|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Сиротство
в России |
 |
Над темой номера работали
|
 |
 |
 |
Светлана БИРЮКОВА
|
Мария ВАРЛАМОВА
|
Оксана СИНЯВСКАЯ
|
|
Денежные выплаты и услуги для сирот и приемных родителей
Необходимым условием переориентации действующей системы
опеки и попечительства на семейные формы устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление
поддержки принимающим семьям, как в материальной форме, так и в
форме услуг. Система денежных трансфертов, адресованных детям-сиротам
и принимающим их семьям, в последние годы претерпела некоторые изменения.
Детям, потерявшим родителей, выплачивается трудовая или
социальная пенсия по потере кормильца. Пенсия выплачивается
до 18 или не более чем до 23 лет в случае обучения по очной форме
в образовательных учреждениях всех типов и видов[21].
Итоговый размер трудовой пенсии рассчитывается исходя из суммы расчетного
пенсионного капитала умершего кормильца, вычисленного по состоянию
на день его смерти, и фиксированного базового размера трудовой пенсии
по случаю потери кормильца. Базовый размер пенсии в 2013 году составлял
3610,31 рубля (56% прожиточного минимума)[22].
Средний размер пенсии, выплачиваемой детям-сиротам, как правило,
выше величины прожиточного минимума (ПМ) ребенка за счет высокой
базовой компоненты. Социальная пенсия назначается на те же сроки,
если у умерших родителей вообще отсутствовал трудовой стаж[23].
До 2010 года размер социальной пенсии по случаю потери кормильца
соответствовал 100% базовой части трудовой пенсии по инвалидности,
в настоящее время ее величина устанавливается в твердом размере.
За период с 2005 года по 2013 год размер социальной пенсии, назначаемой
ребенку-сироте, вырос с 1800 рублей (62,2% ПМ ребенка) в 2005 году
до 6550 рублей (101,8% ПМ) в 2013 году.
Одним из позитивных результатов реформы выплат для семей
с детьми, проведенной в 2007 году, стало введение единовременного
пособия при передаче ребенка в семью в размере, равном величине
единовременного пособия при рождении ребенка. В настоящее время
единовременная выплата усыновителям детей-инвалидов, детей в возрасте
старше 7 лет, а также кровных братьев и сестер составляет 100 тыс.
рублей.
Ряд выплат по поддержке доходов детей-сирот регулируется
региональным законодательством (включая размеры и условия предоставления)
и финансируется из региональных бюджетов. При устройстве детей под
опеку и попечительство и в приемную семью, лицам, заменяющим родителей,
выплачивается ежемесячное вознаграждение. Кроме того, опекунские
и приемные семьи могут получать ежемесячные выплаты
на содержание детей. Размеры выплат и условия их предоставления
дифференцированы в региональном разрезе[24].
С 2007 года на федеральном уровне установлены минимальные размеры
вознаграждения приемного родителя (2500 рублей) и ежемесячных выплат
на содержания ребенка (4000 рублей). Законом предусмотрена схема
предоставления федеральных субсидий в том случае, если размеры региональных
выплат установлены на уровне не ниже минимальной величины. Такой
механизм должен стимулировать регионы повышать размеры предоставляемых
пособий. Отметим, однако, что эти пороговые величины не пересматривались
с 2007 года. Если в 2007 году минимальный размер содержания одного
ребенка составлял 108,7% ПМ для детей, то по состоянию на конец
2012 года эта сумма покрывает только 62% ПМ. То же касается и размера
оплаты труда приемных родителей, минимальная величина которого для
получения федеральной субсидии в 2007 году составляла 166,7% размера
МРОТ, а к 2012 году — всего лишь 48% МРОТ.
В число льгот, предоставляемых регионами, как правило,
входят оказание единовременной или регулярной материальной помощи
в денежной и натуральной форме, предоставление права на льготный
или бесплатный проезд, организация отдыха и оздоровления
и пр. Кроме того, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения
родителей, имеют право льготного поступления в учреждения среднего
и высшего профессионального образования: они зачисляются вне
конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний.
Необходимо отметить, что крайне важным, но намного менее
развитым сегментом услуг являются услуги сопровождения. К ним относится
также профессиональное психолого-педагогическое сопровождение семей,
принявших на воспитание детей-сирот, которое является одним из механизмов
снижения уровня вторичного сиротства. Отдельного внимания заслуживает
проблема дефицита услуг по проведению постинтернатной адаптации
выпускников детских домов и других институциональных учреждений.
[21] Согласно статье 9,
73-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
(с изменениями на 27 июля 2010 года), статье 11, 166-ФЗ от 15.12.2001
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
в ред. от 02.07.2013
[22] Здесь далее в абзаце
приведены расчеты по данным Федеральной службы государственной статистики,
используется величина ПМ ребенка по состоянию на IV квартал 2012
года.
[23] До 2010 года выплата
социальной пенсии назначалась только до достижения ребенком возраста
18 лет.
[24] Так, например, в Москве
размер ежемесячного содержания на детей, находящихся под опекой
(попечительством), ежегодно устанавливаются Правительством Москвы
в размере не ниже прогнозируемой величины регионального ПМ для детей.
В то же время, к примеру, в Волгоградской области ежемесячные выплаты
на содержание ребенка назначаются в фиксированном размере и в 2013
г. составили 6364 руб. в месяц на ребенка в возрасте до 7 лет и
6983 руб. в месяц – на ребенка старше 7 лет. По отношению к региональному
ПМ ребенка в 2013 г. эти выплаты составили, соответственно,
102,5% и 112,5%.
|