|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
![Уильям Хогарт. Предвыборный банкет (Фрагмент). William Hogarth. An Election Entertainment (Fragment) (1755)](img/hogarth_s.jpg) |
Снова об алкоголе
|
|
Над темой номера работал
|
![Александр НЕМЦОВ](img/nemcov_s.jpg) |
Александр
НЕМЦОВ
|
|
Почему же люди пьют?
Так что же толкает население России к такому массивному
и губительному пьянству? Ответить на это однозначно трудно. В самом
общем виде можно сказать, что уровень потребления алкоголя в стране
– мера неблагополучия ее населения. А как же экономически благополучные
страны с высоким потреблением алкоголя? И там действует то же самое
правило, только неблагополучие там имеет другие формы, потребление
– другую структуру, а факторов, защищающих население от негативных
последствий злоупотребления алкоголем, значительно больше. Упрощая
до формулы, можно сказать, что там «пьют по-другому и закусывают
лучше».
В нашей действительности для объяснения мощной алкоголизации
населения можно выделить три группы факторов разного уровня, хотя
все три изучены плохо. Труднее всего и только описательно можно
обозначить важнейший фактор, обозначив его как экзистенциальный
– низкая цена человеческой жизни, как для государства и его институтов,
так и для окружающих. Может быть, еще более важно, что очень низка
также самооценка россиян. Развал СССР, перестройка и рыночные реформы
разрушили привычное мировоззрение, лишили большую часть людей социальных
иллюзий. Вместе с тем скоротечность перемен и социально-экономическое
расслоение общества мешает сложиться новому мировоззрению.
Другая группа факторов алкоголизации – экономическая,
часть которой – бедность большой части населения. Около 15% россиян
испытываю недостаток питания по калорийности, а попросту говоря
- голодают. В 2004 году российский фонд Romir-monitoring провел
исследование «Социально-экономические и медицинские последствия
потребления алкоголя». В отчете об этом исследовании сделан обобщенный
портрет российского пьяницы – «мужчина работоспособного возраста,
проживающий на селе или в небольшом городе, с низким образованием,
часто безработный или с низким доходом».
И действительно, после сопоставления доходов населения
и самоотчетов о потреблении алкоголя в составе различных напитков,
сделанных на основе данных «Российского мониторинга экономического
положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» было показано (рис. 19),
что люди с низкими доходами (на графике децили 1-4) потребляют значительно
больше алкоголя в сравнении с потребителями, имеющими средние доходы
(децили 5-7). Приблизительно это соотношение алкоголя равно 2:1.
При этом в потреблении бедных значительную долю составляют нелегально
произведенные напитки (самогон). На графике часть таких напитков
присутствует и рубрике «водка», так как значительная часть водки,
изготовленной на легальных предприятиях, выходит на рынок без уплаты
акцизов (так называемая «водка третьей смены»). Это по самоотчетам
опрошенных.
![](img/t_graf019.gif)
Рисунок 19. Соотношение доходов населения и потребление
алкоголя по самоотчетам респондентов
Источник: РМЭЗ.
А по заключению внешних наблюдателей (участковые милиционеры
и районные наркологи17),
доля злоупотребляющих алкоголем среди бедных соотносится с долей
потребителей со средним достатком как 3,5:1, т.е. это отношение
еще больше (рис. 20).
![](img/t_graf020.gif)
Рисунок 20. Мнение экспертов (наркологов и милиционеров)
о злоупотреблении алкоголем в зависимости от доходов
Следует отметить, что самоотчеты людей о явлениях, негативно
воспринимаемых обществом, всегда занижены. Это касается и потребления
алкоголя (рис. 19), причем во всех странах - такова психологическая
защитная реакция. Но в России разница между реальным и сообщаемым
потреблением особенно велика в силу особенностей психологии россиян,
ее «фасадных» свойств и настороженности «как бы чего не вышло».
Поэтому следует относиться с большой осторожностью к результатам
опросов вообще, а в России особенно. Различие подтверждается исследованиями,
в которых опросы дублируются химическими тестами на употребление
алкоголя, а финский исследователь Симпура (Jussi Simpura)18
считает, что данные российских опросов о потреблении алкоголя надо
удваивать, чтобы получить более точное представление о реальном
потреблении.
Возвращаясь к рис. 20 стоит обратить внимание на то,
что независимые эксперты показали очень сходные оценки (ордината
– доля злоупотребляющих среди соответствующих групп потребителей).
Важным экономическим фактором сверхвысокого потребления
алкоголя в России является низкая цена спиртных напитков. На рис.
21 показан рост среднего индекса цен на продукты питания и алкогольные
напитки (индекс цен в 1990 году принят за единицу). К 2000 году
эти цены разошлись в 4 раза, особенно сильно - после дефолта в 1998
года. Дешевизна алкоголя в нашей стране делает его доступным даже
для беднейшей части населения и молодежи, а доступность ведет к
росту потребления, что и было показано на рис. 5, а рост потребления
- к увеличению негативных последствий.
![](img/t_graf021.gif)
Рисунок 21. Сравнительный рост цен на алкогольные напитки
и продукты питания (1990 = 1)
Показателем нарастающего относительного удешевления
алкогольных напитков служит также рост количества полулитровых бутылок
водки, которые можно купить на среднестатистическую зарплату в стране.
За 24 года - с 1982 по 2006 - этот показатель вырос в 3,2 раза,
а по сравнению с 1972 - почти в четыре раза (рис. 22), что
как нельзя лучше свидетельствует о росте доступности спиртного в
России.
![](img/t_graf022.gif)
Рисунок 22. Сколько полулитровых бутылок водки можно
купить на среднюю зарплату
С 2004 года, судя по зависимым от алкоголя показателям
смертности (рис. 7), началось снижение потребления – скорее всего,
вступили в действие естественные антиалкогольные факторы, как реакция
на высокий уровень потребления и его тяжелые последствия (рис.4).
На рис. 23 потребление алкоголя (красные квадратики)
представлены данными ВОЗ 2005 г.19
для мужчин с 15-летнего возраста. ВОЗ, как правило, пользуется показателями
официальной государственной статистики с некоторой их корректировкой
за счет оценки потребления нелегального алкоголя. Эти данные, как
представляется, бывают несколько заниженными за счет обязательной
для ВОЗ политкорректности. Но и по данным ВОЗ Россия - среди лидеров
по потреблению алкоголя и особенно отличается от большинства стран
высоким потреблением крепких напитков (в основном, водки) – красные
треугольнички на графике. При этом Россия отстает по ожидаемой продолжительности
жизни не только мужчин, но и женщин, не представленных на
рис. 23.
![](img/t_graf023.gif)
Рисунок 23. Потребление алкоголя в литрах на взрослого
(15 лет и старше) мужчину в год и ожидаемая продолжительность жизни
мужчин, лет
Источник: Global status report on alcohol and health.
WHO. 2011. Appendix III.
В западных (развитых) странах продолжительность жизни
мало зависит от уровня потребления спиртного именно потому, что
на западе состав напитков резко отличается от российского, где доминирует
крепкий алкоголь (рис. 23 и 24). Другая особенность российского
потребления уже обозначалась выше формулой «пьют по-другому и закусывают
хуже». Иначе говоря, в западных странах высокий уровень благосостояния,
медицинской помощи, питания и некоторые другие факторы препятствуют
проявлению негативных последствий злоупотребления алкоголем в отличие
от России, где эти факторы действуют слабо.
![](img/t_graf024.gif)
Рисунок 24. Соотношение напитков в структуре алкогольного
потребления
Еще один фактор высокого уровня потребления – низкая
культура населения. Несколько упрощая, это положение можно проиллюстрировать
соотношением количества алкогольных проблем и уровня образования
среди умерших мужчин в г. Ижевск20.
Употребление суррогатов, тяжелое потребление и запои, а также наблюдение
наркологического диспансера встречалось значительно чаще у потребителей
алкоголя с неполным средним образованием по сравнению с более образованными
потребителями, что подтверждается опросами контрольной группы мужчин
того же возраста (рис. 27).
![](img/t_graf025.gif)
Рисунок 25. Алкогольная смертность и образование
Источник: D.Leon et al. Hazardous alcohol drinking and
premature mortality in Russia: a population based case-control
study. Lancet, 2007, 369, p. 2001-2009.
Один из важнейших факторов тяжести алкогольных проблем
и сверхвысокой смертности в России – порочное доминирование водки
и ее суррогатов. Если в перечисленных на рис. 23 и 24 странах, как
правило, доминирует пиво и вино, то в нашей стране, даже по
официальным данным (Росстат) преобладает крепкий алкоголь (58,1%),
а его составе – водка. С учетом нелегального потребления, главным
образом, водки (40-60% крепких напитков по разным оценкам) доля
крепкого алкоголя еще выше (приблизительно 75% в 2009 году).
Главный и почти единственный вред алкогольных напитков
заключен в самом алкоголе, если не считать, да и то условно, такими
напитками растворы бытовой химии. Чем больше человек употребляет
алкоголя, тем тяжелее последствия. Вот почему еще в начале 1980-х
годов Всемирная организация здравоохранения рекомендовала правительствам
переориентировать население своих стран на потребление слабоалкогольных
напитков, как меньшее зло. Это связано с тем, что для организма
важно, с какой скоростью алкоголь вводится в организм: чем медленнее,
тем легче организм справляется со спиртным. Именно это и происходит
при смене крепких на слабоалкогольные напитки, с которыми к тому
же в организм как правило, вводится меньше алкоголя. Политика преференций
для слабоалкогольных напитков приводит к снижению общего уровня
потребления спиртного, что и является главной целью здоровой алкогольной
политики. Хотя ориентация население на слабоалкогольные напитки
не единственная мера для снижения потребления, но в условиях алкогольной
катастрофы и такую меру следует активно поддерживать, создавать
льготы для таких напитков и тем самым вытеснять с рынка крепкий
алкоголь. При этом не следует воспринимать пиво как добро, а лишь
как существенно меньшее из двух зол. К сожалению, в борьбе с крепким
алкоголем вино не сможет стать «пристяжной» к пиву из-за его высокой
цены и особенностей нашей культуры.
Если оставить в стороне страны Африки, то Россия единственная
страна, где этот призыв ВОЗ не был услышан. Более того, не без давления
водочного лобби в 2000 году в стране началась антипивная кампания,
отголоски которой докатились до наших дней («Не СПИД, не туберкулез
погубит Россию, а пивной алкоголизм молодого поколения» – Г.Г. Онищенко).
Именно «пивной алкоголизм молодого поколения» и стал официальным
мотивом антипивной кампании. Но пивная бутылка в руках подростка
это не подростковая проблема, это правонарушение взрослого продавца,
который продал подростку эту бутылку. Да и пагубность пивного алкоголизма
в национальном масштабе – это еще один «алкогольный» миф. Проведенные
недавно исследования показали, что «чисто» пивной алкоголизм составляет
1% среди всех больных алкоголизмом21,
а доминирование пива только в запоях и только в последний год перед
обследованием – 7,6% больных алкоголизмом22.
Для этих больных характерны переходы с одного напитка на другие,
в результате смены пьющей компании или других обстоятельств, но
чаще и к сожалению - со слабых на крепкие.
Резкое доминирование в потреблении спиртных напитков
водки обусловлено, помимо ее дешевизны, еще и тем, что грамм алкоголя
в водке самый дешевый. Это по официальным данным, а с учетом дешевого
нелегального алкоголя, еще дешевле23.
Иначе говоря, на рубль, истраченный на водку, можно получить более
сильное опьянение, чем на тот же рубль, истраченный на пиво, а тем
более - на вино. А главная цель выпивки – опьянение, которое
веселит и создает у пьющего видимость решения многих проблем.
И не только, а может быть и не столько россиян к водке толкают традиции,
как об этом часто говорят, сколько дешевизна этого самого «грамма».
![](img/t_graf026.gif)
Рисунок 26. Средняя цена 1 грамма алкоголя в напитках
Источник: расчеты автора (2006 г.)
Тяжесть алкогольных проблем страны в значительной степени
определяется большим количеством нелегально произведенного крепкого
алкоголя, который попадает на рынок, не облагаемый акцизами. Это
определяет его дешевизну и доступность, как для бедной части населения,
так и для молодежи. По разным оценкам, доля нелегального алкоголя
составляет от 40% до 60%24
всех крепких напитков, которые выпивает население России. В прошлые
годы, до начала антиалкогольной кампании, главным нелегальным напитком
был самогон. Его производство резко увеличилось во время кампании,
заложив экономический фундамент будущего нелегального производства.
В последние годы самогон почти вытеснен водкой, производимой на
легальных предприятиях, но уводимой от обложения налогами (так называемая
«водка третьей смены»). Рыночная стоимость такой водки лишь немного
превосходит ее себестоимость и стоимость пива, что делает невыгодным
изготовление самогона. Токсичность, как самогона, так и «водки
третьей смены» сильно преувеличена - население губит не низкое качество
спиртных напитков, а непомерное их количество (!). В условиях коррупции,
которая в России приняла системный характер, подавить нелегальное
производство спиртного очень трудно или невозможно, так как все
это производство держится на коррупции, которая содержит также мощное
водочное лобби в Думе. Именно поэтому думская антиалкогольная активность
носит показной характер и направлена на проблемы второго и третьего
плана. На коррупции держится государственный контроль алкогольной
отрасли. Вот почему так неэффективна в борьбе с нелегальным алкоголем
деятельность всех структур МВД. Министр внутренних дел доложил в
2009 году, что органами МВД было арестовано и ликвидировано 7 миллионов
литров алкогольных суррогатов. Но это количество соответствует 20
мл/чел/год или 0,15% всего выпитого в стране алкоголя. Если предположить,
что все другие показатели борьбы МВД с нелегальным алкоголем в той
же малой степени отражают реальное положение дел (в 2009 году ликвидирован
601 подпольный цех по изготовлению алкогольных суррогатов), можно
представить истинный размах подпольного производства.
И это - не считая «водки третьей смены.
2000 год, год смены президентской власти в России, стал
переломным и для алкогольной политики. Именно в этом году был создан
Росспиртпром, главной функцией которого было квотирование спирта
– распределение спирта по предприятиям, производящим алкогольные
напитки. Росспиртпрому были подчинены около ста таких предприятий
и дано право присоединять новые, что и делалось очень активно в
последующие годы. При этом значительная часть предприятий-производителей,
особенно мелких, обанкротилась. В том же году началась антипивная
кампания, а в следующем (декабрь 2001 года) в прямом телеинтервью
Президент сказал, что в России «в пересчете на чистый алкоголь на
душу населения потребление ниже, чем во Франции». И это верно, но
только по официальным данным, которые не учитывают нелегальное производство.
Затишье на поверхности алкогольной политики продолжалось до 2005
года, когда Президент издал два закона (№ 102-ФЗ и 114-ФЗ): по одному
вводилась новая маркировка алкогольной продукции с 1 января 2006
года, по второму – резкое повышение уставного капитала для производителей
и продавцов спиртного с 1 июля того же года. Но первые акцизные
марки были напечатаны только в конце января и только на полулитровые
бутылки водки; остальные печатались до конца года. А в середине
года закрылось огромное количество мелких предприятий, торгующих
спиртным, которые не могли осилить требования второго закона Президента.
Все это вызвало глубокую дезорганизацию алкогольного рынка, продолжавшуюся
два года, и как следствие - резкое снижение в 2006-2007 годах, как
потребления, так и связанной с алкоголем смертности, начавшей снижаться
еще в 2004 году. Снижение потребления было настолько значительным,
что не произошло экстремального подъема смертности в январе 2007
года, типичного для России в предыдущие и последующие годы (на рис.
27 - помесячные данные Росстата РФ о смертях мужчин при отравлении
алкоголем; зеленая прямая – регрессия для показателей 2004-2007
годов). В 2008 году торговля спиртным упорядочилась, а снижение
смертности замедлилось и вышло на плато (красная линия – полином
третьей степени для 2004-2013 годов). Примечательно, что замедление
смертности произошло и происходит на фоне все новых и новых антиалкогольных
законодательных актов и решений Правительства, которое ликвидировало
не оправдавший себя Росспиртпром, а многие его функции были переданы
вновь созданному Росалкогольрегулированию. Эта организация получила
важное дополнительное право на лицензирование предприятий, а вместе
с этим - возможность банкротить конкурентов и тем самым монополизировать
алкогольную отрасль. Замедление снижения смертности в 2009-2013
годах свидетельствует о том, что законодательные и административные
меры не эффективны.
![](img/t_graf027.gif)
Рисунок 27. Фактическое число смертей от отравления
алкоголем, линии линейной (зеленый пунктир) и полиномиальной (красный
пунктир) регрессии
17 Корнешов
А. Современный образ жизни населения, как фактор разрушения демографического
потенциала России // Автореферат диссертации доктора экономических
наук. 2010.
18 Simpura et al.
Russian drinking in the 1990's: patterns and trends in international
comparison // Demystifying Russian Drinking. National Research and
Development Centre for Welfare and Health. Research Report. 85.
1997, p. 79-107.
19 Global status
report on alcohol and health. WHO. 2011
20 Leon et all.
Hazardous alcohol drinking and premature mortality in Russia: a
population based case-control study // Lancet, 2007, 369, p. 2001-2009.
21 Илюк Р.Д. и соавт.
Сравнительное исследование зависимости от пива и крепких напитков
// С-Пб., 2012, 176 с.
22 Немцов А.В. и
соавт. Соотношение «пивного» и «водочного» алкоголизма: количественный
анализ доминирования //Вопросы наркологии, 2012, № 2, с. 32-46.
23 Немцов А.В. Алкогольная
смертность и алкогольная политика // Демографические перспективы
России. М., 2008, с. 442-484.
24 Счетная палата
РФ. Отчет-2002.
|