Для цитирования: Садовская
Е.Ю. Китайская миграция в Казахстане //Демоскоп Weekly. 2015. №
629 - 630.
URL: http://demoscope.ru/weekly/
2015/0629/tema01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Китайская миграция в Казахстане
|
Над темой номера работала
|
|
Елена
САДОВСКАЯ
|
|
Китайская миграция и бизнес в Казахстане: вызов или
новые возможности?
На основе анализа китайской миграции и бизнеса в Казахстане
можно сделать вывод, что речь идет о вполне традиционных для глобализирующегося
мира мигрантских потоках, продвижении китайского бизнеса и торговли
в регионе. То, что этот процесс протекает противоречиво и сочетает
в себе и положительные и отрицательные последствия, тоже служит
общей характеристикой международных миграций.
Если рассматривать миграцию из КНР и китайский крупный,
средний и малый бизнес в контексте растущего китайского экономического
присутствия в Казахстане, то его импликации можно оценивать на макроуровне.
Государственные кредиты и инвестиции крупных частных или частно-государственных
компаний положительно влияют на развитие казахстанской экономики,
особенно тех ее секторов, куда они непосредственно направлены, будь
то энергетический (нефте- и газоперерабатывающий), транспортный
(авто- и железнодорожный) или другие секторы. Инвестиции способствуют
развитию самих отраслей, их производственной инфраструктуры, а также
местной социальной инфраструктуры и опосредованно – человеческому
развитию (системы образования, профессионального переобучения, повышения
квалификации, социальной защиты). Вместе с тем существует много
проблем, включая условия, безопасность и оплату труда, защиту окружающей
среды и многие другие, еще не решенные на китайских или совместных
предприятиях. Привлекательным для авторитарных режимов Казахстана
и Центральной Азии является тот факт, что экономическая политика
Китая за рубежом, в том числе его международная помощь для развития,
не включает никаких политических условий, в частности, требований
по соблюдению прав человека.
Для Казахстана важно, что Китай способствует диверсификации
современного списка инвесторов, среди которых США, Великобритания,
Канада, Россия. Присутствие Китая диверсифицирует источники инвестиций
не только в нефтегазовой промышленности, но и в транспортной. Нефте-
и газопроводы, железнодорожные и автомобильные дороги, которые строит
Китай, существенно расширяют доступ Казахстана на международный
нефтегазовый рынок. С другой стороны, Китай очень быстро наращивает
свои нефтяные активы и уже сегодня контролирует до 25-40% нефтяных
активов в Казахстане. Китайские инвестиции преимущественно в энергетический
сектор значительно увеличивают риск «моноспециализации» Казахстана
на нефтедобыче, что может привести к тому, что регион станет «сырьевым
придатком» не только развитых западных стран, но и Китая.
Сегодня экономическое присутствие Китая в Казахстане
– это объективная реальность, а торгово-экономическое сотрудничество
– ключевое направление взаимодействия. Китай стал основным торговым
партнером Казахстана и поставщиком практически всей номенклатуры
товаров повседневного спроса, и ныне, во все возрастающих объемах
– продовольственных товаров и потенциально – транспортных средств
и перерабатывающего оборудования на рынок Казахстана. Поставки товаров
повседневного спроса уже сформировали определенную зависимость Казахстана
от восточного соседа. Если представить гипотетическую ситуацию,
при которой объемы торговли с Китаем сократятся, то в Казахстане
не только начнется товарный дефицит, но и возрастет безработица,
потому что сегодня сотни тысяч казахстанцев заняты в торговом бизнесе,
причем именно в секторе торговли китайскими товарами.
Наряду с товарами, китайский средний и малый бизнес
предлагает услуги в других секторах, например, в сфере питания,
медицины, туризма, что диверсифицирует местный потребительский рынок
и насыщает его новыми специфическими этническими продуктами и услугами.
Вместе с тем, китайский торговый бизнес берет верх в конкуренции
над малым бизнесом в Казахстане, потому что китайские товары дешевле
и разнообразнее. Негативным следствием стало то, что насыщение рынка
некоторыми китайскими товарами, продвижение китайского торгового
бизнеса, вкупе с рядом внутренних причин, привели к упадку отдельных
секторов экономики Казахстана, например, обувной и текстильной промышленности.
В течение двух десятилетий присутствия китайского бизнеса
в Казахстане и Центральной Азии не учреждено ни одного успешно работающего
совместного предприятия, КНР не передавал в регион новых передовых
технологий. Растущее присутствие китайского бизнеса и китайской
рабочей силы создает новые возможности для Казахстана и стран региона,
но инвестиции пока вкладываются преимущественно в инфраструктурные
проекты, а не в высокотехнологичный бизнес и науку. Тем не менее,
в позитивном сценарии взаимовыгодного сотрудничества Китай может
выступить для Казахстана локомотивом технологического и экономического
развития.
На микроуровне также проявляются положительные последствия
развития трансграничных торговых и бизнес-связей между местными
предпринимателями из Казахстана/ Центральной Азии и Синьцзяна/Китая,
которые, несомненно, вносят вклад в экономическое сотрудничество
и стабильность на макроуровне. Эти трансграничные взаимодействия
укреплялись на протяжении последних двух десятилетий, что позволяет
говорить о включении западного района Китая во внутрирегиональную
центральноазиатскую миграционную подсистему. Этот новейший тренд
в развитии миграций имеет для Казахстана и Центральной Азии многообразные
экономические, политические и геополитические последствия на различных
уровнях – от локального и национального, до регионального и глобального.
Сегодня еще рано говорить о политическом влиянии Китая
в регионе, хотя оно вполне просматривается в политике, которую проводит
КНР, используя механизмы Шанхайской организации сотрудничества.
Однако рост политического влияния Китая неизбежен как следствие
усиливающегося китайского экономического присутствия в регионе.
Что касается решения внутренних проблем современной
миграции между Казахстаном и Китаем, особое внимание следует уделить
организации и осуществлению законных и регулируемых миграций и «прозрачного»
легального бизнеса граждан Китая; адаптации и интеграции репатриантов
из Китая, равно как и других категорий постоянных и временных мигрантов,
например, обучающихся в Казахстане студентов. Необходимы мониторинг,
исследование, анализ и прогноз миграционных движений и демографических
процессов в региональном разрезе и в Казахстане в целом.
Решение проблем регулирования миграционных потоков и
предупреждения незаконной миграции лежит на путях взаимодействия
всех участников («субъектов») процесса: государственных органов,
экспертного сообщества, международных и неправительственных организаций,
средств массовой информации. Для Китая и Казахстана, а также всех
республик Центральной Азии это новый вызов, проблема, которая может
быть решена только на путях дву- и многостороннего сотрудничества.
|