Rambler's Top100

№ 619 - 620
17 - 30 ноября 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Берегите женщин!  

Выполнение Россией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

ООН отвела пять лет на то, чтобы окончательно переломить эпидемию СПИД

Информационный бюллетень ко всемирному дню борьбы со СПИДом в 2014 году


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Виктория Ивановна САКЕВИЧ

Рубрику ведет кандидат экономических наук Виктория САКЕВИЧ

Выполнение Россией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Российская Федерация подготовила очередной, восьмой по счету, отчет о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; отчет доступен как на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ, так и на сайте Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, осуществляющего надзор за соблюдением Конвенции.

Напомним, что Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) — это конвенция ООН, принятая 18 декабря 1979 года и вступившая в силу 3 сентября 1981 года. На сегодняшний день Конвенцию ратифицировали 188 стран, включая Россию[1].

В докладе Минтруда, состоящем из 65 страниц текста и Приложений, представлена подробная информация о постатейном выполнении положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, о последних изменениях в российском законодательстве, о достигнутом прогрессе в области улучшения положения женщин и о сохраняющихся препятствиях по недопущению дискриминации в отношении женщин.

Приведем несколько выдержек из доклада, имеющих непосредственное отношение к демографии и проблемам репродуктивного здоровья.

О проекте закона о гендерном равенстве и его несоответствии традиционным семейным ценностям

Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 16 апреля 2003 года. Текст законопроекта размещен на официальном сайте Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей:
http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/F3D6BDD031BFF0D7432571BB0056AD60?OpenDocument

В период работы Государственной Думы пятого созыва законопроект дорабатывался созданным при Комитете по вопросам семьи, женщин и детей Экспертным советом, неоднократно выносился на обсуждение специалистов и широкой общественности, обсуждался на круглых столах в Государственной Думе и Общественной палате Российской Федерации. Участвовавшим в обсуждении специалистам и представителям общественности не удалось выработать согласованную позицию по основным положениям законопроекта и по вопросу его дальнейшего продвижения…

В 2012-2013 годах участились многочисленные обращения граждан, общественных организаций в Государственную Думу и в Правительство Российской Федерации, выступающих «против» принятия законопроекта, усматривая в нем угрозу традиционным семейным ценностям. Серьезное возражение у общественности вызывают используемые в законопроекте понятия «гендер» и «гендерный», не имеющие, по мнению заявителей, аналогов в русском языке. Работа по выработке общественного консенсуса по законопроекту будет продолжена.

О Концепции государственной семейной политики, нацеленной на развитие экономической самостоятельности семьи

Разработан проект Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года, в основу которой положены принципы равенства семей и всех их членов в праве на поддержку, независимо от пола, социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений; ответственности каждой семьи за воспитание и развитие личности ребенка (детей), за сохранение его (их) здоровья; равноправия между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности; партнерства семьи и государства, сотрудничества с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями и т.д.

Проект Концепции ориентирует на развитие экономической самостоятельности семьи, создание условий для гармоничного совмещения семейных обязанностей, профессионального обучения и экономической активности родителей; создание условий для обеспечения здоровья ее членов; создание механизма содействия в улучшении жилищных условий семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей; укрепление социального института семьи, повышение ценности семейного образа жизни, ответственного родительства, материнства и отцовства; профилактику семейного неблагополучия, жестокого обращения в семье, детской безнадзорности и беспризорности и т.п.

О создании условий для совмещения женщинами воспитания детей с трудовой занятостью

В целях обеспечения детей услугами и местами в детских садах и яслях проводится модернизация системы дошкольного образования в регионах, в том числе строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий детских садов. На эти цели из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации выделено 50,0 млрд. рублей в виде субсидии на мероприятия по модернизации. По состоянию на 1 января 2014 года количество введенных мест в детских садах и яслях по всей России составило 401 677 или 111% от общего числа запланированных дополнительных мест… В 2013 г. услуги по дошкольному образованию предоставляли 44,3 тысячи государственных и 1017 негосударственных детских садов. В них получали дошкольное образование соответственно 5982,9 тыс. и более 77 тыс. детей. Проблему ликвидации очереди в дошкольные образовательные учреждения планируется решить к 2016 году…

Развиваются гибкие формы занятости для женщин. Сформирован и регулярно обновляется банк вакансий (рабочих мест) с применением гибких форм занятости (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.д.)... Получила развитие дистанционная занятость (Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен главой 49.1. «Особенности регулирования труда дистанционных работников»)…

В субъектах Российской Федерации организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, по востребованным на рынке труда специальностям (бухгалтер, оператор ЭВМ, мастер маникюра и педикюра, парикмахер, повар, продавец, делопроизводитель, медицинская сестра, секретарь, менеджер по кадрам, менеджер по персоналу, менеджер в торговле, а также курсы: «1С: Бухгалтерия», «1С: Торговля и склад», «1С: Управление торговлей»).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, предусмотренная в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, может быть предоставлена также отцу ребенка, если он находится в отпуске по уходу за ребенком.

О создании условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям и матерям, улучшения состояния здоровья детей и матерей, снижения материнской, младенческой и детской смертности

В сфере здравоохранения приняты Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011 год), государственная программа «Развитие здравоохранения» (2014 год) с подпрограммой «Охрана здоровья матери и ребенка», в которых определены основные направления дальнейшего совершенствования и оказания медицинской помощи женщинам в 2014-2020 годах.

Необходимым условием создания эффективной трехуровневой системы оказания акушерско-гинекологической помощи в регионах является создание перинатального центра, позволяющего сконцентрировать в одном учреждении беременных высокого перинатального риска и новорожденных, снизить материнскую и младенческую смертность. В настоящее время в Российской Федерации функционируют 98 перинатальных центров, в том числе 58 самостоятельных и 40 в составе многопрофильных больниц. …Распоряжением Правительства Российской Федерации в декабре 2013 г. утверждена Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации. Программой предусмотрено строительство еще 32 перинатальных центров в 30 субъектах Российской Федерации.

Продолжается реализация программы «Родовый сертификат»… За период реализации программы «Родовый сертификат» (2006-2013 годы) дополнительное финансирование государственных и муниципальных учреждений родовспоможения составило более 126,0 млрд. рублей. За счет средств родовых сертификатов лечебными учреждениями приобретено более 26,0 тыс. единиц дорогостоящего медицинского оборудования. Результатом реализации программы «Родовый сертификат» явилось улучшение качества диспансерного наблюдения беременных женщин. Снижается частота осложнений беременности, родов и послеродового периода. Увеличивается доля неосложненных родов.

О снижении материнской смертности

В 2012 году в Российской Федерации достигнуто максимальное за последние годы снижение показателя материнской смертности - на 29% за год (с 16,2 до 11,5 на 100 000 родившихся живыми). Всего зарегистрировано 219 случаев материнской смерти (в 2010 году - 295, в 2011 году - 291). В некоторых регионах материнская смертность соответствует уровню экономически развитых стран (в 2012 году в 23 субъектах Российской Федерации показатель материнской смертности составил менее 10 на 100 000 родившихся живыми).

О формировании у женщин и девочек сознания необходимости вынашивания беременности, об организации центров психологической помощи беременным и других мерах борьбы с абортами

По данным Минздрава России за последние 5 лет общее число абортов снизилось на 24,1% (с 1161,7 тыс. в 2009 году до 881,4 тыс. в 2013 году); показатель абортов на 1000 женщин фертильного возраста уменьшился с 30,5 в 2009 году до 24,5 в 2013 году (на 19,7%). За период 2009-2013 гг. общее число абортов у девочек до 14 лет сократилось на 33,6% (с 678 в 2009 г. до 450 в 2013 г.), в возрастной группе 15-17 лет - на 53,5% (с 24 594 до 11 434). Положительная динамика отмечается также в снижении числа абортов у первобеременных (с 118 853 в 2009 году до 72 219 в 2013 году, т.е. на 39,2%), неуточненных (на 35,8% к уровню 2009 г.) и криминальных (на 85,7%) абортов, а также абортов по медицинским (на 5%) и социальным (на 90,1%) показаниям.

С целью профилактики абортов в Российской Федерации в женских консультациях создаются кабинеты медико-социальной помощи, вводятся должности специалистов по социальной работе и психологов. Женщинам и девочкам оказывается медико-психологическая и социально-правовая помощь, с несовершеннолетними проводится работа по подготовке к семейной жизни, формированию у женщин и девочек сознания необходимости вынашивания беременности, оказывается дальнейшая поддержка в период беременности. Число женских консультаций, имеющих в структуре кабинеты медико-социальной помощи, увеличилось с 419 (2011 г.) до 792 (2013 г.).

Организована работа центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Основной задачей таких центров является медицинская и социально-психологическая помощь женщинам в случаях незапланированной беременности, направленная на обеспечение позитивной альтернативы аборту... В настоящее время функционирует 385 центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в которые в 2012 году было направлено (обратились) 119,0 тыс. женщин, в 2013 году - 202,6 тыс. женщин.

Дополнительные мероприятия, направленные на профилактику абортов, предусмотрены Федеральным законом 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В частности, установлен срок, отведенный женщине после обращения в медицинскую организацию по поводу прерывания беременности, для обдумывания данного решения и получения консультации психолога и специалиста по социальной работе...

Лечащему врачу предоставлено право отказаться от проведения искусственного прерывания беременности, если это непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, после уведомления в письменной форме. В случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (ее подразделения) должно организовать замену лечащего врача.

Поскольку в лечении тяжелых экстрагенитальных заболеваний достигнуты значительные успехи, перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности сокращен на более чем 70 позиций, касающихся заболеваний, которые ранее являлись противопоказанием к сохранению беременности, перечень социальных показаний сокращен до одного показания - беременность, наступившая в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 131 (изнасилование) Уголовного кодекса Российской Федерации.

В 2014 году продолжена акция «Подари мне жизнь!» по профилактике абортов. Большая организационная работа по охране репродуктивного здоровья населения, профилактике абортов, особенно с подростками, осуществляется в субъектах Российской Федерации при взаимодействии медицинских организаций с учреждениями социальной защиты, образования, молодежными и общественными организациям, представителями различных религиозных конфессий.

Об использовании контрацепции

В 2013 году количество женщин фертильного возраста, использующих современные средства контрацепции (внутриматочные спирали и гормональные средства), составило 8,82 млн. человек (24,5%), в том числе 12,0% из них используют внутриматочную контрацепцию и 12,5 % - гормональную. Число женщин, использующих гормональные средства контрацепции, возросло на 7,1 % (с 4,2 млн. человек в 2009 г. до 4,5 млн. в 2013 г.).

О системе государственных пособий гражданам, имеющим детей, и помощи многодетным семьям

Система государственных пособий гражданам, имеющим детей, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, включает:

  • ежемесячное пособие на ребенка (предоставляется всеми 83 субъектами Российской Федерации, размеры различаются по субъектам – от 200 до 400 рублей);
  • ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери (предоставляется в 80 субъектах Российской Федерации, размер пособия на ребенка в этом случае, как правило, удваивается);
  • ежемесячное пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов (предоставляется в 78 субъектах Российской Федерации);
  • ежемесячное пособие на детей из многодетных семей, на детей – инвалидов (предоставляется в 19 субъектах Российской Федерации, размеры различаются по субъектам от 250 рублей до 8 тыс. рублей);
  • ежемесячное пособие семьям, в которых родители являются инвалидами;
  • дополнительное пособие к выплачиваемому из средств федерального бюджета ежемесячному пособию на детей, родители которых проходят военную службу по призыву.

Предусмотрен ряд дополнительных мер. В их числе:

  • предоставление с 2007 года ежегодно индексируемого и не облагаемого налогом материнского (семейного) капитала при рождении второго и последующих детей. В 2014 году его размер составляет 429,4 тыс. рублей (в 2007 году - 250 тыс. рублей);
  • введение с 2011 года в 72 субъектах Российской Федерации в дополнение к федеральному материнскому капиталу регионального материнского капитала, финансируемого за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Его размер в среднем составляет 100-150 тыс. рублей. Средства материнского капитала разрешено направлять на улучшение жилищных условий, образование детей, а в ряде регионов - на лечение ребенка, образование родителей, приобретение транспортного средства, ремонт жилья либо в качестве единовременной выплаты;
  • введение с 1 января 2013 года в 66-ти субъектах Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), предназначенной семьям, нуждающимся в поддержке и в которых родился после 31 декабря 2012 года третий и (или) последующий ребенок. Размер ЕДВ равняется определенному в субъекте Российской Федерации прожиточному минимуму ребенка и в среднем составляет 7 тыс. рублей. Софинансирование данных расходных обязательств из федерального бюджета предоставляется 51 субъекту Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация.

Во всех субъектах Российской Федерации многодетным семьям предоставляются скидки в размере не ниже 30% по оплате коммунальных услуг, бесплатные лекарства по рецептам врачей детям в возрасте до 6 лет, бесплатный проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), места детям в дошкольных организациях в первоочередном порядке, бесплатное питание для учащихся общеобразовательных учебных организаций, возможность бесплатного посещения музеев, выставок и аттракционов и т.д. Около 1 млн. многодетных семей являются получателями социальной помощи и социальных услуг.

О правах сексуальных меньшинств

Законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений по отношению к лицам, относящимся к сексуальным меньшинствам.

В докладе Минтруда также много говорится о современной миграционной политике, о мерах по искоренению насилия в отношении женщин и торговли людьми. Значительное внимание уделяется законодательному регулированию труда женщин.

Полностью Доклад можно прочитать по адресу: http://www.rosmintrud.ru/docs/others/011

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.