|    | 
               
                |  | ДТП и смертность 
                  в России |   
                |  | 
                     
                      | Над темой номера работали |   
                      |  |  |   
                      | Анатолий ВИШНЕВСКИЙ
 | Тимур ФАТТАХОВ
 |  |   Бороться со смертностью от ДТП нельзя вслепую Борьба с ДТП и их тяжелейшими последствиями не может 
              быть вырвана из контекста борьбы со всеми внешними причинами смерти, 
              потому что у всех у них имеются общие корни, и ДТП – лишь одно и 
              притом не главное проявление более общей российской проблемы высокой 
              смертности от внешних причин.  Это проблема все еще низкой ценности жизни и здоровья 
              на шкале ценностей российского общества, что проявляется и в недофинансировании 
              всего, что связано с личной безопасностью человека, идет ли речь 
              о здравоохранении или системе дорожной безопасности; и в различных 
              формах рискового поведения людей – начиная с лихачества на дорогах 
              и кончая потреблением алкоголя по «северному типу» («залповое» потребление 
              крепких напитков в больших дозах), и в ряде других факторов, экономических 
              и культурных. Но все это не исключает, разумеется, необходимости пристального 
              внимания к проблеме снижения дорожно-транспортного травматизма и 
              потерь от него. Пока эта проблема лишь ждет своего решения в России. 
              Она многоаспектна, ее решение требует усиления внимания ко всем 
              факторам, от которых зависят ДТП и их последствия. Необходимо поставить 
              под контроль все фазы ситуации, в которой могут возникать ДТП, включающие 
              в себя предупреждение аварии, предупреждение травматизма во время 
              аварии и оказание срочной и эффективной помощи, когда в аварии имеются 
              потерпевшие. Следует настойчиво добиваться ослабления факторов риска, 
              связанных с водителями, транспортной техникой и окружающей средой. 
             В какой мере российское общество, его государственные 
              органы готовы к эффективной борьбе с ДТП и их последствиями?  В мире эта проблема все лучше осознается и как одна 
              из центральных для сохранения здоровья и жизни людей, и как немаловажная 
              для экономики. По некоторым оценкам, экономическое бремя дорожно-транспортных 
              происшествий достигает 3% ВВП4. 
              Не удивительно, что на исследования и разработки по проблемам транспортного 
              травматизма в мире расходуется больше средств, чем на исследования 
              и разработки по туберкулезу5. 
              На дорожно-транспортные происшествия давно перестали смотреть как 
              на «случайность», усилия, направленные на их предотвращение и ослабление 
              их негативных последствий тщательно продумываются, структурируются. 
              На это уже несколько десятилетий направлена работа многочисленных 
              научных центров, таких, например, как Шведский национальный институт 
              дорожно-транспортных исследований, Лаборатория дорожных исследований 
              Великобритании (ТРЛ Лтд.), Нидерландский институт исследований дорожно-транспортной 
              безопасности (СВОВ), исследовательские центры при университетах 
              в США, Австралии, Великобритании, Германии и т.д. Занимаются этим 
              и правительственные организации, например, в США - Национальная 
              администрация безопасности движения на шоссейных дорогах (НХТСА) 
              и Национальный центр предотвращения и контроля травм при Центрах 
              контроля и профилактики заболеваний.  В России, видимо, считается, что с ДТП и их последствиями 
              можно справиться без всяких исследований, исходя из одного лишь 
              здравого смысла депутатов и чиновников. Совсем не смешно выглядит 
              длившаяся десятилетиями и ничем не кончившаяся история попыток создать 
              серьезный исследовательский центр по безопасности дорожного движения 
              в системе МВД. Еще в 1954 году в составе научно-исследовательского 
              института криминалистики (НИИК) МВД СССР был образован отдел безопасности 
              движения (из пяти человек). В 1962 году в отделе оперативной техники 
              и связи научно-исследовательского института милиции (НИИМ) МВД РСФСР 
              была создана группа безопасности движения.  В 1965 году в составе научно-исследовательского института 
              милиции при МООП РСФСР снова создан отдел проблем безопасности движения. 
              В 1974 году образован Всесоюзный научно-исследовательский институт 
              безопасности дорожного движения (ВНИИБД) МВД СССР со своей лабораторной 
              базой, вычислительным центром, типографией и научной библиотекой. 
              
 Но в 1985 году он был упразднен, а в составе ВНИИ МВД 
              СССР была образована научно-исследовательская лаборатория по разработке 
              проблем обеспечения безопасности дорожного движения.  В 1988 году Распоряжением Совета Министров СССР создан 
              научно-исследовательский центр по безопасности дорожного движения 
              (ВНИЦБД) МВД СССР (на правах института). В 1992 году на базе упраздненного 
              ВНИЦБД МВД СССР образован научно-исследовательский центр Госавтоинспекции 
              МВД России (на правах института)6. 
             Где все эти институты, центры и руководители с научными 
              степенями? Могут ли они объяснить, почему в России, где число легковых 
              автомобилей на 1000 жителей в 2,5 раза меньше, чем в Италии, смертность 
              от ДТП в расчете на 1000 автомобилей в 10 раз выше, чем у экспансивных 
              итальянцев? Почему она в 17 раз выше, чем у флегматичных англичан, 
              которые при этом еще и полагают, что у них 17% всех смертей от ДТП 
              связаны с употреблением алкоголя, а мы оцениваем эту долю всего 
              в 6%? В последнее время публикуется кое-какая информация о 
              ДТП и их последствиях, но сколько времени упущено! Росстат публикует 
              данные о смертности от ДТП, лишь начиная с 2006 года, причем данные 
              Росстата расходятся с данными ГИБДД (рис. 25). Причина этих расхождений 
              не разъясняется, что неизбежно порождает вопрос о достоверности 
              информации и о рассогласованных действиях государственных органов. 
 Рисунок 25. Погибшие в ДТП по данным Росстата и ГИБДД, 
              тысяч Едва ли у кого-нибудь вызывает сомнение, что России 
              необходима комплексная программа снижения опасности на дорогах. 
              Но ее разработка требует лучшего знания реальной ситуации, лучшей 
              статистики, более глубокого научного анализа. В отсутствии же научных 
              исследований и регулярных публикаций по проблемам ДТП (публикаций 
              очень мало!), остается лишь принятие случайных импульсивных решений, 
              только загоняющих болезнь внутрь.  
 
              4 Европейский доклад 
              о состоянии безопасности дорожного движения. ВОЗ, 2009, с. vii.5 Всемирный доклад 
              по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. ВОЗ, 2004, 
              с. 6.
 6 Официальный сайт 
              ГИБДД http://www.gibdd.ru/info/history/; 
              Сайт Пермского краевого управления ГИБДД http://gibdd.perm.ru/index.php?do=static&page=gibddhistory
  
              
             |