|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
Сиротство
в России |
|
Над темой номера работали
|
|
|
|
Светлана БИРЮКОВА
|
Мария ВАРЛАМОВА
|
Оксана СИНЯВСКАЯ
|
|
Законодательные рамки сиротства
«Ребенок, лишившийся семьи, имеет право на альтернативное
попечение. При усыновлении государства обязаны позаботиться об
интересах ребенка в соответствии с действующими законами» (Конвенция
о правах ребенка, статьи 20-21). «Государство должно регулярно
проверять условия жизни ребенка, находящегося на попечении» (статья
25).
Комитет ООН по правам ребенка рекомендует России: «…разработать
всеобъемлющую стратегию и принять незамедлительные превентивные
меры в целях недопущения разлучения детей с их семейным окружением
и сокращения числа детей, проживающих в детских учреждениях, посредством,
среди прочего, предоставления через соответствующие службы помощи
и поддержки родителям и законным опекунам в осуществлении их обязанностей
по воспитанию ребенка, в том числе в рамках мероприятий по просвещению,
консультированию и реализации программ групповых занятий с родителями»;
«…обеспечить, чтобы помещение детей в систему альтернативного
ухода всегда оценивалось компетентными, многопрофильными властными
структурами и чтобы подобная передача ребенка на воспитание производилась
на самый непродолжительный срок и подлежала судебному пересмотру;
…активизировать усилия, направленные на развитие традиционной
системы обеспечения ухода за детьми и других форм осуществляемого
на базе семьи альтернативного ухода, …а также… на укрепление потенциала
учреждений по осуществлению попечительства и опеки (п. 39); «…разработать
механизмы для проведения независимых общественных инспекций в
детских учреждениях» (п. 46).
Рамки российской политики в отношении детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего, определяются
законодательными и нормативными актами[5],
формирующими следующие направления деятельности социальных служб:
первичная профилактика, вторичная профилактика, денежные выплаты
и услуги для детей-сирот. Первичная профилактика социального сиротства
направлена на предотвращение случаев социального и биологического
сиротства методами раннего вмешательства с целью профилактики семейного
неблагополучия. Вторичная профилактика возникает, когда факт социального
или биологического сиротства уже состоялся, и направлена на создание
возможностей по устройству ребенка-сироты в семью. Законодательная
система Российской Федерации до сих пор уделяет существенно больше
внимания вторичной профилактике и механизмам выявления и устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопросы опеки, попечительства, усыновления и лишения/ограничения
родительских прав рассматриваются в четырех основных законодательных
документах — Семейном кодексе (СК), законах № 48-ФЗ «Об опеке и
попечительстве», Гражданском кодексе (с 29 по 41 статью), №159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в Постановлениях
Пленума Верховного Суда РФ и Постановлениях Правительства РФ. Задачи
по первичной и вторичной профилактике социального сиротства обозначены
также в Концепции демографической политики Российской Федерации
до 2025 года и Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятых в
2007-2008 годах, и включены в Концепцию государственной семейной
политики России до 2025.
Существуют специальные программы как федерального, так
и регионального уровня, направленные на профилактику социального
сиротства. Примером федеральной программы является программа «Дети
России», реализованная в 2007-2010 годах, в соответствии с подпрограммами
которой был разработан комплекс мер по укреплению института семьи.
Аналогичные программы действуют в регионах России. С 2013 года в
83 регионах действует общефедеральный проект партии «Единая Россия»
- «России важен каждый ребенок», в 59 регионах реализуется проект
«Крепкая семья».
[5] Наиболее важные
нормативно-правовые документы: №223-ФЗ от 29.12.1995 «Семейный кодекс
РФ», №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации», №124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», №120-ФЗ от 24.06.1999
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», №159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей», №44-ФЗ от 16.04.2001 «О государственном банке данных
о детях, оставшихся без попечения родителей», №48-ФЗ от 24.04.2008
«Об опеке и попечительстве», №81-ФЗ от 19.05.1995 года «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей», Гражданский процессуальный кодекс
Российской Федерации.
|