|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
ДОКЛАД О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗВИТИИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 2013
"Устойчивое развитие: вызовы Рио"
Под общей редакцией
С.Н. Бобылева
М., ООО "РА ИЛЬФ", 2013, 202 страницы
|
http://www.undp.ru/documents/NHDR-2013.pdf
В последние годы в нашей стране произошло заметное
сокращение смертности населения, но ее все еще высокий уровень
является главным вызовом российской системе охраны здоровья
и задачам модернизации общества и обеспечения его устойчивого
развития. По оценке экспертов Всемирной Организации Здравоохранения,
экономические потери только от смертности вследствие кардиологических
заболеваний, инсульта и диабета достигли в России 1% ВВП в
2005 г. Для сравнения, в других странах БРИК они составили
менее 0,35% ВВП, а в таких развитых странах, как Великобритания
и Канада, - менее 0,1% ВВП.
Для ответа на этот вызов необходимы существенные изменения
в образе жизни, в состоянии окружающей среды, особенно в городах
(вставка 3.4), и в самой системе здравоохранения.
Стр. 53
Сложившейся в нашей стране системе оказания медицинской
помощи присущи серьезные структурные диспропорции: доминирование
стационарной помощи и слабое развитие первичной, реабилитационной
и медико-социальной помощи, недостаточная координация деятельности
медицинских учреждений и врачей на разных этапах оказания
медицинской помощи. Доля расходов на стационарную помощь в
общем объеме расходов на здравоохранение почти в два раза
превышает долю амбулаторной помощи, в то время как в западноевропейских
странах они примерно равны. Более 30% госпитализаций могли
бы быть перенесены на амбулаторный этап без ущерба для здоровья
больного.
Изменение ситуации требует значительных политических, организационных,
финансовых ресурсов и времени. Ощутимое повышение структурной
эффективности здравоохранения потребует не менее 8-10 лет,
но чем дольше откладывается решение этих задач, тем дороже
будет обходиться государству содержание такого здравоохранения
в будущем.
Стр. 55.
По оценкам самих врачей, уровень квалификации
многих медицинских работников отстает от современных профессиональных
требований. Причинами этого являются как недостатки в системе
медицинского образования, так и невысокий уровень оплаты труда.
Если в России зарплата врача превышает среднюю по экономике
на 25% (2012 г.), то в странах Центральной Европы она в 1,5-2
раза выше средней, а в ведущих индустриально развитых странах
даже начинающие врачи принадлежат к верхнему среднему классу.
Стр. 55.
Среди необходимых мер по дальнейшему развитию
здорового образа жизни следует выделить:
- введение полного запрета на рекламу табачной продукции;
- поэтапное введение запрета на курение в общественных
местах;
- последовательное проведение политики повышения акцизов
на алкогольную и табачную продукцию; цены на табак должны
стать запретительными для подростков;
- повышение НДС на отдельные продукты питания, наносящие
наибольший вред здоровью (сладкая газированная вода, фаст-фуд
и т. д.);
- обеспечение доступа населения к объектам спортивной инфраструктуры
общеобразовательных учреждений, спортивных школ, ведомственных
объектов спортивной инфраструктуры;
- включение уроков здорового образа жизни в стандарт обучения
в младших и средних классах;
- масштабное расширение социальной рекламы здорового образа
жизни в прессе, на телевидении, в сети Интернет;
- обеспечение участия всех министерств и ведомств в формировании
профилактической среды, расширение полномочий министерства
здравоохранения как координатора этой деятельности.
Стр. 56-57.
В последние годы изменения климата рассматриваются
как один из важных факторов, оказывающих влияние на здоровье
и смертность населения наряду с такими традиционными факторами
риска индустриальной эпохи, как загрязнение атмосферного воздуха
и питьевой воды, курение, наркотические вещества и другие.
По оценкам ВОЗ, климатические изменения в настоящее время
являются причиной примерно 150 тыс. преждевременных смертей
в мире и 55 млн. человеко-лет нетрудоспособности в среднем
в год, что составляет, соответственно, 0,3% и 0,4% мировых
показателей смертности и нетрудоспособности. Изменения климата
влияют на здоровье человека различными путями. Прямое воздействие
включает увеличение числа дней с аномально высокими и/или
низкими температурами, числа наводнений, штормов, тайфунов;
косвенное воздействие опосредуется экологическими или социально-экономическими
факторами (увеличение площади засушливых земель, уменьшение
объемов доброкачественной питьевой воды и др.).
Стр. 120-121.
Индекс человеческого развития (ИЧР) регионов РФ
рассчитывается по старой методике ПРООН в связи с отсутствием
официальных статистических данных о средней и ожидаемой продолжительности
обучения. Измерение устойчивости развития регионов с помощью
ИЧР показывает благоприятную картину, во всех регионах индекс
за 2000-е годы существенно вырос. В целом по России индекс
за 2010 г. незначительно вырос по сравнению с предыдущим годом.
Рост отмечался в 71 регионе из 80 (индекс не рассчитывается
для трех автономных округов, входящих в состав других регионов).
Быстрее рос ИЧР Сахалинской области и Красноярского края благодаря
опережающему экономическому росту за счет добычи нефти и газа.
В Республике Тыва выросла продолжительность жизни и другие
компоненты индекса. В регионах Крайнего Севера (Магаданская,
Мурманская области, Республика Коми), в Ингушетии лучшая динамика
ИЧР обусловлена статистической причиной: перепись 2010 г.
выявила существенное сокращение численности их населения,
поэтому показатели душевого ВРП и охвата образованием выросли.
Снижение значений индекса в Москве также обусловлено статистической
причиной - значительным ростом численности ее населения по
данным последней переписи. Главный фактор негативной динамики
ИЧР Чукотского АО - снижение на полтора года ожидаемой продолжительности
жизни.
С.-Петербург вышел на второе место после Москвы в рейтинге
регионов, т.к. формула старой методики расчета ограничивает
вклад экономического компонента в ИЧР ведущего региона ТЭК
- Тюменской области. Помимо федеральных городов, в первой
десятке рейтинга представлены регионы со специализацией на
отраслях экспортной экономики - добыче топливных ресурсов
и металлургии. Из них только Белгородская область, Республика
Татарстан и, в меньшей степени, Томская область имеют высокий
рейтинг по всем трем индикаторам ИЧР, т.е. развитие человеческого
потенциала в них более сбалансировано. Среди регионов с низким
ИЧР стало больше депрессивных регионов вследствие кризисного
спада их экономики и низкой ожидаемой продолжительности жизни.
Ранее доминировавшие среди аутсайдеров наименее развитые республики
получают масштабную помощь из федерального бюджета, они не
ощутили серьезного экономического спада в период кризиса,
и социальные индикаторы ИЧР в них более благополучны.
Региональная дифференциация по ИЧР почти не меняется: немногим
более 20% населения России живет в относительно благополучных
регионах (в т.ч. 8% в Москве), около 10% - в регионах-аутсайдерах,
а более 2/3 - в регионах со средним уровнем человеческого
развития. Эти пропорции не менялись в течение 2000-х годов,
т.е. неравенство носит устойчивый характер.
Стр. 149.
|
Вниманию читателей предлагается шестнадцатый национальный
Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. Подобные
Доклады издаются по инициативе Программы развития ООН (ПРООН) во
многих странах мира. Выходят также ежегодные мировые Доклады, содержащие
обозрения по странам мира в целом. Доклады готовятся группами независимых
экспертов.
Основная цель Доклада 2013 года - рассмотреть задачи
перехода России к устойчивому развитию в контексте человеческого
развития, показать необходимость учета в таком переходе социальных,
экологических и экономических факторов. Необходима новая парадигма
развития, которая способна обеспечить благосостояние общества без
избыточного давления на природу. С этих позиций в Докладе рассматриваются
новые подходы к развитию образования и науки, улучшению здоровья,
разработке модели "зеленой" экономики и индикаторов устойчивости.
Особое внимание уделено совершенствованию энергетической, климатической
и региональной политик, роли гражданского общества и бизнеса в переходе
к устойчивому развитию.
В Докладе 2013 года используются уточненные формулировки
ряда ключевых терминов по сравнению с изданиями предыдущих лет:
"человеческое развитие" вместо "развитие человеческого
потенциала", "Доклад о человеческом развитии" вместо
"Доклад о развитии человеческого потенциала", "Индекс
человеческого развития" (ИЧР) вместо "Индекс развития
человеческого потенциала (ИРЧП)".
Доклад предназначен для высшего управленческого персонала,
ученых-политологов, преподавателей, научных работников и студентов
высших учебных заведений.
СОДЕРЖАНИЕ
Из "Выступления Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева
на Конференции ООН по устойчивому развитию "Рио+20""
ПРЕДИСЛОВИЕ
ОБЩИЙ ОБЗОР
ВВЕДЕНИЕ. "Рио+20": новые вызовы и выбор России
ГЛАВА 1. Россия и мир: курс на устойчивое развитие
Вставка 1.1. Некоторые показатели устойчивого развития из Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года
Вставка 1.2. Неправительственные общественные экологические организации
Вставка 1.3. Опыт Томской области в переходе к устойчивому развитию
и реализации проектов "зеленого" роста
ГЛАВА 2. Наука и образование для устойчивого развития
Вставка 2.1. Концепции рационального природопользования и устойчивого
развития
Вставка 2.2. Междисциплинарность концепции рационального природопользования
Вставка 2.3. Технологическая платформа "Технологии экологического
развития"
Вставка 2.4. Наука - практике устойчивого развития
Вставка 2.5. Веб-семинары по образованию для устойчивого развития
Вставка 2.6. Российско-шведский проект по ОУР
ГЛАВА 3. Здоровье и устойчивое развитие
Вставка 3.1. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение
молодежи в современной России
Вставка 3.2. Современные проблемы оценки заболеваемости населения
и ее тенденций
Вставка 3.3. Политика формирования здорового образа жизни и профилактики
заболеваний, проводимая в России
Вставка 3.4. Здоровье населения и качество окружающей среды
Вставка 3.5. Условия труда и здоровье работающего населения
Вставка 3.5.1. О реализации государственной политики в области
охраны труда
ГЛАВА 4. Новая "зеленая" экономика для мира
и России
Вставка 4.1. Выгоды сохранения водно-болотных угодий
Вставка 4.2. Взаимоотношения России с международными организациями
в 2012 г.
ГЛАВА 5. Энергетическая эффективность: ключевой элемент
новой экономики
Вставка 5.1. Региональные и гражданские инициативы по энергоэффективности
и ВИЭ
ГЛАВА 6. Климатическая политика и человеческое развитие
Вставка 6.1. Аномальная жара и здоровье населения Москвы летом
2010 г.
Вставка 6.2. Федеральные целевые программы (ФЦП) и эмиссия парниковых
газов
Вставка 6.3. О привлечении международного опыта при обеспечении
"климатической нейтральности" Олимпиады в Сочи
ГЛАВА 7. Региональное развитие: в попытке достижения
устойчивости
Таблица 7.2. Индекс человеческого развития
ГЛАВА 8. Российский бизнес и устойчивое развитие: внедрение
международных стандартов в управление экологическими рисками
Вставка 8.1. Проблемы развития добровольных механизмов экологической
ответственности
Вставка 8.2. Система экологического менеджмента по стандарту ISO
Вставка 8.3. Экологические риски ставят под угрозу прибыльность
и конкурентоспособность российского бизнеса
Вставка 8.4. Лесная сертификация по схеме Лесного попечительского
совета (FSC) в России
Вставка 8.5. Сертификация Морского Попечительского Совета (MSC)
в России
ГЛАВА 9. Индикаторы устойчивого развития
Вставка 9.1. Эколого-экономический индекс регионов России
ГЛАВА 10. Устойчивое развитие и гражданское общество
Вставка 10.1. Гражданские инициативы по экологии и культуре "Яснополянское
соглашение"
Вставка 10.2. Движение в поддержку устойчивого развития (гражданские
инициативы к Конференции ООН по устойчивому развитию: "Рио+20")
Вставка 10.3. Инициативы гражданского общества по развитию молодежного
движения "Молодежь за экологию и культуру"
Вставка 10.4. Инициативы в области образования и просвещения по
экологии и устойчивому развитию
Вставка 10.5. Международный координационный совет "Наш общий
дом - Алтай"
Методика измерения индекса человеческого развития для субъектов
Российской Федерации
|