|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ САМОУБИЙСТВ: ГЛОБАЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ
Женева, ВОЗ, 2014, 102 страницы
|
http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/257606/Suicide-report-a-global-imperative-Rus.pdf?ua=1&ua=1
Оценочные значения абсолютного числа и
частоты самоубийств по регионам и в мире, 2012 г. (стр. 17)
Регионы
|
% мирового населения
|
Число само-
убийств, 2012 г. (в тысячах)
|
% от глоба-льного числа
|
Стандартизированный по возрасту* показатель
частоты самоубийств (на 100 000), 2012 г.
|
Соотношение «мужчины/ женщины» между значениями
стандартизи-
рованного по возрасту показателя частоты самоубийств,
2012 г.
|
оба пола
|
жен-
щины
|
муж-
чины
|
В глобальном масштабе**
|
100,0%
|
804
|
100,0%
|
11,4
|
8,0
|
15,0
|
1,9
|
Все государства-члены с высоким уровнем доходов
|
17,9%
|
192
|
23,9%
|
12,7
|
5,7
|
19,9
|
3,5
|
Все государства-члены с низким и средним уровнем доходов
(СНСД)
|
81,7%
|
607
|
75,5%
|
11,2
|
8,7
|
13,7
|
1,6
|
СНСД в Африке
|
12,6%
|
61
|
7,6%
|
10,0
|
5,8
|
14,4
|
2,5
|
СНСД среди стран Америки
|
8,2%
|
35
|
4,3%
|
6,1
|
2,7
|
9,8
|
3,6
|
СНСД в Восточном Средиземноморье
|
8,0%
|
30
|
3,7%
|
6,4
|
5,2
|
7,5
|
1,4
|
СНСД в Европе
|
3,8%
|
35
|
4,3%
|
12,0
|
4,9
|
20,0
|
4,1
|
СНСД в Юго-восточной Азии
|
25,9%
|
314
|
39,1%
|
17,7
|
13,9
|
21,6
|
1,6
|
СНСД в Западной части Тихого океана
|
23,1%
|
131
|
16,3%
|
7,5
|
7,9
|
7,2
|
0,9
|
Регионы Всемирного банка**
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень доходов
|
18,3%
|
197
|
24,5%
|
12,7
|
5,7
|
19,9
|
3,5
|
Средне-высокий уровень доходов
|
34,3%
|
192
|
23,8%
|
7,5
|
6,5
|
8,7
|
1,3
|
Средне-низкий уровень доходов
|
35,4%
|
333
|
41,4%
|
14,1
|
10,4
|
18,0
|
1,7
|
Низкий уровень доходов
|
12,0%
|
82
|
10,2%
|
13,4
|
10,0
|
17,0
|
1,7
|
СНСД – страны с низким и средним уровнем доходов.
* Показатели частоты приведены к мировому стандартному
населению ВОЗ, что обеспечивает учет различий в возрастной
структуре стран,позволяя проводить сравнение между регионами
и во времени.
** Включая данные для трех территорий, не являющихся государствами-членами
ВОЗ.
В отношении возрастных групп почти во всех регионах
мира наименьшая частота самоубийств наблюдается среди детей
младше 15 лет, а наибольшая – среди лиц в возрасте 70 лет
и старше, как среди мужчин, так и среди женщин. В возрастных
группах от 15 до 70 лет характер распределения частоты самоубийств
в зависимости от пола и возраста сильно разнится от региона
к региону. В некоторых регионах частота самоубийств с возрастом
неуклонно увеличивается, в других пик самоубийств наблюдается
среди молодежи, а в среднем возрасте показатель снижается.
В одних регионах возрастное распределение одинаково для мужчин
и женщин, в других наблюдается весьма различная картина. Главное
различие между странами с высоким уровнем доходов и СНСД состоит
в том, что в СНСД значительно выше частота самоубийств среди
взрослых молодого возраста и пожилых женщин, а в богатых странах
гораздо больше самоубийств приходится на мужчин среднего возраста.
Как и в случае с общей частотой самоубийств, вариабельность
данного показателя в зависимости от возраста среди стран даже
выше, чем среди регионов.
Стр. 22.
Предлагаемые стратегические действия по
предупреждению самоубийств (по категориям в зависимости от
текущего уровня реализации стратегии) (стр. 71-72)
Направления стратегических действий
|
Головные структуры
|
Работа не проводится (в настоящее время
ни на национальном, ни на местном уровне никаких мер
предотвращения самоубийств не предпринимается)
|
Определенная активность (начата работа
по предупреждению самоубийств в приоритетных областях
на национальном или на местном уровне)
|
На национальном уровне принята стратегия
по предупреждению самоубийств
|
Вовлечение ключевых заинтересованных
сторон
|
Министерство здравоохранения или другой
координирующий орган здравоохранения
|
Начать выявление и привлечение ключевых
заинтересованных сторон по страновым приоритетам или
там, где уже ведется работа.
|
Выявить все ключевые заинтересованные
стороны в разных секторах и активно вовлекать их в работу
по предупреждению самоубийств. Распределить сферы ответственности.
|
Регулярно проводить оценку ролей, обязанностей
и действий всех ключевых заинтересованных сторон. Использовать
полученные результаты, чтобы расширить участие различных
секторов и увеличить степень вовлеченности участников.
|
Ограничение доступа к средствам совершения
самоубийства
|
Система законодательства и правосудия,
руководители, определяющие политику, сельское хозяйство,
транспорт
|
Начать работу по ограничению доступа
к средствам совершения самоубийства путем проведения
вмешательств на уровне местных сообществ.
|
Координировать и расширять существующую
деятельность по ограничению доступа к средствам совершения
самоубийства (в том числе законодательную деятельность,
политику и практику на национальном уровне).
|
Проводить оценку действий по ограничению
доступа к средствам совершения самоубийства. Использовать
результаты оценки для оптимизации деятельности.
|
Эпидемиологическое наблюдение и повышение
качества данных
|
Министерство здравоохранения, бюро
статистики, все другие заинтересованные стороны, в особенности,
в рамках формальной и неформальной систем здравоохранения
|
Начать сбор эпидемиологических данных,
в первую очередь по показателям смертности, в разбивке
по возрасту, полу и способу самоубийства. Начать выявление
репрезентативных локализаций для создания моделей.
|
Внедрить на национальном уровне систему
мониторинга самоубийств и суицидальных попыток самоубийств
(включая дополнительную разбивку данных) и обеспечить
надежность, достоверность и открытую доступность данных.
Разработать практичные, эффективные и допускающие наращивание
масштаба модели данных.
|
Проводить систематический мониторинг
ключевых характеристик, таких как качество, репрезентативность,
оперативность, полезность и стоимость системы эпиднаблюдения.
Использовать результаты для улучшения системы. Увеличить
масштаб эффективных моделей, чтобы добиться всестороннего
охвата данными и повышения их качества.
|
Информационно-просветительная деятельность
|
Все секторы, лидеры – министерство
здравоохранения и СМИ
|
Организовывать мероприятия по повышению
осведомленности о том, что самоубийства можно предотвращать.
Обеспечить информационный охват отдельных целевых регионов
или групп населения с трансляцией коммуникационных положений
минимум по одному широкодоступному каналу.
|
Разработать стратегические информационно-просветительные
кампании и распространять с их помощью научно обоснованную
информацию на национальном уровне. Использовать методы
и коммуникационные положения, адаптированные к целевым
группам населения.
|
Провести оценку эффективности информационно-просветительной
кампании (кампаний). Использовать результаты оценки,
чтобы повысить качество будущих кампаний.
|
Вовлечение средств массовой информации
|
СМИ в партнерстве с министерством здравоохранения
|
Начать диалог со СМИ об ответственном
подходе к освещению самоубийств.
|
Начать взаимодействие с ведущими СМИ
страны в поддержку внедрения стандартов и практики ответственного
освещения самоубийств. Сотрудничать со СМИ, всемерно
содействуя развитию ресурсов по предупреждению самоубийств
и популяризации каналов для обращения за помощью.
|
Провести оценку освещения случаев самоубийств
в СМИ. Вовлекать все СМИ в учебные мероприятия по принципам
ответственной журналистики. Создать систему оперативного
обучения для новых работников СМИ.
|
Мобилизация системы здравоохранения
и обучение медицинского персонала
|
Формальные и неформальные системы здравоохранения,
сектор образования
|
Начать планирование и оказание помощи
лицам, совершившим попытку самоубийства, и проводить
обучение медицинского персонала.
|
Обеспечить на национальном уровне предоставление
услуг кризисной помощи, медицинской помощи и поственции.
Проводить курсы периодического повышения квалификации
для работников здравоохранения. Адаптировать программы
обучения медицинских работников.
|
Регулярно осуществлять мониторинг и
оценку действующих служб. Использовать результаты для
улучшения помощи.
|
Изменение взглядов и убеждений
|
СМИ, система медицинского обслуживания,
сектор образования, организации на уровне местного сообщества
|
Начать осуществление мероприятий, направленных
на уменьшение стигматизации, связанной с обращением
за помощью при суицидальном поведении. Всячески поддерживать
намерения обратиться за помощью.
|
Изменить отношение людей к использованию
услуг психиатрической помощи и снизить дискриминацию
по отношению к тем, кто за ней обращается.
|
Проводить периодическую оценку для
выявления изменений во взглядах и убеждениях людей относительно
самоубийств, психических расстройств, нарушений, связанных
с употреблением психоактивных веществ, и обращения за
помощью.
|
Проведение оценки и научных исследований
|
Соответствующие местные учреждения
здравоохранения, сектор образования и министерство здравоохранения
|
Начать планирование и определение приоритетных
направлений научных исследований по вопросам профилактики
суицида и упорядочить имеющиеся данные (например по
смертности от самоубийств).
|
Расширить масштабы текущих исследований,
выделяя ресурсы на обеспечение научного обоснования
и проведение оценки усилий по предупреждению самоубийств
на региональном уровне и/или национальном уровне.
|
Периодически проводить «инвентаризацию»
полученных результатов исследований для мониторинга
научных успехов и выявления пробелов в знании. На основе
этой оценки перенаправлять ресурсы на более приоритетные
цели.
|
Разработка и реализация всесторонней
национальной стратегии по предотвращению самоубийств
|
Министерство здравоохранения
|
Начать разработку национальной стратегии
по предотвращению самоубийств, которая могла бы служить
объединяющей идеей, даже если данные и ресурсы пока
еще недоступны.
|
Продолжать развитие национальной стратегии,
обеспечивая ее всесторонний и многосекторальный характер
и заполнение всех пробелов в предоставлении услуг и
механизмах реализации.
|
Проводить оценку и мониторинг хода
реализации стратегии и итоговых результатов с целью
выявления наиболее эффективных компонентов. Использовать
результаты оценки для постоянного обновления стратегии.
|
|
Суицид затрагивает наиболее уязвимые слои населения
в мире и особенно распространен в маргинализованных и дискриминированных
группах общества. Это не только серьезная проблема здравоохранения
в развитых странах; фактически, большинство самоубийств совершаются
в странах с низким и средним уровнем доходов, где ресурсы и службы,
если таковые имеются, часто недостаточны и ограниченны, для того
чтобы своевременно выявлять и обеспечивать лечение и поддержку людям,
нуждающимся в помощи. Эти тревожные факты и отсутствие своевременных
вмешательств делают суицид глобальной проблемой здравоохранения,
решать которую необходимо в императивном порядке.
Настоящий доклад является первой публикацией ВОЗ такого
рода и сводит воедино имеющуюся информацию в удобной форме, что
позволяет незамедлительно приступать к активным действиям. Цель
доклада - повысить осведомленность о значении проблемы самоубийств
и суицидальных попыток в системе здравоохранения и сделать предотвращение
самоубийств приоритетной задачей повестки дня здравоохранения на
глобальном уровне. Доклад призван стимулировать и поддержать страны
в создании или укреплении всесторонних стратегий по предупреждению
самоубийств с использованием мультисекторального подхода с позиций
общественного здравоохранения. Для национальных стратегий предупреждения
самоубийств чрезвычайно важна лидирующая роль государства, поскольку
это позволяет свести вместе многочисленные заинтересованные стороны,
которые в иной ситуации, возможно, не объединили бы свои усилия.
Кроме того, именно от участия государства зависит развитие и укрепление
эпиднадзора, а также сбор и распространение данных, необходимых
для обоснования принимаемых мер.
Доклад предлагает практические рекомендации по стратегическим
действиям, которые правительства могут осуществлять с учетом своих
ресурсов и уже проводимых мероприятий по предупреждению самоубийств.
В частности, существуют научно обоснованные малозатратные вмешательства,
которые эффективны даже в условиях ограниченных средств.
Цель данного доклада - стать ресурсом, позволяющим руководителям
и другим заинтересованным сторонам рассматривать предупреждение
самоубийств как императив. Только в этом случае страны смогут предпринять
своевременные и эффективные меры на национальном уровне и, таким
образом, избавить граждан, семьи, местные сообщества и общество
в целом от бремени страданий, вызываемых самоубийствами и суицидальными
попытками.
Содержание
Предисловие
От авторов
Благодарности
Резюме
Введение
Глобальная эпидемиология самоубийств и суицидальных
попыток
Смертность от самоубийств
Суицидальные попытки
Факторы риска, защитные факторы и соответствующие вмешательства
Система здравоохранения и социальные факторы риска
Факторы риска, связанные с местным сообществом и межличностными
отношениями
Индивидуальные факторы риска
Что защищает людей от рисков самоубийства?
Текущее положение дел в области предотвращения самоубийств
Что известно и чего удалось добиться
Что в настоящее время предпринимают страны для предотвращения
самоубийств?
Правовой статус самоубийства в различных странах мира в настоящее
время и перспективы его изменения
Выработка всестороннего комплекса мер на национальном
уровне, направленных на предотвращение самоубийств
Каким образом страны могут создавать всестороннюю национальную
стратегию и в чем ее полезность?
Как проводить оценку прогресса в ходе реализации национальной
стратегии предотвращения самоубийств?
Стоимость и экономическая эффективность мер предотвращения самоубийств
Дальнейшие шаги на пути предотвращения самоубийств
Что можно предпринимать, и кто должен участвовать?
Планирование дальнейших шагов
В чем заключается успех?
Ключевые положения
Библиография
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Оценочные данные по абсолютному числу и частоте самоубийств,
в разбивке по возрасту и полу, 2000 г. и 2012 г.
Приложение 2: Государства-члены ВОЗ, сгруппированные по регионам
ВОЗ и усредненным значениям дохода на душу населения
|