|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Демографический
прорыв или движение по кругу?
Часть вторая |
|
Над темой номера работал
|
|
Анатолий ВИШНЕВСКИЙ
|
|
Миграция как экономический ресурс
Демографический фактор – не единственный, который придает
новый смысл массовому притоку мигрантов в Россию, не меньшее значение
имеет и экономический фактор, и важно понять взаимосвязь между тем
и другим.
Мы видели, что значительный приток мигрантов в Россию
в последние два десятилетия, внесший заметный вклад в смягчение
ее демографических проблем, был обусловлен, прежде всего, процессами
репатриации, резко активизировавшимися после распада СССР. Однако
это, скорее, исключительная ситуация. Преобладающие в современном
мире миграции – трудовые, они диктуются экономическими соображениями.
Массовые потоки международной трудовой миграции – следствие разности
потенциалов рынков труда отдающих и принимающих стран, демографический
же эффект, при всей его важности, оказывается побочным. Без экономического
механизма, как правило, невозможно привлечь достаточное количество
мигрантов, даже если они нужны по демографическим соображениям.
Более того, демографические соображения – умозрительны,
не сразу осознаются, далеко не всеми принимаются и сами по себе
едва ли могут реализоваться в активной миграционной политике. Экономические
же соображения, напротив, очень конкретны, затрагивают очень большое
число экономических агентов, проявляются с большой настоятельностью
и прокладывают себе дорогу даже при большом сопротивлении противников
иммиграции или эмиграции.
В конечном счете, демографические и экономические соображения,
вообще говоря, имеющие разную природу, оказываются тесно связанными
между собой. В частности, миграционный путь решения демографических
проблем депопулирующих или близких к депопуляции стран в очень большой,
если не в решающей степени становится возможным благодаря действию
непреложных законов экономики.
Острота экономических требований может быть различной
и не всегда совпадает с остротой демографических требований. Об
этом наглядно свидетельствует динамика так называемого «демографического
дивиденда» в России на протяжении двух последних десятилетий.
Несмотря на то, что, начиная с 1992 года, в России отмечается
естественная убыль населения, что само по себе служит показателем
остроты демографических проблем, изменения соотношений различных
возрастных групп были благоприятными, выгодными с экономической,
социальной или демографической точек зрения, что, в определенном
смысле, смягчало остроту нараставшего кризиса или маскировало его.
Это и означало получение «демографического дивиденда».
В частности, сокращение численности населения долгое
время сопровождалось увеличением числа (а значит и доли) лиц в трудоспособном
возрасте (мужчин от 16 до 60 и женщин от 16 до 55 лет): в 1993 году
оно не достигало 84 млн., в 2006 году превысило 90 млн. Одновременно
резко сократилось число детей до 16 лет – с 35,8 млн. в 1992 до
22,7 млн. в 2006 году. Число же лиц пенсионных возрастов почти не
менялось, оставаясь на уровне 29-30 млн., и в 2006 году было даже
несколько меньшим, чем в 2002. В результате непрерывно снижалась
демографическая нагрузка на трудоспособное население. В 1993 году
она составляла 771 человек в «иждивенческих» - до и после трудоспособного
- возрастах на 1000 лиц в трудоспособном возрасте, тогда как в 2006
– всего 580 на 1000, столь низкой она не была никогда прежде. Разумеется,
это не могло не сказаться благоприятно на потребности в социальных
расходах государства: в той мере, в какой она зависит от демографических
соотношений, она была минимальной. Заметим, что и в этих условиях
ситуация на рынке труда не была идеальной, спрос превышал предложение
и в значительной мере покрывался за счет легальной и нелегальной
трудовой миграции.
Начиная со второй половины минувшего десятилетия ситуация
стала меняться в худшую сторону. В 2007 году численность населения
в трудоспособном возрасте впервые за длительный период сократилась.
Эти сокращение быстро нарастает, и даже при самом благоприятном
развитии событий численность трудоспособного населения к 2025 году
сократится почти на 9 млн. человек, после чего начнет расти. При
менее благополучном развитии сокращение до 2030 года может достичь
15 млн. человек, без последующего перехода к росту (рис. 22).
Рисунок 22. Убыль населения в трудоспособном возрасте
по трем вариантам прогноза Росстата, тысяч человек
Источник: Росстат
Иногда полагают, что положение можно хотя бы частично
исправить за счет повышения возраста выхода на пенсию. Но это –
иллюзия. Сокращение численности трудоспособного населения лишь замедлится
на несколько лет, но зато потом оно будет еще большим (рис. 23).
Рисунок 23. Убыль населения в трудоспособном возрасте
при разных определениях границ трудоспособности по среднему варианту
прогноза Росстата, тысяч человек
Источник: Росстат
Сильное «сжатие» предложения на рынке труда в ближайшие
10-15 лет неизбежно, и оно будет сопровождаться ростом экономической
нагрузки на каждого трудоспособного. Сейчас на каждую тысячу лиц
в трудоспособном возрасте приходится порядка 570 детей и пожилых,
по низкому варианту прогноза это число увеличится на 159 человек,
по среднему – на 213, по высокому – на 242 (рис. 24). Такое увеличение
обернется огромным ростом социальных расходов и, со своей стороны,
обострит экономическую ситуацию в стране.
Рисунок 24. Нагрузка молодежью (до 20 лет) и пожилыми
(старше 60 лет) на 1000 трудоспособных в возрасте 20-59 лет, человек
Таким образом, демографические процессы будут подталкивать
экономику к формированию растущего спроса на труд мигрантов и, в
конечном счете, именно рынок труда, «экономика» в широком смысле
слова будет главным «промиграционным агентом», и противостоять его
требованиям не смогут никакие политики. Демографические и экономические
соображения будут требовать все большего притока мигрантов, и эта
растущая потребность, соединяясь с миграционным давлением извне,
со стороны бедных и перенаселенных стран, обусловит постоянный приток
в страну выходцев из соседних, а, возможно, и из более отдаленных
стран. Вопросы, связанные с миграцией, будут неизбежным и приобретающим
все большую важность пунктом повестки дня XXI века в России. Это
будет очень серьезный вызов для России, но это и шанс, который нельзя
упустить. Пока мы находимся только на дальних подступах к пониманию
миграционной проблемы во всей ее полноте, не говоря уже о ее решении.
§ § § § §
В феврале 2012 года, выступая перед студентами Новосибирского
университета, вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что население
России должно составлять 500 млн. человек. Он полагает, что этого
результата можно достичь с помощью повышения рождаемости. «Без детей
не будет 500 млн населения России, которое нам позарез нужно», -
цитировало слова Рогозина РИА «Новости»30.
Трудно представить себе что-нибудь более оторванное
от действительности, чем это заявление. К сожалению, законы демографии
неумолимы. Свой шанс на «демографический взрыв», пусть и не такой
большой, как хотелось бы Рогозину, Россия упустила в ХХ веке – и
не без помощи политиков, которые думали, что они стоят выше законов
природы и общества, а, может быть, просто и не подозревали о существовании
таковых. Не думаю, что Россия выиграет от того, что ко всем утопиям,
которым она отдала дань в недавнем прошлом, добавится еще и утопия
демографическая. Гораздо полезнее трезвый взгляд на наши весьма
неприглядные демографические дела и, соответственно, трезвая демографическая
политика, которая, как и любая политика, - не более, чем искусство
возможного.
30 Росбалт,
9 февраля 2012 г. http://www.rosbalt.ru/main/2012/02/09/943901.html
|