Дискуссии о необходимости формирования национального
сообщества в современной России, время от времени инициируемые
в политических и интеллектуальных элитах, обусловлены не фактом
отсутствия такого сообщества, а стремлением инициаторов подобных
дискуссий улучшить свои позиции в бюрократическом и/или политико-идеологическом
поле.
Национальное сообщество, которое, несомненно, существует в
современной России, следует обозначать как "российская
нация". Предикат "российский" не может быть
заменен предикатом "русский" по трем основным причинам.
Во-первых, в силу этнических коннотаций термина
"русский", которые тот приобрел в советский и постсоветский
периоды российской истории. Слово "русский" окончательно
и бесповоротно этнизировано - сначала институционализацией
этничности в ходе советской "национальной политики",
затем Чеченской войной. Нерусские уже никогда не согласятся
назваться русскими, сколь бы их ни убеждали в сверхэтническом
значении, которое это прилагательное имело до 1917 года.
Во-вторых, "российскость" не тождественна
"русскости" по причине сверхэтнического характера
культурного пространства России (а значит, его несводимости
к какому-либо этническому субстрату). Российская культура
сверхэтнична: она не является ни продуктом ассимиляции культур
этнических меньшинств в культуре этнического большинства,
ни результатом механического сложения отдельных этнических
культур.
Наконец, в-третьих, любые попытки реализовать
в сегодняшней России "русский проект" (даже при
условии истолкования термина "русский" в культурно-политическом,
а не в этническом смысле) неизбежно вступят в противоречие
с (пост)современной социокультурной ситуацией, важнейшей чертой
которой является запрос на различие.
Стр. 67-68.
Право почвы (jus soli)
Данное право означает, что ребенок, родившийся на территории
страны, в силу этого обстоятельства считается гражданином
страны - либо автоматически, без каких-либо условий (как в
США, а также - до недавних пор - Канаде, Австралии и Ирландии*),
либо при определенных условиях. Каковыми могут быть:
(а) рождение на территории страны одного из родителей
(как это имеет место во Франции, в Нидерландах и Испании -
так называемое "двойное право почвы");
(б) наличие у одного из родителей неограниченного вида на
жи-тельство (как в Великобритании);
(в) легальное проживание одного из родителей в течение 10
лет (как в Португалии).
Наконец, в Бельгии действует законодательство,
согласно которому ребенок, родившийся на ее территории в семье
мигрантов, считается гражданином, если (а) оба родителя были
жителями страны в течение 10 лет, предшествовавших его рождению,
или (б) один из них родился на территории страны и проживал
там не менее 5 лет до рождения ребенка.
Помимо права на гражданство по факту рождения
существует еще одна разновидность "права почвы".
Это право на гражданство после рождения. Данное право означает,
что индивид, родившийся на территории данной страны, не считается
гражданином, но может получить гражданство по достижении определенного
возраста (обычно - совершеннолетия) **). Это происходит обычно
в результате "декларации" - письменного обращения
в органы власти ***).
*) На сегодняшний день США остаются единственным государством,
где это право не оговорено никакими дополнительными условиями.
Достаточно родиться на их территории. До 1980-х годов безусловное
право почвы действовало в Австралии. Но после реформы закона
о гражданстве 1986 года это право было ограничено: отныне
ребенок, для того чтобы считаться австралийским гражданином
по факту рождения на территории страны, должен иметь одного
из родителей с постоянным видом на жительство. Девятью годами
ранее аналогичная поправка к законодательству о гражданстве
была принята в Канаде, а в 2004 году от безусловного "права
почвы" отказались и в Ирландии.
**) Между прочим, автоматическое действие "права почвы"
не совсем демократично. Ведь индивид может и не захотеть
стать гражданином той страны, в которой он родился. Институт
"права почвы после рождения" предоставляет ему
возможность выбора.
***) Единственной страной, где такая декларация не требуется,
является Франция. Здесь, напротив, индивид, родившийся и
выросший во Франции и не желающий вступать во французское
гражданство по достижении совершеннолетия, должен письменно
оказаться от него, подав соответствующую декларацию в местные
судебные органы или во Французское консульство (если проживает
за границей). Это возможно в период за полгода до или года
после достижения 18-летнего возраста.
Стр. 138-140.
Политика гражданства в странах "осевого"
Евросоюза в наши дни (стр. 144-145)
Либеральная
|
Умеренная
|
Рестриктивная
|
Jus soli действует: Бельгия, Франция, Великобритания,
Ирландия, Нидерланды
|
Jus soli признано после 1990:
Германия - по факту рождения; Финляндия, Португалия
- после рождения; Швеция - по факту рождения и после
рождения
|
Jus soli не действует: Австрия, Дания, Греция, Италия
|
Натурализация проста. Срок проживания 3 года или менее
- Бельгия; 4 года - Ирландия; 5 лет - Франция, Великобритания,
Нидерланды
|
Натурализация упрощена.
Германия - срок проживания сокращен с 10 до 8 лет;
для супругов - с 5 до 3 лет; Финляндия; срок проживания
супруга/ супруги - 4 года*
|
Натурализация сложна. Австрия, Греция, Испания: минимальный
срок проживания - 10 лет; Италия - минимальный срок
проживания для неграждан ЕС увеличен с 5 до 10 лет;
Дания - минимальный срок проживания увеличен с 7 лет
до 9; Дания и Люксембург - срок проживания для супруга/
супруги - 7 лет (в Австрии - 6 лет);
|
Двойное гражданство разрешено в 1980-е или ранее;
Бельгия, Франция, Ирландия, Великобритания
|
Двойное гражданство введено после 1990; Финляндия,
Швеция Двойное гражданство официально не разрешено,
но существует de facto: Германия, Нидерланды
|
Двойное гражданство запрещено: Австрия, Дания
|
|