираются
на неоднократные экспедиционные обследования Ставрополья с 2002
по 2014 гг., что позволило вести своеобразный мониторинг состояния
экономики края и миграций населения, особенно в его сельской местности.
См.: Нефедова Т.Г. Десять актуальных вопросов о сельской России.
Ответы географа. М.: ЛЕНАНД, 2013. 456 с.; Нефедова Т.Г. Сельское
ставрополье глазами московского географа. Разнообразие районов на
юге России. Ставрополь, Изд-во СГУ, 2012, 81 с. и др.
[32] Белозеров В.С. Трансформация
этно-демографических и миграционных процессов на Северном Кавказе//
Население Юга России: трансформация воспроизводства, расселения
и образа жизни в современных геополитических условиях. Ставрополь,
Ставропольский гос. Университет, 2009.
[33] В трудовые ресурсы включались:
население в трудоспособном возрасте, работающие пенсионеры и подростки
и иностранные рабочие по региональной квоте.
[34] http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_30/Main.htm
[35] Нефедова Т.Г. Десять
актуальных вопросов о сельской России. Ответы географа. М.: URSS,
2013 (доп изд. 2014). с. 262-312
|