|
 |
ДТП и смертность
в России |
|
Над темой номера работали
|
 |
 |
Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ
|
Тимур
ФАТТАХОВ
|
|
Бороться со смертностью от ДТП нельзя вслепую
Борьба с ДТП и их тяжелейшими последствиями не может
быть вырвана из контекста борьбы со всеми внешними причинами смерти,
потому что у всех у них имеются общие корни, и ДТП – лишь одно и
притом не главное проявление более общей российской проблемы высокой
смертности от внешних причин.
Это проблема все еще низкой ценности жизни и здоровья
на шкале ценностей российского общества, что проявляется и в недофинансировании
всего, что связано с личной безопасностью человека, идет ли речь
о здравоохранении или системе дорожной безопасности; и в различных
формах рискового поведения людей – начиная с лихачества на дорогах
и кончая потреблением алкоголя по «северному типу» («залповое» потребление
крепких напитков в больших дозах), и в ряде других факторов, экономических
и культурных.
Но все это не исключает, разумеется, необходимости пристального
внимания к проблеме снижения дорожно-транспортного травматизма и
потерь от него. Пока эта проблема лишь ждет своего решения в России.
Она многоаспектна, ее решение требует усиления внимания ко всем
факторам, от которых зависят ДТП и их последствия. Необходимо поставить
под контроль все фазы ситуации, в которой могут возникать ДТП, включающие
в себя предупреждение аварии, предупреждение травматизма во время
аварии и оказание срочной и эффективной помощи, когда в аварии имеются
потерпевшие. Следует настойчиво добиваться ослабления факторов риска,
связанных с водителями, транспортной техникой и окружающей средой.
В какой мере российское общество, его государственные
органы готовы к эффективной борьбе с ДТП и их последствиями?
В мире эта проблема все лучше осознается и как одна
из центральных для сохранения здоровья и жизни людей, и как немаловажная
для экономики. По некоторым оценкам, экономическое бремя дорожно-транспортных
происшествий достигает 3% ВВП4.
Не удивительно, что на исследования и разработки по проблемам транспортного
травматизма в мире расходуется больше средств, чем на исследования
и разработки по туберкулезу5.
На дорожно-транспортные происшествия давно перестали смотреть как
на «случайность», усилия, направленные на их предотвращение и ослабление
их негативных последствий тщательно продумываются, структурируются.
На это уже несколько десятилетий направлена работа многочисленных
научных центров, таких, например, как Шведский национальный институт
дорожно-транспортных исследований, Лаборатория дорожных исследований
Великобритании (ТРЛ Лтд.), Нидерландский институт исследований дорожно-транспортной
безопасности (СВОВ), исследовательские центры при университетах
в США, Австралии, Великобритании, Германии и т.д. Занимаются этим
и правительственные организации, например, в США - Национальная
администрация безопасности движения на шоссейных дорогах (НХТСА)
и Национальный центр предотвращения и контроля травм при Центрах
контроля и профилактики заболеваний.
В России, видимо, считается, что с ДТП и их последствиями
можно справиться без всяких исследований, исходя из одного лишь
здравого смысла депутатов и чиновников. Совсем не смешно выглядит
длившаяся десятилетиями и ничем не кончившаяся история попыток создать
серьезный исследовательский центр по безопасности дорожного движения
в системе МВД. Еще в 1954 году в составе научно-исследовательского
института криминалистики (НИИК) МВД СССР был образован отдел безопасности
движения (из пяти человек). В 1962 году в отделе оперативной техники
и связи научно-исследовательского института милиции (НИИМ) МВД РСФСР
была создана группа безопасности движения.
В 1965 году в составе научно-исследовательского института
милиции при МООП РСФСР снова создан отдел проблем безопасности движения.
В 1974 году образован Всесоюзный научно-исследовательский институт
безопасности дорожного движения (ВНИИБД) МВД СССР со своей лабораторной
базой, вычислительным центром, типографией и научной библиотекой.
Но в 1985 году он был упразднен, а в составе ВНИИ МВД
СССР была образована научно-исследовательская лаборатория по разработке
проблем обеспечения безопасности дорожного движения.
В 1988 году Распоряжением Совета Министров СССР создан
научно-исследовательский центр по безопасности дорожного движения
(ВНИЦБД) МВД СССР (на правах института). В 1992 году на базе упраздненного
ВНИЦБД МВД СССР образован научно-исследовательский центр Госавтоинспекции
МВД России (на правах института)6.
Где все эти институты, центры и руководители с научными
степенями? Могут ли они объяснить, почему в России, где число легковых
автомобилей на 1000 жителей в 2,5 раза меньше, чем в Италии, смертность
от ДТП в расчете на 1000 автомобилей в 10 раз выше, чем у экспансивных
итальянцев? Почему она в 17 раз выше, чем у флегматичных англичан,
которые при этом еще и полагают, что у них 17% всех смертей от ДТП
связаны с употреблением алкоголя, а мы оцениваем эту долю всего
в 6%?
В последнее время публикуется кое-какая информация о
ДТП и их последствиях, но сколько времени упущено! Росстат публикует
данные о смертности от ДТП, лишь начиная с 2006 года, причем данные
Росстата расходятся с данными ГИБДД (рис. 25). Причина этих расхождений
не разъясняется, что неизбежно порождает вопрос о достоверности
информации и о рассогласованных действиях государственных органов.

Рисунок 25. Погибшие в ДТП по данным Росстата и ГИБДД,
тысяч
Едва ли у кого-нибудь вызывает сомнение, что России
необходима комплексная программа снижения опасности на дорогах.
Но ее разработка требует лучшего знания реальной ситуации, лучшей
статистики, более глубокого научного анализа. В отсутствии же научных
исследований и регулярных публикаций по проблемам ДТП (публикаций
очень мало!), остается лишь принятие случайных импульсивных решений,
только загоняющих болезнь внутрь.
4 Европейский доклад
о состоянии безопасности дорожного движения. ВОЗ, 2009, с. vii.
5 Всемирный доклад
по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. ВОЗ, 2004,
с. 6.
6 Официальный сайт
ГИБДД http://www.gibdd.ru/info/history/;
Сайт Пермского краевого управления ГИБДД http://gibdd.perm.ru/index.php?do=static&page=gibddhistory
|